Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая культура: сущность, типологии

Политическая культура: сущность, типологии  [23.12.09]

Тема: Политическая культура: сущность, типологии

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.74K | Скачано: 303 | Добавлен 23.12.09 в 16:34 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2009


Содержание

1. Сущность, структура и функции политической культуры 3

2. Типологии политической культуры 8

3. Вопрос: Проанализируйте специфику современной российской политической культуры 15

Понятие «политическая культура» относится к часто употребляемым. В обыденной речи политическая культура выступает как оценочное по­нятие, определенный идеал, к которому следует стремиться или как норма, которую следует соблюдать. В политоло­гической науке нет единой концепции политической культуры.

 

1. Сущность, структура и функции политической культуры

Теория политической культуры возникла в 50-е годы XX в. на фоне  попыток объяснения специфики политического поведения отдельных наций и народов, исследований национального характера и разного рода идеологий.

Значение концепции политической культуры состоит в том, что она разрабатывает общие объективные критерии для срав­нительных исследований политического поведения в различных странах. Создается эмпирически сопоставимый базис, позволяю­щий установить связи между индивидуальным политическим поведением и социально-политическим опытом и традициями страны. Для объяснения причин того, почему сходные по фор­ме политические институты в разных странах функционируют по-разному, Г. Алмонд создал свою концепцию политической культуры.

Политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых спосо­бов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политиче­ских ценностей, установок и моделей поведения.

К политической культуре можно отнести: знание политики, фактов, заинтересованность ими; оценку политических явлений и того, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций, напри­мер, любовь к родине, ненависть к врагам; признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как следует поступать.

Носителей политической культуры – субъектов подразделяют на:

Отношения между субъектами характеризуют политическую культуру. 

Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о ее отсутствии, то имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.

Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические инте­ресы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политических субкультур.

Политическая субкультура — это совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона, и отличающихся от ориентации и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом.

Важнейшие виды политической субкультуры:

К функциям политической культуры относятся:

Познавательно-ориентационная функция — политическая культура способствует пониманию смысла политических явлений, степени реализации прав и свобод, роли политики в жизни общества, сравнению с другими политическими системами;

Идентификация — ощущение своей принадлежности к определенной политической или социальной группе, понима­ние своего места в политической системе общества, форм участия в политической жизни и в отстаивании интересов своей общности;

Интеграция — политическая культура обеспечивает воз­можность достижения согласия между различными политиче­скими группами и поддержания стабильности системы, ориен­тируя на определенный способ выражения и смягчения политических противоречий. В политической культуре находит отражение общность социального опыта и исто­рической судьбы;

Коммуникационная функция  — обмен информацией и установление понимания между участниками политического процесса на ос­нове общности языка, культурного кода, политической терми­нологии, символов. Она предполагает как обмен информацией между действующими политическими субъектами, так и пере­дачу опыта от поколения к поколению (вертикальная и гори­зонтальная политическая коммуникация);

Нормативная функция — политическая культура регулирует поли­тическое поведение на основе принятых ценностей и правил, большая часть которых до­полняется правовым закреплением норм в законодательстве и Конституции страны;

Социализация – политическая культура формирует опреде­ленные политические качества, способы поведения, навыки для адаптации в данной политической системе и для отстаивания своих интересов. Функция социализации реализуется через такие социальные институты, как семья, государство, полити­ческие партии, СМИ, школа, церковь, армия и др.

Исследование политической культуры — это изучение типического политического поведения населения и определяющих его факторов. Основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно по­литических проблем. В качестве основ­ного предмета эмпирических исследований политология избирает установки, занимающие своеобразное «срединное» положение между мнения­ми и ценностями. В установках принято выделять по мотиву ориен­тации три основные состав­ляющие:

Объекты политических ориентации принято разделять на следующие блоки:

Таким образом, можно выделить основные черты политической культуры:

Политическая культура уходит корнями в набор принципов и правил, которые регулируют и программируют политическое мышление и действия человека или целой группы. Культурные правила должны быть не только усвоены, они должны вызываться посредст­вом слова, символа, звука, картины, действия. В этом и состоит функция политических мифов, ритуалов, флагов, праздников, В политической культуре речь никогда идет не только о содержании, но и о форме, в которую это содержание «упаковано».

 

2. Типологии политической культуры

Классифика­ция типов политической культуры Г.Алмонда и С.Вербы базируется на  специфике ориентации и степени участия в политической жизни:

  1. (или патриархальная) политическая культура характеризуется тем, что подавляющее большинство населения воспринимает только свое непосредственное окружение, т.е. смотрит на мир исключительно со своей «колокольни» (отсюда и название, указывающее на то, что горизонт мировосприятия очень узок, ограничен рамками «своего прихода»), поэтому представлений относительно политической системы в целом и соответственно установок в отношении к ней просто не суще­ствует.
  2. политическая культура (культура подчине­ния) — это  тип культуры, когда население располагает определенными знаниями и представлениями о политике, свя­зано с ней эмоционально (гордится политической системой своей страны или относится к ней с неприязнью), оценивает политические явления с точки зрения их законности – незаконности, справедливости — несправедливости. Но среди объ­ектов ориентации преобладают «структуры выхода», т.е. отно­шение к политической системе носит пассивный характер, без стремления изменить что-либо своими силами, без стремления участвовать в процессе принятия политических решений или влиять на них.
  3. Культура участия (партисипативная политическая культура) отличается соединением ориентации населения на все полити­ческие объекты — политическую систему в целом, структуры «входа» и «выхода», политический автопортрет (самоопределе­ние) — с оформлением своих интересов и активностью в их отстаивании, с определением собственных политических ролей и полномочий.

В реальной политической жизни «чистые» типы политиче­ской культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы. Скажем, в рамках одного общества различные слои могут демонстрировать неодинаковую политическую культуру; даже политические ориентации одного человека в отношении местной, региональной и центральной власти могут относиться к различным типам политической культуры. В силу неоднород­ности того, что мы называем «государством», могут существен­но расходиться оценка и отношение к государству, как к по­литическому институту, который может быть плох или хорош сам по себе; к данному конкретному государству; к тому, как данное конкретное государство действует в тот или иной момент времени; к конкретным лицам, которые являются воплощением государственной власти.

Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:

Для описания политической культуры часто применяют такую ее характеристику, как гомогенность (од­нородность) или фрагментарность, внутренняя неоднород­ность (концепция В.Розенбаума).  Примером гомогенной политической куль­туры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосущество­вания в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уро­вень конфликтности, преобладание юридически-правовых спо­собов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.

Фрагментарная политическая культура характерна, напри­мер, для Италии, Франции, еще в большей степени — для Рос­сии, где граждане имеют различные убеждения в отношении важнейших вопросов политической жизни и политического устройства, начиная с понимания природы, сущности государ­ства и политической власти вообще и кончая вопросами кон­кретного политического устройства и процедуры принятия по­литических решений. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам, к конфессиональным, этническим, партийным или региональным общностям.

По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни   (концепция Э.Баталова), принято выделять рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру.

Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э. Я. Баталовым на примере США. Она строится на том, что политика — это разновидность бизнеса, политик — бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды, политические решения — это результат торговой сделки между заинтересованными сторонами, политические проблемы рассматриваются через призму отношений купли-продажи, а вся политическая жизнь основывается на системе взаимных обязательств, коренящихся в личных интересах, которые реализуются через политические партии или группы давления. Отношение к роли государства описывается формулой: «Лучшее правителъство — то, которое правит как можно меньше». В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры являются сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.

В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Это приводит к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить ее, минимизировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Политика в целом рассматривается как форма деятельности государства в поисках хорошего общества, цель которого — социальная справедливость. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии, причем Германия отличается тем, что там до сих пор конфликт расценивается скорее как отрицательное явление, чем как положительное или нейтральное, а готовность к риску ниже, чем в других европейский странах, не говоря уже о США.

Вместе с тем следует отметить усиление зависимости граж­дан от государства как общую тенденцию во всех западных стра­нах. Даже в наименее «огосударствленных» США люди привыкли полагаться на государство в решении большинст­ва своих проблем: получения работы, обеспечения престарелых, ме­дицинского обслуживания и создания хороших школ для детей.

При изучении политической культуры и сравнении полити­ческих культур различных стран необходимо выделить крите­рии, показательные в отношении политических изменений и модернизации. По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, выделяют:

закрытый тип политической культуры — замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убежденности в собствен­ной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целост­ности и самобытности;

открытый тип политической культуры, в котором влия­ние извне, равно как и появление новых нетрадиционных эле­ментов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой полити­ческой культуры.

На основе вышеизложенного попытаемся схематично изо­бразить типологию политической культуры.

Типология политической культуры

Типология политической культуры

Таким образом, для описания политической культуры общества и для сопоставления различных политических культур необходимо выяснить:

При всей специфичности национальных политических куль­тур западных стран можно выделить некоторые общие момен­ты, тенденции в их развитии:

Политическую культуру восточноевропейских стран, пережи­вающих одновременно процессы экономического и политиче­ского реформирования, отличают следующие черты:

 

3. Вопрос: Проанализируйте специфику современной  российской политической культуры

В политической культуре России многие из общих для всех восточноевропейских стран черт выражены экстремально.

Так, например, в России очень низок индекс доверия населения по отношению ко всем политическим институтам, причем показа­тельно, что уровень доверия судебным органам ниже, чем ор­ганам госбезопасности, еще ниже уровень доверия политиче­ским партиям.

Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности российского населения. Не­высокая оценка возможности участвовать в выборах как атри­бута демократии связана скорее не с отсутствием понимания, что свободные выборы — это важная составляющая часть де­мократии, а с представлениями людей, что их участие в выбо­рах, замена одних руководителей на других, мало что меняет в их жизни и не дает им реальной возможности влиять на приня­тие важных политических решений. Как следствие, политический выбор избирателя зачастую определяют сообра­жения личностного, психологического или просто случайного плана.

Следует отметить при этом нравственный характер требова­ний к власти, тенденцию к персонификации власти и склонность к неконвенциональным формам протеста (по данным ВЦИОМ, каждый четвертый потенциальный избиратель выра­зил готовность принять участие в неконвенциональных акци­ях) и силовым методам решения конфликтных ситуаций.

 

Список использованной литературы

  1. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.;Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367 с.
  2. Политология / Под ред. Г. В. Полуниной. – М., 1996.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 23.74K
Скачано: 303
Скачать бесплатно
23.12.09 в 16:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе