Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Социальная политика и ее основные направления
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 37.44K | Скачано: 362 | Добавлен 11.10.10 в 19:50 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2009
Содержание.
Введение 3
1. Сущность и основные направления социальной политики 4
2. Социальная защита населения 8
3. Особенности современной социальной политики в России 21
Практикум 28
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Введение.
Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Современная социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Решение сложившейся ситуации зависит не только от состояния экономики и мер, направленных на её улучшение, но и от государственной политики в социальной области. Необходимо принятие адекватных мер, прежде всего, в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. Даже самые радикальные сторонники невмешательства государства в рыночный механизм признают, что социальная политика необходима для регулирования отношений между людьми, помощи незащищённым группам населения, уменьшения бедности и достижения минимального благосостояния в обществе.
Выбранная тема для курсовой работы наиболее актуальна в современных вопросах экономики.
Объект: социальная политика
Предмет: особенности социальной политики, ее направления и сущность
Цель: изучить теоретические основы социальной политики
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России;
3) выявить сущность социальной защиты населения.
Рыночная экономика как экономическая система ряда современных стран предполагает государственное вмешательство в решение социальных проблем общества. Чистая рыночная экономика как модель капиталистической системы хозяйствования не является гарантом права на труд, благосостояние, образование, здравоохранение, не предусматривает поддержку малообеспеченных и нуждающихся слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малоимущих). Поэтому действующие экономические системы допускают вмешательство государства в сферу распределения дохода для реализации ряда социальных программ. Социальная политика государства имеет целью обеспечить общедоступность ее программ, признана гарантировать населению минимальный уровень дохода, проводить политику социальной защиты от болезней, инвалидности, старости, обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. При этом подобная социальная политика зависит от общеэкономической ситуации в стране.
Социальная политика – это одно из направлений государственной деятельности по регулированию социально-экономических проблем, существующих в том или ином государстве, она заключается в обеспечении отношений справедливости в обществе, стимулировании общественного производства.
Основные этапы осуществления социальной политики:
Рис. 1.
Осуществление социальной политики основывается на наличии финансовых ресурсов у государства. Формирование таких средств производится за счет государственного бюджета. Однако есть и другие, негосударственные источники финансовых ресурсов, такие как благотворительные фонды. Они характеризуются добровольным характером поступлений денежных средств для создания благотворительных институтов и использованием их на благотворительные цели. Можно перечислить основные свойства благотворительной деятельности (рис. 2):
Рис. 2
Государственные органы всячески поддерживают создание, функционирование, развитие благотворительных организаций, так как последние берут на себя часть социальных функций правительства, изыскивают дополнительные средства для их реализации, что ведет к существенному возрастанию суммарного вклада общества в решение социальных проблем.
Осуществление социальной политики должно учитывать два важных принципа, которые связаны с максимально допустимой рыночной границей при перераспределении доходов. Первый принцип основан на том, что размеры социальных выплат должны быть согласованы с возможностями государственного бюджета. Если не соблюдать этот принцип, то социальные выплаты становятся элементами бюджетного дефицита и инфляции. Второй принцип связан с тем, что размеры налоговых сборов и платежей в бюджет не должны заглушать экономические стимулы, связанные с предпринимательской активностью на рынке. Обществу крайне важно иметь оптимальную систему налогообложения, не подавляющую, а наоборот, стимулирующую предпринимательский сектор.
При сглаживании социальных противоречий необходимо учитывать также и то, что социальные блага распределяются согласно принципу справедливости только тогда, когда они имеются в относительном достатке.
Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие (рис. 3):
Рис. 3
Получается, что социальная политика государства направлена на решение следующих задач:
1) стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальную поддержку безработных;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;
4) развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства).
Эффективная социальная политика приносит следующие результаты:
Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид – государство и семья – государство, складывающаяся в сфере:
Можно сказать также, что социальная защита населения – это система законодательных, экономических, социальных гарантий, предоставляющая:
─ трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
─ нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямой материальной поддержкой в виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.
С точки зрения социальной защиты для трудоспособного населения необходимо:
─ обеспечение системы эффективной занятости, подготовки и переподготовки кадров, которая позволила бы каждому человеку найти применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности;
─ организация эффективной системы формирования доходов, при которой уровень получаемого дохода непосредственно определяется качеством и результатами работы человека, независимо от сектора экономики, в котором он трудится;
─ макроэкономическое регулирование процесса дифференциации доходов и личного потребления, которое может осуществляться через налогообложение, обеспечение высокой профессиональной и социальной мобильности населения;
─ официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и натурально-вещественной форме «потребительской корзины» с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения.
Перечисленные меры общей социальной защиты дополняются специфическими мерами помощи отдельным группам населения, которые по объективным причинам либо вообще не могут трудиться, либо уровень их трудоспособности значительно снижен. Для этих групп населения социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже размера прожиточного минимума, своевременно пересматривались или индексировались. Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества.
К основным формам реализации системы социальной защиты населения относятся:
Государственная политика занятости населения.
Государственная политика занятости населения содействует реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Направлена на реализацию трудового потенциала общества. Государство призвано осуществлять:
─ разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
─ правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
─ разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
─ создание государственной службы занятости населения.
Программы занятости обычно включают Подпрограммы по отдельным направлениям содействия занятости:
Подпрограмма профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения. В системе мер государственной политики занятости важное место занимает установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению Службы занятости. Профессиональное образование незанятого населения позволяет решить следующие задачи:
1) трансформировать профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
2) повысить конкурентоспособность конкретных работников на рынке труда;
3) сократить масштабы безработицы, особенно ее структурных и технологических составляющих.
В настоящее время усиление роли государства в регулировании профессионального образования незанятого населения вызвано, в первую очередь, тем состоянием экономического кризиса, в котором находится большинство предприятий и отраслей. Это состояние не позволяет говорить о существовании целостной системы подготовки кадров по целому ряду профессий и специальностей и, прежде всего, касается рабочих. Большинство отраслей народного хозяйства страны (и, соответственно, предприятий их составляющих) не в состоянии самостоятельно готовить кадры на перспективу, которая для большинства предприятий пока не ясна. Поэтому деятельность государственных структур (в том числе и службы занятости) в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа незанятых граждан направляется в большей мере на снижение безработицы, чем на трансформацию профессионально-квалификационного состава трудового потенциала страны. Это связано с тем, что безработица в современной России вызвана спадом производства, а не его технологическим перевооружением, и поэтому она не носит структурного характера.
Подпрограмма содействия малому и среднему предпринимательству, развитию форм занятости. Многие квалифицированные специалисты, оставшиеся без работы, стремятся найти себя в малом и среднем бизнесе, открыть собственное дело. В то же время социологические исследования показывают, что только 3-5% безработных имеют необходимые данные, чтобы стать предпринимателем, т.е. обладают нужной энергией, умением коммерчески мыслить и строить свои взаимоотношения с людьми, коммуникабельны, владеют знаниями в области техники и технологии.
Службы занятости – государственные и негосударственные – уделяют большое внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Малое предпринимательство – альтернатива сокращению производства в отраслях экономики, поскольку создает новые рабочие места.
Региональные органы службы занятости содействуют безработным в организации малого бизнеса, оказывая помощь в ориентировании (тестирование в целях выявления деловых качеств, необходимых предпринимателю), консультационные услуги по составлению бизнес-планов, ведению бухгалтерии, компенсируя часть расходов по организации собственного дела ( оплата госпошлины, пакеты примерных учредительных документов и др.).
Главные блоки Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства включают: создание соответствующей инфраструктуры; организацию специального обучения безработных и повышения квалификации занимающихся малым бизнесом; создание системы финансовой поддержки малого предпринимательства.
Подпрограмма материальной поддержки безработных, содействия профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов. Одной из задач государственной политики занятости является материальная поддержка безработных граждан. При признании гражданина безработным решается вопрос о сроках и размерах выплаты пособия по безработице. Для этого требуется представление соответствующих документов.
Государственная политика доходов.
Государственная политика доходов заключается в регулирование доходов населения в целях, прежде всего, осуществления социальной защиты населения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению.
К основным элементам механизма социальной защиты населения относятся:
1. минимальный потребительский бюджет (МПБ);
2. минимальная заработная плата;
3. пределы роста заработной платы;
4. индексация доходов населения;
5. государственное регулирование цен;
6. перераспределение доходов через бюджет: выплата минимальных пенсии, стипендий, пособий по безработице, выплата минимальных социальных пособий в виде натуральных выдач;
7. налогообложение доходов населения;
8. социальное партнерство.
В комплексе эти меры могут обеспечивать минимальный уровень потребления товаров и услуг.
1. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Основой построения системы социальной защиты населения является прожиточный минимум. Величина прожиточного минимума непостоянна и изменяется под влиянием факторов социально-экономического развития общества.
Денежная величина прожиточного минимума – это стоимость набора товаров и услуг, призванного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления, а также минимума потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, жилище, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре.
В настоящее время во всех странах в законодательном порядке устанавливается размер минимальной заработной платы, хотя логичнее – законодательное установление МПБ, который должен быть основой поддержания на необходимом уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий. Существующие низкие уровни перечисленных выплат одна из причин бедности определенной части населения. На основе оценки МПБ должен определяться размер минимальной заработной платы.
МПБ – это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностей.
МПБ должен использоваться:
1) в качестве базы для адресной социальной политики;
2) для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
3) для обоснования размеров минимальной заработной платы и пенсий по старости;
4) для использования в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти выплаты и помощь адресными.
2. Минимальная заработная плата. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно, исходя из минимальных размеров оплаты труда, и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации, причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение. Размер минимальной заработной платы продолжает сохранять первостепенное значение для малоквалифицированных категорий работников, молодежи, женщин, а также для иммигрантов.
Минимальная заработная плата и ее законодательное установление -главный инструмент социальной защиты наемных работников на рынке труда. Работодатель, независимо от вида деятельности фирмы и формы ее собственности, не имеет права оплачивать труд работника по ставке ниже минимальной заработной платы. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета; при несоблюдении этого соотношения минимальная заработная плата перестает выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчетную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда.
3. Индексация доходов населения. Индексация доходов населения используется в качестве элемента системы социальной защиты в условиях существенной инфляции, которая ведет к обесцениванию номинальной заработной платы, пенсий старых назначений и практически всех видов социальных выплат, которые обычно фиксированы. Существуют различные способы защиты доходов населения от инфляции, и выбор конкретного из них базируется на анализе темпов инфляции, долгосрочном прогнозе социально-экономического развития страны.
Индексация - это увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
В практике индустриально развитых стран в различные периоды использовались следующие методы защиты фиксированных доходов населения:
1) компенсация – это либо единовременная выплата, либо фиксированное увеличение размеров выплат за счет государственных средств всем категориям населения в одинаковом размере. Это может быть увеличение размеров тарифных ставок и должностных окладов на одну и ту же сумму, независимо от уровня квалификации и должности, или увеличение размеров пенсий всем получающим их также на одинаковую сумму. Таким образом, государство стремится компенсировать рост цен, но не пропорционально уровню фиксированных доходов, а исходя из минимального необходимого уровня потребления, в соответствии с которым и определяется размер компенсационных выплат. Существуют определенные негативные последствия использования компенсации. Это нарушение принципов материального стимулирования, заложенных в системе оплаты труда. Так как сумма компенсаций одинакова, в наибольшей степени выигрывают от нее малооплачиваемые неквалифицированные работники, тогда как высококвалифицированные сотрудники уже не ощущают существенного превышения своего заработка по сравнению с остальными категориями персонала.
2) адаптация, которая касается в основном пенсионного обеспечения и предполагает увеличение пенсий старых назначений в связи с динамикой цен. Рост цен со временем приводит к росту заработной платы; поэтому пенсии, рассчитанные исходя из заработков 10-летней давности (а то и более) несопоставимы с уровнями цен и зарплат сегодняшнего дня. Необходимость в адаптации пенсий старых назначений возникает обычно в условиях высокой инфляции, а размеры адаптационного увеличения пенсий зависят от темпов инфляции.
3) индексация доходов для поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация – это механизм увязки номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. В большинстве случаев индексация осуществляется в размерах меньших, чем увеличение индекса цен. Государство при этом покрывает только часть потерь населения. Чем выше уровень индексации доходов, тем ярче будет выражен следующий виток инфляции. Все это позволяет сделать вывод, что с точки зрения социальной защиты эффективнее наличие низких темпов инфляции, чем борьба с ее последствиями в социальной сфере.
4. Пределы роста заработной платы. Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения нормальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.
Такая политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
5. Государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен в качестве элемента системы социальной защиты обычно охватывает товары и услуги, признанные в обществе социально значимыми. Круг этих товаров и услуг обычно очень ограничен, так как в условиях рыночной экономики цена увязывает спрос и предложение как результирующая величина. Именно государственное регулирование цен в сочетании с индексацией доходов населения являются своеобразным связующим звеном между натуральной минимальной «потребительской корзиной» и денежной величиной прожиточного минимума.
6. Перераспределение доходов через бюджет. Через распределение бюджета значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущим слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размеров налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
7.Налогообложение доходов населения. Путем дифференцированного налогообложения населения государство создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности.
8. Социальное партнерство.
Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.
В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство – это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий отношения между работниками и работодателями на предприятии, в организациях и представительствах. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим уполномоченным, в соответствии с уставом организации или иным правовым актом, лицом. Коллективные договора дополняют и развивают нормы, содержащиеся в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, конкретизируют их.
Коллективные договора и соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством.
В России коллективные договора обычно рассматривают как чисто формальный документ, мало что дающий работникам. И даже если работникам удается заключить «хороший», с их точки зрения, коллективный договор, то нет гарантии, что все его пункты будут выполнены.
Система социального страхования.
Социальное страхование – наиболее важная часть социальной политики государства. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный здоровью работника ущерб. Однако, единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.
Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делает это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.
Практика определила несколько форм социального страхования. Например, в европейских странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.
Несмотря на оживление в экономике России на сегодняшний день и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.
Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза.
Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья.
За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения:
изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;
все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;
происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.
Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого, реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее, 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия), повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг. За последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому, до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.
Еще более неудовлетворительный итог проводимой реформы оплаты жилья – давление платежей за жилье сильнее на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей с более низким жилищным статусом: живущих на меньшей площади, в неприватизированных и коммунальных квартирах. Почти все едины в том, что к должникам за жилье нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В целом преобладает неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит от качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по квартплате.
Социальные проблемы современной России
Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.
К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.
Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг, таким образом, замыкается.
Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.
К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.
Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей, не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.
Практикум.
Расходы бюджета РФ
На социально-культурные мероприятия в 1995-2003 гг.
(млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб.)
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
ВВП |
1428,5 |
2007,8 |
2342,5 |
2629,6 |
4823,2 |
7305,6 |
8943,5 |
10834,1 |
13285,2 |
Расходы бюджета всего, в том числе: |
486,1 |
652,7 |
839,5 |
842,1 |
1258,0 |
1960,1 |
2419,4 |
3422,3 |
3964,9 |
На социально-культурные мероприятия |
129,1 |
188,4 |
270,5 |
245,7 |
367,0 |
536,4 |
727,6 |
1356,8 |
1175,5 |
Уд. вес социальных расходов в расходах бюджета (%) |
26,5 |
28,8 |
32,2 |
29,2 |
29,2 |
27,4 |
30,1 |
39,6 |
29,6 |
Уд. вес социальных расходов в ВВП (%) |
9,04 |
9,38 |
11,55 |
9,34 |
7,6 |
7,34 |
8,14 |
12.5 |
8,85 |
1. Рассчитайте удельный вес социальных расходов в расходах госбюджета и в ВВП по годам.
2. Какова динамика расходов на социальные нужды за 8 лет? Объясните ее.
3. Сравните динамику государственных расходов на социальные цели с динамикой расходов государства на государственное управление и оборону. Сделайте выводы.
Решение:
Заключение.
Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.
Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.
Написав данную курсовую работу, пришлось разобраться в таком сложном явлении как социальная политика, осознать что-то новое для себя.
В ходе проведения работы была достигнута основная ее цель, т. е. изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Чтобы достигнуть выше изложенной цели, были разрешенны ряд, обусловленных ею задач.
Таким образом стало понятно, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).
Изучая особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области, стало понятно, что сегодня перед нашим государством стоит выбор, по какому пути развития пойти в социальной политике. И чтобы правильно решить данную задачу, необходимо учитывать не только свой собственный опыт, но и опыт иностранных государств в данной сфере.
Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.
Список используемой литературы.
Учебник, монографии, сборники научных трудов.
1. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник/под ред. А.Г. Грезновой и Н.Н. Думной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008
2. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов/ В.В. Янова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен»; 2008.
3. Экономика: учебник/под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономисть, 2006.
4. Экономическая теория. Макроэкономика – 1, 2. Метаэкономика. Экономика. Экономика трансформаций: Учебник/ под ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д. э. н. Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2009
5. Экономическая теория. Трансформирующая экономика: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
6. Экономическая теория. Учебник для вузов/ Сажина М.А., Чибриков Г.Г. – М.: издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М), 2001.
7. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
8. Экономическая теория: Учебное пособие/ С.Е. Метелев, Т.И. Гордиевич – Омск: Издатель Васильев В.В., 2006.
Статьи из журналов и газет.
9. Беляев Л.А. Уровень и качество жизни.// Социс.2009. №1
10. Бобков В. К формированию социальной доктрины России.// Экономист. 2008. №7
11. Дмитриева О. О федеральном бюджете 2009-2011 гг.// Российский экономический журнал. 2008. №11
12. Дмитриева О., Ушаков Д. Еще раз об изменении бюджета – 2009 и правительственной антикризисной программе.// Российский экономический журнал 2009. №5
13. Корицкий А.В. Социальные проблемы регионального развития.// Регион. Экономика и социология. 2007. №4
14. Роик В. Об итогах последних восьми лет и о новой «трех летке».// Российский экономический журнал. 2008. №11
15. Шевяков А. О влиянии социальной политики на положение отдельных групп населения.//Экономист 2008. №9
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.