Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая культура: функции и типология

Политическая культура: функции и типология [26.10.09]

Тема: Политическая культура: функции и типология

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.94K | Скачано: 215 | Добавлен 26.10.09 в 10:24 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2008


Содержание

1. Сущность, структура и функции политической культуры 3

2. Типологии политической культуры 11

3. Анализ специфики современной политической культуры 17

Список литературы 20

 

1. Сущность, структура и функции политической культуры.

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного челове­ка, играет роль указателя и ограничителя его многооб­разных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политичес­кой цивилизованности общества.

Политическая культура — один из основных элемен­тов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, опреде­ляет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической куль­туры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие поли­тической жизни и оказывает решающее влияние на ут­верждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их об­щественных задач и их практическую роль в политичес­кой жизни. Уровень политической культуры во многом оп­ределяет уровень общей культуры, как отдельной лично­сти, так и общества в целом.

Из вышесказанного понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке существует самый широкий спектр мнений, определений. Это связано с тем, что сама политическая культура — развивающийся феномен, чутко реагирующий на измене­ния реалий современного мира, его политических и со­циально-экономических процессов. Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете политическая культура зависит не от сиюминутных амбиций политичес­ких лидеров: она формируется на основе экономических и политических интересов и потребностей классов, соци­альных слоев, наций, т. е. больших социальных групп.

Вопросы политической культуры исследовали выдаю­щиеся мыслители прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др. А начало этой традиции положил Платон. Интерес в этом плане пред­ставляет его диалог “Протагор”, в котором вопрос фор­мулируется остро, дискуссионно: можно ли освоить госу­дарственные, гражданские добродетели, овладеть искус­ством государственного управления? Платон устами Со­крата высказывает предположение, что ничему такому научиться нельзя. Афиняне, говорит он, в каждом конк­ретном деле (строительстве дома, корабля и др.) призы­вают мастеров этого дела и спрашивают их совета. Когда же вопрос касается политики, то всякий подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, богатый, бедный, бла­городный, безродный; и никто его не укоряет, что, не получив знаний, не имея учителя, такой человек решает­ся все же выступать со своим советом. В противополож­ность Сократу Протагор (глава софистов) считает, что можно овладеть искусством государственной мудрости и научиться быть хорошими гражданами. Справедливость, рассудительность, благочестие — вот те, по его мнению, гражданские добродетели, которым люди учат друг дру­га: родители — детей, учителя — учеников, поэты — слушателей и т. д.

Позднее идеи политической культуры и гражданской добродетели нашли свое отражение в трудах итальянско­го мыслителя Н. Макиавелли. В работе “Государь” он высказывает мысль о том, что первой гражданской доб­родетелью является деятельная любовь общего блага. Но она может развиться лишь в свободном государстве, где общее благо — не требование немногих избранных умов, а реальная цель, которой служат все граждане, живущие сознательной общественной жизнью. Любить государство и служить государству может заставить граждан лишь личный интерес. Государство должно вознаграждать ус­луги граждан и обставлять их общественную деятельность такими условиями, которые заставили бы их искать об­щественной службы в своих личных интересах.

В современной политологии сделаны попытки система­тизировать знания о политической культуре и придать данной проблеме в определенной степени прикладной характер. Приоритет в этом плане сейчас принадлежит западноевропейской и американской политологии; появля­ются и отечественные разработки этих проблем. В центр политологического исследования поставлен человек, его взгляды, ценности, политическое поведение. Политология обратилась к изучению “человека политического”, реаль­ного участника политической жизни. Хотя он не причастен к принятию значительных политических решений, но его традиции, нормы, ориентации являются подлинной основой политического режима.

Одним из наиболее фундаментальных исследований в этой области считается книга американских политологов Г. Алмонда и С. Верба “Гражданская культура”. Она написана на основе обширных социологических исследо­ваний, проведенных в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции. Политическая культура исследуется здесь как отношение различных слоев населения к поли­тической системе и как степень влияния населения на политику.

Политическая культура является частью общенацио­нальной культуры, и вычленение политической культуры носит несколько искусственный характер и делается чи­сто в научных цепях. Точнее было бы говорить о “поли­тических аспектах” в духовной культуре общества.

Политическая культура рассматривается как один из компонентов политической сферы жизни общества, в которую входят наряду с ней политические институты, избирательная система, политические партии, заинтересо­ванные политические группы и др. Особенность ее в том, что она концентрирует внимание на базовых ценностях, эмоциональных переживаниях и охватывает не столько то, что происходит в мире политики, сколько взгляды, идеи, отношения, мнения по поводу политики.

Определений политической культуры чрезвычайно мно­го — от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории “политическая культура” такие понятия, как “политичес­кая идеология”, “национальный характер и дух”, “наци­ональная политическая психология” и “фундаментальные ценности народа”.

Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систе­му политической коммуникации (Л. Дитмер).

Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем со­стоит сущность человека? что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: “По­литическая культура есть совокупность установок, ценно­стей и поведенческих актов, касающихся взаимных отно­шений между властью и гражданами”.

Каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. Попробуем их обоб­щить в следующем определении: политическая культу­ра - это комплекс тех элементов общественного созна­ния и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических ин­ститутов, придают значимость и направление политичес­кому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политичес­кой культуры, которая проявляется в специфических формах.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о поли­тике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное “изучение естественной причинно-следствен­ной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе”. Здесь имеются в виду знания, отражаю­щие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня по­литических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испы­тываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отно­шение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его коле­бания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д.' Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отно­шение основано на всеобщей вере в добрую волю вла­стей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установив­шимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культу­ры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обес­печивает наиболее органичное сочетание свободы граж­данина и стабильности политической системы.

3. Поведенческие элементы: различные формы учас­тия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы обще­ственных отношений, в которой взаимодействуют полити­ческая система, политические движения и партии, соци­альные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее инди­видуальное поведение.

Существуют различные точки зрения на проблему участия рядовых граждан в политической жизни обще­ства. Интересна в этом плане “теория индустриальной политической демократии” Э. Фромма, который связыва­ет нерешенные проблемы западного общества с полити­ческой пассивностью. По Фромму, активность является высшим критерием демократичности общества. “Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь ста­новится более интересной и стимулирующей. Действитель­но, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становит­ся интересной”. Он видит пути повышения активности личности в переходе от бюрократической структуры к методам гуманного управления, при которых развивают­ся самоактивность человека и его творчество, помогаю­щие преодолеть или ограничить “злокачественную агрес­сивность” индивидов.

Иную позицию занял видный британский политолог первой половины XX в. Г. -Д. Ласки, который считал, что контекст жизни, наиболее важный для большинства, — это частный контекст, а полагать, что люди являются активными и постоянными политическими существами — серьезная ошибка. С этой мыслью согласны Алмонд и Верба, которые всеобщее участие в политике считают утопией. В идеальной культуре гражданственности (по их мнению) активность и вовлеченность граждан в политику должны уравновешиваться некоторой долей пассивности и неучастия. Социологические исследования, проведенные ими, показали, что большинство американцев не считают политику предметом первостепенного внимания. Но в то же время значительное число американцев поддержива­ют идею необходимости участия каждого гражданина в делах общества и местных сообществ. Они убеждены, что располагают знаниями и средствами для того, чтобы повлиять на ход дел в стране (75% опрошенных) и на местном уровне (77%).

Аналогичные исследования проводились и у нас. Они показали, что наибольшая часть россиян (примерно 70-80% взрослого населения) участия в политической жизни практически не принимают. Регулярно принимают учас­тие в политических мероприятиях около 5% граждан, 15-20% — бывают на митингах, демонстрациях: работают в политических организациях — 1-2%.

Конечно, доля участия людей в политических действи­ях не может являться критерием уровня их политической культуры. Вполне естественно, что рядовые граждане исключены из процесса принятия решений по вопросам “большой политики” (экономики, обороны и др.), посколь­ку та находится в ведении центральных властей. В ис­тории были государства, в которых все граждане участво­вали в принятии решений. В древних Афинах граждане собирались для решения важных вопросов на рыночной площади. Но для современного государства этот экспе­римент невозможен. Поэтому на практике власть сосре­доточена у небольшого числа людей.

Воздействовать на политику, проводимую властями предержащими, рядовые граждане современного обще­ства могут лишь как члены организованной группы. Здесь можно выделить две формы “права на участие” во власти: а) референдум (непосредственное участие граждан в осуществлении власти); б) голосование, являющееся одновременно актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтении.

Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные выражают протест против каких-либо политических действий властей (либо — реже — их поддержку в противовес иным политическим силам). Среди этих форм участия можно назвать следующие: а) политические забастовки, митинги, демонстрации, бойкоты, пикетирование и др.; б) подписи под петицией; в) участие в деятельно­сти политических партий или общественных движений; г) индивидуальные формы протеста (занятие зданий или квартир, голодовки и др.).

Значимость политической культуры для личности, груп­пы, общества находит отражение в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции политической культуры.

Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как це­лостного явления. Это накапливание политических зна­ний, систематизация их, вооружение ими граждан обще­ства.

Функция удовлетворения политических потребно­стей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль “ночного сторожа” свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувст­вовать себя свободным от политики. Политика — не­обходимость и потребность современного человека, по­скольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формирова­нию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической актив­ности, в формах участия, кажущихся человеку наибо­лее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к полити­ке.

Воспитательная функция заключается в формирова­нии политического сознания граждан: политических цен­ностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мне­ний о политике и др. Она включает закрепление и пере­дачу из поколения в поколение политических норм, цен­ностей, установок.

Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает на­личие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убежде­ниях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом про­цессе и при этом чувствуют, что они свободны поддер­живать любые политические партии и сипы.

Интегративная функция политической культуры пря­мо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов обще­ственной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отно­шений между индивидами, политическими партиями, го­сударством и пр.

 

2. Типология политической культуры.

Процессу развития духовной культуры общества, пе­рехода ее на более высокие ступени и уровни всегда соответствует процесс развития политической культуры, которая является ее составной частью. Отталкиваясь от идеи французских просветителей о том, что цивилизован­ное общество — это общество, основанное на началах разума и справедливости, мы можем утверждать, что под политической цивилизованностью следует понимать осу­ществление политики и реализацию власти на базе тех же принципов в интересах людей, социального прогресса и гражданского общества. Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политичес­кой культуры общества и конкретных индивидов.

Рассмотрим типологию политических культур современ­ной цивилизации.

Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур.

Если мы возьмем за основу исследования социальную структуру общества, то обнаружим, что каждый соци­альный слой, класс, каждая общность людей имеют специфический тип политической культуры. Критерием выделения типов культур будет в этом случае социаль­но-классовый. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политичес­кую культуру мужчин и женщин. Н. Смелзер приводит исследования, доказывающие, что женщины меньше активны в политике, чем мужчины, что женщины голосу­ют на выборах за людей мирно настроенных, честных и откровенных, а мужчины отдают предпочтение кандида­там, стремящимся упрочить экономическое благосостоя­ние.

Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный крите­рий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т. д.) представляет собой целостность, в которую органи­чески вплетаются наряду с другими элементами и поли­тические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации.

Если мы хотим сделать акцент на типологии политических культур современных цивили­зованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления государственной вла­сти. Политический режим всегда порождает соответству­ющую ему модель политической культуры, характеризу­ющуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешан­ные формы. Тем не менее можно выделить две основ­ные модели политической культуры современных об­ществ: тоталитарную и демократическую. Дадим их крат­кую характеристику.

Тоталитарная модель политической культуры отли­чается такими признаками: а) приверженность единой универсальной цели (например, индустриализация или расовое господство); б) непредсказуемость и неопреде­ленность (вчерашний герой сегодня может стать преда­телем): в) широкомасштабное использование организован­ного насилия; г) усилия по достижению всеобщего уча­стия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму.

Здесь исчезает деление на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и госу­дарства одной партией: партийному монизму соответствует монизм идеологический, пронизывающий всю иерархию властных отношений. Все разногласия в обществе рас­цениваются как зло, которое надо искоренять.

Тоталитаризм невозможен без массовости, растворения индивида в массе. Жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: на работе, собраниях, митингах он впол­не лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к политическому руко­водству страны и к политической жизни вообще.

Тоталитарная модель политической культуры построе­на на насилии, с одной стороны, и на казенном оптимиз­ме — с другой. Но при этом нельзя не признать, что она обладает относительной долей устойчивости и орга­низованности, которая проявляется, как правило, на кон­кретном этапе развития и в конкретном обществе благо­даря вышеперечисленным свойствам. Это мы видели на примере нашей страны, где за десятилетия сложилась единонаправленная модель политической культуры, а по ее подобию шаблонно, в массовом порядке через поли­тические и информационно-идеологические институты шло формирование политических качеств конкретных индиви­дов. Модель политической культуры вполне соответство­вала модели политической системы.

Тоталитарные системы настраивают против себя подав­ляющее большинство населения. Рано или поздно насту­пает кризис и крушение тоталитарного строя и наблюда­ется тенденция движения к демократии. Но этот процесс длительный и сложный, и, как отмечал И. А. Ильин, он требует осторожности и осмотрительности. Такие следы тоталитаризма, как политическое доносительство, притвор­ство и ложь, утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство нельзя уничтожить сразу. Нельзя просто объявить демократию, ибо она будет сразу поня­та как анархия. Надо научить людей жить в демократи­ческом обществе. Нужно время, чтобы народ научился разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Народ должен нако­пить политические знания, политический опыт, которого у него практически не было, и навыки политической дея­тельности.

Кроме того, победа демократии в обществе невозмож­на без политических лидеров и политиков-профессиона­лов, имеющих достаточно высокий уровень политической культуры. Задача выдвижения новых политиков, облада­ющих такими качествами, как гражданская честь и от­ветственность, ум и воля, организаторские способности, дальнозоркость и образованность, имеет большое значе­ние в процессе перехода к демократической модели политической культуры общества.

Основным компонентом демократической модели по­литической культуры является плюралистическая демок­ратия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкива­ются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т. д. Один из центральных моментов данной модели — идея граждан­ского общества как система самостоятельных и незави­симых от государства общественных институтов и иници­атив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.

Важнейшие положения плюралистической теории де­мократии были сформулированы М. Вебером. Сторонники его теории рассматривают конкуренцию опирающихся на поддержку групп интересов политических лидеров откры­тых элит, разделяющих общие взгляды относительно правил демократической политики, как средство достиже­ния равенства влияния основных социальных групп и одновременно препятствие усилению независимости госу­дарства от гражданского общества.

Демократическая модель политической культуры не является, конечно, идеальной, но из реально существующих она самая оптимальная, поскольку именно она предполагает цивилизованные взаимоотношения между людьми в сфере политики. Рассмотрим признаки совре­менной политической культуры цивилизованного обще­ства.

Политическая толерантность. Она означает терпи­мость к иным политическим взглядам, к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этот прин­цип неприемлем в тоталитарных обществах, поскольку они основаны на твердой вере в обладание высшей истиной, единственным рецептом достижения счастья. В демокра­тическом обществе толерантность обуславливает возмож­ность легальной борьбы за власть, существование легаль­ной оппозиции по отношению к правящей партии, а так­же согласие между всеми политическими силами обще­ства относительно соблюдения “правил игры” в полити­ческой сфере. Особенно важно соблюдение этого прин­ципа в периоды крупных политических кампаний (напри­мер, выборов), а также во времена серьезных полити­ческих кризисов.

2. Искусство диалога и компромисса. Плюралистичес­кая демократия современного общества предполагает своеобразный эклектизм: сочетание и взаимодействие самых разнообразных социальных и политических сил, интересов, потребностей, а это в свою очередь влечет за собой необходимость диалога между ними, нахожде­ния общих позиций, точек соприкосновения. Результатом диалога является компромисс. Искусство идти на комп­ромисс — одно из важнейших качеств, характеризующих высокий уровень политической культуры, а компромисс— незаменимый инструмент баланса интересов. Суть его — в способности четко представлять приоритет целей, жер­твовать менее значительным, чтобы в итоге добиться более значительного, не побояться сегодняшних минусов, если завтра благодаря этому можно получить серьезные плюсы.

Легитимность — признание гражданами своей обя­занности подчиняться правительству, вытекающее из об­щей веры в добрую волю властей, из уверенности в том, что правительство пришло к власти законным путем и властью не будет злоупотреблять, а будет ею пользо­ваться в соответствии с установленными традициями и законом, а также интересами населения. Чем выше легитимность, тем меньше насилия и принуждения в общест­ве.

Процесс формирования в обществе перечисленных признаков политической культуры сложный и длительный. Большую роль в нем играет политическая традиция, которая придает специфическое конкретно-историческое и национальное содержание политическим ценностям: демок­ратии, плюрализму и др. Такие черты политической куль­туры, как стремление к компромиссу, терпимость, предсказуемость политической поведения, неприятие догматиз­ма, сложились в разной степени в различных странах Европы и других регионов мира.

Политическая культура всякого общества объективно стремится к консенсусу, т. е. к принятию всеми членами общества единых ценностей, но реально это невозмож­но, поскольку во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные политические ориентации, убеждения, взгляды и традиции. Поэтому гораздо чаще встречается такой феномен, как “политическая субкуль­тура”, которая воспринимает часть ценностей общей куль­туры, но базируется в основном на иных ценностях. Под политической субкультурой мы понимаем систему поли­тических ориентации, убеждений и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Формируется она под влиянием таких факторов, как социальный класс, этничес­кое происхождение, религия, место жительства и др. Носителями политической субкультуры могут быть демок­раты, коммунисты, националисты, сторонники иных соци­ально-политических ориентации.

Кроме понятий “политическая культура общества” и “политическая культура социальной группы (класса, на­ции и др.)” существует понятие “политическая культура личности”. Политическая культура индивида основывает­ся на политической культуре общества и группы, в кото­рую она входит, являясь их частью. Но в то же время личностное восприятие ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе либо совпадать, но не в полной мере, т. е. политическая культура личности не полностью сводима к политической культуре общества в целом или социальной группы.

 

Анализ специфики современной политической культуры.

В качестве заключения к данной работе мне бы хотелось рассмотреть особенности российской политической культуры.

Жители нашей страны веками ориентирова­лись по преимуществу на нормы общинного коллек­тивизма, на примат интересов семьи, общины, сосло­вия, государства перед целями, потребностями и цен­ностями отдельной личности. Ориентация на собствен­ные интересы, поиск жизненных целей за рамками своей общины однозначно подвергались осуждению. Этому способствовали сложные природно-климатические условия и постоянная угроза со стороны внешних врагов. Российскому обществу приходилось напрягать все силы на борьбу за выживание, подчинять частные интересы общим и ограничивать личную свободу своих членов. Особый характер развития, на которое со вре­мени татаро-монгольского нашествия была обречена Россия, требовал постоянно «пришпоривать» естествен­ный ход событий, формировать разветвленные меха­низмы внеэкономического принуждения и соответст­вующие нормы политического поведения. А это сфор­мировало определенный социально-экономический и политико-культурный генотип.

Выделяя ступени культурного, политического и государственного развития России — языческий период, Киевскую Русь христианского времени, Московское царство. Пе­тербургскую империю, коммунистический и нынешний посткоммунистический периоды, — исследователи об­наруживают, что каждый последующий исторический этап революционно отрицал предыдущий. Ценой вели­ких жертв отбрасывались не только те или иные формы государственной жизни, но и прежние нормы и цен­ности. При этом, хотя и устранялись какие-то органи­ческие пороки и недостатки, утрачивались и накоплен­ные достижения.

Правда, некоторые особенности предшествующих этапов невольно интегрировались, и политическая культура России демонстрировала свою удивительную устойчивость в чем-то главном, передающемся от по­коления к поколению. Так, политические представле­ния населения по поводу власти вне зависимости от смены режимов основываются на стихийном монархизме, а политическая система всегда строится на мо­нархических или квазимонархических принципах. Стиль взаимоотношений между обществом и государ­ством тоже один из важнейших аспектов политической культуры. Государство в общественной жизни России неизменно занимает доминирующее положение. На протяжении веков не государство вырастало из граж­данского общества, а общество развивалось под жест­ким патронажем государства. Отсюда огромная поли­тическая роль бюрократии, выключенность широких народных масс из повседневного политического про­цесса, ограниченность сферы публичной политики. Для сознания граждан характерно сочетание комплексов верноподданного и революционера.

 Говоря о политической культуре России,  нельзя не отметить ее обращенность в  будущее, пестроту политических суб­культуры    культур, постоянное отсутствие нацио­нального согласия. Важной характерис­тикой духовной ситуации в России является извечный спор «самобытников» и «западников»: одни мифологи­зируют «особость», другие «отставание». Этот спор пе­риодически принимает агрессивную форму выяснения традиционного вопроса «кто виноват?»: косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабст­во, или западные проекты, навязывающие России ино-культурные, а потому негодные для нее рецепты. И практически не имеют успеха попытки разумно совмес­тить идеи, провести модернизацию России, учитывая и национальную самобытность, и мировой опыт.

Современная политическая культура России отмечена также ростом роли политической риторики. Она сегодня обращена не к конкретным интересам человека, а к пре­обладающим настроениям, сближающим людей разного положения и разных интересов. Для успеха политики ре­шающее значение приобретает не столько содержание идей и программ, сколько словесное их обрамление, броские обещания без какой-либо расшифровки и разъ­яснения последствий и реализации тех или иных лозунгов для отдельных групп населения и общества в целом. Осо­бенно наглядны в этом смысле предвыборные выступ­ления кандидатов во время политических кампании.

Ключевое слово в сегодняшней политической рито­рике — «демократия». Оно воспринимается массами позитивно, хотя разочарование в «демократах» первой волны неизбежно сопровождается настороженностью и недоверием к любому политику, называющему себя де­мократом. Унаследовав от прошлого повышенную идеологизированность, массовое сознание снова вос­производит запрос на универсальные ценности и идео­логии. Разочарование в коммунизме сопровождалось увлечением демократией, затем снова наступило разо­чарование, обернувшееся не столько деидеологизацией, сколько появлением спроса на новые, консолидирую­щие идеологии. Их российские политики пока пред­ложить не могут.

Среди особенностей российской политической куль­туры следует назвать и то, что партии сегодня занимают в общественном мнении, а, следовательно, и в общест­венной жизни, явно периферийное положение. Это объясняется отсутствием структурированности общест­ва, слабым осознанием его подгруппами своих интере­сов. По сути, страна живет не в многопартийной, а в протопартийной системе, где идеологический фактор не играет интегрирующей роли.

 

Списко литературы.

  1. Гавра Д.П. , Соколов Н.П. Исследование политических ориентаций // Социол. Исслед. 1999. №1
  2. Гумилев Л.Н. От Руси до России . Очерки этнической истории  М.: Айрис-Пресс Рольф 2000.
  3. Ручкин Б. Молодежь и становление новой России //Социол. исслед. 1998 №5
  4. Политология: “Рабочая книга преподавателя и студента”. Учебное пособие для вузов. М., 1998г. – стр.179-197.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.94K
Скачано: 215
Скачать бесплатно
26.10.09 в 10:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе