Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая мысль античности: политические идеи Платона
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 105.84K | Скачано: 361 | Добавлен 16.09.11 в 17:55 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание:
1. Введение 3
2. Учение Платона об идеальном государстве 4
3. Аристотель о сущности и формах государства 8
4. Аргументы Платона против демократии 10
5. Заключение 11
6. Список используемой литературы 12
Введение
Целью моей работы является раскрыть в данной работе политическую мысль античности. Реализации данной цели могут способствовать следующие задачи:
Учение Платона об идеальном государстве
Понятие «политика» произошло от древнегреческого понятия «polis», означавшее «город-государство». Как утверждал древне греческий философ Платон (427 – 347 до н. э.), а затем и его ученик Аристотель (384 – 322 до н.э.), государство возникло из потребностей людей. Прежде всего, из потребности преодоления хауса и определенной организации жизни общества, ибо только это могло обеспечить не обходимые условия жизни людей, реализации их разнообразных интересов. Другая фундаментальная потребность, обусловившая возникновение государства, заключалась в необходимости становления социальной справедливости между людьми. Указания на потребности наилучшей организации общественной жизни и установления справедливости красной нитью проходят через такие произведения как «Государство», «Законы», Платона, а так же «Политика», «Афинская политика» Аристотеля и др.
Платон
С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей.
Произведение Платона «Государство» (десять книг) начинается и заканчивается решением проблемы справедливости как социально-политического и нравственного основания существования государства. Справедливость толкуется им как воздаяние должного кому бы то ни было – «отдать каждому должное» [2, с. 96].«Справедливость – это мудрость и добродетель», - продолжает Платон [2, с. 124] и указывает на то, что надо воспитывать людей в духе понимания справедливости и следования ей в отношениях каждого человека к другим людям и государству. Следует бороться с несправедливостью и с несправедливыми людьми, особенно если они получили власть над другими людьми и тем более власть в государстве, ибо они используют эту власть в своих корыстных целях. В результате у несправедливости может оказаться «больше силы, свободы и власти», чем у справедливости [2, с. 114]. Отсюда вывод: надо всячески препятствовать не справедливому захвату и использованию власти.
Платон создал модель идеального государства как общества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Данное сообщество представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философов, управляющих делами государства; воинов и стражей, защищающих государство от внешних и внутренних врагов; земледельцев и ремесленников, производящих различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства. Названные сословия имеет «свою долю в общем процветании соответственно их природным данным» [2, с. 208].
Платон указывает на основные добродетели идеального государства: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.
Мудрость государства проявляется в том, что в нем принимаются здравые решения, посредством которых осуществляется руководство «внутренними и внешними отношениями». Подобные решения принимают мудрые люди – философы.
Мужественность относится прежде всего к воинам или стражам государства. Это люди которые «целью своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей» [2, с. 200].
Рассудительность более всего должны обнаруживать представители третьего сословия – земледельцы и ремесленники. Их благоразумие должно проявиться прежде всего в том, что производя необходимые предметы для жизни всех людей государства, сами они должны отличаться некоторой умеренностью своих желаний, проявлять «власть над определенными удовольствиями вожделениями» [2, с. 221].
Справедливость же выступает как общая для всех людей добродетель, когда каждый на своем месте делает для общества и государства максимум полезного.
По мнению Платона, к такому государству ближе всего находиться аристократическая республика с мудрыми правителями во главе. В конечном итоге Платон подводит нас к выводу о том, что в идеальном государстве каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Ведь только так можно получить наибольшую отдачу от каждого гражданина. Платон выступал против частной собственности, так как от нее все беды и проблемы в обществе, он выступал против семьи. Он ставил интересы общества, государства выше интересов личности.
Платон выделял четыре вида государственного устройства: тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. Постепенно тимократия вырождается в олигархию. Для олигархического человека честолюбие уступает место сребролюбию. Со временем, по утверждению Платона, олигархия перерождается в демократию. При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения богачи, народ и трутни. Особенно подробно Платон останавливается на переходе от демократии к тирании. Трутни, заискивая перед народом, стремятся отобрать у богатых часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь этому, даже если они и были расположены к демократическому строю, вынуждены будут организовать оппозицию. Когда противостояние достигает своего пика. Народ выдвигает своего ставленника тирана, наделяя его неограниченными полномочиями. Расправившись с мятежниками тиран перераспределяет отобранные богатства между народом и своими соратниками. Продолжая укреплять свою власть, он вынужден уничтожать всех, кто мог бы ему перечить. В конечном счете, тиран, боясь и внутренних и внешних врагов, окружает себя наемниками и льстецами. Не удивительно, что Платон считал тиранию наихудшим способом правления. Ведь образ тиранического человека бесконечно далек от образа философа. Уподобляя государство человеку, а тип управления типу характера, Платон сравнивал тиранию с тиратическим человеком, а идеальное государство с философом.
Аристотель о сущности и формах государства
Аристотель
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Но подобно Платону он считал, что государство «существует ради достижения благой жизни» [3, с. 6].
Аристотель говорит о «правильных» (при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие) и «неправильных» (при котором преследуются частные цели правителей) формах государственного устройства. К первым он относит монархию (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху; аристократию (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного; полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» [3, с 35].
К неправильным относит тиранию — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархию — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство; демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аргументы Платона против демократии.
Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса. Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью и т.д. Так же он считал, что политика — дело знатоков, и не верил в способность рядового гражданина быть рациональным в своих политических решениях.
Мои контраргументы:
Я считаю, что демократия - это самый прогрессивный строй, который сейчас существует в мире. В классическом своем значении - это прежде всего СВОБОДА. Свобода в мыслях, действиях, во всем. И ничего на свете нет и не может быть лучше этого. Быть свободным в первую очередь - это естественное стремление каждого человека. Также я считаю, что лишь демократия способна взращивать самостоятельно думающего и ответственного человека, лишь в условиях демократии возможно подлинное сплочение людей во имя общего будущего.
Заключение
Уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет управлять. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались обычно на соответствующий эмпирический материал, хотя и разрабатывались нередко в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах. Уже в то время были выделены такие важнейшие для политического знания понятия, как “политика”, “власть”, “государство”, “закон”, “право”, “республика”, “демократия”, “монархия”, “аристократия”, “олигархия”, “тирания”, “деспотия”, “свобода” и многие другие. Политические идеи древности оказали очень большое влияние на последующее развитие политической мысли.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.