Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Религия как форма духовного освоения мира

Религия как форма духовного освоения мира [20.09.10]

Тема: Религия как форма духовного освоения мира

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.05K | Скачано: 330 | Добавлен 20.09.10 в 22:35 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2010


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Социальные, гносеологические и психологические корни религии, ее функции 4
2. Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре 11
3. В современной российской реальности большое значение придается такой форме духовного освоения мира как религии. Верно ли это, и, какова ваша позиция по данному вопросу? 22
Заключение 24
Список литературы 26

Введение

      Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде: богословие, а также история и философия — каждая под  особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному толкованию фактов религиозного сознания. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует античные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует системы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии ее роль в жизни общества, в развитии духовности, как человека, так и человечества.

1.Социальные, гносеологические и психологические корни   религии, ее функции.

     Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святы­ня, воссоединение). В самом широком смысле религия есть вид мировоззрения и образ действий, основанные на покло­нении высшему началу, стремлении соединиться с ним, слу­жить восходящим к нему идеалам. Предметом поклонения может являться не только божество, но и другой человек, се­мья, народ, сословие, партия, природа, искусство, наука и многое другое. Такого рода религиозность присуща в той или иной степени всем людям. Немецко-американский фило­соф Эрих Фромм (1900-1980) считает религией «любую сис­тему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения».

В более узком и общепринятом понимании религия («ис­торическая», «позитивная») есть социально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Священное (сакральное) и вера в него _ высшие ценности религии. Священное характеризует сверхъ­естественную, «чудесную», потустороннюю, трансцендентную реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профаной) - обыденной, посюсторонней реальности. Развернутый образ са­крального мира дается в основном в виде мифа. В качестве средоточия сил священного обычно представляется божество. В отношении к священному, божественному верующие ис­пытывают страх, трепет и восхищение. Ему поклоняются, его почитают, чувствуют зависимость от него, обязательства перед ним, с ним связывают надежды на высшее счастливое спасение.

Структура религии:

     Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование кото­рой завершилось в период появления классо­вого общества, выделяют три основных элемента:

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиоз­ную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, прису­щих верующим, которые формируются под воздействием носи­телей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное миро­воззрение верующих.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, раз­работкой и пропагандой которых занимаются религиозные орга­низации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идео­логию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включа­ет в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосно­вывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качест­ва и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуаль­ных предписаний данной религии.

    Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость ре­лигии для человека.

Ранняя религиозная философия способствовала формирова­нию религиозной догматики, а современная выполняет по пре­имуществу апологетические задачи.

Неотъемлемой частью любой религии является религиоз­ный культ, представляющий собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные, предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Роль культа в любой религии исключительно велика. С по­мощью культа религиозные организации в доступной, чувствен­но-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных соб­раний, неукоснительное соблюдение многочисленных предпи­саний и запретов призваны не только приобщить человека к ре­лигии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религи­озное мироощущение.

Культ способствует укреплению вероисповедного единства дан­ной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых дейст­виях ведет к формированию стойких привычек.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных органи­заций состоят в удовлетворении религиозных потребностей ве­рующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических ре­лигиях, как например, в христианстве, исламе буддизме.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные орга­низации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религи­озной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный инсти­тут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы веро­учения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профес­сиональных служителей культа, и мирян.

Объединения верующих, противопоставивших себя господ­ствующему религиозному течению, представляют собой органи­зации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых характерных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян, сознательное вступление в общину, активная миссионер­ская деятельность.

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты, как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования:                      

Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем сла­бее человек перед лицом природы, тем больше над ним господ­ство природных сил. Слишком ограниченными средствами об­ладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат ре­альными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Англий­ский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах, и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения между людьми продолжа­ли складываться стихийно. В этом случае законы развития об­щества выступают как неведомые стихийные силы, определяю­щие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифи­цируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.

К основным функциям религии относят:

  1. Религия есть форма соединения человека с миром, придающая осмысленность, устойчивость и правленность человеческому существованию посредством формирования представления о Высшем Бытии и единении с Ним;
  2. Религиозные учения предлагают глубокую интерпретацию бытия, создают сложную, иерархическую картину мира, ориентируют человека относительно ценности и смысла его существования;
  3. . Религия помогает понять определенный целостный порядок бытия, согласуя жизнь человека с жизненной реальностью. Она освящает нормы и ценности определенной социальной системы, узаконивает, легитимирует их;
  4. Религия обеспечивает социальную консолидацию, сплочение людей на основе единства представлений и верований. Консолидация достигается на сакральном фундаменте, посредством признания и почитания безусловных для данного общества святынь и ценностей;
  5. регулирующую. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний;
  6. Религиозные общности и их лидеры используют различные приемы снятия проблем, напряженности разрабатывают формы и методики утешения и психологичес­кого оздоровления человека, восполняют социальную, культур­ную, образовательную и другие виды ущербности индивида.

2.Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре.

2.1.Закономерности развития атеизма

      История социального и духовного развития общества свидетельствует о том, что атеизм, существует ли он в виде отдельных идей и тенденций или в целостной, систематизированной форме, есть закономерное явление, с необходи­мостью порождаемое определенными факторами жизни людей. Атеизм естественно возникает как реакция на за­рождение религии. Появление и развитие атеизма отра­жают возрастание господства человека над стихийными силами природы и общества. Общественная практика, ус­пехи науки в овладении природой и социальными силами способствуют установлению правильного, реалистическо­го взгляда на мир. Элементы безрелигиозного восприя­тия мира, хотя и в разной степени, свойственны всем лю­дям, создающим материальные и духовные ценности. На основе адекватного отражения мира человеком и возни­кает атеизм, развивающийся по мере возрастания со­циальной свободы человека. Этому способствуют успехи познавательной его деятельности. Развитие атеизма во многом было связано с тем, что он опирался на достиже­ния естественных и общественных наук, искусства и литературы.

     Освобождение сознания от религиозного мировоззре­ния, утверждение научного взгляда на мир происходят в постоянной борьбе с религиозными представлениями. В отличие от наивно-реалистического, безрелигиозного подхода к миру атеизм сознательно отвергает рели­гиозные догматы, опираясь на знания о мире и человеке. В качестве противодействия религии атеизм появился сразу же за оформлением религиозной идеологии. Изме­нения в религии накладывали отпечаток на проблематику ­атеизма. Так, в период господства монотеизма атеизм выдвигал положения, которых не было в древнем атеиз­ме: выявление исторического характера «богодухновенных» книг, раскрытие противоречий в них, критика авторитаризма, догматизма. Борьба атеизма против ре­лигии, следовательно, на разных ступенях духовной эво­люции общества принимала конкретные формы. Атеи­стические идеи, направленные против отдельной религии, содействовали критике религиозного мировоззрения в целом, а значит, формированию научного взгляда на мир. Будучи выражением социального прогресса, атеизм характеризуется рядом закономерностей, выявляющих его сущность и роль в обществе.

      На протяжении веков люди, выступавшие с критикой религии, подвергались преследованиям. Это не случайно. Атеистические идеи выдвига­ли идеологи социальных слоев, за­интересованных в осуществлении прогрессивных обще­ственных преобразований. Передовые классы испыты­вают потребность в верном отражении действительно­сти, в новых идеях, соответствующих прогрессу обще­ства. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем атеизма становится осмысление социальной функции ре­лигии, а также путей ее преодоления.

    Социальная направленность атеистических учений во многом обусловлена тем, что они впитали в себя на­строения и представления народных масс. Развитие и распространение атеизма были особенно значительны­ми в периоды обострения классовых противоречий, под­готовки и осуществления крупных общественных перево­ротов, когда возрастает роль масс в историческом процессе. Вовлеченные в водоворот событий, массы не только творят историю, но и осознают себя ее творцами. Именно в поворотные эпохи истории идеологи прогрес­сивных классов выдвигают идеи, обосновывающие неза­висимость человека от иллюзорных сверхъестественных сил. Социально-психологической основой атеистических учений является стихийный атеизм народных масс, по­стоянно воспроизводящийся в ходе их борьбы за свое ос­вобождение, в периоды патриотического подъема и т. д. Так, общественный и культурный подъем в Греции V—IV вв. до н. э., связанный с ее победой над персами в греко-персидских войнах, обусловил распространение неверия в сверхъестественные силы среди части греческого общества, развитие материалистических и атеистиче­ских учений. Борьба трудящихся против засилья светских и духовных феодалов в средние века находила отражение в критике духовенства, в скептическом отношении к не­которым сторонам вероучения. Официальной церковной культуре господствующего класса противостояла и кар­навальная культура народных масс, бывшая одним из факторов возникновения атеистических тенденций в ряде средневековых ересей. Особенно усилились стихийно-атеистические явления в период подготовки и осущест­вления буржуазных революций. Антиклерикальные и ан­тирелигиозные выступления крестьян в России в период борьбы против крепостнических порядков оказывали влияние на формирование атеистических учений, напри­мер, русских революционных демократов.

Если проследить историю атеизма от древности до современности, то можно заметить, что в ходе социаль­ного прогресса постоянно пробивала себе путь тенденция к расширению сферы влияния атеизма, к появлению в обществе все большего числа людей, освобождающих­ся от религиозных иллюзий.

Атеизма древности

          Атеизм рабовладельческого общества поставил вопросы, ответ на ко­торые пытались дать и материа­листы последующих веков, - о происхождении и сущно­сти религии, о путях ее преодоления, о роли религии в обществе. Атеисты древности раскрыли противоре­чивый, антигуманный характер религии. На основе сти­хийного материализма и конкретных знаний своего вре­мени они высказали смелые мысли о бесконечности, вечности и несотворенности мира. Правда, многие их идеи остались лишь гениальными догадками. Наивность материализма и недостаточный уровень развития науки обусловили упрощенность и непоследовательность ан­тичного атеизма.

Атеизм в эпоху феодализма

В свободомыслии эпохи феодализма атеистические идеи выражены наименее последовательно. Идеологи антифеодальных дви­жений облекали опасные для господствующего класса мысли в религиозную терминологию. Это обусловлено и засильем церкви, при котором большинство людей разделяло иллюзорные представления о мире. Специфи­ка монотеистических религий, получивших солидное философско-идеалистическое обоснование, требовала новых форм борьбы с ними. Эти формы только намечались вольнодумцами средних веков.

Заслуга свободомыслия эпохи феодализма заключает­ся в том, что в сложнейших условиях оно расшатывало казавшиеся вечными догматы мировых религий. Приро­да и человек в сознании немалого числа людей той эпохи начинают выступать как не зависимые ни от каких сверхъестественных сил. Разум заявлял о своих правах, накапливая аргументы против религии. Свободомыслие средних веков расчистило пути для критики религии представителями буржуазного атеизма.

Буржуазный атеизм

     Буржуазный атеизм возник и развивался на начальных своих стадиях

борьбе с феодальной идеологией, вобрав в себя наиболее ценные идеи

предшествующего свободомыслия. Он начинает формироваться еще в феодальном обще­стве. Со времени зарождения буржуазных отношений до наших дней буржуазный атеизм претерпел значительную эволюцию. Свободомыслие и атеизм периода зарожде­ния и становления буржуазии отличаются от атеизма пе­риода подготовки и осуществления буржуазных револю­ций в Европе; последний в свою очередь отличается от буржуазной критики религии в период общего кризиса капитализма. Каждая из этих фаз связана с задачами, ко­торые ставила перед собой буржуазия в ходе истории. В соответствии с этим можно условно выделить три эта­па в эволюции буржуазного атеизма: свободомыслие и атеизм Возрождения; атеизм Нового времени; совре­менная буржуазная критика религии. В этих этапах отра­зились особенности эволюции капитализма: «дав мощный толчок развитию производительных сил, он превратился затем в преграду на пути социального прогресса».

Атеизм революционных демократов

   Яркую страницу в историю атеистических учений вписали русские революционные демократы - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Особенность их атеистических воззрений в конечном итоге обусловлена той исторической ситуацией, которая сложилась в России в первой половине XIX в. В тот период в России в недрах феодально-крепостнического хозяйства все явственнее проявлялись новые, буржуазные отношения, обострялись классовые противоречия и классовая борьба. Этот кризис способствовал росту политического сознания передовых слоев русского общества. Революционные, антикрепостнические настроения русского крестьянства нашли свое выражение во взглядах революционных демократов, что обусловило радикализм их воззрений, большую, чем в западноевропейском атеизме, последовательность взглядов. Именно поэтому атеизм русских революционеров-демократов представляет собой высшую ступень в развитии домарксистского атеизма.     

   Революционеры-демократы считали, что религия возникает в результате бессилия человека перед стихийными силами природы, по отношению к которым он раб, не умеющий ни понять, ни объяснить окружающее. Поскольку эти внешние силы выступают как враждебные, человек обращается к ним с жертвоприношениями, стремясь их умилостивить. Открытая пропаганда атеизма в то время была невозможна, поэтому революционные демократы, не будучи в состоянии прямо критиковать православие, разоблачали другие религии, намекая тем самым на православную церковь. Так, Н. А. Добролюбов, анализируя происхождение ислама и буддизма, справедливо указывал, что было бы неправильно рассматривать религию лишь как глупость или преднамеренный обман. Религия - это продукт определенной эпохи, общества. Революционеры-демократы отчетливо понимали прямую связь религии с любыми формами деспотизма (а история православия давала для этого богатый материал). Так, Герцен писал, что религия заставляет людей поднимать взоры к небесам, чтобы не видеть того, что творится на земле. Белинский в письме к Гоголю, названном Лениным одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, вскрыл прямую связь церкви с самодержавием, с крепостническим строем России. Он утверждал, что только цивилизация и просвещение могут обеспечить светлое будущее.                    

     Ограниченность воззрений революционеров-демократов явственно сказалась в вопросе о путях преодоления религии. Одним из главных средств борьбы с религией революционеры-демократы считали просвещение, не понимая того, что при антагонистической классовой структуре общества просвещением никогда не преодолеть религии, так как ее существование закрепляется и поддерживается господствующими эксплуататорскими классами. Создание научного атеизма оказалось задачей, которую идеологи революционного крестьянства решить не смогли. Она была решена только идеологами рабочего класса.

Марксистский атеизм

     Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм - неотъемлемая сторона марксистского учения.  Марксизм воспринял и сохранил все ценное, что было создано домарксистскими атеистическими учениями, он представляет собой диалектическое «снятие» и обогащение всех приобретений исторических форм атеизма. Взгляды молодых К. Маркса и Ф. Энгельса развивались под непосредственным влиянием современных им крупных критиков религии – младогегельянцев, Л. Фейербаха. Марксизм, как подчеркивал Ленин, вполне усвоил «исторические традиции материализма XVIII века во Франции и Фейербаха (1-ая половина XIX века) в Германии, - материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии».

    Марксистский атеизм – качественно новая форма атеизма, разрабатывающая принципиально иные способы борьбы с религией по сравнению с домарксистской традицией. Маркс и Энгельс считают, что несмотря на ложность основной посылки религиозного мировоззрения – реальности сверхъестественного, именно на «контакт» с ним должны быть направлены усилия человека. Подобные идеи, подчиняющие активность людей «поискам божественного», надеждам на трансцендентное попечительство в решении фундаментальных вопросов человеческого существования, обесценивают подлинные цели и смыслы общественной практики, затрудняют выбор верных жизненных ориентаций. Это и выражает известная метафора К. Маркса «Религия есть опиум для народа». Показав, что религия, образно говоря, «украшает фальшивыми цветами» цепи, которые носит человечество, классики сделали вывод, к которому не приходили прежние критики религии. Задача состоит не только и не столько в том, чтобы срывать с цепей эти «цветы», которыми их украсила религия. Дело заключается в том, чтобы помочь людям избавится от самих этих цепей. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, подчеркивал молодой Маркс, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

       Марксистский атеизм получает в итоге четкую социальную направленность и преодолевает односторонность «голого» отрицания религии. Он отнюдь не представляет собой простой «антипод» религии, «религию с отрицательным знаком», он носит действенный, активный, преобразующий характер, имеет богатую позитивную содержательную программу. Он – часть той революционной теории, которая не довольствуется лишь объяснением мира, а ставит задачу изменить его к лучшему.

      Марксистский атеизм – творческое, конструктивное учение. Оно критикует догматизм во всех его проявлениях, обогащается новыми положениями и выводами. Оно постоянно учитывает изменения, происходящие в религиозной идеологии и сознании верующих, в социальном фоне бытования религии, условиях ее воспроизводства и функционирования.

2.2.Свободомыслие и атеизм как прогрессивные элементы духовной культуры

    Защитники религии нередко изобра­жают атеизм как некую «социаль­ную патологию», как отклонение от нормального состояния общества и личности. Однако изучение исто­рии атеизма свидетельствует, что свободомыслие и атеизм были закономерными порождениями социаль­ного развития, что они выражали прогрессивные тенден­ции в развитии культуры, содействовали ее обновлению и совершенствованию.

Представители свободомыслия и атеизма, выражая интересы и стремления передовых социальных групп и классов, заинтересованных в обновлении общества, вы­ступали против религиозных мифов, догм и канонов, сковывавших человеческую мысль, препятствовавших свободному развитию и совершенствованию, как отдель­ной личности, так и общества в целом.

Позитивное воздействие свободомыслия и атеизма на развитие духовной культуры проявлялось в нескольких направлениях.

    Одно из таких направлений воздействия заключалось в том, что представители свободомыслия и атеизма ак­тивно содействовали научному познанию мира. Отвергая религиозные мифы и догмы, они подчеркивали возмож­ности человеческого разума в познании природы, обще­ства и самого человека. Вспомним, что само появление философии как попытки рационального объяснения мира и его законов противостояло прежнему религиозно-ми­фологическому сознанию, было его отрицанием. Не сле­дует забывать также, что философы-атеисты и вольно­думцы в доказательство своих положений и выводов апеллировали не только к человеческому здравому смыслу, но и к данным науки своего времени. Не случай­но пропаганда гелиоцентрической системы Коперника активно велась крупнейшими представителями науки и передовой философии XVI—XVII вв. Вспомним также, что объяснение Ч. Дарвином естественного происхожде­ния видов животных и растений стало во второй половине XIX в. главным аргументом против религиозной те­леологии. Эти и другие примеры свидетельствуют об органической связи научного познания с идеями свобо­домыслия и атеизма. Наука дает материал, из которого необходимо вытекают атеистические выводы, а атеисти­ческое мировоззрение в свою очередь вооружает ученых трезвым взглядом на окружающую действительность, способствует разрушению религиозной картины мира и тем самым содействует успехам научного познания.

     Еще одно направление воздействия свободомыслия и атеизма на развитие культуры — их роль в освобожде­нии искусства от опеки церкви, в расширении творческого диапазона и эстетических возможностей писателей, ху­дожников и иных деятелей искусства. Уже в античную эпоху идеи свободомыслия воодушевляли многих писате­лей и драматургов, высмеивавших нелепость рели­гиозных мифов и противопоставлявших им силу чело­веческого разума. Формирование нового искусства в  Европе — как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения его видов и жанров — началось в эпоху Возрождения и неразрывно связано со становлением светской культуры, с отходом от религиозных канонов, препятствовавших развитию искусства. Освобождаясь от религиозных догм, искусство становилось многообраз­нее, богаче по тематике и жанрам, в нем свободнее и яр­че выражалась творческая индивидуальность художника. Часто произведения искусства содержали и антиклери­кальные идеи. Не случайно ряд творений французских философов-вольнодумцев XVIII в. (Вольтера, Дидро и др.) были написаны в форме романов, поэм и иных ли­тературно-художественных жанров. Искусство стало мо­гучим средством популяризации антиклерикализма, сво­бодомыслия и атеизма. Множество ярких примеров тому дает история искусства. Вспомним в этой связи знаменитые офорты Ф. Гойи, картины В. Перова и других русских художников середины XIX в. Беспощадный приго­вор религиозному ханжеству и лицемерию произнес М. Е. Салтыков-Щедрин, создав образ Иудушки Головлева. Общеизвестно, с какой страстью и настойчивостью обличал Л. Н. Толстой современную ему православную церковь. Эти и множество подобных же примеров гово­рят о том, что искусство не только обогащалось идеями свободомыслия и атеизма, но и играло значительную роль в широком распространении этих идей.

Третье направление воздействия свободомыслия и атеизма на духовную культуру — их влияние на формиро­вание личности. Освободившись от слепой веры в боже­ственный промысел, человек утверждает свое право самостоятельно решать социальные, нравственные и ми­ровоззренческие проблемы, свободно развивать свои умения, знания и способности. Он осознает тот факт, что в мире нет иной сознательной и активной силы, кроме самих людей, и это не только создает для людей богатые возможности, но и возлагает на них огромную ответ­ственность. Контуры личности нового типа, свободной от духовного порабощения, впервые обозначились в эпо­ху Возрождения. В последующее время капитализм пре­пятствовал всестороннему и гармоничному развитию личности.

В современную эпоху в капиталистических странах предпринимаются немалые усилия по активизации рели­гии, подчинению человека ее духовным путам. Только при социализме создаются необходимые условия и со­циальные предпосылки для формирования личности, ми­ровоззрение которой основывается на фундаменте мате­риализма и атеизма.

Четвертым направлением воздействия свободомыслия и атеизма на духовную культуру является их роль в про­цессе подготовки масс к социальным изменениям. Религия освящала и освящает классово антагонистические обще­ственные порядки, и потому одной из важных духовных предпосылок их революционного преодоления является снятие «священного ореола» с отживающих социальных отношений, их критика с позиций новых требований и интересов революционных классов. В этой перестройке массового сознания велика роль свободомыслия и атеиз­ма. Достаточно вспомнить в этой связи о революциони­зирующей роли идей французских просветителей и атеистов в эпоху подготовки буржуазной революции I789 —1794 гг. Немалое значение для подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической револю­ции имело разоблачение контрреволюционных позиций русской православной церкви, ее связей с самодержа­вием.

3. В современной российской реальности большое значение придается такой форме духовного освоения мира как религии. Верно ли это, и, какова ваша позиция по данному вопросу?

      Действительно в наше время религия играет огромную роль в становлении и развитии современной России.  Мы видим как государство и церковь сотрудничают и поддерживают друг в друга в различных начинаниях. Союз церкви и государства есть благо для обеих сторон, ибо он позволяет каждой стороне более точно использовать все свои внутренние резервы на обеспечение достойной жизни: для государства – граждан, для церкви – паствы. Объединяющим началом церкви и государства является духовность, ибо не только церковь, но и государство в глубинной основе своей духовно. «Государство, - писал И.А. Ильин, - по своей основной идее есть духовный союз людей».

      Хотя конечные цели государства и церкви не совпадают: государство печется о земном благополучии людей, а церковь – об их вечном спасении, их объединяет духовный и нравственный смысл соработничества, их общее стремление к истине, торжеству добра и ограничению зла, к формированию достойного члена человеческого сообщества.

    Несмотря на то, что религия отделена от государства, однако религиозные деятели сегодня принимают активное участие во многих государственных делах и межгосударственных мероприятиях. Церковь имеет свои учебные заведения, в том числе и высшие, а также больницы, земельную собственность.

        Лично я считаю, что церковь играла, и будет играть существенную роль в становлении российского общества (на протяжении всей истории отечества церковь всячески помогала и поддерживала правителей в их делах). Мы в ней нуждаемся, и именно религия позволяет нам понять многие вещи, получить на них ответы.  Она сплочает народ. Но мне очень неприятно говорить о том, что в последние годы стало «модно ходить в церковь» особенно среди богатых прослоек  общества. На самом деле это лишь еще один способ  показать себя. Таких людей нельзя назвать верующими и морально-нравственными. И мне  их поступки не понятны.

Заключение

Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникав­шие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и по­ступки очень многих людей и в наши дни.

В истории человеческого общества религия играла неодно­значную роль.

Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христи­анское мировоззрение являлось господствующим. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.

В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться ограниченность и несостоятельность христианских постулатов. Первые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с рас­ширением образования и новыми научными открытиями влия­ние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях об­щества. Жизнь общества стала секуляризироваться, т. е. освобож­даться от религиозного влияния.

В современную эпоху даже в тех государствах Западной Ев­ропы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сего­дня оно ничтожно мало. В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.

    Среди некоторых слоев нашего общества до сих пор широко распространено убеждение, что религия — пустая и никчемная штука, нагромождение догм и антинаучных мировоззрений. Это общественное мнение существует, как бы, «по инерции» со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению, пусть и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, поборника социальной справедливости в ее религиозном смысле, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного бытия людей.

Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История и теория атеизма: Учеб. пособие для филос. фак./МГУ им. М.В. Ломоносова; Редокол.: М.П. Новиков. - М.: Мысль, 1987;

2. Религоведение: Учеб. пособие/ под ред. В.Р. Языкович.- Минск: Тетра Системс, 2008;

3. Философия в вопросах и ответах6 учеб. пособие/ Под ред. А.Л. Алексеева, Я.Е. Яковлевой.- М.: Проспект, 2006;

4. Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.. – М.: Эксмо, 2003;

5. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 31.05K
Скачано: 330
Скачать бесплатно
20.09.10 в 22:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе