Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая культура: сущность, структура
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.46K | Скачано: 329 | Добавлен 10.12.09 в 19:29 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2009
Содержание
Введение 3
1. Сущность, структура и функции политической культуры 4-8
2. Типологии политической культуры 11-17
3. Специфика современной российской политической культуры 18-19
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение.
Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его действий во всех сферах жизни.
Политическая культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.
Из вышесказанного понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке существует самый широкий спектр мнений, определений. Это связано с тем, что сама политическая культура — развивающийся феномен, чутко реагирующий на изменения реалий современного мира, его политических и социально-экономических процессов.
Основной целью данной контрольной работы является изучение термина «политическая культура», ее структуры, функций и типологии политической культуры, а также анализ специфики современной российской политической культуры. Для достижения цели работы сформулируем ряд задач:
- дать определение понятию «политическая культура»;
- выделить основные элементы политической культуры;
- определить основные функции политической культуры;
-определить смысл понятия «политическая субкультура» и выделить основные типы таких субкультур;
- дать подробную характеристику наиболее распространенным моделям типологии политических культур;
- проанализировать специфику современной российской политической культуры.
1. Сущность, структура и функции политической культуры
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Первым , кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая культура» был введен американским политологом Г.Алмондом в 50-60-е годы ХХ века. Это было связано с тем, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию «политической культуры». Наибольший вклад в теоретическую разработку данного политологического направления внесли Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, Д.Элазар, У.Розенбаум.
Определений политической культуры чрезвычайно много — от самых узких по содержанию до предельно широких.
Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и Г.Пауэллом гласит: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение [10, с.22].
Отечественный исследователь Э.Я.Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант определения: «политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса» [9, с. 35].
Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа».
Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л.Дитмер).
Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? что такое общество, и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.
Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: «Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами» [6, с. 10].
Таким образом, каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. В целом же можно дать следующее обобщающее определение: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.
В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов:
1. познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления; Познавательный элемент предполагает знание и понимание гражданами, политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений.
2. нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения; Политическая культура исторически проявлялась, прежде всего, в понимании и поиске российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете, под которым понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Наиболее устойчивыми являются традиции в политической культуре. В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества.
3. поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение; Поведенческий элемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в выборах субъектов государственной власти; в работе различных государственных и общественно-политических. Существенным аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки. Политическая установка - это отношение субъекта к политическим явлениям, она способствует переводу представлений и ценностей в плоскость их практической реализации.
4. ценностные отношения - общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям. Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывает место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение мировоззренческих ориентаций состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им чувств. [5, с. 12].
Важное значение в политической культуре приобретает знание государственных символов, играющих роль социально-политических феноменов и отражающих в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.
Традиционно государственными символами являются гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая официальных документах, бланках и печатях государственных нов, на денежных знаках и т. п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государства).
К примеру, к государственной символике Российской Федерации относятся:
Государственный герб РФ. Федеральный конституционный закон РФ «О государственном гербе Российской Федерации», принятый Государственной думой в декабре 2000 г. установил государственный герб РФ как официальный государственный символ РФ. В статье 1 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ нашей страны описан следующим образом:
«Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.»[2, ст. 1].
Государственный флаг РФ. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» был принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г. Закон установил описание государственного флага и порядок его официального использования. В ст. 1 говорится: «Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3 [1, ст. 1].
Государственный гимн РФ.
Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000г. Согласно ст. 2 этого закона, Государственный гимн РФ представляет собой музыкально- поэтическое произведение, может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Государственной гимн должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом [3].
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
- функция идентификации, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- функция ориентации, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- функция адаптации (нормативная), выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- функция социализации, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
- функция интеграции (дезинтеграции), обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- функция коммуникации, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие [11с. 357-358].
Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политических субкультур.
Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом [5 с.81].
Важнейшие виды политической субкультуры:
а) социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);
б) национально-этнические - играют особенно заметную роль в многонациональных государствах, исторически формировавшихся путем постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;
в) религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;
г) региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России. Хрестоматийными являются также различия региональных субкультур Севера и Юга США или Италии;
д) поколенческие, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны поколенческие различия в обществах, которые переживают период реформирования (например, распределение политических ориентаций и предпочтений между поколениями в России), тогда как в политически относительно стабильных спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США, например, до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители). [5 с. 78].
2. Типологии политической культуры
Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей. Существуют различные способы классификации политических культур.
Классической считается типология культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три «чистых» типа политической культуры:
Однако согласно концепции Алмонда и Вербы в реальной политической жизни политическая культура любого общества представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе [4 с.70].
Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:
1) патриархально-подданническая – большая часть населения не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения.
2) подданническо-партисипативная политическая культура предполагает, что одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего (на структуры «выхода»), а другая – на структуры «входа», активно воспринимая существующую политическую систему и стремясь оказывать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов;
3) патриархально-партисипативная – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества существуют традиционно патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием.
Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются. [11с. 352-353].
Содержательное значение имеет типология, основанная на выделении типов политической культуры по степени фрагментарности (внутренней неоднородности, расколотости) и интегрированности (однородности). Для фрагментарной культуры характерна резкая разобщенность общества, в ней отсутствует базовый консенсус между основными социально-политическими силами, местные интересы превалируют над общими. Фрагментарная политическая культура характерна, например, для Италии, Франции, еще в большей степени для – России, где граждане имеют различные убеждения в отношении различных вопросов политической жизни и политического устройства, начиная с понимания природы, сущности государства и политической власти вообще и кончая вопросами конкретного политического устройства и процедуры принятия политических решений. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам, к конфессиональным. Этническим, партийным или региональным общностям. Интегрированная политическая культура характеризуется наличием национального консенсуса, лояльностью по отношению к политическому режиму и процедурам разрешения конфликтов. Примером интегрированной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов существования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе. Интегрированная политическая культура характеризуется наличием национального консенсуса, лояльностью по отношению к политическому режиму и процедурам разрешения конфликтов [8,с. 149].
По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни принято выделять рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру.
Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э.Я. Баталовым на примере США. Отношение к роли государства описывается формулой: «Лучшее правительство – то, которое правит как можно меньше». В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры являются сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.
В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам. Это приводит в свою очередь к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить ее, минимизировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции. [11, с. 354-355].
С точки зрения цивилизационного подхода модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур.
Если мы возьмем за основу исследования социальную структуру общества, то обнаружим, что каждый социальный слой, класс, каждая общность людей имеют специфический тип политической культуры. Правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин.
Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный критерий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т. д.) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации.
Если мы хотим сделать акцент в своем исследовании на типологии политических культур современных цивилизованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными признаками. Можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую.
Тоталитарная модель политической культуры отличается такими признаками: а) приверженность единой универсальной цели (например, индустриализация или расовое господство); б) непредсказуемость и неопределенность (вчерашний герой сегодня может стать предателем): в) широкомасштабное использование организованного насилия; г) усилия по достижению всеобщего участия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму.
Здесь исчезает деление на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и государства одной партией: партийному монизму соответствует монизм идеологический, пронизывающий всю иерархию властных отношений. Все разногласия в обществе расцениваются как зло, которое надо искоренять.
Основным компонентом демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкиваются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т. д. Один из центральных моментов данной модели — идея гражданского общества как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.
Проанализируем типологию западной и восточной политических культур. Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившей гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
Наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества описаны в таблице (Таблица1).
Таблица1
Существенные различия ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества
ЗАПАД |
ВОСТОК |
Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком. |
Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством. |
Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом. |
Отношение к политике как к недоступной всем деятельности, подчиненной принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира; |
Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы. |
Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности. |
Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы. |
Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма; |
Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления) |
Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера; |
Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил этики. |
Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.
|
Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан. |
Приоритет местных правил и обычаев (местного права над установлениями государства, тенденция сглаживания противоречий между традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения; |
Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан. |
Менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламских течений). |
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры [12].
При изучении политической культуры и сравнении политических культур различных стран необходимо выделить критерии, показательные в отношении политических изменений модернизации. По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, выделяют:
а) закрытый тип политической культуры – замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убежденности в собственной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целостности и самобытности;
б) открытый тип политической культуры, в котором влияние извне, равно как и появление новых нетрадиционных элементов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой политической культуры [11, с. 355].
3. Специфика современной российской политической культуры
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие:
-ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма;
-внутренний раскол политической культуры, выражающийся, в частности, в преобладании ценностей патриархально-традиционалистского типа;
-персонализированное восприятие власти;
-недопонимание, недооценка роли представительных органов власти;
-непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.
При наличии сильной власти можно говорить о стабильности Российского государства и общества. Политическим достижением московских князей специалисты считают их отказ от принципа наследования верховной власти, практиковавшегося в Киевской Руси. Здесь властью располагал не тот или иной князь, а весь княжеский род. Этот коллективистский принцип господства (и наследования) не позволял создать сильное государство. Большевистская диктатура, в сущности, соединила принцип вождизма с самодержавной традицией. Все попытки свести «коллективное руководство» оканчивались полной неудачей. Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политическая система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодержавной системы, коммунистической не удалось создать механизма передачи власти.
Важнейшим событием стал и раскол на две основные субкультуры: петровские преобразования раскололи Московскую Русь на два мира, на два типа субкультур. Факт этого раскола, его значение до некоторой степени были осознаны русской политической мыслью еще в XIX веке.
Раскол общества на две основные субкультуры: «склад» русской жизни крестьянства и «склад» русской жизни, включавший в себя аристократию, чиновничество, дворянство и некоторые другие социальные группы, есть нечто характерное лишь для России. Своеобразие этого раскола стало одним из основных мотивов русской политической мысли.
Задача формирования современного гражданского общества в России предполагает, прежде всего, преодоление данного раскола и формирование более однородной по своим основным характеристикам гражданской политической культуры.
Также одна из проблем эволюции политической культуры современной России сводится к тому, сможет ли наша страна построить устойчивую демократическую систему. Причем следует иметь в виду, что демократия не сводится к регулярным выборам, многопартийности, парламентаризму и т. п. — эти внешние атрибуты имели и многие диктатуры. С другой стороны, развитие рыночных отношений и внедрение частной собственности отнюдь не гарантирует автоматически политическую демократию.
Сложность нашего положения заключается в том, что демократические идеи в России не имеют глубоких корней. Октябрьская революция 1917 года прервала процесс медленного вызревания в нашей стране собственной демократической традиции, опиравшейся на опыт общинного и земского самоуправления, а также на опыт работы Государственной Думы. Пока что демократия в России почти всецело опирается на заимствование западных идей.
Другая проблема заключается в следующем: можно ли добиться в России цивилизованных и органичных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы действенно влиять на политику властей и государство было бы не самодовлеющей бюрократической корпорацией или инструментом удовлетворения каких-либо эгоистических интересов, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности развития? Окончательный ответ на этот вопрос, конечно, может дать только сама жизнь.
Заключение
Политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов: познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий, ценностные отношения.
Политической культуре свойственны следующие функции: функция идентификации, функция ориентации, функция адаптации, функция социализации, функция интеграции, функция коммуникации.
Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом. Важнейшие виды политической субкультуры: а) социально-классовые б) национально-этнические в) религиозные г) региональные д) поколенческие.
Среди наиболее распространенных моделей типологизации политических культур: 1) традиционный, подданнический и партисипативный типы; 2) фрагментированный и интегрированный типы; 3) этатистский и рыночный типы; 4) западный и восточный типы.
Задача формирования современного гражданского общества в России предполагает, прежде всего, формирование более однородной по своим основным характеристикам гражданской политической культуры.
Список использованной литературы
1. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г. №1-ФКЗ
2. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000г. №2-ФКЗ
3. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» от 25.12.2000г. №3-ФКЗ
4. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Политические исследования, 1992. (Электронная библиотека http://ihtika.net/index.php)*)
5. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990. (Электронная библиотека http://ihtika.net/index.php)*)
6. Вятр Г. Социология политических отношений. -М., 1979(Электронная библиотека http://ihtika.net/index.php)*)
7. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. -2-е издание. – М.: Международные отношения, 2006(Электронная библиотека http://ihtika.net/index.php)*)
8. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. – М., 1991. (Электронная библиотека http://ihtika.net/index.php)*)
9. Общая и прикладная политология: - Под общ. ред. Проф. Жукова В.И., Краснова Б.И. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2005. – 405с.
10. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика.- М:Юристъ,2001. - 352с.
11. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 367с.
12. Свободная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.