Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Религия

Религия [28.05.12]

Тема: Религия

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.19K | Скачано: 326 | Добавлен 28.05.12 в 14:00 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2012


План работы:
Введение
1. Понятие религии и ее функции.
2. Религиозные ценности и свобода совести.
3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль.

Например, в Европе в Средние века (cV по XV вв.) христианское мировоззрение являлось господствующим. Христианств определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.

В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться ограниченность и несостоятельность христианских постулатов. Первые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала освобождаться от религиозного влияния.

В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. Религия – это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется.

1. Понятие религии и ее функции

Религия (в русском языке это слово известно с XVIII в.) как одна из сфер духовной жизни способ духовного освоения мира представляет собой:

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветленными или посвященными, святыми и т. п.

В большинстве религий заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Специфическим признаком, позволяющим отличать явления религии от нерелигиозных, можно считать веру в сверхъестественное, причем именно в таком единстве. Поскольку вера может и не иметь религиозного оттенка, а сверхъестественное присутствует не только в религиозном сознании.

Эта вера основана на представлении о неподчиненности сверхъестественного закономерностям материально мира, о его абсолютной независимости от чего бы то ни было и о его всесилии.

Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него, «задобрить» его. Таким образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые по-своему реализуются верующими в культовых действиях.

Большинство специалистов связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта, одинакового для всех разновидностей религии, - верой в священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей и лишь позднее обретают этические характеристики и становятся представлениями об абсолютном благе, истине, красоте.

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:

  1. религиозное сознание;
  2. религиозный культ;
  3. религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня:

Центральная часть религиозной идеологии – теология (от греч.теос – бог, логос – учение), или богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии – священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.

Религиозный культявляется неотъемлемой частью любой религии. Он представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты.

С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.

К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы – храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Религиозные организации играют существенную роль в функционировании религии. Они представляют собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования:

  1. Социальные – те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Среди них выделяют:
  1. – те аспекты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений. Развитие у человека способности к абстрагированию, обобщению, образованию понятий создавало возможность превращения отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа и наделения их объективным существованием.
  2. –состояния, процессы, механизмы общественной, групповой, индивидуальной психологии, которые создают благоприятную почву для производства и усвоения религии. К числу таковых относят:

Основные функции религии:

  1. – формирует совокупность взглядов на мир и место в нем человека;
  2. – создает систему норм, образцов, предписаний, выступающих в качестве регулятора поведения людей;
  3. – восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;
  4. – укрепляет и поддерживает систему социальных отношений на уровне общества и религиозных общностей, разделяет и противопоставляет последователей различных религиозных направлений;
  5. коммуникативная – обеспечивает процессы общения и взаимодействия людей.

2. Религиозные ценности и свобода совести

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как идеал, а мораль - как одно из средств достижения человеком этого идеала, соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными. От выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации.

К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам.Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения.

По Конституции РФ (Часть 2 Статьи 14):

  1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», что некоторыми исследователями рассматривается, а некоторыми не рассматривается, как несовместимое с принципом свободы вероисповедания, как он провозглашен в Конституции (Статья 28): «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Существует система взглядов, отрицающая религию как веру в сверхъестественное. Такая система взглядов называется атеизм.

Для атеизма характерна убежденность в самодостаточности естественного мира и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий. Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Существует немало различных теорий и обыденных представлений, искажающих сущность научного атеизма, приписывающих ему не имеющие ничего общего с истиной черты и особенности, противопоставляющих его духовной культуре. Огульное отрицание атеизма как явления, будто бы вызванного отсутствием у людей религиозного чувства и способности к глубокому восприятию действительности, дополняется разного рода псевдотеориями. Широкое распространение получила концепция «политического атеизма», объявляющая атеизм не философским учением, не мировоззрением, а политической доктриной, имеющей преходящий характер. Довольно распространенным в среде теологов и философов-идеалистов стало представление об атеизме как «эрзац-религии», где вера и бога заменена верой в «законы истории», в «абсолютное материальное начало». Атеизм обвиняется в разрушении нравственности, во враждебном отношении к памятникам культуры, в безразличии к духовным ценностям.

Ошибочное понимание атеистической теории и практики иногда находит отражение и в нашей художественной и публицистической литературе, в трактовке атеизма как отрицания религии и всего связанного с ней культурного достояния. Иногда встречаются утверждения, что атеистический подход к духовным ценностям послужил причиной необоснованного сноса в 20—30-х годах культовых зданий, имеющих огромное национально-историческое значение, превратился в средство борьбы с религиозным искусством, стал идеологическим обоснованием пренебрежительного отношения к религиозной философии, литературе, к таким памятникам цивилизации, как Библия, Коран, сочинения выдающихся церковных деятелей. Даже сокращение числа церквей и монастырей в годы Советской власти нередко расценивается как невосполнимый ущерб нашему духовному наследству.

Многие богословы утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. Утверждение «Атеизм есть вера» основывается на мнении, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.

Среди исследователей существуют разногласия по поводу допустимости характеризовать некоторые религии как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога (например, буддизм). Сведение атеизма к религии ряд исследователей опровергает исходя из определения религии как веры в сверхъестественные силы: атеист не имеет веры в сверхъестественное. Атеистам не требуется уверенность в отсутствии высших сил, да и отрицать можно лишь существующее. Атеисты отрицают утверждения теистов о существовании высших сил и просят предъявить доказательства. Религия же требует веры в существование сверхъестественного, не обосновывая его фактами и доказательствами.

На заявления о том, что и научная деятельность невозможна без веры (по крайней мере — в познаваемость мира), атеисты отвечают, что наличие в деятельности ученого элементов веры, например, вполне рационального доверия к результатам добросовестных и верифицируемых научных исследований, является актом критического мышления, не равнозначным религиозной вере, которая предполагает именно иррациональную убежденность в чём-либо.

Многие попытки определить атеизм как религию сводятся к тезису «Религия — вера в бога, атеизм — вера в его отсутствие». Атеисты усматривают необоснованность такого высказывания в неверной логической посылке: в неявном виде постулируется существование лишь одной формы мировоззрения — веры, и тем самым отрицается возможность опытного, научного познания окружающего мира.

Верующими усматриваются признаки религиозности в материализме атеистов, усматривается обожествление материи из-за утверждений атеистов о том, что материя вечна, бесконечна, способна самостоятельно породить жизнь и разумные существа. При этом некоторые верующие считают, что материя самостоятельно стремится только к хаосу, распаду и саморазрушению (небытию).

3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России

Взаимоотношения церкви и государства могут выражаться одним из двух способов:

  1. Наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
  2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Российский государствовед Л. А. Тихомиров выделял три типа отношений государства к религии:

  1. превращение государственной власти в центр религии (цезаропапизм);
  2. подчинение государства церковным учреждениям (папоцезаризм);
  3. союз государства с церковью.

Папоцезаризмом называют ситуацию, в которой патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства. В наиболее ярком виде папоцезаризм был характерен для средневековой Западной Европы, где католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в ней, хотя и далеко не всегда, о чём свидетельствует, например, авиньонское пленение пап.

Под цезаропапизмом понимается явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, особенно когда они пытаются определять её вероучение. Термин часто ассоциируется с Византией и послепетровской Россией. При этом сама православная церковь рассматривает в качестве идеальных отношений с властью в стране, где православная религия является государственной, симфонию — обоюдное сотрудничество, поддержка и ответственность, подчеркивая, что попытки отдельных представителей светских властей взять на себя, кроме вполне законных полномочий, еще и власть в сфере вероучительной, были явлениями эпизодическими и нехарактерными.

Отделение церкви от государства означает лишь ее отделение от учреждений управления, поскольку церковь представляет собой не только духовную, но и социальную организацию, и государство активно взаимодействует с церковью в сфере социальных отношений и в режиме отделения церкви от государства.

Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

В истории России формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:

  1. Религия как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.
  2. Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим. В регионах с развитыми светскими традициями руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела, однако определенную политику при этом осуществляют не сами религиозные учреждения, а примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.
  3. Взаимодействие политики и религии проявляется в использовании религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, в первую очередь, стоящими у власти.
  4. Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. Религиозными лозунгами вдохновлялись социальные и национально-освободительные движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих его регионах.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.

Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

Государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне – в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п., причем, достаточно своеобразно.

Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Заключение

Церковь всегда проповедовала общечеловеческие ценности как неотъемлемый элемент культуры, она и сама является носителем этих ценностей. Государство, в свою очередь, - не только и не столько средство организации общественной акции путем властвования над его гражданами, не только орудие насилия и принуждения, сколько средство объединения людей. Возникнув из осознания необходимости самозащиты, самосохранения и ограждения от распада и хаоса общественной жизни, оно призвано сплачивать людей, объединять в единой цели - устроении общественного порядка и благоденствия посредством права. При таком понимании места и назначения церкви и государства обнаруживается их единство.

В целом поиски взаимоотношений церкви и государства выразились в формах, определяемых богословским языком как цезаропапизм, папоцезаризм и симфония властей.

На всем протяжении истории отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках «симфонической» модели. То есть, проще говоря - церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России.

Список использованной литературы

  1. Вечканов В. Г., Лучков Н. А. Философия: Учеб.пособие. – М.: РИОР, 2004.
  2. КОПРы по философии.
  3. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  4. Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.19K
Скачано: 326
Скачать бесплатно
28.05.12 в 14:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе