Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Демократический политический режим: основные принципы

Демократический политический режим: основные принципы [26.11.09]

Тема: Демократический политический режим: основные принципы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.11K | Скачано: 312 | Добавлен 26.11.09 в 13:41 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


Содержание

Глава 1 Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 3

1.1. Понятие, сущность, основные принципы политической демократии 3

1.2. Формы демократии 9

1.3. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии 11

Глава 2 Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии 17

Глава 3 Практическое задание 24

Список литературы 28

 

Глава 1 Понятие, сущность и основные признаки политической демократии

В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярные у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятель­ного политического движения, которое не претендовало бы на осу­ществление демократии, не использовало этот термин в своих, час­то далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия. [1, с. 198]

 

1.1. Понятие, сущность, основные признаки и принципы политической демократии

Слово демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако в политологической литературе существует множество мнений о принципах осуществления этой власти. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства и ограничении и контроля над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих вы­борах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, защи­те интересов меньшинства и т. д.

Многогранность термина «демократия» обусловлено развити­ем человеческого общества. Первоначально демократия рассматри­валась как прямое правление граждан, в отличие от правящего мо­нарха тирана или аристократии. [4, с.159]

Развитие демократии - не в количестве партий, общественных организаций и других институтов, а в положении человека в обществе. Демократия - это общечеловеческая ценность. Она прочна там, где ею проникся народ, где сильна народная вера, народная этика, этика трудолюбия.

История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и образу жизни народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии, к разрушению. [2, с. 256]

Этимологические определения демократии.   В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древ­негреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

Производным от этимологического понимания демократии яв­ляется ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демок­ратия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на опреде­ленной системе ценностей идеал общественного устройства и соот­ветствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народ­ный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социаль­ное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие тре­тьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения. [1, с. 198]

Определяющими признаками демократии являются:

1. юридическое признание и институциональное выражение в Конституции верховной власти народа;

2. периодическая выборность основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в кото­ром властные органы избираются, причем на определенный срок;

3. равенство прав граждан на участие в управлении государ­ством. Этот признак требует как минимум равенства избира­тельных прав, а также свободы создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободы мнений, права на гласные выступления, на участие в конку­рентной борьбе за занятие руководящих постов в государстве;

4. принятие решений по большинству голосов и подчинение меньшинства большинству при их реализации. Политология исследует различные концепции и модели демо­кратии. [2, с. 149]

Основополагающий принцип демократического правления — участие граждан при формировании органов власти, осуществле­нии власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолко­вании этого принципа.

Выде­лить следующие основные принципы демократического режима:

1.        Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно на­
роду принадлежит учредительная, конституционная власть в госу­дарстве, что он выбирает своих представителей и может периодиче­ски сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных ини­циатив и референдумов.

2. Участие граждан при формировании органов власти, при­нятии политических решений и осуществлении контроля за орга­нами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосред­ственная демократия: установление такого механизма власти, где
воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь
народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших поли­тических решений, осуществлении власти. Представительные же
органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью
под контролем граждан. В современных демократических странах принцип уча­стия граждан реализуется через принцип их представительства.

Источником власти являются граждане, которые выражают свою
волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на
определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются
Конституцией и законодательством. В пределах своих полномочий органы влас­ти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенацио­нальный парламент, а также другие законодательные органы, как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполни­тельной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других ин­ститутов гражданского общества.

  1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над пра­вами государства. Органы государственной власти призваны защи­щать права и свободы человека, которые индивид приобретает в си­лу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на ра­венство перед законом, на гражданство и участие в управлении сво­ей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.
  2. Граждане обладают В демократических государствах действует правовой прин­цип

5. Политическое равенство всех граждан. Этот принцип озна­чает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы
власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе,
если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, вы­борность органов государственной власти. Свободное волеизъяв­ление народа рассматривается как ключевое условие демократи­ческого режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие.
Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть
избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Из­биратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое
    государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан
    должно само себя ограничивать определенным комплексом посто­янных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государ­ством. В правовом государстве четко и точно определены как формы
    и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы
    граждан, гарантируемые правом.
  2. Четкое разделение властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима,
    исполняет свои функции, которые институционально рассредоточе­ны. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

9.   Сформировались и свободно, без вмешательства государ­ства действуют институты и организации гражданского общества,
развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

  1. Политический плюрализм, многопартийность. Представи­тельство и защита большого спектра социальных интересов при демо­кратическом режиме осуществляются через многообразие политиче­ских партий. При демократическом режиме функционирует много­партийная система, при которой одна партия может сменить у власти
    другую на законных основаниях в результате выборов. Все политиче­ские партии должны быть поставлены в равные правовые условия в
    их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в орга­нах государственной власти. Борьба между партиями должна осуще­ствляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам.
    В соответствии с результатами выборов политические партии, на­
    бравшие большинство голосов избирателей, получают право форми­ровать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии.
  2. Политический плюрализм дополняется В обществе отсутствует какая-то одна официальная
    идеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и сво­бодно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.
  3. Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать
    свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы,
    господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто
    конкурирующие между собой источники информации и убеждений,
    выведенные из-под правительственного контроля.
  4. Полиция, спецслужбы и армия - важные части государ­ственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и
    внешней безопасности государства и общества. Их действия регули­руются и ограничиваются действием закона. Основные функции по
    поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам,
    а полиции и судам.
  5. Власть в государстве в большей мере основана на убежде­нии, чем на принуждении. При принятии политических решений
    преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей. [4, с. 161-163]

 

1.2. Формы демократии

Суверенитет народа — важнейший и конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оцен­ки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно вы­полняет властные функции, демократия делится на прямую, пле­бисцитарную и представительную (репрезентативную).

Прямая форма демократии предполагает участие самих граж­дан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях, российских вече. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на предприятиях, в общинах, селах, микрорайонах и т.д.) и в тех слу­чаях, когда принимаемые решения достаточно просты, их подготовка и обсуждение не требуют специальной квалификации. В современных условиях прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления (американские, швейцарские общины, изра­ильские кибуцы-поселения коммунистического типа, возрождающиеся в России земские собрания и т.п.). Распростра­ненность прямых форм демократии прямо зависит от того, на­сколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый импе­ративный мандат, предполагающий обязанность выборных пред­ставителей голосовать строго в соответствии с наказом избирате­лей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет колле­гия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императив­ный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромисс­ных вариантов решений.

Плебисцитарная форма демократии выражается во всеобщем голосовании для одобрения или неприятия проектов законов или дру­гих решений, подготовленных президентом, правительством, партией или инициативной группой.

Различие между плебисцитарной и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти фор­мы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демокра­тия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях про­цесса властвования (в подготовке, принятии политических решении и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравни­тельно ограничены. Им предоставляется право посредством голо­сования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, пра­вительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное го­лосование.

Плебисцитарные институты часто используются в целях манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Итоги плебисцитов на авторитарную власть неред­ко не оказывают никакого воздействия (референдум 1991 г., когда за сохранение СССР высказалось 76 % граждан, не помешал властным структурам разрушить мощное многонациональное государство). По­добные властные акции отрицательно сказываются на формировании демократического мышления населения.

Третьей, ведущей в современных государствах формой поли­тического участия является, представительная демократия. Ее суть - в опосредованном участии граждан в принятии решений путем передачи своих политических полномочий избранным депутатам, призванным выражать интересы своих избирателей и в соответствии с этими интересами принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия особенно необходима тогда, когда из-за больших тер­риторий или вследствие других причин затруднено регулярное непо­средственное участие граждан в принятии важнейших политических решений, а также когда принимаются сложные решения, требующие высокой квалификации специалистов.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с по­мощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общи­нах, городах, областях, в масштабах всего государства. [1, с. 203-204, 2, с. 250-251]

 

1.3. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность са­мостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различ­ных групп, преследующих в политике свои собственные, специфи­ческие интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реаль­ные модели демократии делятся соответственно на индивидуалисти­ческие, плюралистические (групповые) и коллективистские.

В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором - группа, в третьем - весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалисти­ческой демократиями. [1, с. 202-203]

Практическим ответом на недостатки либеральной демократии явились рабочие, социалистические и др. движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.

Отличительными чертами либеральной демократии являются:

1.  наличие имущественных и других цензов;

2. индивидуализм, признание приоритета индивида над закона­ми государства;

3. понимание свободы как отсутствие принуждения, ограниче­ний. Свобода здесь трактуется как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства в личную жизнь со стороны государства и других людей;

4. ограничение сферы деятельности государства преимуще­ственно охраной общественного порядка, социального мира, безопас­ности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского об­щества, экономические, социальные и духовно-нравственные аспекты;

5. разделение властей, создание сдержек и противовесов как эффективной формы контроля граждан над государством: общество в состоянии контролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу;

6. ограничение власти большинства над меньшинством. Мень­шинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения;

7. ставка на представительные органы власти, недооценка политической активности избирателей, их контроля за органами власти. Известно, что следствием ограниченного политического участия яв­ляется массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.

Социалистическая направленность демократии идет от социа­листов-утопистов Л.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна, социал - реформистов, К.Маркса, Ф.Энгельса. Они критикуют либеральную модель демократии за абстрактное провозглашение политических свобод, называют это «издевкой» над людьми. По их мнению, для человека совершенно недостаточно одних политических свобод, тем более что господствующий класс никогда не наделит ими трудящиеся классы. Самое священное право - это право на труд (Ш.Фурье). Политических прав мало, нужны социально-экономические права (2-я линия прав) и общественные права (3-я линия прав).

Социалистическая модель демократии строится на принципах не индивидуализма, а коллективизма. Коллективистскую демократию часто называют идентитарной, т.е. исходящей из наличия целостности народа (класса, нации), идентичности его воли и действий представи­тельной власти. Виднейшими теоретиками коллективистской демокра­тии были Ж.-Ж.Руссо, К.Маркс, В.Ленин. Первым наиболее ярко ее принципы выразил и обосновал Ж.-Ж.Руссо. Он подверг кри­тике либеральное разделение общества на «публичное» и «частное», считая, что утверждаемые либеральными мыслителями индивидуализм и эгоизм разрушительны для гражданских добродетелей и самого об­щества. Идеал гражданина демократической республики для Руссо - это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, - основа жизни единого «общественного тела».

У К. Маркса демократия выступает не только как форма госу­дарства - антипод анархии, но и как форма ассоциации, где достигает­ся свободное развитие личности, где коллективность является факто­ром развития задатков человека. По Марксу, демократия - это такой принцип организации политической власти, который противоположен бюрократии. В.И.Ленин считал пролетарскую демократию во 100 крат демократичнее буржуазной демократии, ибо это демократия для большинства. Он явно отрицательно относился к «чистой» демокра­тии, демократии для всего народа, писал, что такой демократии не бывает. Ленин считал, что социализм призван унаследовать все луч­шие демократические формы и институты, завоеванные народными массами на основе ликвидации эксплуатации человека человеком, утвердить реальное равноправие людей, создать условия для всесто­роннего развития личности.

Характерными чертами социалистической демократии явля­ются:

1.  коллективизм, приоритет общественных интересов над лич­ными;

2. активное и равноправное участие граждан в делах всего госу­дарства и общества;

3. гарантия прав человека на труд, отдых, образование, бес­платное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в ста­рости и в случае нетрудоспособности;

4. свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний;

5. обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении, создание широкой сети народного контроля за властвую­щими органами.

Термин «плюралистическая демократия» заменил в современ­ный период термин "буржуазная демократия".

В отличие от начала XX века, термин «буржуазная демокра­тия» в современных условиях применяется весьма редко, т.к. его содер­жание значительно расширилось. Социальная база этой демократии сейчас значительно шире, чем это было в конце XIX - начале XX века. Возникнув как диктатура буржуазии и оставаясь таковой довольно длительный период, буржуазная демократия претерпела в последние десятилетия серьезную эволюцию от роли «ночного сторожа» буржуа­зии до регулятора общественных отношений во всех областях жизни. Под воздействием рабочего и коммунистического движения, практики решения социальных проблем в социалистических странах, развития науки и техники буржуазия вынуждена была делиться властью с дру­гими слоями и группами, уступая ряд позиций рабочему движению, его партиям и организациям.

Поэтому и оценки современной демократии неоднозначны. Чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, территориальных, культурных, религи­озных, групповых и т.д.) и различных субъектов их выражения (политических партий, ассоциаций, объединений, движений и т.д.). Главная особенность плюралистической демократии в том, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации, пытается соединить традиционные воззрения с идеями, заимствован­ными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии формирующегося инфор­мационного общества.

В трактовке важнейшего вопроса демократии - понимания на­рода - плюралистическая демократия занимает промежуточное поло­жение между индивидуалистическими и коллективистскими теориями. Она исходит из того, что в современном демократическом государстве не личность, не народ, а группа является главной движущей силой по­литики. С помощью группы личность получает возможность выраже­ния и защиты своих интересов.

Характерными чертами плюралистических теорий демократии являются:

1. соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

2. «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы по­литики;

3. государство не «ночной сторож», а орган, ответственный за нормальную жизнь общества, обеспечение социальной справедливости;

4. распределение власти между различными центрами полити­ческого влияния - партиями, группами интересов, государственными институтами и т.д.;

5. наличие в обществе согласия, признания и уважения основ существующего государственного строя, демократических правил, прав личности, закона;

6. демократическая организация самих этих базисных групп.

Плюралистическая теория демократии нашла применение во многих странах мира, однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Критикуют ее за идеализацию действительности, преувеличе­ние групповой идентификации (в странах Запада не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов). Эта теория далека от идеалов народовластия, она недостаточно учитывает нера­венство политического влияния различных общественных групп, преж­де всего, приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, военно-промышленного комплекса, профсоюзов, владение политическими ресурсами (деньги, знания, авторитет, СМИ и др.) Молодежь, пенсио­неры, инвалиды, рабочие и некоторые другие группы почти не обла­дают такими ресурсами, в то время как Представители бизнеса владеют ими в избытке.

Критикуется плюралистическая модель демократии и за ее кон­сервативность, поскольку для принятия решений она требует согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле; за то, что при этой модели с большим трудом пробивают себе дорогу всеоб­щие, глобальные, долгосрочные и новые интересы. [2, с. 251-256]

 

Глава 2 Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии

История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и образу жизни народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии, к разрушению.

Реалии современной социальной и политической жизни свидетельствуют, что социальная иррациональность поведения, индивиду­альный и групповой эгоизм, пренебрежение интересами других людей и народов, нежелание идти на компромиссы, национальная, религиоз­ная и классовая непримиримость и в современный период являются типичными чертами политической жизни большинства государств мира.

Не только отдельные индивиды, но и целые народы привыкли к патерналистскому отношению со стороны власти. Многие не могут существовать без твердой, авторитарной власти, которая бы ограни­чивала эгоистические побуждения, защищала человека «от самого себя». Поэтому "плохая" демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. Считая демократию об­щечеловеческой ценностью, высоко ставя ее способность защитить граждан от государственного произвола, создавать лучшие условия для развития экономики, культуры, науки и техники, ее все же нельзя считать универсальной, пригодной для всех времен и народов формой правления. Все зависит от социально-экономического уровня развитая страны, ее традиций, степени развития политической культуры и дру­гих факторов.

Исходя из сказанного, возможно сформулировать основные демократические параметры политической жизни в современных условиях. Ими являются:

1. выборность всех руководителей и должностных лиц;

2. строгое следование в жизни законам;

3. гласность и свобода слова;

4. плюрализм;

5. подчинение меньшинства большинству;

6. право меньшинства высказывать и отстаивать свои взгляды и мнения;

7. отчетность выборных органов и должностных лиц перед наро­дом;

8. право отзыва депутатов;

9. социальная защищенность прав и свобод граждан;

10. участие трудящихся в управлении государством, предприятием, в общественном самоуправлении;

11. право проявления инициативы, предприимчивости;

12. объективное правосудие.

Функционирование этих элементов неодинаково в различных странах, но они обеспечивают демократии ее преимущества перед дру­гими формами управления, гарантируют защиту прав граждан.

Хотя процесс демократизации стал одним из важнейших на­правлений в политической жизни на планете, но до сих пор в условиях демократии живет еще меньшинство населения Земли. Во многих стра­нах, в том числе и в России, демократия служит прикрытием для пре­имущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются недееспособными и терпят крах.

Какие предпосылки делают возможным формирование демо­кратии и обеспечение ее стабильности? Многочисленные научные ис­следования на Западе, а в последнее время - и в нашей стране, показы­вают, что для осуществления демократии необходим целый ряд эконо­мических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитиче­ских условий. К экономическим предпосылкам развития демократии относятся:

1. высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям страны со сравнительно развитой демократией значительно опережают авторитарные и тотали­тарные государства, хотя прямой детерминации между уровнями эко­номического развития и демократии нет;

2. наличие социально ориентированных рыночных отношений. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия в то же время способствует развитию государственных предприятий, обобществлению про­изводства;

3. высокая степень урбанизации. Индустриальное развитие объективно ведет к созданию крупных поселений городского типа, жители ко­торых более подготовлены к демократизации, чем сельское население, приверженное традиционным формам правления; динамическое равновесие производства и потребления. Если такое равновесие сохраняется, то все остальные сферы жизни, в том числе и демократия, развиваются в благоприятной экономической среде. Когда такое равновесие нарушается, неизбежен кризис, ограничение прав и свобод граждан, деформация государственной власти, конфликтные столкновения между различными ее ветвям.

Социальные предпосылки развития демократии состоят в следующем:

1. относительно приемлемый уровень благосостояния трудящихся. Он позволяет смягчать социальные конфликты, достигать необходи­мого для демократии консенсуса, согласия;

2. снижение уровня социального неравенства. Поляризация общества на богатых и бедных - важнейшее препятствие для демократии, т.к. она ведет к острым социальным конфликтам, является основой для олигархических правлений;

3. наличие социального плюрализма в структуре общества. Он означа­ет многообразие социального состава населения, четко оформившихся классов, профессиональных, творческих, религиозных, культурных, этнических групп, обладающих общими интересами и кол­лективным сознанием. Такие группы препятствуют концентрации власти, создают возможность установления над ней контроля;

4. грамотность населения, его образованность в целом. От образован­ности зависит обоснованность политических суждений личности, его гражданская позиция, чувство собственного достоинства. "Неграмотный человек стоит вне политики" (В.И.Ленин). Он яв­ляется объектом манипуляции со стороны власти или других поли­тических сил.

Политическая культура населения является также важной предпосылкой развития демократии. Она вбирает в себя поли­тические знания, народные традиции, способы восприятия и осмысле­ния политики, установки и ценностные ориентации людей, характери­зующие их отношение к власти.

Религия может, как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Благоприятное воздействие на развитие демокра­тии оказало христианство с его установками на равенство, трудолю­бие, ответственность, нравственное поведение. Однако далеко не все религии стимулируют развитие демократии.

Демократии препятствуют те религии, которые не оставляют личности выбора, претендуют на совершенство и завершенность, на жесткую регламентацию личной и общественной жизни.

Как показывает история, установление демократических режи­мов часто происходило под внешним воздействием, в том числе и с применением силы. Однако в случае привнесения извне демократия не бывает стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не будут созда­ны для нее внутренние условия.

К внешнеполитическим предпосылкам демократии относятся:

1. военное вмешательство;

2. политическое воздействие;

3. экономическое воздействие;

4. культурно-информационное воздействие;

5. добрососедство, оказание практической помощи в развитии демократии. [2, с. 257-263]

Конституирующие признаки демократии. Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного прав­ления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не мо­нарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают офи­циальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституцион­ная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии зако­нов с помощью народных инициатив и референдумов.

  1. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избира­ются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по на­следству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсим-нетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.
  2. Равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической си­стеме он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мне­ний, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
  3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшин­ства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволя­ющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, ос­нованные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и современная демок­ратии, американская и швейцарская политические системы и т.д. [1,с. 200-201]

Современный общественно-экономический прогресс во мно­гом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует соци­альной эмансипации личности, уважения ее достоинства и неза­висимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нужда­ется в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивиду­альной свободе и ответственности, ограничению собственного эго­изма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и обществен­ного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. Какие же общественные условия необходимы для того, чтобы демократия была возможна и эффективна, служила общему благу. [1, с. 236-237]

 

Глава 3 Практическое задание

Задание: Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны.

Для анализа нам необходимо будет рассмотреть характерные черты и особенности каждой формы политической демократии. Вспомним, что в главе 1 п.1.3 мы уже раскрыли данный вопрос, теперь проведем небольшой анализ. 

Отличительными чертами либеральной демократии являются:

1.  наличие имущественных и других цензов;

2. индивидуализм, признание приоритета индивида над закона­ми государства;

3. понимание свободы как отсутствие принуждения, ограниче­ний. Свобода здесь трактуется, как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства в личную жизнь со стороны государства и других людей;

4. ограничение сферы деятельности государства преимуще­ственно охраной общественного порядка, социального мира, безопас­ности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского об­щества, экономические, социальные и духовно-нравственные аспекты;

5. разделение властей, создание сдержек и противовесов как эффективной формы контроля граждан над государством: общество в состоянии контролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу;

6. ограничение власти большинства над меньшинством. Мень­шинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения;

7. ставка на представительные органы власти, недооценка политической активности избирателей, их контроля за органами власти. Известно, что следствием ограниченного политического участия яв­ляется массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.

Характерными чертами социалистической демократии явля­ются:

1.  коллективизм, приоритет общественных интересов над лич­ными;

2. активное и равноправное участие граждан в делах всего госу­дарства и общества;

3. гарантия прав человека на труд, отдых, образование, бес­платное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в ста­рости и в случае нетрудоспособности;

4. свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний;

5. обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении, создание широкой сети народного контроля за властвую­щими органами.

Характерными чертами плюралистических теорий демократии являются:

1. соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

2. «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы по­литики;

3. государство не «ночной сторож», а орган, ответственный за нормальную жизнь общества, обеспечение социальной справедливости;

4. распределение власти между различными центрами полити­ческого влияния - партиями, группами интересов, государственными институтами и т.д.;

5. наличие в обществе согласия, признания и уважения основ существующего государственного строя, демократических правил, прав личности, закона;

6. демократическая организация самих этих базисных групп.

Данные три формы политической демократии имею как общие черты, так и отличия. Главное отличие в том, что при либеральной демократии непосредственным источником власти считается личность, при плюралистической - группа, при коллективистской - весь народ (нация, класс). Именно благодаря этому основные черты управления носят свой особый характер, так как источники власти (личность, группы, народ) различны и у каждого источника свои требования и, естественно, свои методы управления. Так при либеральной демократии во главе индивид, его имущество, его свобода, приоритет над законом и органами власти, эта форма правления ориентирована строго на личность, индивида, здесь даже ограничена власть большинства над меньшинством. При коллективистской в приоритете общественные интересы, они ставятся выше личных, но также имеют свободу слова и контроль за властью. При плюралистической форме немного другая картина, здесь уже присутствует соперничество (между группами), разделение властей между этими группами, при этом организуется демократия самих этих базисных групп.

Каждый из методов демократии имеет и достоинства, и недостатки. Недостатки либеральной демократии явились рабочие, социалистические и др. движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь; абстрактное провозглашение политической свободы. К достоинствам либеральной модели относятся, бесспорно, контроль над органами власти и наличие имущества и других цензов. К недостаткам коллективистской формы демократии можно отнести коллективизм, приоритет общественных интересов над лич­ными, хотя и это спорное утверждение, его можно отнести и к положительной стороне. Положительной чертой можно считать   активное и равноправное участие граждан в делах всего госу­дарства и общества, свобода слова, вероисповедания, митингов и собраний. Недостатки плюралистического метода в сохранение баланса групповых интересов. К достоинствам отнесем «разумный эгоизм», групповые интересы как генераторы по­литики, распределение власти между различными центрами полити­ческого влияния, демократическая организация самих этих базисных групп [2, с. 251-256]

 

Список литературы

1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/ Пугачев В.П., Соловьев А.И. 4-е изд., перераб и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007-447с.;

2. Основы политологии: Учебник для вузов/Мальцев В.А. – М.: ИТРК РСПП, 1998. – 480с.;

3. Политология: Учебник для студентов вузов/Гаджиев К.С. – М.: Логос, 2001 – 488с.:ил.;

4. Политология: Учебное пособие для вузов/Научный редактор Радугин А.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. – 336с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+10
Размер: 27.11K
Скачано: 312
Скачать бесплатно
26.11.09 в 13:41 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе