Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »

Контрольная работа: Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Инновационная деятельность и ее государственное регулирование [13.11.15]

Тема: Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.85K | Скачано: 40 | Добавлен 13.11.15 в 15:52 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Необходимость, сущность и виды инновационной политики 4

2. Инновационная политика государства в  современных условиях 9

3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 13

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

Экономика России стоит перед вызовом модернизации. Практика пореформенных лет показала, что сама по себе трансформация отношений собственности не приводит к созданию основ устойчивого экономического роста, не тождественна процессу модернизации, поскольку модернизация представляет собой комплексный процесс, охватывающий экономическую, социальную, политико-правовую, культурную сферы общественной жизни.

Преодоление отсталости требует не только обновления материальной и технологической базы, но и трансформации всей системы общественных институтов, изменения ценностных ориентаций, прежде всего повышения инновационной культуры; углубления специализации людей и институтов по видам деятельности. Иначе говоря, проведение модернизации подразумевает повсеместное осуществление комплекса взаимосвязанных инноваций как на микроуровне (в организациях), так и на мезо; и макро; уровне. Поэтому разработка стратегии модернизации экономики требует всестороннего анализа инновации как экономической категории.

Сказанное определяет актуальность данной темы на сегодняшний день.

Цель данной работы – раскрыть сущность инновационной деятельности и особенности ее государственного регулирования.

В написании работы используются разнообразные источники.

 

1. Необходимость, сущность и виды инновационной политики

Слово “инновация” произошло от латинского “innovare”, что означает “использовать нечто новое”. Определений термина “инновация” существует множество, что, безусловно, свидетельствует о сложности, многоаспектности данной научной категории. Так, Б. Твисс под инновацией понимает “процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание”. Другой известный учёный в этой области Б. Санто также рассматривает инновацию как процесс: “это такой общественно технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, то её появление на рынке может принести добавочный доход” .

Инновацию можно трактовать и как результат. Так, Й. Шумпетер определил инновацию “как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом”. В понимании Ю. Яковца “инновация – это внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности”. В рамках т.н. “Руководства Осло” (международный стандарт, принятый ОЭСР в 1992 г.) инновация определена как “конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам”.

На основе анализа этих и других определений термина “инновация”  мы попытались выделить её характерные черты. Сюда, прежде всего, относится:

-  Инновация не представляет собой исключительное, редкое явление. Напротив, инновации осуществляются повсеместно: в любую эпоху, во всех сферах деятельности, независимо от месторасположения объекта;

- В основе инновации любого вида лежат знания, т.е. созданная инноватором либо адаптированная им под нужды собственного предприятия (объекта управления) информация, использование которой может дать социально-экономический эффект. Следует заметить, что речь идёт только о тех знаниях, которые обусловливают новизну. К примеру, коммерциализация нового продукта иногда бывает связана с технологическими ноу-хау, которыми организация обладала задолго до этого;

- Высокий риск, имманентно присущий инновационному процессу, вследствие необратимого характера затрат на НИОКР, на коммерциализацию и, заметим, для потребителя – на переход к использованию нового товара – и неопределённости конечного результата;

- Реализация на практике. До тех пор пока новое знание не нашло воплощения в реальном мире, оно лишь потенциально является инновацией;

- Следствием инновации (в конечном итоге) обязательно является создание новой потребительской выгоды либо улучшение существующей характеристики товара, либо снижение издержек производства или обращения;

- Как правило, инновация является комплексным процессом. Например, создание нового продукта требует внесения необходимых изменений в технологический процесс; выход на новый рынок требует изменения организационной структуры и т.д. При этом инновации одного вида, например технологические, могут быть взаимозависимы:

радикальная инновация требует множества улучшающих нововведений. Поэтому инновацию следует рассматривать не как однократный, но как не имеющий чётких временных границ кумулятивный процесс практической реализации новых знаний;

В результате внедрения инновации предприниматель должен получать социально-экономический эффект на протяжении определённого периода времени, т.е. инновация обладает свойством воспроизводимости; 

- Внедрение инноваций осуществляется не только в деятельность экономических, но и других объектов общественной жизни.

Таким образом, инновация представляет собой средство повышения эффективности функционирования организации, в основе которого лежат созданные при участии данной организации или адаптированные ей под свои нужды знания. В этом определении мы разграничиваем инновацию и имитацию, поскольку необходимым условием инновации считаем прогресс в области знаний; инновацию и диффузию инновации, так как организация сама должна участвовать в получении нового знания; инновацию и изобретение (промышленный образец), поскольку инновация предполагает признание потребителями, промышленный образец – лишь материальное воплощение нового знания. Данное правило позволяет нам избежать двойного счёта: к примеру, нет оснований считать инновационной фирму, распространяющую новый продукт по схеме франчайзинга.

Сущность инноваций раскрывается в их типологии. Поскольку инновация представляет собой комплексное, многогранное научное понятие, то существует множество критериев классификации нововведений.

Здесь едва ли не столько же вариантов, сколько определений термина инновация. Из некоторых признаков типологизации можно назвать следующие: по предметному содержанию новшества, отраслевой принадлежности, временному и пространственному охвату, уровню регуляции и управления, характеру побуждения, глубине или характеру инновации, стратегии осуществления, степени обоснованности момента введения, объекту инновации, подходу к инновациям, значимости и т.д. Большая часть критериев имеет, с нашей точки зрения, общенаучный характер, т.е. применима практически к любому явлению, концентрируется на вторичных признаках, следовательно, не отражает специфику инновации как объекта управления. Поэтому крайне актуальной задачей является разработка новых (совершенствование имеющихся) подходов, что будет способствовать повышению эффективности управления инновациями.

Й. Шумпетер, основоположник теории инноваций, выделял пять типов инноваций:

- Использование новой техники, технологических процессов или способов осуществления коммерческих операций;

- Внедрение продукции с новыми свойствами (новая функция либо улучшение уже заложенных в товаре функций);

- Использование нового сырья, полуфабрикатов;

- Изменения в структуре управления предприятием;

- Появление новых рынков сбыта.

В настоящее время базовой классификацией является несколько изменённая группировка нововведений, приведённая Й. Шумпетером. Принято выделять продуктовые, процессные, сервисные, маркетинговые и управленческие инновации. Таким образом, использование нового сырья было исключено как самостоятельный тип инноваций, логично отнесено к процессным (ведь инновации представляют собой комплексное явление), в то время как появление новых рынков сбыта представляет собой, по сути, один из этапов диффузии нововведения. Под сервисными инновациями следует понимать инновации, связанные с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия.

По уровню новизны Ю. Яковец выделяет следующие группы инноваций:

- Эпохальные – это инновации, осуществляемые раз в несколько столетий; процесс их внедрения и диффузии длится десятилетиями; они ведут к глубоким трансформациям той или иной сферы жизни общества. Пример: изобретение письменности, создание огнестрельного оружия (данная категория инноваций предложена С. Кузнецом).

- Базисные (радикальные) – осуществляются приблизительно раз в пятьдесят лет. На их основе создаются новые технологические уклады, новые отрасли, новые формы организации производства.

- Улучшающие – представляют собой совершенствование отдельных параметров продукции, технологии, институтов.

- Псевдоинновации – ложные пути человеческой изобретательности, направленные на частичное улучшение и продление агонии устаревших технологий, институтов и т.д. (предложено Г. Меншем).

Инновации также принято подразделять  по причинам возникновения на стратегические (результат целенаправленного поиска организацией новых возможностей) и реактивные (представляют собой реакцию фирмы на изменение внешней среды). Анализ инноваций по видам источников идей позволяет детализировать указанный подход. Соответственно, к инновациям, в значительной степени являющимся реактивными по своей природе, мы можем отнести следующие [16]:

- Инновации, инициированные клиентами – нововведения, разработанные исключительно на основе ясно выраженных потребностей целевого сегмента. Компании, опирающиеся на такие инновации (как правило, это предприятия сферы услуг, поставщики крупных компаний), обладают эффективными управленческими технологиями обратной связи с клиентами; стремятся установить долгосрочные отношения с клиентами. Успешность инноваций определяется уровнем удовлетворения клиентов

-Инновации, обусловленные действиями конкурентов – нововведения, реализованные в ответ на действия конкурентов. Предприятия, стратегия которых базируется на инновациях указанного типа, обычно стремятся занять положение “второго лучшего”. При этом коммерциализируемые инновации, как правило, являются улучшающими и легко поддаются имитации. Основные показатели успешности внедрения – доля рынка и срок вывода продукта на рынок.

- Инновации, стимулируемые внешними агентами (stakeholders), к которым могут относиться местное сообщество, акционеры, профсоюзы, органы государственной власти. Такие нововведения в существенной степени определяются целями внешних агентов и могут иметь искажающее влияние на долгосрочное положение предприятия. К примеру, инвесторы часто заинтересованы в хорошем текущем финансовом положении компании, поскольку это позитивно влияет на стоимость принадлежащих им акций.

Существуют и другие классификации, но рамки данной работы не позволяют нам их рассмотреть.

 

2. Инновационная политика государства в  современных условиях

В самом общем виде инновационная политика – это совокупность мер, направленных на координацию и поддержание инновационных процессов, обеспечивающих экономический рост, конкурентоспособность и способствующих росту благосостояния общества. В данном случае инновационная политика – это механизм, с помощью которого происходит государственное регулирование инновационных процессов.

При формировании и реализации инновационной политики необходимо учитывать следующие моменты:

- во-первых, ее структуру: цели, задачи, направления, принципы, стратегии и т.п.;

- во-вторых, механизм осуществления, т.е. совокупность инструментов ее реализации, наиболее адекватных современным условиям;

- в-третьих, субъектно-объектную характеристику инновационной политики, в том числе и на региональном уровне, что особенно важно для государств с федеративным устройством;

- в-четвертых, сроки и ресурсы, а также правовые гарантии.

Таким образом, ключевыми составляющими инновационной политики являются ее цели, задачи, принципы, направления, приоритеты, стратегии, механизм государственного регулирования. Коротко остановимся на данных компонентах.

В самом общем виде цель инновационной политики заключается в достижении определенного образа функционирования субъектов хозяйствования посредством поддержки, а также разработки и реализации действенных стимулов их функционирования.

Цель государственной инновационной политики, сформулированная в одном из официальных документов, состоит в формировании экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, за счет создания благоприятной экономической и правовой среды, инновационной инфраструктуры и системы коммерциализации исследований и разработок.

Долгосрочные стратегические цели политики Российской Федерации в области науки, технологий и инноваций закреплены в ряде концептуальных и программных документов, принятых в 2002-2007 годах. Например, среднесрочная цель инновационной политики, сформулированная в «Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» («Стратегия…»): «…формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста».

Стратегические цели инновационной политики должны иметь количественное выражение. Определенное представление об этом дают данные таблицы 1.

Таблица 1  - Цели национальной инновационной политики

Цели

Количественные показатели

Достигнуть к (году)

Рост внутренних затрат на ИР в % к ВВП

2,5

2015

Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на ИР (%)

70

2015

Удельный вес молодых исследователей (моложе 39 лет) в общем числе сотрудни­ков ИР (%)

36,0

2015

Коэффициент изобретательской активно­сти (число патентных заявок от россий­ских заявителей в стране, в расчете на 10 тыс. населения)

5,5

2015

Прирост числа малых инновационных предприятий (единиц /в год)

120

2015

Удельный вес предприятий, осуществ­ляющих технологические инновации, в общем их числе (%)

20,0

2015

Удельные вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции (%) (4,7% в 2004 году)

15,0

2015

Принципами являются положения долгосрочного характера, определяющие принятие решений. Отступление от принципов допустимо только в исключительных случаях.

Государственная инновационная политика осуществляется на основе следующих основных принципов:

- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов высших образовательных учреждений посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ и интеграция их научно-технического потенциала;

- развитие международного научного и научно-технологического сотрудничества РФ.

Анализ инновационной ситуации в России и ее регионах свидетельствует о том, что данные принципы нарушаются. Условием, способствующим их реализации, является учет данных принципов при определении других элементов инновационной политики, в частности ее направлений.

 

3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности

В зависимости от конкретных внешних и внутренних условий функционирования системы (страны, региона и т.п.) разработчики инновационной политики определяют те или иные направления. В их числе:

- комплексное ресурсное обеспечение научной и научно-технической деятельности во всех хозяйственных системах;

- развитие малого инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры;

- конверсия оборонных НИОКР и трансферт технологий двойного назначения в гражданский сектор экономики;

- согласование научно-технологической, промышленной, инвестиционной и структурной политики;

- постоянное совершенствование нормативно-правовой базы;

- организация оперативного мониторинга состояния инновационной, научной, научно-технологической деятельности;

- реформирование структуры научно-технического комплекса;

- развитие международного научно-технического сотрудничества;

- защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

Актуальное значение имеет оптимальный перечень направлений инновационной политики, единый критерий их определения. В противном случае это может привести к распылению средств и в итоге негативно сказаться на реализации выдвинутых мероприятий. Кроме этого, в направлениях инновационной политики целесообразно выделять их стационарный постоянный блок и блок динамичный, отражающий текущую ситуацию и изменяющийся в зависимости от этапа развития экономики и общества в целом.

В настоящее время с позиций будущих приоритетов инновационной политики выделяются три основных направления:

- рост интереса к разработке прогнозов и Форсайтов;

- дальнейшая разработка косвенных мер стимулирования инноваций;

- поддержка инновационной инфраструктуры.

С точки зрения регионального развития основные направления современной инновационной политики сводятся к следующему перечню:

- законодательное разграничение функций между центром и регионами, в том числе в сфере образования и науки;

- развитие территориальных сетевых моделей организации научно-производственных систем;

- представление регионов как крупных технологических площадок создаваемых новых высокотехнологичных производств и научно-технических комплексов;

- приоритетное опережающее развитие в регионах высоких технологий, в том числе информационных, нано-, биотехнологий;

- привлечение зарубежного опыта и капитала для формирования промышленных округов;

- разработка и освоение механизма государственно-частного партнерства в сфере производства и инноваций;

- вовлечение в состав территориальных сетевых моделей малого инновационного и производственного бизнеса.

Если обратиться к опыту стран ЕС, то новые направления инновационной политики заключаются в следующих положениях:

- улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

- стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к инновациям;

- стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

- усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

 

Заключение

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

В ходе изучения основ государственной инновационной политики целесообразно обратиться к зарубежному опыту в этой сфере.

 

Список литературы

  1. Гурков И. Так ли пышен инновационный расцвет?// ЭКО. 2005. №10.
  2. Кудинов А.Н., Лурье Е.А. Новая региональная политика и ее нновационные ориентиры // Инновации. – 2012. – № 4.
  3. Иванова Н.И. Анализ инновационной политики и оценка ее результатов // Инновации. – 2008. – № 7.
  4. Инновационная экономика/ Под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. – М.: Наука, 2010.
  5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / пер. с англ. / Предисл. и науч. ред.К.Ф. Пузыня. – М.: Экономика, 1989. 271 с.
  6. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Сазонова. – М.: Прогресс, 1990. 296 с.
  7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. –М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. –М.: «Издательство Экономика», 2004.444 с.
  9. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА;М, 2012.295 с.
  10. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. –СПб: Издательство “Питер”, 2010.208 с.
  11. Инновационный менеджмент: учебное пособие /Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2011. 528 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+1
Размер: 23.85K
Скачано: 40
Скачать бесплатно
13.11.15 в 15:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы