Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая культура: сущность, типологии
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.74K | Скачано: 311 | Добавлен 23.12.09 в 16:34 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2009
Содержание
1. Сущность, структура и функции политической культуры 3
2. Типологии политической культуры 8
3. Вопрос: Проанализируйте специфику современной российской политической культуры 15
Понятие «политическая культура» относится к часто употребляемым. В обыденной речи политическая культура выступает как оценочное понятие, определенный идеал, к которому следует стремиться или как норма, которую следует соблюдать. В политологической науке нет единой концепции политической культуры.
1. Сущность, структура и функции политической культуры
Теория политической культуры возникла в 50-е годы XX в. на фоне попыток объяснения специфики политического поведения отдельных наций и народов, исследований национального характера и разного рода идеологий.
Значение концепции политической культуры состоит в том, что она разрабатывает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах. Создается эмпирически сопоставимый базис, позволяющий установить связи между индивидуальным политическим поведением и социально-политическим опытом и традициями страны. Для объяснения причин того, почему сходные по форме политические институты в разных странах функционируют по-разному, Г. Алмонд создал свою концепцию политической культуры.
Политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
К политической культуре можно отнести: знание политики, фактов, заинтересованность ими; оценку политических явлений и того, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам; признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как следует поступать.
Носителей политической культуры – субъектов подразделяют на:
Отношения между субъектами характеризуют политическую культуру.
Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о ее отсутствии, то имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.
Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политических субкультур.
Политическая субкультура — это совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона, и отличающихся от ориентации и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом.
Важнейшие виды политической субкультуры:
К функциям политической культуры относятся:
Познавательно-ориентационная функция — политическая культура способствует пониманию смысла политических явлений, степени реализации прав и свобод, роли политики в жизни общества, сравнению с другими политическими системами;
Идентификация — ощущение своей принадлежности к определенной политической или социальной группе, понимание своего места в политической системе общества, форм участия в политической жизни и в отстаивании интересов своей общности;
Интеграция — политическая культура обеспечивает возможность достижения согласия между различными политическими группами и поддержания стабильности системы, ориентируя на определенный способ выражения и смягчения политических противоречий. В политической культуре находит отражение общность социального опыта и исторической судьбы;
Коммуникационная функция — обмен информацией и установление понимания между участниками политического процесса на основе общности языка, культурного кода, политической терминологии, символов. Она предполагает как обмен информацией между действующими политическими субъектами, так и передачу опыта от поколения к поколению (вертикальная и горизонтальная политическая коммуникация);
Нормативная функция — политическая культура регулирует политическое поведение на основе принятых ценностей и правил, большая часть которых дополняется правовым закреплением норм в законодательстве и Конституции страны;
Социализация – политическая культура формирует определенные политические качества, способы поведения, навыки для адаптации в данной политической системе и для отстаивания своих интересов. Функция социализации реализуется через такие социальные институты, как семья, государство, политические партии, СМИ, школа, церковь, армия и др.
Исследование политической культуры — это изучение типического политического поведения населения и определяющих его факторов. Основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем. В качестве основного предмета эмпирических исследований политология избирает установки, занимающие своеобразное «срединное» положение между мнениями и ценностями. В установках принято выделять по мотиву ориентации три основные составляющие:
Объекты политических ориентации принято разделять на следующие блоки:
Таким образом, можно выделить основные черты политической культуры:
Политическая культура уходит корнями в набор принципов и правил, которые регулируют и программируют политическое мышление и действия человека или целой группы. Культурные правила должны быть не только усвоены, они должны вызываться посредством слова, символа, звука, картины, действия. В этом и состоит функция политических мифов, ритуалов, флагов, праздников, В политической культуре речь никогда идет не только о содержании, но и о форме, в которую это содержание «упаковано».
2. Типологии политической культуры
Классификация типов политической культуры Г.Алмонда и С.Вербы базируется на специфике ориентации и степени участия в политической жизни:
В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы. Скажем, в рамках одного общества различные слои могут демонстрировать неодинаковую политическую культуру; даже политические ориентации одного человека в отношении местной, региональной и центральной власти могут относиться к различным типам политической культуры. В силу неоднородности того, что мы называем «государством», могут существенно расходиться оценка и отношение к государству, как к политическому институту, который может быть плох или хорош сам по себе; к данному конкретному государству; к тому, как данное конкретное государство действует в тот или иной момент времени; к конкретным лицам, которые являются воплощением государственной власти.
Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:
Для описания политической культуры часто применяют такую ее характеристику, как гомогенность (однородность) или фрагментарность, внутренняя неоднородность (концепция В.Розенбаума). Примером гомогенной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.
Фрагментарная политическая культура характерна, например, для Италии, Франции, еще в большей степени — для России, где граждане имеют различные убеждения в отношении важнейших вопросов политической жизни и политического устройства, начиная с понимания природы, сущности государства и политической власти вообще и кончая вопросами конкретного политического устройства и процедуры принятия политических решений. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам, к конфессиональным, этническим, партийным или региональным общностям.
По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни (концепция Э.Баталова), принято выделять рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру.
Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э. Я. Баталовым на примере США. Она строится на том, что политика — это разновидность бизнеса, политик — бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды, политические решения — это результат торговой сделки между заинтересованными сторонами, политические проблемы рассматриваются через призму отношений купли-продажи, а вся политическая жизнь основывается на системе взаимных обязательств, коренящихся в личных интересах, которые реализуются через политические партии или группы давления. Отношение к роли государства описывается формулой: «Лучшее правителъство — то, которое правит как можно меньше». В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры являются сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.
В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Это приводит к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить ее, минимизировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Политика в целом рассматривается как форма деятельности государства в поисках хорошего общества, цель которого — социальная справедливость. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии, причем Германия отличается тем, что там до сих пор конфликт расценивается скорее как отрицательное явление, чем как положительное или нейтральное, а готовность к риску ниже, чем в других европейский странах, не говоря уже о США.
Вместе с тем следует отметить усиление зависимости граждан от государства как общую тенденцию во всех западных странах. Даже в наименее «огосударствленных» США люди привыкли полагаться на государство в решении большинства своих проблем: получения работы, обеспечения престарелых, медицинского обслуживания и создания хороших школ для детей.
При изучении политической культуры и сравнении политических культур различных стран необходимо выделить критерии, показательные в отношении политических изменений и модернизации. По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, выделяют:
• закрытый тип политической культуры — замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убежденности в собственной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целостности и самобытности;
• открытый тип политической культуры, в котором влияние извне, равно как и появление новых нетрадиционных элементов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой политической культуры.
На основе вышеизложенного попытаемся схематично изобразить типологию политической культуры.
Типология политической культуры
Таким образом, для описания политической культуры общества и для сопоставления различных политических культур необходимо выяснить:
При всей специфичности национальных политических культур западных стран можно выделить некоторые общие моменты, тенденции в их развитии:
Политическую культуру восточноевропейских стран, переживающих одновременно процессы экономического и политического реформирования, отличают следующие черты:
3. Вопрос: Проанализируйте специфику современной российской политической культуры
В политической культуре России многие из общих для всех восточноевропейских стран черт выражены экстремально.
Так, например, в России очень низок индекс доверия населения по отношению ко всем политическим институтам, причем показательно, что уровень доверия судебным органам ниже, чем органам госбезопасности, еще ниже уровень доверия политическим партиям.
Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности российского населения. Невысокая оценка возможности участвовать в выборах как атрибута демократии связана скорее не с отсутствием понимания, что свободные выборы — это важная составляющая часть демократии, а с представлениями людей, что их участие в выборах, замена одних руководителей на других, мало что меняет в их жизни и не дает им реальной возможности влиять на принятие важных политических решений. Как следствие, политический выбор избирателя зачастую определяют соображения личностного, психологического или просто случайного плана.
Следует отметить при этом нравственный характер требований к власти, тенденцию к персонификации власти и склонность к неконвенциональным формам протеста (по данным ВЦИОМ, каждый четвертый потенциальный избиратель выразил готовность принять участие в неконвенциональных акциях) и силовым методам решения конфликтных ситуаций.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.