Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Социальная политика и ее основные направления
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.99K | Скачано: 297 | Добавлен 16.01.15 в 20:47 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос ........................................................ |
3 |
Эссе .............................................................................................................. |
8 |
Тестовые задания ........................................................................................ |
12 |
Список литературы ..................................................................................... |
14 |
Социальная политика и ее основные направления. Социальная защита населения.
На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества.
Исходя из этого, можно сформулировать основные цели социальной политики:
1. Развитие и устойчивая работа отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
2. Реальное участие граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
3. Осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника;
4. Социальная защита и поддержка нуждающихся;
5. Проведение политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
6. Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
7. Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации;
8. Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации.
Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.[2, 382]
Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.
Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.
Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах.
Экономисты выделяют три основных типа безработицы.[1,481]
1. Фрикционная – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда.
2. Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается.
3. Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. [4]
Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Озабоченность экономистов вызывает и связь безработицы с инфляцией. Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидационном - снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.
Социальная защита населения.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы [3,653]. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.
Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.
Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора, самоответственность граждан.
Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий.
Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП. [4]
Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.
на тему: «Особенности современной социальной политики российского государства экономике (на основе статистических данных последних трех лет)».
Тема социальной политики государства актуальна, прежде всего, своим влиянием на качество и уровень жизни населения. В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать степень значимости социальной политики, ведь она направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.
Согласно Конституции нашей страны (ст. 7), «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.
Вопрос социальной защиты населения является одним из ключевых, стоящих на повестке дня Президента и Правительства РФ. На 2010 г. расходы на социальную сферу составляют в России в среднем около 18% от ВВП. Однако основная тяжесть социальных расходов по прежнему остается на бюджетах субъектов РФ и их муниципальных образований, из которых финансируется примерно 80% всей социальной сферы. Параллельно с бюджетной системой в России функционирует сопоставимая с ней по масштабам внебюджетная финансовая система. Средства самых крупных государственных социально – страховых фондов.
В 2011 году наиболее происходит дальнейший рост социальных расходов региональных бюджетов, чему способствовали как инфляционные процессы, так и специфика предвыборного периода.
Показателем эффективности социальной политики является также уровень благосостояния населения. Позитивная динамика экономического развития в Российской Федерации за счет экспорта природных ресурсов не могла не отразиться на благосостоянии населения.
Особую остроту приобрела проблема безработицы. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия.
Официальные данные свидетельствуют о том, что с января 2010 года по сентябрь 2011 года в России общая численность безработных (по методике МОТ) снизилась с 6,8 млн. чел. до 4,8 млн. чел. При этом число безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости, снизилось с 2,2 млн. чел. до 1,3 млн. чел. Динамика явно положительная.
Также немаловажной проблемой социальной политики государства является сегодня проблема семьи, которая есть главная ячейка общества. У нашего государства до сих пор нет семенной политики. Под влиянием бедности и масштабной малообеспеченности произошла дезорганизация эмоционально – психологических связей и межличностных отношений, негативно повлиявшая на качество и продолжительность жизни семьи. Уровень распада российской семьи растет, и в настоящее время он почти в два раза выше, чем в развитых странах Западной Европы.
Определяющим фактором погружения семьи в бедность является сегодня рождение детей. Примерно половина семей с двумя детьми и двое трети семей с тремя детьми и более детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, т.е. живут в бедности.
Введение с 1 января 2007 года материнского капитала, которое направлено на стимулирование рождаемости в стране и укрепление престижа института семьи, по моему мнению, является очень хорошей поддержкой для семьи. Делалось это для того, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее семьи.
Средства материнского капитала – это не наличные денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом для реализации закрепленного Законом о материнском капитале права граждан, имеющих двух или более детей, для улучшения жилищных условий семьи, получения детьми образования или на пенсионное обеспечение матери.
Сумма материнского капитала ежегодно индексируется с учетом инфляции и не облагается НДФЛ:
с 1 января 2007 года – 250 000руб., а уже с 1 января 2013 года – 408 960,5 руб.
Также важнейшим направлением социальной политики российского государства являются образовательные услуги.
Нынешнее состояние российского образования характеризуется тем, что, во-первых, современная массовая школа не обеспечивает качественного образовательного стандарта в области информатики, иностранных языков; во-вторых, уровень финансового обеспечения школы составляет 25 – 40% расчетной нормативной потребности. Реальное же недофинансирование составляет 50-60%, что приводит к неравному, зависящему от доходов семьи, доступу к качественному образованию.
На современное развитие России, наряду с положительными, влияют и негативные факторы. На заседании Госсовета Российской Федерации, посвященном стратегии развития страны до 2020 года, были сформулированы три основные стратегические задачи социального развития:
- создать общество равных возможностей;
- сформировать мотивации для инновационного развития;
- обеспечить экономический рост за счет повышения производительности труда на основе всестороннего развития человеческого капитала.
Обеспечит новое качество развития страны можно только при постоянной ориентированности государственной политики на совершенствование социальных отношений, обеспечение равных возможностей и социальной консолидации.
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
1. Прожиточный минимум – это:
а) натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей;
б) натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий;
в) расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи;
г) набор продуктов питания, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.
Обоснование ответа:
Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы. Именно такое определение дано в федеральном законе № 134-ФЗ, "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", вступившем в силу 24 октября 1997 года и являющегося основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума. Из приведенных вариантов ответов максимально похожим является пункт Г.
2. К основным направлениям социальной защиты относят:
а) социальное страхование;
б) социальную помощь;
в) обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ и минимальных гарантий.
Обоснование ответа:
Основными направлениями системы социальной защиты являются:
а) социальное обеспечение, предполагающее социальное страхование и социальную помощь;
б) социальные гарантии (минимум базовых социальных услуг).
Социальное страхование предназначено для материального обеспечения в случае наступления социального риска (наступления нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая и др.). Оно должно носить обязательный характер.
Социальная помощь — оказание адресной поддержки в связи с ухудшением материального, семейного положения, состояния здоровья, а также в связи с возрастом. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат и осуществляется деньгами, услугами, товарами. Она имеет адресный и категориальный характер. Для социальной помощи используются средства бюджета, центральных бюджетных и внебюджетных фондов, кредитные ресурсы национальной банковской системы.
Минимальные социальные гарантии обеспечивают равный доступ всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих гарантий государства. Для этого устанавливаются минимальные нормативы обеспечения граждан социальными благами, осуществляется финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и др.), устанавливаются минимальные размеры оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий по безработице.
1. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2011. – 608 с. : ил. – (Классический университетский учебник).
2. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков( и др.); под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2066. – 464с.
3. Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А.В.; Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2001. — 832 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.