Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Демократический политический режим: формы демократии
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.66K | Скачано: 373 | Добавлен 16.10.10 в 21:32 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2010
Содержание
1. Введение 3
2. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
2.1. Формы демократии 6 – 8
2.2. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии 8 – 11
3. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии 11 – 14
4. Практическое задание 14 – 16
Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны.
5. Заключение 17 – 18
6. Список литературы 19
1. ВВЕДЕНИЕ
Те, кто достаточно умен,
чтобы не лезть в политику,
наказываются тем,
что ими правят люди
глупее их самих.
Платон
В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. И уметь осознавать свое место в политической жизни общества, вырабатывать свое отношение к тем или иным политическим явлениям и процессам должен стремиться каждый член общества.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии, анализ его исторических и организационных форм, а также ознакомление с основными тенденциями эволюции современной демократии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
2. Понятие, сущность, основные признаки и принципы политической демократии
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие»
Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.
С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет.
В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.
Определяющими признаками демократии являются:
1. юридическое признание и институциональное выражение в Конституции верховной власти народа;
2. периодическая выборность основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором властные органы избираются, причем на определенный срок;
3. равенство прав граждан на участие в управлении государством.
4. принятие решений по большинству голосов и подчинение меньшинства большинству при их реализации.
Основные принципы демократического режима:
1.Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их.
2.Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.
3.Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.
4. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за
ними.
5.Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы
власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе,
если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.
6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти.
2.1. Формы демократии
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
Прямая форма демократии предполагает участие самих граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях, российских вече. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на предприятиях, в общинах, селах, микрорайонах и т.д.) и в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты, их подготовка и обсуждение не требуют специальной квалификации. В современных условиях прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления (американские, швейцарские общины, израильские кибуцы-поселения коммунистического типа, возрождающиеся в России земские собрания).
К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах.
Плебисцитарная форма демократии выражается во всеобщем голосовании для одобрения или неприятия проектов законов или других решений, подготовленных президентом, правительством, партией или инициативной группой.
Различие между плебисцитарной и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решении и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.
Плебисцитарные институты часто используются в целях манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Итоги плебисцитов на авторитарную власть нередко не оказывают никакого воздействия (референдум 1991 г., когда за сохранение СССР высказалось 76 % граждан, не помешал властным структурам разрушить мощное многонациональное государство). Подобные властные акции отрицательно сказываются на формировании демократического мышления населения.
Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является, представительная демократия. Ее суть - в опосредованном участии граждан в принятии решений путем передачи своих политических полномочий избранным депутатам, призванным выражать интересы своих избирателей и в соответствии с этими интересами принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия особенно необходима тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в принятии важнейших политических решений, а также когда принимаются сложные решения, требующие высокой квалификации специалистов.
Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.
2.2. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором - группа, в третьем - весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями.
Практическим ответом на недостатки либеральной демократии явились рабочие, социалистические и др. движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.
Отличительными чертами либеральной демократии являются:
1. наличие имущественных и других цензов;
2. индивидуализм, признание приоритета индивида над законами государства;
3. понимание свободы как отсутствие принуждения, ограничений. Свобода здесь трактуется как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства в личную жизнь со стороны государства и других людей;
4. ограничение сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, социального мира, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные аспекты;
5. разделение властей, создание сдержек и противовесов как эффективной формы контроля граждан над государством: общество в состоянии контролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу;
6. ограничение власти большинства над меньшинством. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения;
7. ставка на представительные органы власти, недооценка политической активности избирателей, их контроля за органами власти. Известно, что следствием ограниченного политического участия является массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.
Социалистическая модель демократии строится на принципах не индивидуализма, а коллективизма. Коллективистскую демократию часто называют идентитарной, т.е. исходящей из наличия целостности народа (класса, нации), идентичности его воли и действий представительной власти.
Характерными чертами социалистической демократии являются:
1. коллективизм, приоритет общественных интересов над личными;
2. активное и равноправное участие граждан в делах всего государства и общества;
3. гарантия прав человека на труд, отдых, образование, бесплатное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности;
4. свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний;
5. обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении, создание широкой сети народного контроля за властвующими органами.
Характерными чертами плюралистических теорий демократии являются:
1. соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;
2. «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы политики;
3. государство не «ночной сторож», а орган, ответственный за нормальную жизнь общества, обеспечение социальной справедливости;
4. распределение власти между различными центрами политического влияния - партиями, группами интересов, государственными институтами;
5. наличие в обществе согласия, признания и уважения основ существующего государственного строя, демократических правил, прав личности, закона;
6. демократическая организация самих этих базисных групп.
Плюралистическая теория демократии нашла применение во многих странах мира, однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Критикуют ее за идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации (в странах Запада не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов). Эта теория далека от идеалов народовластия, она недостаточно учитывает неравенство политического влияния различных общественных групп, прежде всего, приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, военно-промышленного комплекса, профсоюзов, владение политическими ресурсами (деньги, знания, авторитет, СМИ и др.) Молодежь, пенсионеры, инвалиды, рабочие и некоторые другие группы почти не обладают такими ресурсами, в то время как Представители бизнеса владеют ими в избытке.
3. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии
История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и образу жизни народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии, к разрушению.
Исходя из сказанного, возможно сформулировать основные демократические параметры политической жизни в современных условиях. Ими являются:
1. выборность всех руководителей и должностных лиц;
2. строгое следование в жизни законам;
3. гласность и свобода слова;
4. плюрализм;
5. подчинение меньшинства большинству;
6. право меньшинства высказывать и отстаивать свои взгляды и мнения;
7. отчетность выборных органов и должностных лиц перед народом;
8. право отзыва депутатов;
9. социальная защищенность прав и свобод граждан;
10. участие трудящихся в управлении государством, предприятием, в общественном самоуправлении;
11. право проявления инициативы, предприимчивости;
12. объективное правосудие.
Функционирование этих элементов неодинаково в различных странах, но они обеспечивают демократии ее преимущества перед другими формами управления, гарантируют защиту прав граждан.
Хотя процесс демократизации стал одним из важнейших направлений в политической жизни на планете, но до сих пор в условиях демократии живет еще меньшинство населения Земли. Во многих странах, в том числе и в России, демократия служит прикрытием для преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются недееспособными и терпят крах.
Многочисленные научные исследования на Западе, а в последнее время - и в нашей стране, показывают, что для осуществления демократии необходим целый ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитических условий. К экономическим предпосылкам развития демократии относятся:
1. высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям страны со сравнительно развитой демократией значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства, хотя прямой детерминации между уровнями экономического развития и демократии нет;
2. наличие социально ориентированных рыночных отношений. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия в то же время способствует развитию государственных предприятий, обобществлению производства;
3. высокая степень урбанизации. Индустриальное развитие объективно ведет к созданию крупных поселений городского типа, жители которых более подготовлены к демократизации, чем сельское население, приверженное традиционным формам правления; динамическое равновесие производства и потребления.
Социальные предпосылки развития демократии состоят в следующем:
1. относительно приемлемый уровень благосостояния трудящихся. Он позволяет смягчать социальные конфликты, достигать необходимого для демократии консенсуса, согласия;
2. снижение уровня социального неравенства. Поляризация общества на богатых и бедных - важнейшее препятствие для демократии, т.к. она ведет к острым социальным конфликтам, является основой для олигархических правлений;
3. наличие социального плюрализма в структуре общества. Он означает многообразие социального состава населения, четко оформившихся классов, профессиональных, творческих, религиозных, культурных, этнических групп, обладающих общими интересами и коллективным сознанием
4. грамотность населения, его образованность в целом. От образованности зависит обоснованность политических суждений личности, его гражданская позиция, чувство собственного достоинства
К внешнеполитическим предпосылкам демократии относятся:
1. военное вмешательство;
2. политическое воздействие;
3. экономическое воздействие;
4. культурно-информационное воздействие;
5. добрососедство, оказание практической помощи в развитии демократии.
Конституирующие признаки демократии. Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.
Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране.
Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства и независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нуждается в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом.
4. Практическое задание
Задание: Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны.
3.1. Либеральная демократия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа обладающих избирательным правом граждан. 2) Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд. 3) Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. 4) Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. 5) Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы. 6) Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью. 7) Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. |
1) Социально-классовая ограниченность. Она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин - и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова. 2) Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. 3) Ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Ставка на представительные органы и лишь эпизодическую, преимущественно электоральную политическую активность граждан фактически выводит органы власти из-под контроля масс и превращает демократию в форму господства политической элиты. 4) Принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. 5) Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различным социальным группам. |
3.2. Коллективистская демократия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю; 2) Отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению; 3) Коллективистское понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества; 4) Тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классом, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности; 5) Устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое - государство - и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей; 6) Всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг; 7) Декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении. |
1) Попытки осуществления коллективистских теорий неизбежно приводили к появлению нового господствующего класса - номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. 2) Власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти. 3) Так называемая общая воля, "классовый", "национальный" или "общенародный" интересы представляют собой вымысел, миф, оправдывающие политическое господство одного лица или группы в том случае без равноправного участия отдельных свободных личностей. |
3.3. Плюралистическая демократия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Заинтересованная группа - центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя ее статус как первичного субъекта власти и не отрицается; 2) Общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов; 3) Соперничество и баланс групповых интересов - социальная основа демократической власти, ее динамики; 4) Сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники; 5) "Разумный эгоизм", личный и групповой интересы как генераторы политики; 6) Государство - орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость; 7) Диффузия, распыление власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.; 8) Наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона; 9) Демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. |
1) Идеализация действительности, преувеличение групповой идентификации населения, участия граждан в группах интересов. 2) Игнорирование или недостаточный учет неравенства политического влияния различных общественных групп и прежде всего приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного комплекса. 3) Для принятия решений требуется широкое согласие всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования. 4) Сохраняющееся в современных демократиях социальное неравенство в значительной мере противоречит представлениям теории плюралистической демократии о гармоническом равновесии интересов различных общественных групп.
|
5. Заключение.
Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.
2. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
3. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
4. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренцию политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
5. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала. Из этого можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говорится, "на ровном месте". Это сложный процесс преобразований общества и государства.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Это также сложный процесс, для которого необходимо время.
6. Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.