Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Демократический политический режим: основные принципы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.11K | Скачано: 318 | Добавлен 26.11.09 в 13:41 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2009
Содержание
Глава 1 Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 3
1.1. Понятие, сущность, основные принципы политической демократии 3
1.2. Формы демократии 9
1.3. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии 11
Глава 2 Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии 17
Глава 3 Практическое задание 24
Список литературы 28
Глава 1 Понятие, сущность и основные признаки политической демократии
В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярные у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия. [1, с. 198]
1.1. Понятие, сущность, основные признаки и принципы политической демократии
Слово демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако в политологической литературе существует множество мнений о принципах осуществления этой власти. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства и ограничении и контроля над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, защите интересов меньшинства и т. д.
Многогранность термина «демократия» обусловлено развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правящего монарха тирана или аристократии. [4, с.159]
Развитие демократии - не в количестве партий, общественных организаций и других институтов, а в положении человека в обществе. Демократия - это общечеловеческая ценность. Она прочна там, где ею проникся народ, где сильна народная вера, народная этика, этика трудолюбия.
История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и образу жизни народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии, к разрушению. [2, с. 256]
Этимологические определения демократии. В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».
Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.
С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.
В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения. [1, с. 198]
Определяющими признаками демократии являются:
1. юридическое признание и институциональное выражение в Конституции верховной власти народа;
2. периодическая выборность основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором властные органы избираются, причем на определенный срок;
3. равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот признак требует как минимум равенства избирательных прав, а также свободы создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободы мнений, права на гласные выступления, на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих постов в государстве;
4. принятие решений по большинству голосов и подчинение меньшинства большинству при их реализации. Политология исследует различные концепции и модели демократии. [2, с. 149]
Основополагающий принцип демократического правления — участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа.
Выделить следующие основные принципы демократического режима:
1. Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно на
роду принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где
воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь
народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же
органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью
под контролем граждан. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства.
Источником власти являются граждане, которые выражают свою
волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на
определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются
Конституцией и законодательством. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.
Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы, как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества.
5. Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы
власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе,
если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.
6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие.
Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть
избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
9. Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского общества,
развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.
1.2. Формы демократии
Суверенитет народа — важнейший и конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
Прямая форма демократии предполагает участие самих граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях, российских вече. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на предприятиях, в общинах, селах, микрорайонах и т.д.) и в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты, их подготовка и обсуждение не требуют специальной квалификации. В современных условиях прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления (американские, швейцарские общины, израильские кибуцы-поселения коммунистического типа, возрождающиеся в России земские собрания и т.п.). Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.
К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.
Плебисцитарная форма демократии выражается во всеобщем голосовании для одобрения или неприятия проектов законов или других решений, подготовленных президентом, правительством, партией или инициативной группой.
Различие между плебисцитарной и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решении и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.
Плебисцитарные институты часто используются в целях манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Итоги плебисцитов на авторитарную власть нередко не оказывают никакого воздействия (референдум 1991 г., когда за сохранение СССР высказалось 76 % граждан, не помешал властным структурам разрушить мощное многонациональное государство). Подобные властные акции отрицательно сказываются на формировании демократического мышления населения.
Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является, представительная демократия. Ее суть - в опосредованном участии граждан в принятии решений путем передачи своих политических полномочий избранным депутатам, призванным выражать интересы своих избирателей и в соответствии с этими интересами принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия особенно необходима тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в принятии важнейших политических решений, а также когда принимаются сложные решения, требующие высокой квалификации специалистов.
Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства. [1, с. 203-204, 2, с. 250-251]
1.3. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором - группа, в третьем - весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями. [1, с. 202-203]
Практическим ответом на недостатки либеральной демократии явились рабочие, социалистические и др. движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.
Отличительными чертами либеральной демократии являются:
1. наличие имущественных и других цензов;
2. индивидуализм, признание приоритета индивида над законами государства;
3. понимание свободы как отсутствие принуждения, ограничений. Свобода здесь трактуется как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства в личную жизнь со стороны государства и других людей;
4. ограничение сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, социального мира, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные аспекты;
5. разделение властей, создание сдержек и противовесов как эффективной формы контроля граждан над государством: общество в состоянии контролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу;
6. ограничение власти большинства над меньшинством. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения;
7. ставка на представительные органы власти, недооценка политической активности избирателей, их контроля за органами власти. Известно, что следствием ограниченного политического участия является массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.
Социалистическая направленность демократии идет от социалистов-утопистов Л.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна, социал - реформистов, К.Маркса, Ф.Энгельса. Они критикуют либеральную модель демократии за абстрактное провозглашение политических свобод, называют это «издевкой» над людьми. По их мнению, для человека совершенно недостаточно одних политических свобод, тем более что господствующий класс никогда не наделит ими трудящиеся классы. Самое священное право - это право на труд (Ш.Фурье). Политических прав мало, нужны социально-экономические права (2-я линия прав) и общественные права (3-я линия прав).
Социалистическая модель демократии строится на принципах не индивидуализма, а коллективизма. Коллективистскую демократию часто называют идентитарной, т.е. исходящей из наличия целостности народа (класса, нации), идентичности его воли и действий представительной власти. Виднейшими теоретиками коллективистской демократии были Ж.-Ж.Руссо, К.Маркс, В.Ленин. Первым наиболее ярко ее принципы выразил и обосновал Ж.-Ж.Руссо. Он подверг критике либеральное разделение общества на «публичное» и «частное», считая, что утверждаемые либеральными мыслителями индивидуализм и эгоизм разрушительны для гражданских добродетелей и самого общества. Идеал гражданина демократической республики для Руссо - это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, - основа жизни единого «общественного тела».
У К. Маркса демократия выступает не только как форма государства - антипод анархии, но и как форма ассоциации, где достигается свободное развитие личности, где коллективность является фактором развития задатков человека. По Марксу, демократия - это такой принцип организации политической власти, который противоположен бюрократии. В.И.Ленин считал пролетарскую демократию во 100 крат демократичнее буржуазной демократии, ибо это демократия для большинства. Он явно отрицательно относился к «чистой» демократии, демократии для всего народа, писал, что такой демократии не бывает. Ленин считал, что социализм призван унаследовать все лучшие демократические формы и институты, завоеванные народными массами на основе ликвидации эксплуатации человека человеком, утвердить реальное равноправие людей, создать условия для всестороннего развития личности.
Характерными чертами социалистической демократии являются:
1. коллективизм, приоритет общественных интересов над личными;
2. активное и равноправное участие граждан в делах всего государства и общества;
3. гарантия прав человека на труд, отдых, образование, бесплатное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности;
4. свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний;
5. обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении, создание широкой сети народного контроля за властвующими органами.
Термин «плюралистическая демократия» заменил в современный период термин "буржуазная демократия".
В отличие от начала XX века, термин «буржуазная демократия» в современных условиях применяется весьма редко, т.к. его содержание значительно расширилось. Социальная база этой демократии сейчас значительно шире, чем это было в конце XIX - начале XX века. Возникнув как диктатура буржуазии и оставаясь таковой довольно длительный период, буржуазная демократия претерпела в последние десятилетия серьезную эволюцию от роли «ночного сторожа» буржуазии до регулятора общественных отношений во всех областях жизни. Под воздействием рабочего и коммунистического движения, практики решения социальных проблем в социалистических странах, развития науки и техники буржуазия вынуждена была делиться властью с другими слоями и группами, уступая ряд позиций рабочему движению, его партиям и организациям.
Поэтому и оценки современной демократии неоднозначны. Чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, территориальных, культурных, религиозных, групповых и т.д.) и различных субъектов их выражения (политических партий, ассоциаций, объединений, движений и т.д.). Главная особенность плюралистической демократии в том, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации, пытается соединить традиционные воззрения с идеями, заимствованными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии формирующегося информационного общества.
В трактовке важнейшего вопроса демократии - понимания народа - плюралистическая демократия занимает промежуточное положение между индивидуалистическими и коллективистскими теориями. Она исходит из того, что в современном демократическом государстве не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики. С помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов.
Характерными чертами плюралистических теорий демократии являются:
1. соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;
2. «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы политики;
3. государство не «ночной сторож», а орган, ответственный за нормальную жизнь общества, обеспечение социальной справедливости;
4. распределение власти между различными центрами политического влияния - партиями, группами интересов, государственными институтами и т.д.;
5. наличие в обществе согласия, признания и уважения основ существующего государственного строя, демократических правил, прав личности, закона;
6. демократическая организация самих этих базисных групп.
Плюралистическая теория демократии нашла применение во многих странах мира, однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Критикуют ее за идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации (в странах Запада не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов). Эта теория далека от идеалов народовластия, она недостаточно учитывает неравенство политического влияния различных общественных групп, прежде всего, приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, военно-промышленного комплекса, профсоюзов, владение политическими ресурсами (деньги, знания, авторитет, СМИ и др.) Молодежь, пенсионеры, инвалиды, рабочие и некоторые другие группы почти не обладают такими ресурсами, в то время как Представители бизнеса владеют ими в избытке.
Критикуется плюралистическая модель демократии и за ее консервативность, поскольку для принятия решений она требует согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле; за то, что при этой модели с большим трудом пробивают себе дорогу всеобщие, глобальные, долгосрочные и новые интересы. [2, с. 251-256]
Глава 2 Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии
История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и образу жизни народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии, к разрушению.
Реалии современной социальной и политической жизни свидетельствуют, что социальная иррациональность поведения, индивидуальный и групповой эгоизм, пренебрежение интересами других людей и народов, нежелание идти на компромиссы, национальная, религиозная и классовая непримиримость и в современный период являются типичными чертами политической жизни большинства государств мира.
Не только отдельные индивиды, но и целые народы привыкли к патерналистскому отношению со стороны власти. Многие не могут существовать без твердой, авторитарной власти, которая бы ограничивала эгоистические побуждения, защищала человека «от самого себя». Поэтому "плохая" демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. Считая демократию общечеловеческой ценностью, высоко ставя ее способность защитить граждан от государственного произвола, создавать лучшие условия для развития экономики, культуры, науки и техники, ее все же нельзя считать универсальной, пригодной для всех времен и народов формой правления. Все зависит от социально-экономического уровня развитая страны, ее традиций, степени развития политической культуры и других факторов.
Исходя из сказанного, возможно сформулировать основные демократические параметры политической жизни в современных условиях. Ими являются:
1. выборность всех руководителей и должностных лиц;
2. строгое следование в жизни законам;
3. гласность и свобода слова;
4. плюрализм;
5. подчинение меньшинства большинству;
6. право меньшинства высказывать и отстаивать свои взгляды и мнения;
7. отчетность выборных органов и должностных лиц перед народом;
8. право отзыва депутатов;
9. социальная защищенность прав и свобод граждан;
10. участие трудящихся в управлении государством, предприятием, в общественном самоуправлении;
11. право проявления инициативы, предприимчивости;
12. объективное правосудие.
Функционирование этих элементов неодинаково в различных странах, но они обеспечивают демократии ее преимущества перед другими формами управления, гарантируют защиту прав граждан.
Хотя процесс демократизации стал одним из важнейших направлений в политической жизни на планете, но до сих пор в условиях демократии живет еще меньшинство населения Земли. Во многих странах, в том числе и в России, демократия служит прикрытием для преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются недееспособными и терпят крах.
Какие предпосылки делают возможным формирование демократии и обеспечение ее стабильности? Многочисленные научные исследования на Западе, а в последнее время - и в нашей стране, показывают, что для осуществления демократии необходим целый ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитических условий. К экономическим предпосылкам развития демократии относятся:
1. высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям страны со сравнительно развитой демократией значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства, хотя прямой детерминации между уровнями экономического развития и демократии нет;
2. наличие социально ориентированных рыночных отношений. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия в то же время способствует развитию государственных предприятий, обобществлению производства;
3. высокая степень урбанизации. Индустриальное развитие объективно ведет к созданию крупных поселений городского типа, жители которых более подготовлены к демократизации, чем сельское население, приверженное традиционным формам правления; динамическое равновесие производства и потребления. Если такое равновесие сохраняется, то все остальные сферы жизни, в том числе и демократия, развиваются в благоприятной экономической среде. Когда такое равновесие нарушается, неизбежен кризис, ограничение прав и свобод граждан, деформация государственной власти, конфликтные столкновения между различными ее ветвям.
Социальные предпосылки развития демократии состоят в следующем:
1. относительно приемлемый уровень благосостояния трудящихся. Он позволяет смягчать социальные конфликты, достигать необходимого для демократии консенсуса, согласия;
2. снижение уровня социального неравенства. Поляризация общества на богатых и бедных - важнейшее препятствие для демократии, т.к. она ведет к острым социальным конфликтам, является основой для олигархических правлений;
3. наличие социального плюрализма в структуре общества. Он означает многообразие социального состава населения, четко оформившихся классов, профессиональных, творческих, религиозных, культурных, этнических групп, обладающих общими интересами и коллективным сознанием. Такие группы препятствуют концентрации власти, создают возможность установления над ней контроля;
4. грамотность населения, его образованность в целом. От образованности зависит обоснованность политических суждений личности, его гражданская позиция, чувство собственного достоинства. "Неграмотный человек стоит вне политики" (В.И.Ленин). Он является объектом манипуляции со стороны власти или других политических сил.
Политическая культура населения является также важной предпосылкой развития демократии. Она вбирает в себя политические знания, народные традиции, способы восприятия и осмысления политики, установки и ценностные ориентации людей, характеризующие их отношение к власти.
Религия может, как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Благоприятное воздействие на развитие демократии оказало христианство с его установками на равенство, трудолюбие, ответственность, нравственное поведение. Однако далеко не все религии стимулируют развитие демократии.
Демократии препятствуют те религии, которые не оставляют личности выбора, претендуют на совершенство и завершенность, на жесткую регламентацию личной и общественной жизни.
Как показывает история, установление демократических режимов часто происходило под внешним воздействием, в том числе и с применением силы. Однако в случае привнесения извне демократия не бывает стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не будут созданы для нее внутренние условия.
К внешнеполитическим предпосылкам демократии относятся:
1. военное вмешательство;
2. политическое воздействие;
3. экономическое воздействие;
4. культурно-информационное воздействие;
5. добрососедство, оказание практической помощи в развитии демократии. [2, с. 257-263]
Конституирующие признаки демократии. Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.
Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д. [1,с. 200-201]
Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства и независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нуждается в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. Какие же общественные условия необходимы для того, чтобы демократия была возможна и эффективна, служила общему благу. [1, с. 236-237]
Глава 3 Практическое задание
Задание: Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны.
Для анализа нам необходимо будет рассмотреть характерные черты и особенности каждой формы политической демократии. Вспомним, что в главе 1 п.1.3 мы уже раскрыли данный вопрос, теперь проведем небольшой анализ.
Отличительными чертами либеральной демократии являются:
1. наличие имущественных и других цензов;
2. индивидуализм, признание приоритета индивида над законами государства;
3. понимание свободы как отсутствие принуждения, ограничений. Свобода здесь трактуется, как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства в личную жизнь со стороны государства и других людей;
4. ограничение сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, социального мира, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные аспекты;
5. разделение властей, создание сдержек и противовесов как эффективной формы контроля граждан над государством: общество в состоянии контролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу;
6. ограничение власти большинства над меньшинством. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения;
7. ставка на представительные органы власти, недооценка политической активности избирателей, их контроля за органами власти. Известно, что следствием ограниченного политического участия является массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.
Характерными чертами социалистической демократии являются:
1. коллективизм, приоритет общественных интересов над личными;
2. активное и равноправное участие граждан в делах всего государства и общества;
3. гарантия прав человека на труд, отдых, образование, бесплатное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности;
4. свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний;
5. обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении, создание широкой сети народного контроля за властвующими органами.
Характерными чертами плюралистических теорий демократии являются:
1. соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;
2. «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы политики;
3. государство не «ночной сторож», а орган, ответственный за нормальную жизнь общества, обеспечение социальной справедливости;
4. распределение власти между различными центрами политического влияния - партиями, группами интересов, государственными институтами и т.д.;
5. наличие в обществе согласия, признания и уважения основ существующего государственного строя, демократических правил, прав личности, закона;
6. демократическая организация самих этих базисных групп.
Данные три формы политической демократии имею как общие черты, так и отличия. Главное отличие в том, что при либеральной демократии непосредственным источником власти считается личность, при плюралистической - группа, при коллективистской - весь народ (нация, класс). Именно благодаря этому основные черты управления носят свой особый характер, так как источники власти (личность, группы, народ) различны и у каждого источника свои требования и, естественно, свои методы управления. Так при либеральной демократии во главе индивид, его имущество, его свобода, приоритет над законом и органами власти, эта форма правления ориентирована строго на личность, индивида, здесь даже ограничена власть большинства над меньшинством. При коллективистской в приоритете общественные интересы, они ставятся выше личных, но также имеют свободу слова и контроль за властью. При плюралистической форме немного другая картина, здесь уже присутствует соперничество (между группами), разделение властей между этими группами, при этом организуется демократия самих этих базисных групп.
Каждый из методов демократии имеет и достоинства, и недостатки. Недостатки либеральной демократии явились рабочие, социалистические и др. движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь; абстрактное провозглашение политической свободы. К достоинствам либеральной модели относятся, бесспорно, контроль над органами власти и наличие имущества и других цензов. К недостаткам коллективистской формы демократии можно отнести коллективизм, приоритет общественных интересов над личными, хотя и это спорное утверждение, его можно отнести и к положительной стороне. Положительной чертой можно считать активное и равноправное участие граждан в делах всего государства и общества, свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний. Недостатки плюралистического метода в сохранение баланса групповых интересов. К достоинствам отнесем «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы политики, распределение власти между различными центрами политического влияния, демократическая организация самих этих базисных групп [2, с. 251-256]
Список литературы
1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/ Пугачев В.П., Соловьев А.И. 4-е изд., перераб и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007-447с.;
2. Основы политологии: Учебник для вузов/Мальцев В.А. – М.: ИТРК РСПП, 1998. – 480с.;
3. Политология: Учебник для студентов вузов/Гаджиев К.С. – М.: Логос, 2001 – 488с.:ил.;
4. Политология: Учебное пособие для вузов/Научный редактор Радугин А.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. – 336с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.