Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Религия: основные понятия
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 21.53K | Скачано: 446 | Добавлен 10.05.13 в 10:41 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 2
1.Понятие религии и ее функции. 3
2.Религиозные ценности и свобода совести 7
3.Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России. 11
Заключение 15
Список литературы 16
Сегодня слово «религия» имеет многогранный оттенок. Миллиарды людей принадлежат или считают себя частью той или иной религии. Религиозные умонастроения и чувства сильны и способны влиять как на целые государства, так и на отдельных людей. Человечество религиозно по многим причинам. Человек всегда задавал три основных вопроса: «как мы появились?», «зачем мы здесь?», «куда мы идем?». Наука пытается сегодня ответить на эти вопросы путем исследования и научного умозаключения. Человека интересует, кем он является на самом деле? Многими учеными и философами выдвигались различные и противоречивые версии. Однако большинство людей ищут ответы в религии. Религия дает человеку осознание того, кто он и куда идет? Она объясняет и как человечество появилось. В мире существуют тысячи разных религиозных общин и несмотря на то, что их убеждения и верования могут противоречить друг другу, все религии дают человеку осознание своего предназначения. Желание знать и, как еще принято называть, духовный голод, отличает нас от животных. Итак, ясно, что у человечества, кроме физиологических потребностей существует потребность в познании духовного. И на сегодняшний день эту потребность удовлетворяет религия.
Данная работа заключается в исследовании темы «Религия», раскрытии основных понятий.
Религии сопутствуют человечеству на всем протяжении его истории. Религия тесно связана с мировой культурой. Знаменитые шедевры Архитектуры, ставшие символами разных стран и городов, часто создавались как культурные сооружения. Среди них – Храм Василия Блаженного в Москве и собор Парижской Богоматери в Париже, собор святого Петра в Риме и мечеть «Купол скалы» в Иерусалиме. Фрески и иконы, мозаики и скульптуры, созданные как предметы религиозного культа, принадлежит таким талантливым художникам, как Андрей Рублев, Микеланджело Буонарроти. Многие известные композиторы писали музыку специально для богослужений.
Но и это далеко не все: религиозные образы вдохновляли и светских архитекторов и художников, писателей и поэтов, драматургов и музыкантов.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что изучении истории религии помогает нам глубже понять историю и современную политику, в том числе нашей страны, а так же мировую культуру, которая на протяжении тысячелетий была тесно связана с религией.
Существую различные мнения о том, когда и как сложились первые религиозные верования. Ученые по-разному оценивают роль религии в жизни современного общества и спорят о том, каково будущее различных религий. Исследования конца ХХ века показали, что большая часть жителей земли относит себя к представителям той или иной религии, положительно отвечая на вопрос, верят ли они в сверхъестественное начало.
Разумеется, очень важно понять, насколько глубока эта вера, насколько сильно влияние различных догматов на жизнь этих людей. Каждый из нас в той или иной мере, вольно или невольно следует нормам и традициям, которые сложились когда- то в рамках религии: это касается представлений о добре и зле, семейных и трудовых отношений и даже еды. Часто люди заявляют о приверженности к какой-либо религии в силу традиции, в знак к принадлежности к своей культуре или национальности. В то же время значительная часть населения мира на сегодняшний день
или открыто безразлична к религии, или прямо объявляет себя атеистами
( т.е. отрицает саму идею Бога).
«…истинную сущность любой религии составляет именно мистериальное, и там, где во главе культа, как и во главе вообще жизни, стоит женщина, как раз мистерия будет окружена особой заботой и предпочтением. Залогом того - ее естественная природа, которая неразрывно соединяет чувственное и сверхчувственное, и ее тесное родство с природной жизнью - жизнью живой плоти, вечное умирание которой пробуждает глубокую боль, а с ней - прежде всего потребность в утешении и возвышенную надежду…»(И.Бахофен).
Слово «религия» пришло в европейские языки из латинского языка. Его происхождение и первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Изучением религий во всем их многообразии занимается специальная область научного знания- религиоведение.
Дать краткое определение феномену религии очень сложно. Ни одно определение не сможет охватить многообразие форм религии, описать ее роль в жизни отдельного человека и общества в целом. В самом общем виде, тем не менее, можно сказать, что религия - это особое мировоззрение, предполагающее существование сверхъестественного мира, и определенный тип поведения в повседневной жизни, и участие в религиозных действиях- ритуалах. [2]
Религиозное сознание – сознание, отражающее связь между человеком и сверхъестественными силами. Сознание человека – закономерные связи личности с окружающим миром, запечатленные в системе: чувственных и умственных образов; мотивов; действий. Специфика религиозного сознания заключается в его направленности на объект веры.
Религиозная идеология – это система религиозных идей и представлений об окружающем мире, формирующая определённое мировоззрение человека и определяющая его сознание как религиозное. Религиозные идеи теоретически выражают представления о существовании таких сверхъестественных сил, которые влияют на процессы, происходящие в обществе и в жизни конкретных людей, и на этой основе формируют обобщенную и теоретически осмысленную картину мира. Идеология подразделяется на повседневную и теоретическую.
Религиозная психология — совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиц пределенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые
с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Религиозная организация – объединение последователей той или иной религии, на основе общности верования и культа, являющееся первичным элементом религии как социального института, сформированного на основе культовой деятельности и соответствующих общественных отношений.
Религиозная община – первичная религиозная организация, объединяющая верующих и служителей культа. В православной и католической церкви называются приходами.
Существуют ряд разновидностей религиозных организаций: управление, центр, монастырь, религиозное братство, миссионерское общество, духовные учебные заведения, объединения. [3]
Функции религии
Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, но как одно из проявлений жизни социального организма. Религия-часть общественной жизни, от которой не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальной жизни. [1]
Мировоззренческая функция – формирование у человека устойчивого мировоззрения, религиозного взгляда на мир и места в нём человека, определённых жизненных ориентаций и установок, базирующихся на религиозном объяснении мира, догматике, символах веры.
Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. [1]
Регулятивная функция – формирование норм социально-дозволенного и одобряемого поведения, посредством религиозных идей, отражающих ценностные установки. Гарантом воплощения в жизнь этих норм является культовая деятельность, в процессе которой формируются эти установки. Они, в свою очередь, формируют мотив и методы деятельности человека в достижении поставленных целей, конечной из которых является идеал.
Легитимирующая функция – узаконивание определённого общественного порядка, социальных институтов на основе религиозных ценностей и норм, высочайших религиозных принципов – максим (лат. maxima – принцип).
Интегрирующая функция – объединение в общность, как отдельных индивидов, так и различных слоев и групп общества, на основе общих религиозных идей и культовой деятельности.
Воспитательная функция – целенаправленное постоянное воздействие на человека комплекса религиозных мероприятий, способов и средств, с целью формирования у него религиозного сознания и мировоззрения, а также соответствующего активного поведения.
Экономическая функция – разработка идей служения обществу и Богу посредством труда высокого профессионализма и качества, а также хозяйственной этики, являющейся основой общественного хозяйственного порядка.
Культурообразующая функция – реализация собственной природы религии в упорядочивании, гармонизации и развития общественных процессов, взаимодействия общественных институтов и формирования общественных отношений. [3
Ценности – это система регуляции человеческого поведения в условиях его свободы.
Свобода инструментальная ценность.
Конечная цель выступает для человека как ценность, высшая ценность, которую стремится реализовать человек. Но, соответственно, для человека приобретает ценность и все то, что способствует достижению конечной цели, способствует реализации высшей ценности. Так обнаруживают себя т.к. инструментальные ценности, т.е. ценности служебные, ценимые человеком в той мере, в какой они способствуют реализации высшей ценности.
Таким образом ценности указывают человеку как жить, если есть свобода.
Свобода – это высшая инструментальная ценность для человека. Ценность свободы заключается в том, что свобода – выступает высшей ценностью человеческой личности, т.е. позволяет человеку принимать самостоятельные решения, направлять путь своей жизни.
В России вплоть до начала ХХ в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию, “внеисповедное состояние” не допускалось, а критика религии как богохульство каралась каторжными работами. Православная церковь была “первенствующей и господствующей”, православие было государственной религией. Оно имело большие привилегии, осуществляло контроль за народным образованием, выполняло функции по осуществлению социального обеспечения и благотворительной деятельности. Другие религиозные направления были лишь “терпимыми” или подвергались преследованиям со стороны господствующей церкви и государства. Лишь в 1905 г. был принят указ “Об укреплении начал веротерпимости”, который вместе с тем не отделил церковь от государства, а школу от церкви.
Считая религию делом совести каждого отдельного человека, государство заявило декретом о том, что оно не становится на сторону ни одного из вероисповеданий, не связывает с принадлежностью к ним никаких особых прав и преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них, отказывается от религиозного воспитания детей в государственной школе, но признает, что верующие могут обучаться религии частным образом.
На протяжении многих лет декларации о свободе совести оставались, однако, лишь декларациями, а на деле, в жизни свобода совести всячески ущемлялась. Принимавшиеся в дополнение к конституциям правовые акты крайне ограничивали реальные возможности церкви, содержали многочисленные запреты. Вопреки конституционным гарантиям , государство вмешивалось во внутренние дела церкви, стремилось оттеснить церковь и верующих граждан на периферию общественной жизни. Вопреки декларациям о свободе совести, совершались насилия над совестью, осуществлялось гонение на веру.
Идейный спор между атеизмом и религиозной верой государство, руководимое КПСС, пыталось решить с помощью политических средств. Оно на практике делило своих граждан, вопреки конституционным свободам, по вероисповедному признаку, предоставляя им определенные права или, напротив, ограничивая их в зависимости от убеждений. Верующие не могли заниматься очень многим по сравнению с теми, кто считался атеистом, например быть главным инженером завода или директором школы. Между тем принцип свободы совести требует именно равенства граждан независимо от их отношения к религии во всем, что касается приобретения информации и распространения своих взглядов, требует, чтобы граждане, имеющие различные мировоззрения, имели равные возможности в общественной жизни, в культурной, экономической, политической деятельности.
Это значит, что подлинно демократическое государство, на деле реализующее принцип свободы совести, не может быть “атеистическим государством”. Также как со свободой совести несовместима государственная религия, обеспечивающая привилегии своим последователям и ущемляющая интересы инаковерующих и атеистов, так же несовместим со свободой совести и “государственный атеизм”, который не признает верующих полноценными гражданами общества.
Демократизация нашего общества привела к существенным изменениям в отношениях между государством и церковью, в отношении общества к религии, в положении верующих. Правовые аспекты этих изменений определены законами, предоставляющими каждому не только право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но и право выражать и распространять свои убеждения.
Религиозные деятели, религиозные сюжеты — теперь привычны на телевидении и радио, в периодической печати. Религиозные организации издают много печатной продукции, доступны Библия, Коран и другая религиозная литература. Сошла на нет былая атеистическая пропаганда. Свобода совести — это свобода от духовного насилия, с какой бы стороны угроза такого насилия ни исходила. Свобода исповедовать религию или придерживаться других убеждений может быть ограничена лишь условиями охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также правами и свободами других.
Любое — прямое или косвенное — ограничение прав граждан, или установление каких бы то ни было привилегий и преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по религиозным мотивам, не должны допускаться. Закон один для всех — и верующих, и неверующих.
Ныне в России стало возможным проводить богослужения и религиозные обряды в больницах, в домах для инвалидов и престарелых, в местах заключения. Участвовать в богослужении и религиозных обрядах могут военнослужащие в их свободное время. Обряды могут совершаться и в домах и в квартирах граждан. Религиозные убеждения — внутреннее дело каждого человека, дело его собственного выбора, его совести, на которую государство и общество не должны оказывать никакого давления. Ни религия, ни атеизм не должны рассматриваться в качестве государственной идеологии. [1].
Современная ситуация в мире, процессы глобализации способствуют встрече разных традиций. Это приводит и к конфликтам, и диалогам между ними. Узнавая друг друга, люди разных религиозных взглядов все чаще отказываются от идеи исключительности своей веры и признают право других поклоняться другим богам. Люди гораздо чаще, чем раньше, преходят из одной религии в другую, и это подтверждает мысль (ставшую правовой нормой во многих странах) об «относительности» разных учений и культов, о религиозном плюрализме (разнообразии) и возможности свободы в выборе веры или неверия. [2]
В 1980-е и 1990-е гг., после ослабления и распада СССР, когда были сняты ограничения на религиозную жизнь, начался период ее возрождения. Значительно увеличилось число людей, приходящих на религиозные службы: страх репрессий исчез, массы людей с интересом обращались к ранее запретным религиозным ценностям и идеям. В этом порыве было не только любопытство, но и потребность в более высоких идеалах, поиск твердых, традиционных основ самосознания. Все это привело к возрождению традиционных для России религий и к появлению новых, неизвестных до этого религиозных течений.
По данным социологов, за последние 15 лет (с начала 1990-х гг.) в нашей стране значительно сократилось число людей, называющих себя неверующими. Большинство верующих считают себя православными.
Законодательство и государственные организации, отвечающие за работу с религиозными объединениями России. В 1997 г.был принят новый закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В преамбуле к этому закону подчеркивается светских характер Российского государства, но при этом отмечается особая роль православия «в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».
Сейчас в высших органах власти нашей страны работают несколько организаций, отвечающих за контакты с религиозными объединениями. Прежде всего-Совет, по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, созданный в 1995г. Это консультативный орган, на заседаниях которого рассматриваются принципиальные вопросы, касающееся взаимоотношений государства и религиозных объединений. Членами Совета являются главы Церквей и религиозные деятели, представляющие Русскую православную церковь, Русскую православную старообрядческую церковь, Римско-католическую церковь, а так же мусульманские, буддистские, иудейские, протестантские религиозные организации. Кроме того, в Совет входят ряд светских ученых-религиоведов, а так же представители Администрации Президента Российской Федерации.
В обеих палатах Федерального собрания Российской Федерации работают комиссии и комитеты, в задачу которых входит выработка предложений, направленных на совершенствование российского законодательства в области межрелигиозных отношений.
Как уже отмечалось, два последних десятилетия ХХ века принесли России заметное оживление интереса к религии. Одновременно разрушение советской системы контроля над религиозными объединениями позволило им занять активную общественную позицию, что в целом соответствует российским традициям. Еще в 1988г. Поместный собор Русской православной церкви, созванный в связи празднованием 1000-летия Крещения Руси, заявил о необходимости возвращения Церкви к образовательной и благотворительной деятельности. Вскоре к голосу Православной церкви присоединились и представители других религий.
На протяжении 1990-х гг. религиозные организации нашей страны выстраивали систему религиозного образования. Возникли кружки и «воскресные школы» для детей и взрослых, появились конфессиональные учебные заведения (гимназии, лицеи), в которых преподают не только религиозные дисциплины, но и общеобразовательные предметы. Возрастает интерес к изучению истории и сущности религии и в высших учебных заведениях.
Начиная со второй половины 1990-х гг. традиционные религиозные объединения нашей страны заключили договоры о сотрудничестве со многими государственными ведомствами.
Некоторые российские религиозные объединения вновь смогли оказывать духовную и материальную помощь неблагоприятным слоям российского населения - малообеспеченным, инвалидам, беспризорным подросткам и т.д. [2]
На всем протяжении истории отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках первой, «симфонической» модели. То есть, проще говоря – церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто называл современные церковно-государственные отношения «близкие к идеальным». Однако, практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России».
ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы к 2000-летию Рождества Христова, в которых приняли участие общественные и научные силы. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения. В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях. [4]
Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений. В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога человечество исходила немало дорог, пройдя путь мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.
Всякая религия включает:
– определенную систему убеждений (кредо), составляющую в религиозные эпохи ядро господствующего мировоззрения;
– регламентацию способов поведения, и, в частности, группового поведения при выполнении религиозных обрядов;
– особый язык, проникающий и во все другие сферы повседневной коммуникации людей;
– определенные эмоциональные установки, способные придавать особую окраску всей эмоциональной жизни верующих.
«Религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства. … Религия является особым типом духовно-практической деятельности, в ходе которой познание и практическое освоение мира осуществляются способом, основанным на представлении о решающем влиянии потусторонних сил (связей и отношений) на повседневную жизнь людей». (И.Н.Яблоков)
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 43496
1.Гараджа В.И. Религиоведение.- М.,1995;
2.Чубарьян А.О., Бонгард- Левин Г.М. Религии мира. История, культура, вероучение.-2006;
3.http://deuspravo.narod.ru/w/vDRB2.htm#_Toc185607796;
4.http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/iii/ - Русская Православная церковь.
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.