Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Религия: сущность и ее функции
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 26.06K | Скачано: 370 | Добавлен 26.11.13 в 14:11 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Понятие «религия» и ее функции 4
2.Религиозные ценности и свобода совести. Основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России 8
3. Атеизм 10
Заключение 11
Список литературы 12
Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
Религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).
История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.
Наша страна только сравнительно недавно вышла из периода атеизма и преследования религии. Все стали снова ощущать потребность в вере. Люди, потерявшие свои идеалы, и оказавшиеся в трудном материальном положении обратились к религии, как к единственному утешению. Многие из них не вникают в суть выбранной ими религиозной системы, не понимают сущности её вероучения. Поэтому эта тема особенно актуальна в современной России.
Религия – мироосвоение, основанное на вере в то, что мир создан и управляется сверхъестественными силами (Богом, ангелами, духами и т.п.) [4, c. 304] .
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков) [3, с. 49].
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.
Религиозная психология дает представление в виде образов, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы. Религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.
Религиозная идеология – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций [3, с. 54].
Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. teos — бог и logos — учение, буквально теология — учение о боге). Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы “изнутри”, с позиций человека, принимающего “истины веры” и из них исходящего: религия — это “встреча” человека с богом [1, с. 6-7].
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся такие виды деятельности как обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Роль культа в любой религии исключительно велика. Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми. Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам.
Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания.
Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей.
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование [3, с. 67].
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет, ограниченность, зависимость, бессилие людей. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, морали. [3, c. 68]
Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.
Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
Существуют высшие и низшие религиозные ценности. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога.
К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. Современное понимание свободы совести имеет в виду обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом [1, с. 302].
Свобода совести может быть полной или неполной.
Полная свобода совести подразумевает взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в дела друг друга. Школа отделена от церкви, и государственное образование носит светский характер. Это означает, что в школе не допускается религиозная проповедь. Свобода совести обеспечивается государственными законами и их реальным выполнением.[1, с. 304]
Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями:
1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учёта граждан по этому признаку;
2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы);
3. церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.
Одной из форм частичной свободы совести является веротерпимость. Веротерпимостью называется свобода для функционирования многих религии при особом предпочтении одной из них. Религия, которой отдаётся предпочтение, называется государственной религией.
Закон разделил все религиозные объединения на три вида: религиозные группы, религиозные организации с ограниченными правами, религиозные организации с полными правами. Религиозными группами считаются такие объединения, у которых нет документа о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет и которые не осуществляют свою ежегодную перерегистрацию в органах государственной власти. Религиозными организациями с ограниченными правами считаются такие объединения, у которых нет документа о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет, но которые осуществляют свою ежегодную перерегистрацию в органах государственной власти до наступления указанного пятнадцатилетнего срока. Религиозными организациями с полными правами считаются такие объединения, у которых есть документ о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет.
Всем трём типам объединений закон предоставил следующие права: совершать богослужения, обучать религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Двум типам религиозных объединений (кроме религиозных групп) закон предоставил следующие права: быть юридическим лицом, иметь в собственности здания, земельные участки и другое имущество. Закон только религиозным организациям с полными правами разрешил: преподавать религию в государственных школах (на правах факультатива); создавать собственные профессиональные образовательные учреждения; проводить обряды в тюрьмах, больницах и др.
Уже на ранних стадиях развития цивилизации мы встречаем критику религии, сомнение или прямое неверие в существование загробного мира и бессмертия души. Царящая в мире несправедливость заставляла наиболее независимо мыслящих людей усомниться во всемогуществе богов, питала богоборческие настроения, критическое отношение к официальным культам и жречеству.
Понятие "атеизм" обозначает довольно широкий круг явлений. Возможно выделение следующих основных видов атеизма. "Теоретический" атеизм предстает как определенная теория, чаще всего философская, и как мировоззренческая позиция. Под "практическим" атеизмом понимается такое поведение человека, которое не предполагает какого-либо соотнесения с существованием Бога. При этом такое поведение может быть не связано с теоретическим отрицанием существования Бога. Как "политический" атеизм можно охарактеризовать те воззрения, в соответствии с которыми критика религии, ее учения и прежде всего (церковных) институтов является одним из важнейших условий социального освобождения человека. [2, с. 139].
Последовательные атеистические убеждения включают в себя следующие важнейшие моменты: отрицание существования Бога; отрицание существования потустороннего мира, сверхъестественных сил и существ, признание ложности оккультных наук и суеверий; отрицание авторитета церкви и священнослужителей.
На сегодняшний день отношение к атеизму можно определить как предвзятое. Это, конечно же, следствие политики советского государства по отношению к верующим — в общественном мнении запечатлелся именно образ стоящего у власти безжалостного атеиста-разрушителя.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
В религии выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации. Они очень важны в осознании мира человеком.
На сегодняшний день характерно падение интереса к религии. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение.
Для того, чтобы религиозная ситуация в России не ухудшалась, \ целесообразно поддержать три компонента: секулярность государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозный плюрализм и гражданскую религию, направленную на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности. Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.
1. Гараджа, В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы / В.И. Гараджа — 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.
2. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк / Ю.А. Кимелев. - М.: Издательский Дом "Nota Вепе", 1998. - 424 с.
3. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др; Под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1994. - 368 с
4. Островский Э.В.Философия: учебник / Э. В. Островский. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 313 с.
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.