Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Религия: понятие и ее ценности

Религия: понятие и ее ценности [03.12.13]

Тема: Религия: понятие и ее ценности

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 58.45K | Скачано: 254 | Добавлен 03.12.13 в 23:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2013


Содержание
Введение        3
Понятие религии и ее функции.        4
Религиозные ценности и свобода совести.        10
Основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.    14
Практическое задание №1    18
Практическое задание №2    23
Практическое задание №3    27
Заключение    31
Список используемой литературы    32

Введение.
Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов живущих на земле верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что его нет. Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).

Понятие религии и ее функции.

Религия – это мировоззрение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
Религия (от лат.religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:
- религиозное сознание;
- религиозный культ;
- религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.
Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих.
Религиозная идеология - это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.
Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч.теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии. Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например, в христианстве, исламе, буддизме.
Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т.е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян.
Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность.
На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».
Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу. В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.
Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.
Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами.
Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.
Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

Религиозные ценности и свобода совести.
Свобода совести по своей сущности есть свобода выбора людьми тех или иных мировоззренческих убеждений (по критерию отношения к сверхъестественным явлениям). Это свобода быть последователем любой религии или атеистом (напомним, что атеистами называют людей, которые не верят в существование сверхъестественных явлений). Но ни одна свобода не может быть абсолютной. Так и здесь. Свобода совести предусматривает ограничения и для верующих, и для неверующих: запрет совершать преступные действия во имя утверждения своих убеждения (религиозных или атеистических). Итак, свобода совести существует там и тогда, где и когда люди не преследуются государством и не ущемляются в правах за то, что они верят или не верят в Бога, или за то, что они верят в Бога не так, как большинство граждан страны.
Свобода совести может быть полной (неограниченной, подлинной) или неполной (ограниченной, частичной). Полная свобода совести включает в своё содержание равенство всех религиозных организаций перед законами, отделение церкви от государства (взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в дела друг друга) и отделение школ от церкви (светский характер обучения в государственной системе образования). Свобода совести обеспечивается государственными законами и их реальным выполнением.
Одной из форм частичной свободы совести является веротерпимость. Веротерпимостью называется свобода для функционирования многих религии при особом предпочтении одной из них. Религия, которой отдаётся предпочтение, называется государственной религией. Государственные религии существуют, например, в Англии (англиканство), Израиле (иудаизм), Пакистане (ислам) и т. д. Но а сама веротерпимость по своему уровню бывает разной. Так, веротерпимость в Англии предоставляет инакомыслящим значительно больше возможностей для реализации своих мировоззренческих убеждений, чем веротерпимость в Пакистане.
Обратим также внимание на такое явление, как Атеизм.
Уже на ранних стадиях развития цивилизации мы встречаем критику религии, сомнение или прямое неверие в существование загробного мира и бессмертия души. Царящая в мире несправедливость заставляла наиболее независимо мыслящих людей усомниться во всемогуществе богов, питала богоборческие настроения, критическое отношение к официальным культам и жречеству.
С появлением самостоятельной по отношению к религии философии, которая уже не удовлетворяется мифологическим объяснением мира и ищет это объяснение с помощью разума и опыта, возникает и атеизм как мировоззрение.
Следовательно, главным содержанием атеизма как мировоззрения, противоположного религии, будет отрицание сверхъестественного и всего, что с ним связано, т.е. всех отдельно взятых компонентов религиозной веры (авторитета церкви, священных текстов, обрядов и т.д.). Принципиально важно, что атеизм не отрицает всю религию как таковую, а лишь идею сверхъестественного, и признает в религии то, что имеет общечеловеческую значимость. Следует отличать атеизм отвне религиозности, то есть безразличного отношения к религии, отсутствия четких убеждений в мировоззренческих вопросах и вообще интереса к ним. Внешне внерелигиозность проявляется также в неисполнении религиозных обрядов, отрицании авторитета священных текстов и священнослужителей, но вне религиозного человека нельзя назвать атеистом, поскольку атеизм, как и религия, предполагает наличие определенных убеждений (к примеру, так называемые колеблющиеся — это фактически верующие, не имеющие четких религиозных убеждений). Последовательные атеистические убеждения включают в себя следующие важнейшие моменты:
1) Собственно атеизм, или, как ещё говорят, антитеизм — отрицание существования Бога;
2) Отрицание существования потустороннего мира, сверхъестественных сил и существ, признание ложности оккультных наук и суеверий (в принципе, отрицание Бога является лишь одним из компонентов в общей системе идей, отрицающих все потустороннее); атеист, естественно, является материалистом, т.е. считает мир существующим независимо от сознания и первичным по отношению к этому сознанию; религия же является творением человека.
3) Неприятие морально-этической стороны религии, а также её эстетических представлений, религиозных ценностей и норм, религиозных традиций, которым противопоставляются гуманистические принципы человека как высшей ценности, свободы его самовыражения как личности, свободы слова и совести;
4) Отрицание авторитета церкви и священнослужителей (антиклерикализм); атеист считает, что церковь должна заниматься религиозными вопросами, не вмешиваясь в светскую жизнь общества, не занимаясь политическими, юридическими, экономическими проблемами.
Таким образом, в атеистических убеждениях выделяются два их аспекта — критический (направленный против существующих представлений, связанных с религией) и позитивный (предлагающий взамен религиозных иные идеи и ценности). Не нужно, однако, делать из этого вывод, что в убеждениях каждого конкретного атеиста оба они присутствуют в равной степени.
Раньше атеизм часто определяли как систему философских и научных взглядов и убеждений, но на самом деле как мировоззрение отдельной личности он вовсе не обязательно должен основываться на науке и не обязательно носит характер философской системы. Часто встречается так называемый стихийный атеизм, основанный на обыденном здравом смысле.
Отношение к атеизму можно определить как предвзятое. Это, конечно же, следствие политики советского государства по отношению к верующим — в общественном мнении запечатлелся именно образ стоящего у власти безжалостного атеиста-разрушителя. Атеизм дискредитировал себя “тем, что стал теоретическим обоснованием и составной частью недемократической практики, вылившейся в разрыв между провозглашенной свободой совести и её отсутствием на деле, в жесткий контроль за якобы отделенной от государства церковью и религиозными общинами”.
С горькой иронией можно сказать, что если подобное восприятие атеизма сохранится в общественном сознании, то ничего удивительного, если в скором времени мы увидим материалы по атеизму среди исследований девиантного поведения.

Основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.
Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями:
1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учёта граждан по этому признаку;
2. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы);
3. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;
4. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций;
5. Церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы
Российская Федерация, согласно ст.14 Конституции объявлена светским государством. Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Церковь.как и любая другая общественная организация, вправе открыто порицать вредные, с её точки зрения, действия и решения органов власти. Этим она влияет на общественное мнение и формирование нового законодательства.
Закон Российской Федерации (1997 г.) “О свободе совести и о религиозных объединениях”.Закон был принят Государственной Думой РФ 19 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 г., подписан президентом РФ 26 сентября 1997 г., официально опубликован и вступил в законную силу 1 октября 1997 г.
В законе ничего не говорится о свободе атеистических убеждений. И это один из его недостатков. Фактически в стране существует такая свобода, но необходимо во избежание недоразумений закрепить её в законе.
Закон разделил все религиозные объединения на три вида (типа). Первый: религиозные группы. Второй: религиозные организации с ограниченными правами. Третий: религиозные организации с полными правами. Религиозные группы - это объединения низшего типа (с наименьшим количеством прав). Религиозные организации с полными правами - это объединения высшего типа (с наибольшим количеством прав). Религиозные организации с ограниченными правами - это объединения промежуточного типа. Религиозными группами считаются такие объединения, у которых нет документа о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет (или в течение большего времени) и которые не осуществляют свою ежегодную перерегистрацию в органах государственной власти. Религиозными организациями с ограниченными правами считаются такие объединения, у которых нет документа о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет (или в течение большего времени), но которые осуществляют свою ежегодную перерегистрацию в органах государственной власти до наступления указанного пятнадцатилетнего срока. Религиозными организациями с полными правами считаются такие объединения, у которых есть документ о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет (или в течение большего времени).
Всем трём типам объединений закон предоставил следующие права: совершать богослужения и другие религиозные обряды, обучать религии своих последователей, осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Двум типам религиозных объединений (кроме религиозных групп) закон предоставил следующие права: быть юридическим лицом, основывать и содержать культовые здания, иметь в собственности здания, земельные участки и другое имущество. Закон только религиозным организациям с полными правами разрешил: преподавать религию в государственных школах (на правах факультатива); создавать собственные профессиональные образовательные учреждения; проводить обряды в тюрьмах, больницах, домах престарелых, интернатах, детских домах; производить, приобретать, экспортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения и учреждать необходимые для этого предприятия; учреждать средства массовой информации.
Закон определил границы свободы совести. Они очерчены в части второй статьи четырнадцатой закона.
Статья 14, часть 2 закона Российской Федерации (1997 г.) “О свободе совести и о религиозных объединениях”.“2. Основаниями для ликвидации религиозных организаций, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
1.    Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
2.    Действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
3.    Создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи;
4.    Посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотронных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
5.    Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий”.

Практическое задание №1.

«Можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации (науки от ненауки). Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны требовать, чтобы она имела логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.
В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нельзя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим».

(Поппер К. Логика и рост научного знания.Избр. работы. - М.: «Прогресс», 1983 г., с. 63)
1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.
2. Объясните понятия «верифицируемость» и «фальсифицируемость» системы.
3. Какое значение имеет принцип фальсификации в концепции К. Поппера?

Ответ на вопрос №1:

В приведенном выше тексте представлено такое философское направление, как критический рационализм. Это направление существовало внутри постпозитивизма. Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания.
Представители критического рационализма пытались разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии). Основателем этого направления был Карл Раймунд Поппер.
По его мнению, наука и в целом рациональность должны были стать сдерживающими факторами против иррационального духа тоталитаризма и социальной демагогии. Рационализм выступает в этом направлении как важнейшая характеристика научного метода и научного познания.

Ответ на вопрос №2:

Проверку гипотезы на истинность посредством подтверждения ее фактами принято называть верификацией. Логические позитивисты, выдвинувшие верификацию в качестве единственного критерия научного знания, считают, что с его помощью можно разграничить не только суждения эмпирических наук от неэмпирических, но и осмысленные суждения от суждений бессмысленных. К таким бессмысленным суждениям они относили, прежде всего, утверждения философии, которую в западной литературе именуют метафизикой. Хотя непосредственно верифицировать фактами можно действительно лишь суждения эмпирических наук, но совершенно необоснованно считать все другие, неверифицируемые суждения, бессмысленными. Если придерживаться такого подхода, тогда придется объявить бессмысленными и все суждения чистой математики. Более того, поскольку общие законы и теории естественных наук также нельзя непосредственно верифицировать с помощью эмпирических фактов, то и они оказываются бессмысленными.Впоследствии логические позитивисты попытались избежать таких крайних выводов, тем не менее поставленная ими цель не была достигнута. Все эти и другие недостатки, вызванные абсолютизацией критерия верификации, в конечном счете обусловлены эмпирической и антидиалектической позицией логических позитивистов. Как и их ранние предшественники в лице О. Кон-та, Дж.С. Милля и других, они считают надежным только эмпирическое знание и поэтому стремятся свести к нему теоретическое знание, которое некоторые их сторонники считают результатом чисто спекулятивного мышления. Сами логические позитивисты ясно сознавали, что они продолжают концепцию эмпиризма, дополнив ее логическим анализом структуры науки. Неслучайно поэтому они называли себя как эмпирическими, так и логическими позитивистами.
Одним из первых резко выступил против критерия верификации К. Поппер, когда он жил еще в Вене и присутствовал на заседаниях Венского кружка, положившего начало формированию логического позитивизма.
Свою философскую концепцию– критический рационализм, теорию роста научного знания – К.Попперпостроил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации – отделения научного знания от ненаучного.
Указывая на логически некорректный характер верификации, Поппер выдвинул в качестве критерия научности эмпирических систем возможность их опровержения опытом. Этот критерий с логической точки зрения является безупречным, так как опирается на правило опровержения основания гипотезы в случае ложности ее следствия, известного в логике как modustollens. В то время как подтверждение гипотезы ее следствиями обеспечивает лишь вероятность ее истинности, ложность следствия опровергает, или фальсифицирует, саму гипотезу.

Ответ на вопрос №3:

Принципиальная возможность фальсифицируемости гипотез и теоретических систем была принята Поппером в качестве подлинного критерия их научности. Такой критерий, по его мнению, давал возможность, во-первых, отличать эмпирические науки от неэмпирических наук (математики и логики); во-вторых, он не отвергал философию как псевдонауку, а лишь показывал абстрактный, неэмпирический характер философского знания; в-третьих, он отделял подлинные эмпирические науки от псевдонаук (астрология, фрейдизм и др.). Их предсказания не поддаются опровержению из-за неясности, неточности и неопределенности. Учитывая это обстоятельство, Поппер называет свой критерий фальсифицируемости также критерием демаркации, или разграничения, подлинных наук от псевдонаук.
"Если мы хотим избежать позитивистской ошибки, заключающейся в устранении в соответствии с нашим критерием демаркации теоретических систем естествознания, то нам следует выбрать такой критерий, который позволял бы допускать в область эмпирической науки даже такие высказывания, верификация которых невозможна. Вместе с тем я, конечно, признаю некоторую систему эмпирической, или научной, только в том случае, если имеется возможность опытной ее проверки. Исходя из этих соображений, можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации".
Такой чисто отрицательный подход к критериям научности и демаркации хотя и является корректным с чисто формальной точки зрения, тем не менее едва ли приемлем методологически, а тем более эвристически. Начиная научный поиск, ученый либо уже располагает фактами, которые нельзя объяснить с помощью старой теории, либо пытается подтвердить возникшую у него идею или предположение посредством некоторых фактов. В любом случае он никогда не начинает с совершенно необоснованной догадки и не действует посредством простых проб и ошибок, как представляет процесс научного исследования Поппер. Не подлежит сомнению, что догадки, предположения и гипотезы, предложенные для решения определенной проблемы, нуждаются в критическом анализе и в этом отношении метод рациональной критики Поппера заслуживает внимания. Но критика должна распространяться не только на сформулированные предположения и гипотезы, но также на те аргументы, доводы и основания, на которые они опираются. В реальном научном исследовании верификация и фальсификация выступают в нерасторжимом единстве, они взаимодействуют и влияют друг на друга. Таким образом, не противопоставление фальсификации верификации, а их взаимосвязь и взаимодействие дают более полное и адекватное представление о критериях научности.

Практическое задание №2.

«Сама жизнь ценится мною как институт роста, устойчивости наполнения сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности... Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно аффектам, повышающим энергию жизненного чувства, оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила».

(Ницше Ф Сочинения в 2-х т. Т. 2 -М.: Мысль 1990. с. 635).
1. Какое философское направление представлено приведенным текстом?
2. Объясните категорию «вопя к власти». Какое место эта категория занимает в представленном философском направлении?
3. Что означает «всем высшим ценностям человечества» (религиозным, нравственным) недостает воли и власти?
4. Как относится Ф Ницше к ценностям христианства?

Ответ на вопрос №2:

Воля к власти - центральное понятие философии жизни Ницше, оказавшее значимое влияние на философскую мысль 20-го столетия. В философии Ницше понятию «воля к власти» предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить всё то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что котировалось как наука. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению делв мире как таковом.
Воля к власти – это не то, чем мы располагаем, а то что мы собой представляем на самом деле. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего иного, чем это стремление и его разновидности.
Воля к власти –основное понятие в философии Ницше, понятие, с помощью которого всё должно быть истолковано и ккоторому, в конце концов все должно быть сведено. Это онтологическое понятие, поскольку «воля к власти» является ответом Ницше на вопрос « Что есть то, что есть?».

Ответ на вопрос №3:

В учении Ницше происходит переоценка ценностей. Он считает, что одним из этических принципов является неравенство, а именно то, что люди от природы не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Важнейшее понятие в его этике – воля к власти, которая является источником биологического и социального прогресса. Воля к власти для Ницше это безусловное благо. Все остальные проявления человеческой природы он классифицирует исходя из этого критерия. Для осуществления этого принципа необходим новый тип человека, которого нет еще в обществе, но который необходимо взрастить в будущем.
Ницше допускает в человеке лишь его животную природу. Самые высшие ценности человека – это ценности высшего животного. Согласно философии Ницше, высшее проявление жизни – это проявление природных инстинктов. Высшая добродетель – это сила и здоровые природные инстинкты, - инстинкты воли, силы, власти. Воля к власти для Ницше – высшая добродетель человека. Человечество процветает там, где сильна воля к власти, а там же где ее недостает, - возникает регресс и упадок. Сострадание – это то, что делает человека слабым существом, низшим по отношению к другим животным.

Ответ на вопрос №4:

В своем философском трактате Ницше противопоставляет людей двух типов: высшего типа, типа, который желателен и которого необходимо взращивать, и другого типа – христианского. Для Ницше идея человека высшей расы, является неразрывной частью ниспровержения христианских ценностей и христианства как такового. Христианские ценности, согласно Ницше, несут безусловное зло, так как препятствуют созданию человека нового типа, что является безусловным добром. Бог для Ницше – это нечто утилитарное. То, что служит интересам конкретного народа, племени, рода. Ницше порицает христианство за универсализм, заеготеокосмополитизм.

Практическое  задание №3.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и только оно дает ему возможность понять и приобщить к науке важные патологические процессы душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание. но должен рассматривать сознание как качество психического которое может присоединятся или не присоединяться к другим его качествам. Таким образом, психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает сознание как такое качество психики, которое может отсутствовать вовсе. В общем смысле бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, которые осуществляются без участия сознания. Наше Я подчинено Оно (бессознательному началу), которое имеет чисто природное происхождение и в котором содержаться такие первичные влечения человека как сексуальные желания и влечение к смерти.
(См. Фрейд 3 Я и Оно/Избранное - М., 1989, с 370 и др.)
1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте
2. Что такое бессознательное?
3. Почему «психоанализ не может перенести сущность психического в сознание»?
4. Что такое Оно, и каково его содержание?

Ответ на вопрос №1:
В данном тексте представлено философское учение, основателем которого был З. Фрейд, - фрейдизм. В фрейдизме игнорируется роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается больше как бы сам по себе. Движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Ответ на вопрос №2:
Бессознательное (в широком смысле) — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели и последствия которого не осознаются.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа.

Ответ на вопрос №3:
Быть сознательным — это чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестанет быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, не известно; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно стать сознательным. Если сказать, что оно было бессознательным, то также можно дать правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
В понятии бессознательного большую роль играет душевная динамика.Существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда можно было бы увидеть, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой, благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно установить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, называются вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддержавшая его, ощущается человеком во время его психоаналитической работы как сопротивление.

Ответ на вопрос №4:
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается обычно одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Заключение.
У каждого человека есть смысл жизни, его ценности.
Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом. Впрочем, успешно реализовать принципы ответственности удается не всякой личности: многим недостает либо образования, либо доброй воли, либо этнической осведомленности.
Смысл жизни есть у каждого, но не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.
Речь идет о проблеме добра, свободе вероисповедания, этике ненасилия.
Требования свободы вероисповедания предполагает допустимость культуроверования любой религии, каждый человек признается самодостаточным в своем религиозном определении.

Список используемой литературы.
1.    Гараджа В.И. Религиоведение.– М., 1995.– С. 5-63, 76-131, 255-306.
2.    Кименов Ю.А. Философия религии. – М., 1998.
3.    Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Н.И. Яблокова.– М., 1994.– С. 5-171, 299-347.
4.    Тихомиров Л.А. Христианство и политика. – М., 1999
5.    Философия. Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
6.    Ильин И. Основы христианской культуры. – М.: Эксмо, 2007.
7.    Кименов Ю.А. Философия религии. – М., 1998.
8.    Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2002.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 58.45K
Скачано: 254
Скачать бесплатно
03.12.13 в 23:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе