Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта

Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта [20.04.09]

Тема: Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 138.46K | Скачано: 232 | Добавлен 20.04.09 в 14:56 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 4

1. Характеристика конфликта как социального феномена 5

1.1. Сущность конфликта и его структура 5

1.2. Определение основных структурных элементов конфликта 5

1.3. Классификация конфликтов 6

1.4. Причины конфликтов 7

1.5. Динамика конфликта 8

1.6. Профилактика конфликта 10

2. Методы снятия психического напряжения 15

2.1. Метод рациональной психотерапии 15

2.2. Метод отвлечения 16

2.3. Методы аутогенной тренировки 18

2.4. Метод очищающего дыхания 19

2.5. Метод динамического мышечного напряжения 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Список использованной литературы: 25

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Люди хотят чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Люди переживают неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что они не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем люди вместе работают, полагают, что они сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была ими неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо они не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства им помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. И тогда человек задается вопросом: как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли прилагать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимания на  мнения других людей?

Часто конфликт возникает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религиозных, политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтология как все еще молодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе и урегулировании конфликтных ситуаций.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть понятие конфликта, его динамику и способы профилактики конфликтов.

Целью данной работы является исследование конфликтов и поиск способов снятия психического напряжения, сопутствующего им.

[1, 93-94]

 

1. Характеристика конфликта как социального феномена

Конфликт как сложное социальное явление характеризуется мно­гими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика.

1.1. Сущность конфликта и его структура

Конфликт — это такое отношение между субъектами социаль­ного взаимодействия, которое характеризуется их противобор­ством на основе противоположно направленных мотивов (по­требностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) пли сужде­ний (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные при­знаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направ­ленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов соци­ального взаимодействия противоположно направленных моти­вов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

 

1.2. Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта — это субъекты социального взаимо­действия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно пли неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодей­ствия.

Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интере­сов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют

друг другу в ходе конфликта пли в переговорном процессе.

 

1.3. Классификация конфликтов

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классифика­ция конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить воз­можные пути их разрешения.

Приводимая классификация является самой общей, и в ней выделены виды конфликтов по различным признакам.

 

Классификация конфликтов:

№ п/п

Основание классификации

Вилы конфликтов

Общая характеристика

1

Сферы

проявления

конфликта

Экономические Идеологические Социальнобытовые

Семейно-бытовые

В основе лежат экономические противоречия

В основе лежат противоречия во взглядах

В основе лежат противоречия социальной сферы

В основе лежат противоречия семейных отношений

2

Степень длительности

и напряжен­ности конфликта

Бурные быстротекущие конфликты

Острые длительные конфликты

Слабовыраженные и вя­лотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

Возникают при наличии глубоких противоречий

 

Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон

 

Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер

3

Субъекты конфликтного

взаимодей ствия

Внутриличиостные

конфликты

Межличностные

конфликты

Конфликты «личность - группа»

Межгрупповые

конфликты

Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности

Субъектами конфликта выступают две личности

 

Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа)

Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

4

Социальные последствия

Конструктивные конфликты

 

Деструктивные конфликты

В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы

 В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

5

Предмет конфликта

Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты

Имеют четкий предмет

 

 

Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

 

1.4. Причины конфликтов

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуа­ции, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодей­ствия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде вы­делим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с соци­ально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в уста­новках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, при­надлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуаль­ные психологические особенности личности (способности, темпера­мент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частны­ми. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом кон­фликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

-    неудовлетворенность условиями деятельности;

-    нарушение служебной этики;

-    нарушение трудового законодательства;

-    ограниченность ресурсов;

-    различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

-    неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликт­ных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, свя­занные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

 

1.5. Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Дина­мика конфликта как сложного социального явления находит свое от­ражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характери­зующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управ­ления этим конфликтом.

Основные этапы конфликта:

1.  Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликт­ная ситуация создается одним пли несколькими субъектами социаль­ного взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осозна­ния и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: из­менение настроения, критические и недоброжелательные высказыва­ния в адрес своего потенциального противника, ограничение контак­тов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап вы­ражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действи­ям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою оче­редь, предпринимает активные ответные действия против инициато­ра конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не по­нимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разреше­ние конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, реше­ния комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отра­жают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3)  пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться цикли­чески. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д. При этом возможности разрешения конф­ликта в каждом последующем цикле сужаются.

 

1.6. Профилактика конфликта

Опираясь на теоретические выводы психологии и теории управления, а также на богатую практику, современная конфликтология разработала целый арсенал способов предупреждения конфликтов.

Профилактика конфликта представляет собой вид управленческой деятельности, который состоит в своевременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их деструктивного развития.

Как уже отмечалось, каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных интересов людей, как материальных, так и духовных. Поэтому начинать работу по его предупреждению следует с дальних, глубинных предпосылок, с выявления потенциальных причин конфликта.

Выделяют, как было сказано ранее, две группы причин конфликта – объективные (социальные) и субъективные (психологические). В соответствии с этим применяются и две группы методов профилактики конфликтов.

Метод предупреждения объективных конфликтов достаточно хорошо известен – это реализация различных социальных программ – от экономических до культурных, образовательных, с помощью которых эти причины постепенно устраняются, хотя и медленнее, чем хотелось бы.

Но проблема профилактики конфликтов состоит в том, что многие из них, как упоминалось, возникают без видимых объективных, социальных, материальных причин, из мира человеческой психики, который по своей сложности сравним только с безмолвным и бесконечным космосом.

Русская пословица гласит: «Клин клином вышибают», т.е. по­добное вытесняется только подобным. Поэтому наиболее действен­ным способом устранения субъективных конфликтов является применение психологических методов, к которым относятся:

•    тщательный психологический анализ идейных, эмоциональ­ных мотивов сторон зарождающегося конфликта; это эф­фективно особенно на латентной стадии конфликта, до его перерастания в открытое столкновение;

•    проведение систематической работы по психологическому, и особенно по конфликтологическому просвещению ра­ботников;

•    использование психологического метода блокирования аг­рессивных намерений людей с помощью развития у них контрмотивов путем, например, последовательного прове­дения в организации политики продвижения по службе, карьерного роста;

•        последовательное поддержание в организации атмосферы сотрудничества; этот метод является главным в системе ме­роприятий по предупреждению конфликтов, особенно кон­фликтов субъективного характера; поэтому на нем остано­вимся несколько более подробно.

При оценке значения поддержания атмосферы сотрудничества как универсального метода предупреждения конфликта психоло­гия управления исходит из общей установки на природу человече­ских взаимоотношений, которую формулировали еще античные мыслители. Так, Гераклит Эфесский (535—475) исходил из того, что в мире кроме противоречий и вражды есть место и для гармо­нии и согласия: «Война — отец всех вещей, а мир — их мать».

Поэтому, организуя работу по предупреждению конфликта, руководитель должен видеть свою задачу-минимум в том, чтобы не навредить тому согласию, которое изначально присутствует во взаимоотношениях людей, а свою задачу-максимум усматривать в укреплении этого согласия.

При этом надо учитывать, что решение первой, а тем более вто­рой из этих задач является одной из важнейших организационно-психологических проблем управленческой деятельности, которая именуется тактикой поддержания сотрудничества.

Данная тактика представляет собой совокупность управлен­ческих методов преимущественно психологического содержания, важнейшими из которых являются следующие:

•    метод согласия — предполагает вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления кото­рого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг дру­га, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возника­ющие проблемы;

•    метод доброжелательности, эмпатии, развития способности к сопереживанию, сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний — предполагает также и развитие уме­ния выражать такое сочувствие товарищу по работе, оказы­вать ему практическое содействие; этот метод требует исклю­чения немотивированной враждебности, агрессии; проявле­ния терпимости к тем или иным особенностям других людей;

•    метод уважения достоинства, репутации партнера — требу­ет, чтобы при возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, в целях предупреждения дальнейшего нега­тивного развития событий постоянно выражалось призна­ние достоинства партнера, уважение к его личности; этот метод требует наличия умения разделять дело и личность;

•    метод недопущения дискриминации людей — указывает на не­допустимость подчеркивания превосходства одного работ­ника над другим, каких бы то ни было различий между ними; с этой целью в практике управления, особенно япон­ских фирм, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работников фирмы. С точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод рас­пределения имеет несомненные преимущества, поскольку позволяет избежать таких негативных эмоций, как зависть, обида, способных спровоцировать конфликтное противо­борство;

•    метод «поглаживания» — понятен каждому, кто когда-либо имел дело с домашними животными. Он применим и к лю­дям, хотя, конечно, в модифицированном виде, поскольку люди тоже нуждаются в одобрении и поддержке. Для этого выработано множество способов — презентации, юбилеи, совместный отдых трудовых коллективов и т.п.;

•    метод, использующий чувство юмора. Наличие этого чувства — одно  из  свидетельств духовного здоровья человека,  его оптимистического взгляда на мир. Юмор сплачивает людей даже в тех ситуациях, когда, казалось бы, не осталось уже никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора обнаруживается какая-то общность между людьми, общее для всех понимание смешного. Ко­нечно, этим средством следует пользоваться, соблюдая чув­ство меры, поскольку с помощью юмора можно добиться лишь кратковременного повышения позитивной активно­сти людей. Но и пренебрегать этим средством не следует, поскольку в таком ответственном деле, как предотвращение конфликта, не может быть мелочей. Австрийский психолог и философ Зигмунд Фрейд утверждал, что юмор предупреж­дает недовольство, а знаменитый английский писатель Бер-нард Шоу шутливо замечал, что иногда надо рассмешить лю­дей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить.

Совокупность всех этих методов обеспечивает сохранение нор­мальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и до­верие, создает в организации атмосферу сотрудничества и тем са­мым способствует предотвращению деструктивных конфликтов.

Но профилактика конфликтов требует от руководителя не толь­ко знания методов воздействия на групповую психологию, но и умения распознавать индивидуальные особенности людей и вли­ять на их поведение. Это особенно важно в отношении тех психо­логических типов, которые играют особую роль в генерировании конфликтов, т.е. в отношении уже упоминавшихся так называ­емых конфликтных личностей. Наиболее приемлемым способом нейтрализации негативных воздействий со стороны конфликтных личностей и является формирование в организации на основе со­вокупности указанных выше методов устойчивого нравственно-психологического климата, способного надежно противостоять любым негативным проявлениям.

[2, 155-163]

 

2. Методы снятия психического напряжения

Теперь остановимся на методах снятия отрицательных эмоций. Следует сразу оговориться, что большинство приведенных методов используются в психотерапии для лечения неврозов и отчасти психозов. Здесь же эти методики будут даваться в ином ключе, не для лечения неврозов, а скорее для предупреждения их возникновения. Наиболее частыми причинами неврозов являются накопление отрицательных эмоций, фиксация больного на психотравмирующих ситуациях и острые чрезмерные переживания. Поэтому знание способов снятия отрицательных эмоций весьма полезно.

 

2.1. Метод рациональной психотерапии

Метод рациональной психотерапии наиболее показан при обиде, т. е. при неоправдавшихся надеждах. Человек сам часто неосознанно прибегает к рациональной психотерапии. В народе это называется излить душу, поплакаться. Человек, делясь своим горем с другом или даже с незнакомым человеком, в первую очередь надеется на сочувствие и на оправдание своей позиции в конфликте. Само по себе сочувствие не всегда приносит облегчение. Гораздо важнее осознание причин конфликта. При рациональном раскладе причин зачастую получается, что обиженный сам виноват в конфликте, и, стало быть, и обижаться не на кого. Обида, как правило, наносится злыми, неинтеллигентными людьми. И при рациональной психотерапии, т. е. при даче совета обиженному, очень важно доказать ему, что обидчик по-своему еще больше несчастный человек. Что наглец и хам только прикрывается маской самодовольства и безразличия, на самом деле он ожесточен жизненными неудачами и невзгодами.

Относительно быстро при обиде человек успокаивается в двух случаях: когда он прощает обидчика и когда он отомстит обидчику. Психологически метод мести проще, тут не надо рассуждать, кто прав, кто виноват, не надо подниматься до нравственных высот. Достаточно навредить обидчику, причинить ему зло, и сразу успокоишься. Вся беда в том, что успокоение-то это временное, а злорадство - это радость садиста. После акта мести вместо незначительного конфликта мы обязательно приходим к психологической, а то и физической войне.

Методом рациональной психотерапии может воспользоваться только тот, у кого есть умный, добрый, знающий жизнь товарищ. А если его нет, что тогда? Тогда нужно прибегать к другим методам психотерапии, но при самостоятельном анализе конфликтной ситуации причину конфликта надо искать прежде всего в себе.

 

2.2. Метод отвлечения

К методу отвлечения как способу снятия отрицательных эмоций мы также зачастую неосознанно прибегаем в жизни. «Да не думай ты об этом, отвлекись!» - так мы часто говорим расстроенному человеку. Вся беда в том, что человек не может просто так взять и не думать о психотравмирующей ситуации.

Метод отвлечения очень эффективен при несильных, но постоянно действующих отрицательных раздражителях. Как было сказано, отрицательные эмоции могут накапливаться и приводить к нервным срывам, неврозам.

Какие же способы отвлечения можно порекомендовать? Их немного. Первый - спортивные игры. Попробуйте в состоянии раздражения или печали поиграть в волейбол, футбол, теннис - вашу печаль как рукой снимет. Второй способ - обращение к любимому виду искусства. В психотерапии этот способ называется эстетотерапией. Он гораздо сложнее и требует многих условий. Хорошо в состоянии расстройства посмотреть хорошую эксцентрическую комедию, послушать талантливую музыку, посетить интересную художественную выставку. Впрочем, и спортивные игры требуют определенных условий - наличия команды, спортинвентаря. Но есть третий, наиболее простой и, на мой взгляд, эффективный способ отвлечения.

Каждый, наверное, знавал людей, которые на работе вежливы и обходительны, а дома, что называется, расслабляются, становятся вспыльчивыми, несдержанными, могут накричать, а то и ударить. Существует такой психологический закон, что от нашей несдержанности в первую очередь страдают наши близкие и любимые люди. Мы никогда не сорвем зло на постороннем и малознакомом человеке, но зато очень часто это делается на супруге и детях.

Можно использовать этот закон следующим образом. Если вы чувствуете, что в вас закипает злоба, пойдите в гости к вашим хорошим знакомым, дружбой с которыми вы дорожите. Вам уже не придется уговаривать себя быть спокойным, не придется брать себя в руки. Это произойдет практически само собой. Побеседовав с полчаса с друзьями, вы заметите, что злоба прошла, и остался лишь небольшой неприятный осадок на душе. А с ним уже можно будет справиться иначе. Описанный способ наиболее доступен.

А что может быть полезней в плане душевного равновесия, чем общение с природой? В лесу, в горах, у реки отрицательные эмоции снимаются особенно хорошо, поскольку перед красотой и вечностью природы человек особенно отчетливо начинает осознавать мизерность и никчемность своих недовольств.

При длительных хронических отрицательных эмоциях очень хорошо сменить обстановку, т. е. взять отпуск и уехать куда-нибудь.

 

2.3. Методы аутогенной тренировки

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. В основе АТ лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе - на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального на первый взгляд утверждения У.Джеймса «мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому, что мы плачем» вытекает достаточно подтвержденный на практике эмпирический вывод. Если у человека плохое настроение, печаль и горе, то ему очень трудно усилием воли заставить себя испытывать радость или хотя бы умиротворение. Но если он изобразит на лице улыбку и удержит это выражение в течение пары минут, то его эмоции автоматически изменятся и сдвинутся в позитивную сторону.

Многочисленные исследования установили, что если усилием воли изменить свои мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет.

В основе метода лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. Образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях, что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а также использовалось для предупреждения возникновения этих состояний.

В отличие от метода мышечной релаксации, в котором имеет место косвенное влияние мышц на сознание человека, предложенный метод предполагает прямое воздействие на настроение и эмоции человека путем сознательного формирования соответствующих мысленных образов. Для этого человек должен представить, что зачатки нужной эмоции (спокойствия, радости и т. д.) уже есть в организме и внушать себе, что сила этих чувств постепенно нарастает. В принципе, достаточно несколько десятков раз повторить фразу «Я чувствую себя хорошо», сопровождая эти слова яркими и детальными представлениями, как бывает вам хорошо, чтобы ваше состояние на самом деле улучшилось.

Особый психологический настрой, свойственный занятиям аутогенной тренировки, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления сами по себе уже способствуют уменьшению эмоционального напряжения. Эта важная особенность самовнушения может быть использована для того, чтобы устранить тревогу, беспокойство, страх, чрезмерную эмоциональную напряженность.

 

2.4. Метод очищающего дыхания

Одно из наиболее заметных проявлений психического возбуждения  это изменение характера экскурсии легких. Давно замечено, что дыхательные упражнения оказывают огромное влияние на здоровье человека и особенно влияют на его психическую деятельность. Различные нервно-психические переживания накладывают различный отпечаток на характер экскурсии легких.

Можно выделить по крайней мере два эмоциональных состояния, которые по-разному влияют на процесс дыхания. Еще в начале века американский врач Джейкобсон, автор метода прогрессирующей релаксации, установил, что каждому типу эмоционального реагирования соответствует напряжение определенных групп мышц. Депрессивные состояния, например, закономерно сопровождаются напряжением дыхательных мышц. Это напряжение ведет к тому, что дыхание становится поверхностным и редким, что в свою очередь ведет к гипоксии (кислородному голоданию). Гипоксия должна чем-то компенсироваться, и она компенсируется периодическими непроизвольными глубокими вдохами. Наверно, многие слышали, как говорят: «Ты что так тяжело вздыхаешь, у тебя что, неприятности?»

При раздражительности, злобе можно наблюдать совершенно другую картину. Дыхание становится частым и более глубоким. При отсутствии мышечной нагрузки это ведет к гипервентиляции и гипероксигенации. Избыточное содержание кислорода в крови ведет к своеобразному опьяняющему эффекту, раздраженный человек перестает в некоторой степени критически оценивать ситуацию и может совершить ошибочные действия.

Несмотря на разный тип дыхания в первом и во втором случаях, мы наблюдаем усиление напряжения дыхательной мускулатуры. Только в случае депрессии напряжение статическое, грудные мышцы как бы цепенеют, а при возбуждении напряжение динамическое. Характер дыхания меняется в первую очередь вследствие возбуждения или торможения дыхательного центра. Однако на степень побуждения дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, можно влиять, произвольно изменив характер дыхания,

Все типы дыхательных упражнений различаются по частоте дыхания, длительности вдоха по отношению к выдоху, длительности задержки дыхания на вдохе и на выдохе и последовательности использования дыхательных путей (левая и правая ноздря). Очищающее дыхание наиболее эффективное упражнение для тонизации нервной системы и снятия усталости.

 

2.5. Метод динамического мышечного напряжения

Как было сказано выше, всякое нервное напряжение сочетается с излишним мышечным напряжением. Снимая мышечное напряжение, мы добиваемся ослабления нервного напряжения. Однако расслабляющие методики хороши лишь в преддверии раздражения, волнения или гнева. Если уж человек разгневался, то заставить себя расслабиться очень тяжело. В этом случае более эффективным будет как раз обратный метод, метод динамического мышечного напряжения. Физиологическое обоснование этого метода в следующем.

Раздражительность, злоба, гнев это ступени одной по сути своей отрицательной эмоции недовольства, имеющей огромное приспособительное значение. Функциональная задача этой эмоции  привести организм в боевую готовность при встрече с врагом или опасностью. Человек, как и животное, в ярости становится значительно сильнее, выносливее, не ощущает боли. Это связано с тем, что во время первого напряжения происходят существенные сдвиги в гормональном фоне организма. Все эти адаптационные сдвиги преследуют своей целью подготовить мышцы к сверхнагрузкам, к бегу от противника или схватке с ним.

Современный человек уже не имеет возможности реализовать этот приспособительный механизм. Как правило, он вынужден сдерживать себя, развивается выраженное статическое напряжение всех мышц. Возникает впечатление, что человек сжимается как пружина, готовая распрямиться и ударить. У многих от статического перенапряжения начинают дрожать руки. Самый лучший выход - все-таки дать мышцам адекватную нагрузку, т. е. перевести статическое напряжение в динамическое. Очень хорошо пробежаться, поносить тяжести, т. е. любым способом дать работу мышцам. При этом происходит быстрая утилизация избыточных адаптогенных веществ, человек успокаивается.

Разгневанный человек сам зачастую интуитивно находит способ перевести статическое напряжение в динамическое. Он начинает ломать попавшие под руку вещи, бить посуду. Что ж, это тоже способ отреагировать, хотя и материально накладный.

[3, ст. 77-84]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешние проявления.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

- сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

- снижение значимости предстоящей деятельности, придание  событию меньшей ценности или вообще переоценка значи­мости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;

- получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

-  разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи;

-  откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

-  физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мыш­цы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь по­лезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

-  написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, выз­вавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замк­нутых и скрытных;

- слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Гре­ции (Гиппократ);

- изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса—Ланге);

-  активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

- мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тре­нировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при по­мощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспри­нимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться.

[3, 134-135]

 

Список использованной литературы:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие, 2000.
  2. Островский Э.В. Психологическое управление: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008.
  3. Психология. Учебник для экономических вузов/ Под общей редакцией В.Н. Дружинина – СПб.: «Питер», 2000.
  4. С.М. Емельянов. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. (от лат. autoritas — влияние, власть) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.;
    2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
  2. Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
  3. - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
  4. Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
  5. – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
  6. Воздействие речевое - побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию.
  7. Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
  8. – формирование целостного образа партнера на основе оценки его внешнего вида, поведения.
  9. Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
  10. Добро и зло – наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности, противоположность того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.
  11. - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
  12. Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
  13. Климат социально-психологический – общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенности человеческих отношений, сложившиеся в ней.
  14. – обмен информацией, значимой для участников общения.
  15. – слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник.
  16. – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
  17. Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.
  18. Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом.
  19. - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
  20. Манипулирование языковое - скрытое (тайное) управление поведением и/или сознанием человека с помощью речи. Как правило, осуществляется "в обход" логического мышления и не замечается адресатом.
  21. – индивидуальная составляющая психики человека, основанная на категориях: добро и зло, справедливость, совесть, свобода, нравственный долг, счастье.
  22. Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
  23. - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.
  24. – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течении длительного времени.
  25. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
  26. Психология личности – совокупность устойчивых психических качеств у участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность.
  27. Психология общения – складывается из «Я -Ты», «Я - Мы», «Мы - Они». В результате этого общения обнаруживаются основные свойства и состояния личности.
  28. - 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.
  29. Статус – положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
  30. - доступный и беспрепятственный выбор и реализация человеком стратегий и тактик поведения, деятельности, общения.
  31. Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.
  32. Социальная группа – это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельностную сущность.
  33. Стереотипы – представления в восприятии подавляющего большинства.
  34. Факторы превосходства – восприятие, которое складывается при неравенстве партнеров и очень часто приводит к ошибкам.
  35. - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
  36. Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.
  37. – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
  38. Этикет – установленный порядок поведения где-либо.
  39. - процесс и результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.
  40. - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+10
Размер: 138.46K
Скачано: 232
Скачать бесплатно
20.04.09 в 14:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе