Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Религия: понятие и ее функции
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 17.36K | Скачано: 278 | Добавлен 17.03.13 в 08:05 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие религии и ее функции 4
2. Религиозные ценности и свобода совети 7
3. Основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Обращаясь к рассмотрению религии, необходимо осознавать специфику ее философского анализа, отличающегося от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Религия интересует философию как одна из форм ценностного отношения к миру, которое имеет глубокие корни в родовой природе человека и удовлетворяет экзистенциальным потребностям. Значение религии для человечества было и остается огромным, и ни один философ не вправе обойти ее своим вниманием.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми.
Религия (от лат.religio— благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — небесный, сверхъестественный, сверхчувственный. Религия — также один из способов жизнедеятельности людей, связанный с признанием существования бога и других сверхъестественных явлений, возможностью их положительно или отрицательно воздействовать на человека, необязательностью какой-либо аргументации сверхъестественного, заменой знания верой. Религия — особый институт общества, включающий религиозное сознание, религиозные учреждения и религиозные отношения [4, С.349].
Говоря о религии необходимо рассмотреть основные элементы религии — это те ее части, без которых нет данного мировоззрения, и которые только в единстве своем составляют религию.
Религия имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни.
Социальные корни религии — это те объективные факторы общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношениями людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
Гносеологические корни религии—это условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Без этих предпосылок, условий религия бы не возникла. Это стало возможным лишь на определенном этапе развития первобытного общества, когда человек пытался осмыслить свое отношение к природе и к другим людям.
Возникновение религиозных верований связано не только с особенностями человеческого познания, но и с эмоциональным состоянием людей, их настроениями, чувствами, переживаниями. Поэтому следует и психологические корни религии [5, С.26-29].
Религия имеет множество функций, среди которых можно выделить следующие.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всем пути его существования и трансформации. Можно по разному оценивать роль религии в жизни общества, нет единого мнения о том, что ждет религию в будущем, тем не менее развитие истории и социальных отношений любого государства, народа, человека.
Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как идеал, а мораль - как одно из средств достижения человеком этого идеала, соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными. От выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. При соединении государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви, возникали идеи взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Это способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на не исповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания. Идея государственной религии и связанное с ней попирание свободы совести приводит к негативным последствиям, в условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так случившиеся в России в ХХ в., связывают с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному обожествлению и утвердила себя как высшую ценность, что привело к деморализации общества.[2, С.192-193]
Религия была центральной формой общественного сознания вплоть до эпохи Просвещения, в которой сначала философия, а затем этика и наука составили ей своего рода конкуренцию. Особенно это касается атеистического мировоззрения: вначале в виде свободомыслия Древних греков, позже, с зарождением естествознания, религию рассматривали как опору деспотизма и тирании, порождение невежества или сознательный обман. К. Маркс связывал религию с условиями существования человека в классовом обществе и называл ее «сердцем бессердечного мира». Решительно опровергли существование потустороннего мира Ч. Дарвин, З. Фрейд и гуманисты ХХ века Б. Рассел, Э. Фромм и др., а российская социал-демократия представляла религию как оружие эксплуататорских классов. Одной из форм атеизма явилось противопоставление истин науки и истин религии. В своем крайнем выражении в виде воинствующего атеизма критика религии являлась составной частью тоталитарного режима.
Религия является неотъемлемой частью культуры. А атеизм сыграл важную роль в утверждении научного метода мышления [6].
Для России XXI века проблема взаимоотношений Церкви и государства уже не настолько остро стоит на повестке дня, и для сегодняшней действительности она не так злободневна. Неактуальность данной проблемы обусловлена, во-первых, тем, что в обществе почти не осталось по-настоящему православных людей; во-вторых, религиозной индифферентностью многих представителей власти. В настоящий период времени отношения между государством и Церковью стали в чем-то изолированными друг от друга, подчас прохладными и безучастными, и складывается впечатление, будто государство исподволь отделяется не только от Церкви, но и от самых простых этических норм. Проблема состоит в том, что в условиях, которые созданы в России не без усилий светских властей, вероятность существования нормальной — не говоря уже о духовной — нравственной жизни крайне мала. Во многом вследствие этого Церковь не в состоянии выполнять свою главную задачу — содействие духовному возрастанию людей. Политика Церкви в 1990-х гг., во многом ассоциировавшаяся со стремлением духовенства никоим образом не навредить государственной власти и всецело поддержать ее, только нанесла вред авторитету самой Церкви, вовремя не сориентировавшейся в новой обстановке. Конечно, РПЦ непросто было определить правильное направление в отношении своей политики с вновь созданным государством, а отсюда и причина позднего осознания, что от отдельных демократических реформ по большому счету получили выгоду прежде всего отколовшиеся от господствующей Церкви сектантские общины и сатанисты, в сущности, поставленные в одно правовое поле с РПЦ. Бесспорно, нельзя отрицать того, что по ряду вопросов у государственных чиновников и иерархов Православной Церкви сохраняются и острые противоречия, носящие принципиальный характер[3].
Примечательно, что попытки РПЦ ввести в школьное образование дисциплину «Основы православной культуры» натолкнулись на неприятие предмета не только государственными органами власти, но и самими гражданами. Для тех граждан, которые официально называют себя православными, новый предмет воспринимался как предстоящие учебные трудности для их детей и для них самих; для религиозно индифферентных людей ОПК стал предлогом к заявлению о нарушении принципа отделения Церкви от государства. Значительная же часть научного сообщества, воспитанная еще в атеистическом Советском Союзе, привыкшая верить лишь в силы человека, восприняла идею введения в систему школьного образования ОПК неприязненно, а подчас и довольно-таки агрессивно. При этом следует отметить, что в ряде стран Западной Европы религиозное образование дается в школах уже много десятилетий, и европейская общественность не видит в этом нарушения принципа разделения государственной и церковной властей. В России же введение предмета ОПК вызвало жесткую полемику — и в конечном итоге однозначное и, по сути, бескомпромиссное решение-протест широкой общественности, особенно научной. Не последнюю роль в отказе от введения этого предмета в школьную программу сыграли проживающие на территории РФ не столь уж многочисленные протестанты, общины которых финансируются из стран НАТО, прежде всего из США и Германии [3, С.46].
Религия - это форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных функций.
В религии как форме духовного освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира его организация в сознании в ходе которой вырабатывается определенная картина мира нормы ценности идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов его поведения.
Главным принципом церкви является выполнение своей главной задачи — содействие духовному возрастанию людей. Однако проблема состоит в том, что в условиях, которые созданы в России не без усилий светских властей, вероятность существования нормальной — не говоря уже о духовной — нравственной жизни крайне мала.
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.