Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Социальная политика и ее основные направления

Социальная политика и ее основные направления [21.09.11]

Тема: Социальная политика и ее основные направления

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 43.82K | Скачано: 391 | Добавлен 21.09.11 в 14:13 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность и основные направления социальной политики 4

2 Социальная защита населения. 9

3. Особенности современной социальной политики российского государства 15

ПРАКТИКУМ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой исследования данной курсовой работы является социальная политика и её основные направления. Актуальность темы теоретической части курсовой работы заключается в том, что социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

 

1. Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика в широком понимании представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами — с другой, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем.

В современном понимании  социальная политика - это прежде  всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика приносит следующие результаты:

1) повышаются возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета;

2) сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повы­шая его сбалансированность;

3) увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новы­ми источниками для инвестиций;

4) возрастает спрос на товары и услуги, а это стимулирует экономи­ческий рост;

5) повышается образовательный и квалификационный уровень ра­бочей силы- главный фактор современного экономиче­ского роста.

Экономическая функция социальной политики осуществляется на практике через распределительную и защитную функции. Распределительная функция предполагает уча­стие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.

    Идеологическая функ­ция социальной политики состоит в сохранении основ духовного и куль­турного развития населения, смягчении социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для дости­жения в обществе состояния социального мира и партнерства. Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, социальная политика во­площает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику.

 Одной из основных и традиционных функций социальной политики, проявления которой можно найти во все времена и во всех экономиче­ских системах, является ее защитная функция.

Социальная политика решает задачи, обеспечивающие нормальное развитие общества. К ним относятся:

- социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

- обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

- поддержание определённого статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

- развитие социальной инфраструктуры( транспорт и связь. Образование, здравоохранение, информатизация). Оббьем, качество и характер продукции этих отраслей должны обеспечивать нормальные условия  жизнедеятельности и воспроизводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;

- формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;

- создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворение его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Среди основных направлений современной социальной поли­тики можно выделить следующие:

  1. Создание условий для трудовой актив­ности, регулирова­ние занятости и зар­платы, совершенст­вование трудовых качеств работника

Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде заработной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвра­щению вырождения и деградации работников.

Этот аспект социальной политики проявляется в установле­нии минимальной заработной платы во всей экономике и опреде­лении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социаль­ной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким обра­зом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников.

  1. Прямая поддержка доходов через сис­тему социального обеспечения

Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении доходов, а также формируются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения.

  1. Развитие человечес­кой личности, под­держание здоровья, повышение культур­ного уровня, предо­ставление «нату­ральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

Социальная политика государства не ограничивается  формированием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социальным услугам  всех слоев населения. В этой сфере проявляется спе­цифика потребностей, которые государство призвано удовлетво­рять. Это потребности в общем и специальном образовании, меди­цинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что систе­ма социального обеспечения, как инструмент социальной полити­ки, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количествен­ными и качественными характеристиками определяется величиной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг.

 

2. Социальная защита населения

Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид – государство и семья – государство, складывающаяся  в сфере: обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств, таких как наводнение, землетрясение, террористический акт и др.); обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).

Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает:

1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2)  из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3)  из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения , недопущения снижения численности населения страны.

Основные принципы социальной защиты:

•  гуманность;

•  адресность;

•  комплексность;

•  обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях ( домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

•  гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

•  общедоступность и бесплатность образования;

•  минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

•  пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет и др.

3.  Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты.

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России.

Глава министерства на данный момент (2010 г.): Татьяна Голикова .

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

-Пенсионный фонд Российской Федерации;

-Фонд социального страхования Российской Федерации;

-Фонд обязательного медицинского страхования.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т.е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

 

3.Особенности современной социальной политики российского государства

Современное состояние социальной политики в России характеризуется стремлением государства переложить значительную часть затрат на решение социальных проблем на работодателей, общественные благотворительные фонды.

Результатам развития социального обслуживания в ходе либеральных ре­форм посвящена статья Павла Романова и Елены Ярской-Смирновой. Авто­ры утверждают, что, несмотря на количественный рост социальных служб, изменения в отношениях политиков, СМИ и населения к социальному

обслуживанию не произошло. Понимание эффективности, качества социаль­ных услуг не развито как у руководителей, так и у сотрудников сервисов. Эту тенденцию поддерживает «низкий уровень оплаты труда работников социальных служб и отсутствие связи между результативностью работы и материальным стимулированием специалистов». С одной стороны, идеологи либеральных реформ и западных моделей управления пытаются привить стандарты эффективности на основе теории менеджмента, с другой стороны — не пытаются увязать их с уровнем заработной платы.

Современная Россия имеет такой негативный фактор, как продолжающаяся поляризация групп населения по уровню доходов и материальной обеспеченности.

Установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2010 года

Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2010 года N 763 установлена следующая величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2010 года: на душу населения — 5625 рублей, для трудоспособного населения — 6070 рублей, пенсионеров — 4475 рублей, детей — 5423 рубля, что, соответственно, на 107, 114, 80 и 111 рублей больше, чем за I квартал 2010 года.

Совершенно недостаточные меры по преодолению массовой безработицы привели к росту числа нищих, бродяжничеству, преступности. В особенно тяжелом положении оказались инвалиды и престарелые, ибо пенсионное обеспечение в массе своей ниже прожиточного минимума. Социальное бессилие инвалидов и их семей ведет к изоляции от общественной жизни.

Средний размер пенсии в РФ к 2012г. должен более чем в 1,5 раза превысить величину прожиточного минимума. Об этом сообщил президент России Дмитрий Медведев в записи в своем блоге, опубликованной в связи с Днем пожилых людей, передает пресс-служба главы государства.

В своей записи Д.Медведев касается вопросов социальной защиты пожилых людей. Так, по его словам, на 1 июля 2010г. пенсия по старости в РФ составляет более 8 тыс. руб. В текущем году введены специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам, чей доход меньше прожиточного минимума, а к 2012г. средний размер пенсии более чем в полтора раза должен превысить величину прожиточного минимума.

Но к концу лета 2010 г. заметно улучшилось: на 1,6 млн чел. выросла численность экономически активного населения по сравнению с началом 2010 г., сократились все показатели безработицы, на 18% снизилась численность занятых на общественных и временных работах по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. (см. Приложение 1). Это следствие не только сезонного фактора (летом безработица всегда ниже), но и общего снижения напряженности на рынке труда.

Нелишне помнить, что наша страна намерена быть полноценным членом Европейского Союза. Дело в том, что специальная комиссия этого союза – по правам человека – утвердила список важнейших прав в качестве некоего стандарта для государств-членов союза. В их числе равенство перед законом, равенство мужчины и женщины, право выбора профессии и образовательной системы. И, следовательно, наше государство должно будет все это обеспечить, включая и совершенствование системы социальной защиты.

 

ПРАКТИКУМ

 

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия в 1996–2008 гг.

Показатель

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2008

ВВП*

2007,8

2629,6

7305,6

10830,5

17048,1

26882,9

32988,6

Расходы бюджета, всего:

652,7

842,1

1960,1

3422,3

3964,9

4570,1

5937,9

В том числе на социально-культурные мероприятия*

188,4

245,7

536,4

1356,8

1175,5

1617,8

2909,6

Уд. вес социальных расходов, (%) в расходах бюджета

30,1

29,2

27,4

39,6

29,6

35,4

49

в ВВП

9,4

9,3

7,3

12,5

6,8

6

8,8

* До 1998 г. — трлн руб., с 2000 г. — млрд руб.

1. Задание

1.Рассчитать удельный вес социальных расходов в расходах бюджета и в ВВП по годам.

2.Ответить на вопрос: какова динамика расходов на социальные нужды за рассматриваемый период. Объясните ее.

2. Описание алгоритма решения задачи

  1. Удельный вес социальных расходов в расходах бюджета рассчитывается как: социально-культурные мероприятия, разделенные на расходы бюджета всего и умноженное на 100%, а в расходах ВВП как: социально-культурные мероприятия, разделенные на ВВП и умноженное на 100%.

2)   Динамика расходов на социальные нужды очень интересная. С 1996 по 2000 год идет упадок расходов на социальные нужды, в 2002 идёт возрастание, в 2004 снова упадок и с 2004 по 2008 идёт возрастание. Получается, что государство не равномерно распределяло денежные средства на социальные нужды. Это можно объяснить возможным дефицитом денежных средств в государственном бюджете.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Рассмотрев различные типы социальной защиты в развитых странах, также можно сделать вывод, что, не смотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и положительных. Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Прожиточный минимум за 2 квартал 2010.- http://www.dom-i-zakon.ru/
  2. Увеличение прожиточного минимума к 2012.- http://top.rbc.ru/economics/01/10/2010/474860.shtml
  3. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.- М.: КНОРУС, 2004. -608 С.
  4. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность Журнал социологии и социальной антропологии.Научная монография / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирно­вой. М.: ООО «Вариант», Центр социальной политики и гендерных ис­следований, 2008. -456 С.
  5. Экономическая теория.: Учебник / под ред. И.П. Николаевой. — М.: Финстатинформ, 1997. -399 С.
  6. Экономическая теория: Учебник / под ред. И.П. Николаевой. – М. : ЮНИТИ ДАНА, 2008. -527 С.
  7. Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов II курса всех специальностей.- М.: ВЗФЭИ,2009
  8. Социальный атлас российских регионов http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml#no3
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальные_услуги
  10. Социальная защита населения http://market-pages.ru/makroec/64.html
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_политика
  12. Современное состояние социальной политики http://extusur.net/content/4_socrabota/3_2.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 43.82K
Скачано: 391
Скачать бесплатно
21.09.11 в 14:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе