Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »
Тема: Влияние НТП на развитие экономики России
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)
Тип: Реферат | Размер: 42.37K | Скачано: 325 | Добавлен 30.09.12 в 14:32 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Понятие, состав и структура расходов федерального бюджета 5
2. Бюджетное финансирование научных исследований и разработок 8
3. Проблемы финансирования научной и инновационной деятельности на текущем этапе и перспективы их решения 18
Заключение 21
Литература 23
Введение
Большинство индустриально развитых стран связывает свои надежды на долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники – информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости экономики в целом – одна из основных задач современного индустриально развитого государства.
Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Инновации становятся стратегическим фактором роста, влияют на структуру общественного производства, видоизменяют экономическую организацию общества, стабилизируют социальную ситуацию в стране.
Важную роль в решении задачи технологической модернизации экономики страны играет реализация государственной научно-технической политики в области создания современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство, учитывающей проверенные мировой практикой подходы, с опорой на имеющиеся в России базовые достижения и конкурентные преимущества.
Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Одним из важнейших источников финансирования научно – исследовательской деятельности является бюджетное финансирование.
Цель данной работы – раскрыть роль бюджета в финансовом обеспечении научных исследований и содействия научно-техническому прогрессу.
Задачи состоят в изучении сущности НТП, его основных направлений и форм; выявлений преимущества и недостатков НТП, а также анализа структуры и основных составляющих элементов НТП.
Объектом исследования в реферате является влияние НТП на развитие экономики России.
Тема реферата является актуальной на данный момент времени, потому что изучение НТП как фактора экономического роста, дает возможность России быстрее и эффективнее развивать рыночную экономику.
1. Понятие, состав и структура расходов федерального бюджета
Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.
Функциональный состав расходов отражает распределение бюджетных средств по основным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах жизни общества:
Функциональная структура расходов позволяет раскрыть роль государства в управлении экономикой и социальной сферой общества.
Распределение бюджетных расходов по уровням бюджетной системы РФ сложилось следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Распределение основных видов расходов по уровням бюджетной системы РФ
Итак, из представленных данных видно, что почти полностью за счет федерального бюджета финансируются судебная власть, национальная оборона, фундаментальные научные исследования, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, космические исследования, финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы РФ.
Приоритетные направления расходов федерального бюджета ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и находят отражение в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ на очередной финансовый год (ст. 182, 192 БК РФ).
2. Бюджетное финансирование научных исследований и разработок
Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний и эффект. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Система наук условно делится на:
1)естественные
2)общественные
3)технические
В ходе развития наука превратилась в производительную силу, оказывает влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции сложилась система "Наука — техника — производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.
Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами.
Классификация социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки, строится исходя из задач государственной научно-технической политики и сложившихся в России направлений финансирования научных исследований.
В составе социально-экономических целей научных исследований и разработок выделяются следующие:
1. Развитие экономики.
1.1. Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.
1.2. Производство, распределение и рациональное использование энергии.
1.3. Промышленность.
1.3.1. Повышение экономической эффективности и технологического уровня промышленности.
1.3.2. Добыча и переработка неэнергетических минералов.
1.3.3. Химическая промышленность.
1.3.4. Производство автомобилей и прочих транспортных средств.
1.3.5. Электронная промышленность, производство оборудования для радио, телевидения и связи.
1.3.6. Разработка средств программного обеспечения.
1.3.7. Производство электрических машин и аппаратуры.
1.3.8. Производство приборов.
1.3.9. Производство других машин и оборудования.
1.3.10. Производство одежды, текстильных и кожаных изделий.
1.3.11. Производство пищевых продуктов и напитков.
1.3.12. Прочие отрасли промышленности.
1.4. Строительство.
1.5. Транспорт.
1.6. Связь.
1.7. Инфраструктура и планировка городских и сельских населенных мест.
1.8. Сфера услуг.
2. Социальные цели.
2.1. Охрана окружающей среды.
2.2. Охрана здоровья населения.
2.3. Социальное развитие и общественные структуры.
3. Общее развитие науки.
4. Исследование и использование Земли и атмосферы.
5. Использование космоса в мирных целях.
6. Оборона.
Распределение работ по социально-экономическим целям осуществляется по критерию непосредственного целевого назначения конкретных проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
При группировке расходов по видам продукции и услуг следует исходить из фактической отраслевой ориентации выполняемых исследований и разработок. Основным критерием здесь является назначение результатов исследований и разработок (продуктов, технологических процессов, систем управления и т.п.) для использования в конкретных видах (отраслях) экономической деятельности, а именно, на развитие каких отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы (заказы) исследований и разработок. Дополнительными ориентирами могут служить отраслевая принадлежность предприятия (организации)-заказчика и(или) предприятия, на котором намечается внедрение результатов исследований и разработок, сфера их применения (например в случае с услугами здравоохранения, образования и др.).
В сумму бюджетных расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу включаются:
1) проведение фундаментальных исследований;
2) разработка перспективных технологий, разработка приоритетных направлений научно-технического прогресса;
3) выполнение НИОКР.
Предусмотрено также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие новых направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР.
Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук:
• Российской академии наук;
• Российской академии сельскохозяйственных наук;
• Российской академии медицинских наук;
• Российской академии образования;
• Российской академии архитектуры и строительства;
• Российской академии художеств;
• поддержка отделений академий наук.
Рассмотрим бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства.
Промышленность, энергетика и строительство — ведущие и крупные отрасли экономики промышленно развитой страны. Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой экономики. В процессе производства с использованием энергетики создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без производства не может быть производственного потребления средств производства и услуг.
Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все предприятия страны в той или иной мере используют электрическую энергию. На использовании электрической энергии работают машины, оборудование, технологические линии в производственных цехах производственных предприятий.
Развитие промышленности, как и других отраслей народного хозяйства, определяется темпами и масштабами капитального строительства, которое осуществляет воспроизводство (увеличение) и совершенствование основных фондов на базе капитальных вложений.
Основные фонды — важнейшая часть материально-технической базы промышленности и других отраслей экономики. Они являются важнейшим условием повышения производительности труда в промышленности, увеличения выпуска продукции и повышения ее качества.
Капитальное строительство осуществляется путем:
а) создания новых промышленных предприятий и сооружений;
б) реконструкции, расширения и совершенствования действующих предприятий. Кроме того, с помощью капитального строительства осуществляется реновация (- обновление, процесс возмещения выбывающих в результате износа основных фондов новыми – необходимое условие простого воспроизводства) изношенных основных фондов.
В бюджетные расходы на промышленность, энергетику и строительство включены расходы на:
• государственную поддержку угольной промышленности;
• научно-техническое и проектное обеспечение предприятий промышленности;
• мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли;
• конверсию оборонной промышленности;
• государственную поддержку отраслей промышленности;
• государственную поддержку народных художественных промыслов;
• реализацию программы "Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России";
• государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;
• государственную поддержку строительства;
• Федеральную программу "Модернизация транспортной системы России" (до 2020 г.);
• Подпрограмму "Гражданская авиация";
• Подпрограмму "Морской транспорт";
• Программу "Безопасность дорожного движения";
• Федеральную целевую программу "Жилище" и др.
Ключевым статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются затраты на научные исследования и разработки — выраженные в денежной форме фактические расходы на выполнение научных исследований и разработок. В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступают валовые внутренние затраты на их выполнение на территории страны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на исследования и разработки рассматриваются:
-текущие затраты, в том числе на оплату труда работников, выполняющих научные исследования и разработки (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты;
-капитальные затраты, в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.
Принципиальное значение имеет изучение распределения затрат по видам работ (фундаментальные, прикладные исследования, разработки) и областям науки (естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные).
Такая информация необходима для анализа финансового обеспечения отдельных стадий научно-инновационного цикла, оценки состояния и перспектив развития областей знания, принятия решений о выделении средств по конкретным направлениям.
Новой как в методологическом, так и в практическом плане задачей статистики науки в России стало изучение целевой ориентации исследований и разработок. В условиях ограниченных финансовых ресурсов государственная научно-техническая политика предусматривает их сосредоточение на приоритетных направлениях исследований. В связи с этим в статистике используется группировка расходов на исследования и разработки по важнейшим социально-экономическим целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся приоритеты в финансировании науки и сопоставить их с приоритетами научно-технической политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального бюджета, а также с национальными приоритетами в целом.
Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета в 2011 году.
Рис. 2 - Структура расходов федерального бюджета (доля расходов на фундаментальные научные исследования составляет 2%)
Таким образом, средняя доля расходов на фундаментальные научные исследования составляет 2% (на примере 2011 года).
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют Российский фонд фундаментальных исследований, а также Российский гуманитарный научный фонд.
Минобрнауки России осуществляет функции субъекта бюджетного планирования в процессе формирования и исполнения федерального бюджета по 18 главным распорядителям бюджетных средств, в состав которых входят Рособрнадзор и Роспатент, Российская академия наук и ее региональные отделения, отраслевые академии наук, федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», федеральное государственное учреждение Российский научный центр «Курчатовский институт», российские научные фонды.
Основные особенности бюджетного финансирования в 2010 году были связаны с упразднением Роснауки и Рособразования и передачей Минобрнауки России функций упраздненных федеральных агентств.
За 2010 год в целом по субъекту бюджетного планирования по предварительным отчетным данным выполнение бюджета составляет 98 процентов от доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Сформирован федеральный на плановый период 2012 и 2013 годов. В федеральном бюджете обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, в том числе:
Фонды являются государственными некоммерческими организациями в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства РФ.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) создан указом Президента Российской Федерации № 426 от 27 апреля 1992 года по инициативе крупнейших ученых страны [1].
Российский фонд фундаментальных исследований – самоуправляемая государственная некоммерческая организация в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, и которая призвана построить новые отношения между учеными и государством.
Создание РФФИ означало рождение принципиально новой для российской науки организационной формы – открывшей ученым более широкие возможности творческого самовыражения, позволившей им самостоятельно осуществить выбор тематики исследований, создать творческие коллективы и сконцентрировать средства на наиболее перспективных работах [2].
Основная задача Фонда – это проведение конкурсного отбора лучших научных проектов из числа тех, что представлены Фонду учеными в инициативном порядке, и последующее организационно-финансовое обеспечение поддержанных проектов.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) создан постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде» в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, распространения гуманитарных знаний в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки [3].
Основной целью деятельности РГНФ является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе. Для этого Фонд ежегодно проводит несколько десятков конкурсов различных видов по всем основным направлениям гуманитарного знания: истории, археологии, этнографии, экономике, философии, социологии, политологии, правоведению, науковедению, филологии, искусствоведению, психологии, проблемам комплексного изучения человека, психологии и педагогике [4].
Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности основывается на их целевой ориентации и различных источниках финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, а также физическими лицами и юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
3. Проблемы финансирования научной и инновационной деятельности на текущем этапе и перспективы их решения
Одной из основных задач современной научно-технической политики является стимулирование спроса на научные исследования и разработки и формирование тем самым альтернативных федеральному бюджету источников финансирования науки. В условиях перехода к рынку появились и постепенно усиливают свое значение новые источники средств на науку — внебюджетные фонды (отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Российский фонд технологического развития, фонды конверсии, регионального развития и др.), средства предпринимательского сектора, благотворительные и иные частные фонды. Расширяются масштабы финансирования российской науки из зарубежных источников.
Обозначим основные проблемы финансирования научной и инновационной деятельности.
Как уже отмечалось, основным источником финансирования фундаментальных научных исследований являются средства федерального бюджета. При этом следует отметить, что система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной подстройки. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР).
Кроме того, существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.
К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.
Эффективность государственного сектора науки прежде всего зависит от наличия системной нормативно-правовой базы. К сожалению, в нашей стране такая база практически отсутствует. Чётко не сформулировано даже само понятие «государственный сектор науки», что не позволяет полностью раскрыть его функциональное назначение как системы, обеспечивающей выполнение государственных задач.
В 2005 году в структуре федерального бюджета был ликвидирован раздел «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». В итоге фундаментальные исследования сегодня финансируются по разделу «Общегосударственные вопросы». А прикладные — по разделу «Национальная экономика». Тем самым налицо ситуация, когда связь между фундаментальными и прикладными исследованиями разорвана уже на этапе создания финансовых планов.
К этому нужно добавить, что Министерство образования и науки совместно с Российской академией наук разрабатывает предложения только в отношении бюджета на фундаментальные исследования.
Программная же часть инвестиций в науку (касающаяся прикладных исследований по государственным программам) формируется Минэкономразвития, непрограммная — Минфином, что в свою очередь разрушает принцип единой технологической цепочки.
Кроме того, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции катастрофически низка, всего 0,3% (США – 36%, Япония – 30%, Китай – 6%). [2] Поддержка должна в первую очередь оказываться инновационной деятельности, направленной на создание и производство продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Для этого, в начале, необходимо определить, какие инновации сейчас нужны России.
Следует отметить также, что бюджетное финансирование развития инноваций в России к 2014 году планируется увеличить на 50-60 млрд рублей (например, в 2011 году бюджетное финансирование на инновации в России составило 1,781 трлн рублей).
Итак, для стимулирования инновационной деятельности государство должно создать специальные механизмы и общественную инфраструктуру.
Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных инвестиций целесообразно в большинстве случаев оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Следует обеспечить практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в том числе в инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.
Заключение
Инновационная стратегия развития является залогом для усиления позиций России на мировом рынке товаров и услуг, поэтому в настоящее время большое внимание уделяется вопросам содействия научно-техническому прогрессу и развитию фундаментальных научных исследований. Данное направление финансируется на 95% из средств федерального бюджета, из чего сделан вывод о том, что именно размер расходов федерального бюджета играет решающую роль в развитии инновационной деятельности.
В составе социально-экономических целей научных исследований и разработок выделяются следующие: развитие экономики, социальные цели, общее развитие науки, исследование и использование Земли и атмосферы, использование космоса в мирных целях, оборона. Распределение научно – исследовательских работ по социально-экономическим целям осуществляется по критерию непосредственного целевого назначения конкретных проектов научных исследований и разработок. В сумму бюджетных расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу включаются: 1) проведение фундаментальных исследований; 2) разработка перспективных технологий, разработка приоритетных направлений научно-технического прогресса; 3) выполнение НИОКР.
Однако, как показал проведенный анализ, удельный вес этих расходов на научные разработки в структуре федерального бюджета составляет всего порядка 2% - то есть очень мал.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют Российский фонд фундаментальных исследований, а также Российский гуманитарный научный фонд.
Функции субъекта бюджетного планирования в процессе формирования и исполнения федерального бюджета осуществляет Минобрнауки России.
В перспективе бюджетное финансирование развития инноваций в России к 2014 году планируется увеличить на 50-60 млрд рублей (в 2011 году бюджетное финансирование на инновации в России составило 1,781 трлн рублей).
Литература
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.