Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая культура: элементы структуры
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.20K | Скачано: 272 | Добавлен 19.10.10 в 15:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Курск 2010
Содержание
1. Сущность, структура и функции политической культуры 3
2. Типологии политической культуры 7
3. Анализ специфики современной российской политической культуры 11
Список литературы 13
1. Сущность, структура и функции политической культуры
Политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Первым, кто употребил данный термин, был немецкий философ XVIII века И. Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая культура» был введен американским политологом Г.Алмондом в 50-60-е годы ХХ века. Это было связано с тем, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию «политической культуры». Наибольший вклад в теоретическую разработку данного политологического направления внесли Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, Д.Элазар, У.Розенбаум. [1]
В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов:
1. Познавательный - политические знания, образованность, сознание, способы политического мышления; предполагает знание и понимание гражданами, политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений.
2. Эмоционально-оценочный: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его колебания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д.
3. Поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение; Поведенческий элемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в выборах субъектов государственной власти; в работе различных государственных и общественно-политических. Существенным аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки. Политическая установка - это отношение субъекта к политическим явлениям, она способствует переводу представлений и ценностей в плоскость их практической реализации.
4. Ценностный - общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям. Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывает место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение мировоззренческих ориентаций состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им чувств.
К функциям политической культуры относят:
- идентификация - раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.
- адаптация - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
- интеграция - обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;
- коммуникация - обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;
- ориентация - характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- предписание - выражает приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.
Помимо общезначимых, универсальных типов политической культуры складываются и существуют также такие ее образования, которые характерны лишь для отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики и которые отличаются специфическими взглядами и предпочтениями людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни. Такие образования, характеризующие процесс усложнения и индивидуализации политической жизни, называются субкультурами.
Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определённой социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом.
Важнейшими видами политической субкультуры являются:
Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.
2. Типология политической культуры
На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
Среди политологов различных стран остаётся популярной модель на основе комбинации трёх идеальных типов политических культур, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Исследуя политическую культуру в США, Англии, ФРГ, Мексике и Италии, Алмонд и Верба в конце 50-х начале 60-х годов сформулировали следующие типы политической культуры:
Патриархальная, которая присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям.
Подданническая, которая характеризуется пассивным отношением, отстранением человека от политической жизни; он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, ожидает от нее различных благ (пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.
Партисипативная. Индивиды активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений. При этом выполняют и с уважением относятся к уже принятым решениям.
Для описания политической культуры часто применяют такую ее характеристику, как гомогенность (интегрированность, однородность) или фрагментарность, внутренняя неоднородность (концепция В.Розенбаума).
Интегрированная политическая культура характеризуется, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму.
В странах с фрагментированной политической культурой у населения чаще всего отсутствует прочное согласие относительно целей общественного развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего. Такая политическая культура характерна для России, где граждане имеют различные убеждения в отношении важнейших вопросов политической жизни и политического устройства, начиная с понимания природы, сущности государства и политической власти вообще и кончая вопросами конкретного политического устройства и процедуры принятия политических решений.
По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни принято выделять рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру.
Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э.Я. Баталовым. В рыночно ориентированном типе социальной организации рыночная экономика и характерные для нее отношения обмена и критерии эффективности являются главным фактором развития социального целого. Они определяют, в конечном счете, как политику государства, так и характер гражданского общества.
В этатистском типе социальной организации доминирующее положение занимает государство; оно стоит выше гражданского общества, подчиняет или даже поглощает его, препятствуя развитию самоорганизации в каких-либо формах. Государство здесь более или менее жестко контролирует или даже устраняет рынок, поскольку он также считается самоорганизующейся системой. Вместо рыночных механизмов самоорганизации государство развивает механизмы планирования и административного управления.
С точки зрения цивилизационного подхода модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур. Можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую:
Тоталитарная модель политической культуры отличается такими признаками:
а) приверженность единой универсальной цели;
б) непредсказуемость и неопределеность;
в) широкомасштабное использование организованного насилия;
г) усилия по достижению всеобщего участия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму.
Основным компонентом демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, и т. д. Один из центральных моментов данной модели — идея гражданского общества как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции, которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
При всей специфичности национальных политических культур западных стран можно выделить некоторые общие моменты, тенденции в их развитии:
Политическую культуру восточноевропейских стран, переживающих одновременно процессы экономического и политического реформирования, отличают следующие черты:
3. Анализ специфики современной российской политической культуры
Культурное своеобразие отечественной политической культуры прослеживается в доминировании общинных ориентаций, персональном восприятии россиянином всей системы власти в государстве (а следовательно, и в определяющей роли личностей – а не институтов – в политической жизни общества); массовых этатистских настроениях (преклонении граждан перед государством), обусловивших низкий уровень гражданской самоорганизации и неприятие людьми общественного контроля за властью (а временами и нравственное оправдание значительной части населения даже произвола властей). Своеобразным показателем российской политической культуры служат и традиционно низкий авторитет законности и права, заменяемых обыденными представлениями о «справедливости» и «порядке», обусловленные душевностью, простодушием и открытостью русского человека.[5]
Современное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение. На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из гражданского общества, а общество развивалось под жестоким патронажем государства, которое всегда было мотором общественного развития. Россия охотно признает ту власть, которая в той или иной степени носит сакральный характер.
Как показывает исторический опыт, социальная разнородность и острая конфликтность групповых мировоззрений породили низкий уровень целостности российской политической культуры, создали высокую фрагментированность культурного поля, т.е. предопределили отсутствие такой культурной формы, которая была бы способна интегрировать, объединить политически разнообразное сообщество. Все это характеризует политическую культуру российского общества как внутренне расколотую, поляризованную культуру.[3]
Особенностью российской политической культуры в течение длительного времени была ее конфронтационность, выражавшаяся в непоколебимой уверенности индивидов и социальных групп в правоте именно своих принципов и ориентиров, в неприятии компромиссов как средства обеспечения целостности государства и общества.
В настоящее время в российском обществе широко распространены идеологизированность мышления, нетерпимость части населения к носителям иных воззрений. Это препятствует формированию консенсуса главных общественно-политических сил относительно базовых принципов государственного устройства, объединению населения вокруг общезначимых целей и его мобилизации для их достижения.
Для российской политической культуры характерны: радикализм, проявляющийся в предпочтении насильственно-революционных преобразований мерам эволюционного, реформистского типа; уверенность в наличии быстрых и простых решений сложных проблем. Между тем в политике чаще складываются ситуации, когда существует множество вариантов действий при отсутствии явных преимуществ или противопоказаний для них.[6]
Таким образом, одна из важнейших задач реформирования Российского государства и общества - преобразование политической культуры на основе демократических ценностей. Власть должна обеспечить сосуществование различных идеологий и стилей гражданского поведения, способствовать формированию ориентации интегрального типа, ограничивая влияние политических экстремистов.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.