Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Религия как форма духовного освоения мира
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.05K | Скачано: 330 | Добавлен 20.09.10 в 22:35 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Социальные, гносеологические и психологические корни религии, ее функции 4
2. Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре 11
3. В современной российской реальности большое значение придается такой форме духовного освоения мира как религии. Верно ли это, и, какова ваша позиция по данному вопросу? 22
Заключение 24
Список литературы 26
Введение
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде: богословие, а также история и философия — каждая под особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному толкованию фактов религиозного сознания. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует античные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует системы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии ее роль в жизни общества, в развитии духовности, как человека, так и человечества.
1.Социальные, гносеологические и психологические корни религии, ее функции.
Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.
Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, воссоединение). В самом широком смысле религия есть вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу, стремлении соединиться с ним, служить восходящим к нему идеалам. Предметом поклонения может являться не только божество, но и другой человек, семья, народ, сословие, партия, природа, искусство, наука и многое другое. Такого рода религиозность присуща в той или иной степени всем людям. Немецко-американский философ Эрих Фромм (1900-1980) считает религией «любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения».
В более узком и общепринятом понимании религия («историческая», «позитивная») есть социально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Священное (сакральное) и вера в него _ высшие ценности религии. Священное характеризует сверхъестественную, «чудесную», потустороннюю, трансцендентную реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профаной) - обыденной, посюсторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается в основном в виде мифа. В качестве средоточия сил священного обычно представляется божество. В отношении к священному, божественному верующие испытывают страх, трепет и восхищение. Ему поклоняются, его почитают, чувствуют зависимость от него, обязательства перед ним, с ним связывают надежды на высшее счастливое спасение.
Структура религии:
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих.
Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идеологию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.
Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.
Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.
Ранняя религиозная философия способствовала формированию религиозной догматики, а современная выполняет по преимуществу апологетические задачи.
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ, представляющий собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные, предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.
Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например, в христианстве, исламе буддизме.
Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян.
Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых характерных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян, сознательное вступление в общину, активная миссионерская деятельность.
На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты, как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования:
Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах, и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.
В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.
К основным функциям религии относят:
2.Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре.
2.1.Закономерности развития атеизма
История социального и духовного развития общества свидетельствует о том, что атеизм, существует ли он в виде отдельных идей и тенденций или в целостной, систематизированной форме, есть закономерное явление, с необходимостью порождаемое определенными факторами жизни людей. Атеизм естественно возникает как реакция на зарождение религии. Появление и развитие атеизма отражают возрастание господства человека над стихийными силами природы и общества. Общественная практика, успехи науки в овладении природой и социальными силами способствуют установлению правильного, реалистического взгляда на мир. Элементы безрелигиозного восприятия мира, хотя и в разной степени, свойственны всем людям, создающим материальные и духовные ценности. На основе адекватного отражения мира человеком и возникает атеизм, развивающийся по мере возрастания социальной свободы человека. Этому способствуют успехи познавательной его деятельности. Развитие атеизма во многом было связано с тем, что он опирался на достижения естественных и общественных наук, искусства и литературы.
Освобождение сознания от религиозного мировоззрения, утверждение научного взгляда на мир происходят в постоянной борьбе с религиозными представлениями. В отличие от наивно-реалистического, безрелигиозного подхода к миру атеизм сознательно отвергает религиозные догматы, опираясь на знания о мире и человеке. В качестве противодействия религии атеизм появился сразу же за оформлением религиозной идеологии. Изменения в религии накладывали отпечаток на проблематику атеизма. Так, в период господства монотеизма атеизм выдвигал положения, которых не было в древнем атеизме: выявление исторического характера «богодухновенных» книг, раскрытие противоречий в них, критика авторитаризма, догматизма. Борьба атеизма против религии, следовательно, на разных ступенях духовной эволюции общества принимала конкретные формы. Атеистические идеи, направленные против отдельной религии, содействовали критике религиозного мировоззрения в целом, а значит, формированию научного взгляда на мир. Будучи выражением социального прогресса, атеизм характеризуется рядом закономерностей, выявляющих его сущность и роль в обществе.
На протяжении веков люди, выступавшие с критикой религии, подвергались преследованиям. Это не случайно. Атеистические идеи выдвигали идеологи социальных слоев, заинтересованных в осуществлении прогрессивных общественных преобразований. Передовые классы испытывают потребность в верном отражении действительности, в новых идеях, соответствующих прогрессу общества. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем атеизма становится осмысление социальной функции религии, а также путей ее преодоления.
Социальная направленность атеистических учений во многом обусловлена тем, что они впитали в себя настроения и представления народных масс. Развитие и распространение атеизма были особенно значительными в периоды обострения классовых противоречий, подготовки и осуществления крупных общественных переворотов, когда возрастает роль масс в историческом процессе. Вовлеченные в водоворот событий, массы не только творят историю, но и осознают себя ее творцами. Именно в поворотные эпохи истории идеологи прогрессивных классов выдвигают идеи, обосновывающие независимость человека от иллюзорных сверхъестественных сил. Социально-психологической основой атеистических учений является стихийный атеизм народных масс, постоянно воспроизводящийся в ходе их борьбы за свое освобождение, в периоды патриотического подъема и т. д. Так, общественный и культурный подъем в Греции V—IV вв. до н. э., связанный с ее победой над персами в греко-персидских войнах, обусловил распространение неверия в сверхъестественные силы среди части греческого общества, развитие материалистических и атеистических учений. Борьба трудящихся против засилья светских и духовных феодалов в средние века находила отражение в критике духовенства, в скептическом отношении к некоторым сторонам вероучения. Официальной церковной культуре господствующего класса противостояла и карнавальная культура народных масс, бывшая одним из факторов возникновения атеистических тенденций в ряде средневековых ересей. Особенно усилились стихийно-атеистические явления в период подготовки и осуществления буржуазных революций. Антиклерикальные и антирелигиозные выступления крестьян в России в период борьбы против крепостнических порядков оказывали влияние на формирование атеистических учений, например, русских революционных демократов.
Если проследить историю атеизма от древности до современности, то можно заметить, что в ходе социального прогресса постоянно пробивала себе путь тенденция к расширению сферы влияния атеизма, к появлению в обществе все большего числа людей, освобождающихся от религиозных иллюзий.
Атеизма древности
Атеизм рабовладельческого общества поставил вопросы, ответ на которые пытались дать и материалисты последующих веков, - о происхождении и сущности религии, о путях ее преодоления, о роли религии в обществе. Атеисты древности раскрыли противоречивый, антигуманный характер религии. На основе стихийного материализма и конкретных знаний своего времени они высказали смелые мысли о бесконечности, вечности и несотворенности мира. Правда, многие их идеи остались лишь гениальными догадками. Наивность материализма и недостаточный уровень развития науки обусловили упрощенность и непоследовательность античного атеизма.
Атеизм в эпоху феодализма
В свободомыслии эпохи феодализма атеистические идеи выражены наименее последовательно. Идеологи антифеодальных движений облекали опасные для господствующего класса мысли в религиозную терминологию. Это обусловлено и засильем церкви, при котором большинство людей разделяло иллюзорные представления о мире. Специфика монотеистических религий, получивших солидное философско-идеалистическое обоснование, требовала новых форм борьбы с ними. Эти формы только намечались вольнодумцами средних веков.
Заслуга свободомыслия эпохи феодализма заключается в том, что в сложнейших условиях оно расшатывало казавшиеся вечными догматы мировых религий. Природа и человек в сознании немалого числа людей той эпохи начинают выступать как не зависимые ни от каких сверхъестественных сил. Разум заявлял о своих правах, накапливая аргументы против религии. Свободомыслие средних веков расчистило пути для критики религии представителями буржуазного атеизма.
Буржуазный атеизм
Буржуазный атеизм возник и развивался на начальных своих стадиях
борьбе с феодальной идеологией, вобрав в себя наиболее ценные идеи
предшествующего свободомыслия. Он начинает формироваться еще в феодальном обществе. Со времени зарождения буржуазных отношений до наших дней буржуазный атеизм претерпел значительную эволюцию. Свободомыслие и атеизм периода зарождения и становления буржуазии отличаются от атеизма периода подготовки и осуществления буржуазных революций в Европе; последний в свою очередь отличается от буржуазной критики религии в период общего кризиса капитализма. Каждая из этих фаз связана с задачами, которые ставила перед собой буржуазия в ходе истории. В соответствии с этим можно условно выделить три этапа в эволюции буржуазного атеизма: свободомыслие и атеизм Возрождения; атеизм Нового времени; современная буржуазная критика религии. В этих этапах отразились особенности эволюции капитализма: «дав мощный толчок развитию производительных сил, он превратился затем в преграду на пути социального прогресса».
Атеизм революционных демократов
Яркую страницу в историю атеистических учений вписали русские революционные демократы - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Особенность их атеистических воззрений в конечном итоге обусловлена той исторической ситуацией, которая сложилась в России в первой половине XIX в. В тот период в России в недрах феодально-крепостнического хозяйства все явственнее проявлялись новые, буржуазные отношения, обострялись классовые противоречия и классовая борьба. Этот кризис способствовал росту политического сознания передовых слоев русского общества. Революционные, антикрепостнические настроения русского крестьянства нашли свое выражение во взглядах революционных демократов, что обусловило радикализм их воззрений, большую, чем в западноевропейском атеизме, последовательность взглядов. Именно поэтому атеизм русских революционеров-демократов представляет собой высшую ступень в развитии домарксистского атеизма.
Революционеры-демократы считали, что религия возникает в результате бессилия человека перед стихийными силами природы, по отношению к которым он раб, не умеющий ни понять, ни объяснить окружающее. Поскольку эти внешние силы выступают как враждебные, человек обращается к ним с жертвоприношениями, стремясь их умилостивить. Открытая пропаганда атеизма в то время была невозможна, поэтому революционные демократы, не будучи в состоянии прямо критиковать православие, разоблачали другие религии, намекая тем самым на православную церковь. Так, Н. А. Добролюбов, анализируя происхождение ислама и буддизма, справедливо указывал, что было бы неправильно рассматривать религию лишь как глупость или преднамеренный обман. Религия - это продукт определенной эпохи, общества. Революционеры-демократы отчетливо понимали прямую связь религии с любыми формами деспотизма (а история православия давала для этого богатый материал). Так, Герцен писал, что религия заставляет людей поднимать взоры к небесам, чтобы не видеть того, что творится на земле. Белинский в письме к Гоголю, названном Лениным одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, вскрыл прямую связь церкви с самодержавием, с крепостническим строем России. Он утверждал, что только цивилизация и просвещение могут обеспечить светлое будущее.
Ограниченность воззрений революционеров-демократов явственно сказалась в вопросе о путях преодоления религии. Одним из главных средств борьбы с религией революционеры-демократы считали просвещение, не понимая того, что при антагонистической классовой структуре общества просвещением никогда не преодолеть религии, так как ее существование закрепляется и поддерживается господствующими эксплуататорскими классами. Создание научного атеизма оказалось задачей, которую идеологи революционного крестьянства решить не смогли. Она была решена только идеологами рабочего класса.
Марксистский атеизм
Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм - неотъемлемая сторона марксистского учения. Марксизм воспринял и сохранил все ценное, что было создано домарксистскими атеистическими учениями, он представляет собой диалектическое «снятие» и обогащение всех приобретений исторических форм атеизма. Взгляды молодых К. Маркса и Ф. Энгельса развивались под непосредственным влиянием современных им крупных критиков религии – младогегельянцев, Л. Фейербаха. Марксизм, как подчеркивал Ленин, вполне усвоил «исторические традиции материализма XVIII века во Франции и Фейербаха (1-ая половина XIX века) в Германии, - материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии».
Марксистский атеизм – качественно новая форма атеизма, разрабатывающая принципиально иные способы борьбы с религией по сравнению с домарксистской традицией. Маркс и Энгельс считают, что несмотря на ложность основной посылки религиозного мировоззрения – реальности сверхъестественного, именно на «контакт» с ним должны быть направлены усилия человека. Подобные идеи, подчиняющие активность людей «поискам божественного», надеждам на трансцендентное попечительство в решении фундаментальных вопросов человеческого существования, обесценивают подлинные цели и смыслы общественной практики, затрудняют выбор верных жизненных ориентаций. Это и выражает известная метафора К. Маркса «Религия есть опиум для народа». Показав, что религия, образно говоря, «украшает фальшивыми цветами» цепи, которые носит человечество, классики сделали вывод, к которому не приходили прежние критики религии. Задача состоит не только и не столько в том, чтобы срывать с цепей эти «цветы», которыми их украсила религия. Дело заключается в том, чтобы помочь людям избавится от самих этих цепей. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, подчеркивал молодой Маркс, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.
Марксистский атеизм получает в итоге четкую социальную направленность и преодолевает односторонность «голого» отрицания религии. Он отнюдь не представляет собой простой «антипод» религии, «религию с отрицательным знаком», он носит действенный, активный, преобразующий характер, имеет богатую позитивную содержательную программу. Он – часть той революционной теории, которая не довольствуется лишь объяснением мира, а ставит задачу изменить его к лучшему.
Марксистский атеизм – творческое, конструктивное учение. Оно критикует догматизм во всех его проявлениях, обогащается новыми положениями и выводами. Оно постоянно учитывает изменения, происходящие в религиозной идеологии и сознании верующих, в социальном фоне бытования религии, условиях ее воспроизводства и функционирования.
2.2.Свободомыслие и атеизм как прогрессивные элементы духовной культуры
Защитники религии нередко изображают атеизм как некую «социальную патологию», как отклонение от нормального состояния общества и личности. Однако изучение истории атеизма свидетельствует, что свободомыслие и атеизм были закономерными порождениями социального развития, что они выражали прогрессивные тенденции в развитии культуры, содействовали ее обновлению и совершенствованию.
Представители свободомыслия и атеизма, выражая интересы и стремления передовых социальных групп и классов, заинтересованных в обновлении общества, выступали против религиозных мифов, догм и канонов, сковывавших человеческую мысль, препятствовавших свободному развитию и совершенствованию, как отдельной личности, так и общества в целом.
Позитивное воздействие свободомыслия и атеизма на развитие духовной культуры проявлялось в нескольких направлениях.
Одно из таких направлений воздействия заключалось в том, что представители свободомыслия и атеизма активно содействовали научному познанию мира. Отвергая религиозные мифы и догмы, они подчеркивали возможности человеческого разума в познании природы, общества и самого человека. Вспомним, что само появление философии как попытки рационального объяснения мира и его законов противостояло прежнему религиозно-мифологическому сознанию, было его отрицанием. Не следует забывать также, что философы-атеисты и вольнодумцы в доказательство своих положений и выводов апеллировали не только к человеческому здравому смыслу, но и к данным науки своего времени. Не случайно пропаганда гелиоцентрической системы Коперника активно велась крупнейшими представителями науки и передовой философии XVI—XVII вв. Вспомним также, что объяснение Ч. Дарвином естественного происхождения видов животных и растений стало во второй половине XIX в. главным аргументом против религиозной телеологии. Эти и другие примеры свидетельствуют об органической связи научного познания с идеями свободомыслия и атеизма. Наука дает материал, из которого необходимо вытекают атеистические выводы, а атеистическое мировоззрение в свою очередь вооружает ученых трезвым взглядом на окружающую действительность, способствует разрушению религиозной картины мира и тем самым содействует успехам научного познания.
Еще одно направление воздействия свободомыслия и атеизма на развитие культуры — их роль в освобождении искусства от опеки церкви, в расширении творческого диапазона и эстетических возможностей писателей, художников и иных деятелей искусства. Уже в античную эпоху идеи свободомыслия воодушевляли многих писателей и драматургов, высмеивавших нелепость религиозных мифов и противопоставлявших им силу человеческого разума. Формирование нового искусства в Европе — как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения его видов и жанров — началось в эпоху Возрождения и неразрывно связано со становлением светской культуры, с отходом от религиозных канонов, препятствовавших развитию искусства. Освобождаясь от религиозных догм, искусство становилось многообразнее, богаче по тематике и жанрам, в нем свободнее и ярче выражалась творческая индивидуальность художника. Часто произведения искусства содержали и антиклерикальные идеи. Не случайно ряд творений французских философов-вольнодумцев XVIII в. (Вольтера, Дидро и др.) были написаны в форме романов, поэм и иных литературно-художественных жанров. Искусство стало могучим средством популяризации антиклерикализма, свободомыслия и атеизма. Множество ярких примеров тому дает история искусства. Вспомним в этой связи знаменитые офорты Ф. Гойи, картины В. Перова и других русских художников середины XIX в. Беспощадный приговор религиозному ханжеству и лицемерию произнес М. Е. Салтыков-Щедрин, создав образ Иудушки Головлева. Общеизвестно, с какой страстью и настойчивостью обличал Л. Н. Толстой современную ему православную церковь. Эти и множество подобных же примеров говорят о том, что искусство не только обогащалось идеями свободомыслия и атеизма, но и играло значительную роль в широком распространении этих идей.
Третье направление воздействия свободомыслия и атеизма на духовную культуру — их влияние на формирование личности. Освободившись от слепой веры в божественный промысел, человек утверждает свое право самостоятельно решать социальные, нравственные и мировоззренческие проблемы, свободно развивать свои умения, знания и способности. Он осознает тот факт, что в мире нет иной сознательной и активной силы, кроме самих людей, и это не только создает для людей богатые возможности, но и возлагает на них огромную ответственность. Контуры личности нового типа, свободной от духовного порабощения, впервые обозначились в эпоху Возрождения. В последующее время капитализм препятствовал всестороннему и гармоничному развитию личности.
В современную эпоху в капиталистических странах предпринимаются немалые усилия по активизации религии, подчинению человека ее духовным путам. Только при социализме создаются необходимые условия и социальные предпосылки для формирования личности, мировоззрение которой основывается на фундаменте материализма и атеизма.
Четвертым направлением воздействия свободомыслия и атеизма на духовную культуру является их роль в процессе подготовки масс к социальным изменениям. Религия освящала и освящает классово антагонистические общественные порядки, и потому одной из важных духовных предпосылок их революционного преодоления является снятие «священного ореола» с отживающих социальных отношений, их критика с позиций новых требований и интересов революционных классов. В этой перестройке массового сознания велика роль свободомыслия и атеизма. Достаточно вспомнить в этой связи о революционизирующей роли идей французских просветителей и атеистов в эпоху подготовки буржуазной революции I789 —1794 гг. Немалое значение для подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции имело разоблачение контрреволюционных позиций русской православной церкви, ее связей с самодержавием.
3. В современной российской реальности большое значение придается такой форме духовного освоения мира как религии. Верно ли это, и, какова ваша позиция по данному вопросу?
Действительно в наше время религия играет огромную роль в становлении и развитии современной России. Мы видим как государство и церковь сотрудничают и поддерживают друг в друга в различных начинаниях. Союз церкви и государства есть благо для обеих сторон, ибо он позволяет каждой стороне более точно использовать все свои внутренние резервы на обеспечение достойной жизни: для государства – граждан, для церкви – паствы. Объединяющим началом церкви и государства является духовность, ибо не только церковь, но и государство в глубинной основе своей духовно. «Государство, - писал И.А. Ильин, - по своей основной идее есть духовный союз людей».
Хотя конечные цели государства и церкви не совпадают: государство печется о земном благополучии людей, а церковь – об их вечном спасении, их объединяет духовный и нравственный смысл соработничества, их общее стремление к истине, торжеству добра и ограничению зла, к формированию достойного члена человеческого сообщества.
Несмотря на то, что религия отделена от государства, однако религиозные деятели сегодня принимают активное участие во многих государственных делах и межгосударственных мероприятиях. Церковь имеет свои учебные заведения, в том числе и высшие, а также больницы, земельную собственность.
Лично я считаю, что церковь играла, и будет играть существенную роль в становлении российского общества (на протяжении всей истории отечества церковь всячески помогала и поддерживала правителей в их делах). Мы в ней нуждаемся, и именно религия позволяет нам понять многие вещи, получить на них ответы. Она сплочает народ. Но мне очень неприятно говорить о том, что в последние годы стало «модно ходить в церковь» особенно среди богатых прослоек общества. На самом деле это лишь еще один способ показать себя. Таких людей нельзя назвать верующими и морально-нравственными. И мне их поступки не понятны.
Заключение
Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.
Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни.
В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль.
Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианское мировоззрение являлось господствующим. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.
В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться ограниченность и несостоятельность христианских постулатов. Первые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала секуляризироваться, т. е. освобождаться от религиозного влияния.
В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сегодня оно ничтожно мало. В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.
Среди некоторых слоев нашего общества до сих пор широко распространено убеждение, что религия — пустая и никчемная штука, нагромождение догм и антинаучных мировоззрений. Это общественное мнение существует, как бы, «по инерции» со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению, пусть и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, поборника социальной справедливости в ее религиозном смысле, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного бытия людей.
Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История и теория атеизма: Учеб. пособие для филос. фак./МГУ им. М.В. Ломоносова; Редокол.: М.П. Новиков. - М.: Мысль, 1987;
2. Религоведение: Учеб. пособие/ под ред. В.Р. Языкович.- Минск: Тетра Системс, 2008;
3. Философия в вопросах и ответах6 учеб. пособие/ Под ред. А.Л. Алексеева, Я.Е. Яковлевой.- М.: Проспект, 2006;
4. Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.. – М.: Эксмо, 2003;
5. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.