Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »
Тема: Взаимосвязь социальной политики с развитием экономики
Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России
Тип: Контрольная работа | Размер: 294.63K | Скачано: 371 | Добавлен 01.12.14 в 16:01 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 1
Глава 1. Взаимосвязь социальной политики с развитием экономики
1.1 Содержание социальной политики государства 3
1.2 Основные направления социальной политики 10
1.3 Социально – трудовая сфера как основа социальной политики 11
Глава 2. Проблемы экологизации экономики и экологизации человека в XXI веке
2.1 Взаимоотношения цивилизации и природы 15
2.2 Экологизация экономики 17
Глава 3. Прогнозы
3.1 Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года 22
3.2 Экологическое развитие Российской Федерации на период до 2030 года 27
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий.
Так же уровень жизни населения зависит от состояния окружающей среды. Конец ХХ столетия характеризуется резким нарастанием в различных регионах острых кризисов: политических, экономических, межнациональных и других. Одним из самых болезненных и трудно устранимых признаётся кризис экологический, проявляющийся в ухудшении физическиx условий жизни людей, повышении заболеваемости и смертности.
К сожалению, существо экологического кризиса понимается разными людьми, даже специалистами, неоднозначно. Одни, признавая общие положения о негативных последствиях результатов хозяйственной деятельности для природы и для самих людей, видят в этом лишь неизбежные проявления научно-технического прогресса и, по существу, примиряются с вырождением человека как биологического вида. Другие, напротив, сводят вредное воздействие хозяйственных систем на окружающую среду только к отрицательным качествам и недостаточной культуре отдельных людей и считают возможным решить экологические проблемы путём применения юридических санкций к руководителям и расширения научной пропаганды среди населения.
Жизнь показывает, что не правы ни те, ни другие. В реальной действительности возникновение экологических проблем - естественная плата человечества за усложнение и развитие создаваемых им технических средств и сооружений; и относиться к ним следует спокойно и осознанно. Решить их общество может только комплексным путём, кардинально изменяя подход к своей практической деятельности и представления о месте и роли человека в биосфере Земли.
В последние годы всё большее число специалистов начинает осознавать всеобъемлемость и комплексность экологических проблем. Начиная с первых робких, но тревожных, объяснений этих проблем, как вредного воздействия производственных выбросов в атмосферу, природные воды и почву на отдельные виды организмов (растений, животных, рыб, птиц), - учёные и общество в целом пришли к единодушной оценке их, как результата бездумной, некомпетентной, близорукой деятельности человека, направленной на извлечение сиюминутных выгод без учёта возможных долговременных отрицательных последствий этой деятельности для собственного здоровья, а также для здоровья и самой жизни будущих поколений и всего живого на Земле. К этой бездумной, недальновидной и вредной деятельности причастны не только руководители, но и те рядовые жители разных регионов, кто не заботится о чистоте природного ландшафта.
В данной контрольной работе будут подробно рассмотрены социально-экономическая и экологическая политики государства, будут представлены долгосрочные прогнозы развития России в этих сферах.
1 глава. Взаимосвязь социальной политики с развитием экономики
1.1 Содержание социальной политики государства
Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.
Тем не менее в ХХ веке в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.
Что же такое социальная политика государства? Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики общества государства в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутренних, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.
Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно - политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Главное звено в социальной политики государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие “доход” представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие “доход” как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на производство, а также долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им .
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Можно выделить три главных источника денежных доходов : заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработицы и т.п.).
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
NI – Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными лицами в течении определенного периода.
DI – Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
RI – Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течении уровня цен.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми; медицинское обслуживание: малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенства .
Однако при общих принципах формирования доходов “заработанных” и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни различных слоев и групп населения. Поэтому в экономической теории для измерения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца (Рис. 1), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.
Рис. 1- Кривая Лоренца.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент в реальности не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
В России коэффициент Джини, по прогнозу Всемирного Банка, до 2030 года практически не изменится. Это объясняется высокой долей госсектора, в котором традиционно используется более уравнительный подход к оплате труда квалифицированных специалистов. По официальным подсчетам (версия Росстата), коэффициент Джини для России сейчас приблизительно равен 0,3, что сравнимо с европейскими показателями. Однако по независимым оценкам, он достигает 0,4-0,6, что ближе к уровню Латинской Америки.
Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность, есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики. Но практическая реализация политики выравнивания доходов связана с расширением сложных проблем. Государство, беря на себя ответственность за социальный климат, сталкивается порой с крайне противоречивым восприятием общественностью своих действий. Дело в том, что для успешного проведения социально - экономических мер необходимы немалые финансовые средства. Их источники - налоги. Отсюда закономерность: чем выше размер социальных благ, - тем жестче должно быть налоговое обложение. Эту зависимость удачно сформировал Л. Эрхард: «повышение жизненного уровня, к которому я стремлюсь, является не столько проблемой распределения, сколько производства, точнее производительности. Решение лежит не в делении, а в умножении национальной продукции. Те, кто свое внимание уделяет проблемам распределения, всегда приходит к ошибочному желанию распределять больше, чем в состоянии производить народное хозяйство» . Но динамично развивающаяся экономика позволяет собирать налоги по относительно льготным ставкам и получать при этом достаточно крупные суммы средств для социальных целей. В современных западных странах доходность экономики в целом достаточно высока, что позволяет правительствам этих государств проводить эффективные социальные программы, тем самым обеспечивая благоприятную социальную ситуацию, способствующую динамике развития.
1.2 Основные направления социальной политики
Социальная политика имеет довольно широкую сферу применения и затрагивает самые различные стороны жизни людей. Для того, чтобы более содержательно раскрыть ее экономическую сущность, необходимо выделить направления ее проведения.
Анализ показывает, что основными направлениями социальной политики, наиболее ярко отражающими ее экономическую сущность, являются:
1. Политика доходов (жизненный уровень населения, благосостояние, потребительская корзина и др.).
2. Политика в сфере оплаты труда и трудовых отношений (оплата труда, социальное страхование, занятость населения и др.).
3. Социальная поддержка и социальная защита граждан (пенсионное обеспечение, социальные гарантии и др.).
4. Развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование и др.)
5. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт и др.)
Многие исследователи раскрывают сущность социальной политики, затрагивая экономическую проблематику. Это происходит на том основании, что:
- во-первых, любые решения социальных проблем, а также последствия
проведения социальной политики, в конечном итоге, отражаются на экономическом положении государства и человека;
- во-вторых, понимание социальной политики сводится к вопросам финансирования социальной сферы, к распределению и перераспределению ресурсов государства, доходов между отдельными слоями и группами;
- в-третьих, грамотно проводимая социальная политика имеет экономический эффект;
- в-четвертых, посредством эффективного использования методов, механизмов и инструментов социальной политики обеспечиваются экономический рост и развитие государства;
- в-пятых, можно утверждать, что социальная политика является индикатором социально-экономического развития государства.
1.3 Социально-трудовая сфера как основа социальной политики
В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)» (Рис. 2) , о котором упоминалось выше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития.
На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.
Рис. 2 – Примерная структура СТС
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
— социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
— рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
— сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).
В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:
— система социальной защиты населения;
— система социального партнерства;
— система социального страхования;
— система социального обеспечения (пенсионная система);
— охрана труда и т.д.
Социальная политика тесно связана с понятием «социальная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся понятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная экономика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной экономики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама рыночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социальной справедливости и экономической эффективности (свободы и порядка).
Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром социальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некоторые социальные вопросы — обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Государство своей волей поворачивает рыночную экономику лицом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Японии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов и т.д.
Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе реализации государственной социальной политики.
2 глава. Проблемы экологизации экономики и экологизации человека в XXI веке
2.1 Взаимоотношения цивилизации и природы
Нельзя отрицать тот факт, что сегодня для большинства человечества «в практическом отношении природа выступает как "полезная вещь", как потребительная стоимость, в теоретическом — как объект познания. Природа поставляет ресурсы, а человек их потребляет. Природа — поставщик, человек — заказчик. Во второй половине XX в. связи "поставщика" и "заказчика" достигли критических параметров. Масштабы потребления традиционных источников сырья настолько выросли, что стали соизмеримыми с их общими запасами в земной коре. Темпы роста народонаселения показали ограниченность естественной базы для производства продовольствия. Загрязнение окружающей среды дестабилизирует исторически сложившиеся связи в биосфере».
Все это свидетельствует о том, что существование современного цивилизованного человека сегодня основывается на таком отношении к природе, когда самоценность природы становится избыточной величиной. История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между человеком и природой и это приводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональные кризисы. Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена.
Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки всей системы в целом, и наибольшей мере - человеческого сознания.
Итак, путь назван: это перестройка, прежде всего человеческого сознания по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития цивилизации. А к такой перестройке нельзя приступить без достаточно целостной философской концепции того, что мы называем местом Человека во Вселенной. Современные философы получили в наследство многоплановые разработки философских отношений человека и общества к природе. Но сама разноплановость проблемы не позволяет останавливаться лишь на изучении ее отдельных сторон. Рассмотрение сложившейся ситуации в комплексе всех ее составляющих, поиски комплексных выходов из нее.
Сегодня человечество должно, чтобы экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды для цивилизации XXI века. Это тем более важно, что во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации в истории человечества, духовный климат эпохи. И каждая эпоха добавляла как бы свой штрих в интерпретацию экологической проблемы, в попытки выявления и использования эффективных путей ее разрешения. Где же выход из ситуации, когда отрываясь в процессе своего технического, научного или духовного развития от природы, цивилизации доходит до опасной грани полного разрыва с ней.
2.2 Экологизация экономики
Термин экология произошел от греческих слов oikos - дом, жилище и logos - учение, т.е. изучения внешнего дома человека.
Среди различных нематериальных "домов", где живет человек, экология имеет дело с величайшим из них - биосферой.
Экология имеет общий корень со словом экономика, которое буквально означает "искусство ведения домашнего хозяйства".
Экологизация - последовательное внедрение идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и т. п.
Можно сказать, что экологический кризис захлестнул планету. Не далёкими призраками, а явью стали голод и недоедание, удушающий воздух, грязные воды, эродированные земли, погибающие леса. Исчезающие виды животных, угроза антропогенных климатических аномалий, вообще изменение физики Земли, химические сдвиги на поверхности планеты, стоящие на грани хозяйственно допустимого и переносимого организмом человека и других представителей всего живого. Но задача состоит не в том, чтобы предрекать вероятные беды, а в сознательном и планомерном предотвращении неблагоприятных явлений.
Борьба с загрязнениями окружающей среды, отходами, деградацией природных ресурсов осуществляется на "выходе" экономики - это борьба со следствиями техногенного экономического развития. Природно-продуктовая система техногенного экономического развития предоставлена на рисунке 3.
Рис.3 - Природно-продуктовая система техногенного экономического развития.
Самое важное в экологизации экономического развития - выработка интенсивного (сберегающего) подхода к природопользованию и получение при этом высоких конечных результатов.
А для этого требуется программно-целевой подход к использованию любого ресурса или группе ресурсов, включающий построение природно-продуктовой вертикали (цепочки). Например, при использовании мелиорации в производстве сельхозпродукта природно-продуктовая вертикаль (цепочка) может быть представлена так (Рис. 4).
Рис. 4 – Природно- продуктовая вертикаль.
Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каждом ее звене и выявить огромные резервы природных ресурсов, которые сейчас используются нерационально.
Мы знаем о дополняемости и взаимозаменяемости факторов производства, и если эти закономерности использовать, то можно путем экономии природных ресурсов увеличить конечные результаты (например, земля, капитал, труд - их оптимальное соотношение - дает рост урожайности). При этом, конечно, нужно помнить, что не все природные блага можно заменить искусственными (к примеру, ландшафты, нужные виды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и так далее). Так называемый "критический природный капитал" необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития.
Основные условия устойчивого развития с позиции действий субъектов экономико-экологического взаимодействия, выполняющих экономико-экологические функции представлены таблице. (Рис. 5)
Рис. 5 - Экономико-экологического взаимодействия
Субъекты |
Функции |
Факторы |
Правительства (страны-члены ОЭСР) |
- Автономно-подготовительная;- Интеграционная; - Коадаптационная; - «Предупредительная»; - «Принудительная»; - Субсидированиересурсосберегающихпрограмм; - Налогообложениеисанкции; - Информационно-ценовогомеханизма |
- Программы, проекты и мероприятия правительств стран-членов ОЭСР |
Бизнесмены |
- Нормативная функция: соблюдение норм экологического законодательства |
- Нестандартность мышления: осознание экономической эффективности инвестирования в экологические проекты; - Внедрение экономически рентабельных экопроектов; - Фактор общественного мнения |
Некоммерческие организации |
- Рекомендательная функция в реализации принципов: «право на развитие», «защита окружающей среды-часть процесса развития человечества, как социума» |
- Разработка широкомасштабных программ устойчивого развития на основе экономико-экологического взаимодействия; - Распространение информации об экологически пагубной деятельности предприятий и др. |
«Общество-индивид» |
- Законодательная функция |
- Оценочная роль индекса качества жизни |
Результатом рассмотренных усилий является разумное существование экологически образованных граждан, действующих в меру своих способностей. Главная и первоочередная задача, стоящая перед человечеством в экосфере — остановить рост, а затем и существенно уменьшить природоемкость.
Экологизация экономики — это необходимый процесс, главная составная часть экологически сбалансированного развития. Главная цель экологизации экономики уменьшение природоемкости всего человеческого хозяйства, экономики, техносферы .
Глава 3. Прогнозы
3.1 Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года
В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – консервативный, инновационный и целевой (форсированный).
Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.
Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0-3,2% в 2013-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всегов 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0-4,2% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.
Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указахПрезидента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0-5,4%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.
Рассмотренные три основные сценария развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 года цена на нефть в период 2013-2030 гг. будет находиться на уровне 90-110 долларов за баррель. В долларах текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 164 долларов за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах 2010 года в среднем за период 2013-2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов США за тыс. куб. м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ. При этом риски снижения цен на газ, особенно в среднесрочной перспективе, выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия развития российской экономики.
Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и не предполагает полномасштабного перехода к новой модели развития. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах: около трети занятых и 11% ВВП против 2% занятых и 21% ВВП в нефтегазовом комплексе.
Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.
Рассмотрим три основные сценария развития в таблице. (Рис. 6)
Рис 6. - Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2030 годы
(среднегодовые темпы прироста, %)
|
Варианты |
2011-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
2021-2025 гг. |
2026-2030 гг. |
2013-2030 гг. |
---|---|---|---|---|---|---|
Валовой внутренний продукт |
1 2 3 |
3,6 4,0 4,6 |
3,6 4.4 6,8 |
3,0 4,0 5,3 |
2,5 3,7 4,2 |
3,0-3,2 4,0-4,2 5,0-5,4 |
Промышленность |
1 2 3 |
3,4 3,7 4,0 |
2,7 3,4 5,2 |
2,3 3,0 4,1 |
2,3 2,9 3,3 |
2,6 3,2 4,2 |
Инвестиции в основной капитал |
1 2 3 |
6,9 7,3 9,1 |
5,1 6,6 12,6 |
4,3 5,5 7,1 |
3,6 4,8 4,0 |
4,7 5,9 8,2 |
Реальная заработная плата |
1 2 3 |
4,6 5,2 7,6 |
4,7 5,4 11,1 |
3,6 4,6 8,2 |
3,1 4,1 4,6 |
3,8 4,8 7,9 |
Оборот розничной торговли |
1 2 3 |
5,5 6,0 6,2 |
4,5 4,7 7,3 |
3,3 4,4 6,1 |
2,3 4,2 4,5 |
3,6 4,6 6,0 |
Экспорт – всего (на конец периода), млрд. долл. США |
1 2 3 |
534 534 540 |
668 705 732 |
868 989 1051 |
1176 1438 1615 |
|
Импорт – всего (на конец периода), млрд. долл. США |
1 2 3 |
426 426 435 |
563 574 695 |
703 765 975 |
909 1067 1244 |
|
Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, будет характеризоваться усилением макроэкономической несбалансированности. Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119% ВВП в 2030 году против 78% ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65% ВВП, по инновационному сценарию – до ¬52% ВВП.Сальдо счета текущих операций в форсированном сценарии, начиная с 2014 года (в консервативном с 2015 года), становится устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.
Консервативный сценарий обеспечивает к 2020 году частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.
3.2 Экологическое развитие Российской Федерации на период до 2030 года
В настоящее время в 40 субъектах Российской Федерации более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
Уровень выбросов парниковых газов в настоящее время составляет около 70% от уровня 1990 года. Вместе с тем по уровню углеродоемкости экономики Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире, что ведет к фактической консервации технологической отсталости производства, снижению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и в дальнейшем может привести к трудностям в выполнении международных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов.
Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года ориентирована на решение социально-экономических задач, обеспечивающих низкоуглеродное устойчивое развитие, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, включая следующие основные направления:
- формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
- снижение углеродоемкости экономики и реализация мер по адаптации к изменению климата;
- восстановление нарушенных естественных экологических систем;
- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и снижение объемов их образования;
- рост количества людей, имеющих доступ к чистой воде;
- формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
- обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной.
Постепенный переход на рельсы «зеленого роста» будет достигнут за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов.
В результате планируется обеспечить достижение следующих показателей (Рис. 7) :
Рис. 7 -Показатели экологического развития Российской Федерации
Наименование показателей |
2013 г. |
2020 г. |
2030 г. |
Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу ВВП, т/млн. рублей ВВП |
0,38 |
0,3 |
0,22 |
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед. |
126 |
50 |
34 |
Объем образованных отходов всех классов опасности на единицу ВВП, т/млн. рублей ВВП |
90 |
73,4 |
33,8 |
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в % к уровню 2007 г. |
108 |
150 |
203 |
Объем выбросов парниковых газов, в % к уровню 1990 г. |
70 |
75 |
70 |
Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного воздействия на окружающую среду, существенно зависят от объема инвестицийв разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирования технологической базы и финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления.
В период до 2020 года будет реализован комплекс институциональных, законодательных, финансово-экономических мер, направленных на постепенный переход от финансирования ископаемых видов топлива к финансированию «зеленых» технологий.При росте объемов бюджетного финансирования защиты охраны окружающей среды до 0,5 % ВВП до 2020 года процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологийв сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и обеспечения экологической безопасности, реализации практических мероприятий, направленныхна ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. Увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5 % ВВП в период 2020 – 2030 гг. позволит к 2030 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза.
Заключение
Именно из-за социальной благоустроенности и благоустроенности окружающей среды зависит эффективность производства, благосостояние государства и уровень жизнь населения в нем. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики.
Для современной России, активно определяющей задачи своего экономического развития в глобальном мире, проблема рационального использования природных богатств – «природного капитала» – одна из основных. В миресегодняидет активный поиск ответов на вызовы глобального развития, связанные не только с собственно экономическим и финансовым кризисами, но и с обострением экологических проблем, перспективами развития энергетики и угрозами, связанными с изменением климата.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.