Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Тоталитарный политический режим: сущность, истоки

Тоталитарный политический режим: сущность, истоки [18.10.14]

Тема: Тоталитарный политический режим: сущность, истоки

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.64K | Скачано: 217 | Добавлен 18.10.14 в 23:43 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2013


Содержание

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима    3

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации    8

3. Сравнение основных типов политических режимов    12

Список литературы    15

 

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

Тоталитаризм является разновидностью формы политического режима и, как следствие, обладает некими специфическими свойствами. Некоторые авторы, в частности, Х. Арендт определяет три этапа развития тоталитаризм.

1. «Антисемитизм». Историком установлено, что современный антисемитизм рос в той мере, в какой шел на спад традиционный национализм, и достиг он своей кульминации в тот момент, когда рухнула европейская система национальных государств с ее неустойчивым равновесием сил. Нацисты питали подлинное и никогда не подвергавшееся сомнению презрение к узколобости национализма, провинциализму национального государства.  Они вновь и вновь повторяли, что их «движение», интернациональное по своим целям, как и большевистское движение, важнее для них, чем всякое государство, которое необходимо будет связано с какой-либо определенной территорией. И не только нацисты, но и 50 лет истории антисемитизма свидетельствуют против отождествления антисемитизма с национализмом. Первые антисемитские партии, сложившиеся в последние десятилетия XIX столетия, были также среди тех, кто первыми стали объединяться в международном масштабе. С самого начала они созывали международные съезды и стремились к координации своей деятельности во всемирном, по крайней мере, всеевропейском, масштабе.

2. «Империализм». Центральным событием внутриевропейской истории периода империализма была эмансипация буржуазии, которая к этому времени оказалась первым в истории классом, достигшим экономического преобладания без посягательств на политическое господство.  Буржуазия развилась внутри и вместе с национальным государством, которое, почти по определению, стояло над разделенным на классы обществом и как бы вне его. Даже после того как буржуазия утвердилась в качестве правящего класса, все политические решения она оставила за государством. Только когда национальное государство обнаружило свою неспособность быть ареной дальнейшего роста капиталистической экономики, подспудная вражда между государством и обществом превратилась в открытую борьбу за власть. В империалистический период ни государство, ни общество не смогли одержать решающих побед. Национальные институты постоянно сопротивлялись жестокости и мегаломании империалистических устремлений, а попытки буржуазии использовать государство и его средства насилия в своих экономических интересах всегда были только наполовину успешными.

3. «Тоталитаризм». Историк Х. Арендт проводит параллель отождествления тоталитаризма и авторитаризма. В некоторых случаях такой переход происходит легальным путем, включая законный приход к власти антидемократических группировок вследствие их победы на всеобщих выборах. Классическим образцом этого является приход к власти в условиях Веймарской республики в Германии, национал-социалистической фашистской партии во главе с Гитлером. Авторитарный режим устанавливается путем государственных переворотов (режимы Пиночета в Чили, Перона в Аргентине, Аюб-Хана в Пакистане, так называемых "черных полковников" в Греции). В Испании 30-х годов прошлого века авторитарный тоталитарный режим, возглавляемый генералом Франко, был установлен через антигосударственный мятеж и гражданскую войну.

Нет ничего более характерного для тоталитарных движений вообще и для качества славы их вождей в частности, чем поразительная быстрота, с какой их забывают, и пугающая легкость, с какой их могут заместить другие кумиры.

Особое внимание стоит уделять именно вопросам культа личности при тоталитаризме, который и спровоцировал необычайно быструю смену лидеров.  Культ - (от лат. «сultus» - почитание) чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (культ личности). Механизм формирования культа личности состоит в том, что подчиненные начинают восхвалять своего начальника перед другими. Руководитель, который не способен управлять на том уровне, за который хвалят его подчиненные (но есть желание, чтобы люди считали, что он руководитель именно такого уровня), в этом случае становится зависимым от своих подчиненных, которые в результате создания такого культа получают возможность управлять от имени своего начальника, при этом, не неся за это ответственности. Итак, культ личности - это инструмент подчинения руководителя свободам других людей, стоящих ниже руководителя по иерархии, это характерное качество толпы «элитарного» общества, инструмент управления им.

Сталина, например, И.А. Семенихин, называет всемогущественным вождем. Он является харизматичным источником легитимности и идеологии. В этом плане интересной является идея о том, что у человека есть «два тела» - физическое, которое он получает от родителей, и социально-политическое, которое он получает от вождя. Таким образом, вождь становится духовным лидером всех граждан и народа. Народ уверяют, что интересы вождя и народа всегда совпадают, и именно существование народа и страны без вождя невозможно.

За культом любой достаточно значимой исторической личности всегда стоит культ Системы. Он в себя включает:

– культ основных идей (доктрин, постулатов или теорий), лежащих в основе возникновения и существования политического режима;

– культ государства, политических институтов режима с обоснованием их важности и значимости для нормального функционирования общества;

– культ отдельных наиболее выдающихся представителей режима в прошлом и настоящем. 

Причем культ деятелей прошлого важен не сам по себе, а тем, как он «работает» на действующих лидеров, даже если целенаправленной политики формирования их культа и нет. Ведь культ лидера формируется не только прямым идеологическим воздействием на массы, но и косвенно, через формирование культа тех «великих вождей», которые уже не могут помешать лидеру в борьбе за власть, но чья слава и успех станут крыльями для его взлета.

В основе культа лежит набор определенных духовных ценностей и приоритетов, построенных на исторической преемственности режима, его связи со всем лучшим, что было у народа в прошлом, либо на его отрицании. При этом было ли это «лучшее» в истории на самом деле  или  нет,  почти  не имеет значения, поскольку любая власть в силах поменять  его  по  своему  усмотрению, трактуя отдельные страницы и эпизоды истории таким образом, чтобы самой выглядеть как можно лучше. И это происходит всегда, ведь каким бы бедным не являлось данное государство, оно всегда в состоянии «выкупить» свое прошлое. Так, в зависимости от поставленных целей, прошлое может стать либо «золотым веком», к идеалам которого надо вернуться, либо «проклятым», и тогда его надо, во что бы то ни стало изменить.

Н.Г. Ряботяжев установил, что социальной основой тоталитарного режима является господство партийной (иногда религиозной) верхушки, государственно-партийной номенклатуры, верхушки чиновничьей и военной бюрократии. В условиях тоталитаризма народ полностью отчужден как от собственности на средства производства, так и от политической власти. Отсутствуют любые признаки гражданского общества, невиданно повышается роль государства и фактически управляющих ею партийных структур. Государство поглощает общество, господствует над ним. Вместе с партией оно выступает в роли административно-командной системы, которая имеет неограниченную власть. Важнейшим признаком тоталитарного режима является осуществление этой системой монопольного руководства и контроля над всеми сферами жизни общества - экономикой, политикой, социальной жизнью, идеологией, культурой, даже над частной жизнью.

Роль личности сводится на нет и человек рассматривается как орудие достижения цели, провозглашенной правящей верхушкой. Интересы личности полностью подчинены интересам партии и государства. Те скудные права человека, которые формально провозглашаются, считаются подаренными государством. Государство пытается контролировать даже мысли подданных, широко пропагандируя только программные положения господствующей верхушки в сфере общественного развития (националистические и теократические теории, программирование "социалистических" преобразований). Большой размах приобретает социальная демагогия, которая является одной из типичных признаков тоталитаризма.

Государственная идеология, сформулированная правящей партией, имеет общеобязательный характер (идеология национал-социализма в фашистской Германии, сталинизма в СССР). Правящие структуры осуществляют монополию на информацию. Любые мнения, расходящиеся с официальной идеологией, рассматриваются как инакомыслие, что преследуется законом.

 

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации

Становясь взрослым, каждый убеждается, что в обществе действуют механизмы, регулирующие помыслы и поступки людей в политической сфере. Механизмами регулирования поведения личности выступают государственные и общественные институты, идеологии и религии, традиции и обычаи, наконец, социальная среда и экономические условия, где протекает вся жизнь человека. И трудно представить, как же отдельный человек может повлиять или изменить существующий порядок вещей. Даже многие из живущих в стабильных и прочных демократических системах, склоняются к мнению, что они не решают, а лидеры, руководители и вообще «начальники» владеют большей частью ответственностью, а, следовательно, и правом принимать нормативные акты, политические решения, т.е. осуществлять реальное политическое действие. Если же человек хочет влиять на политику или изменить ее, то должен присоединиться к социальной группе, политической партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки к его собственным. И в современном сложном мире кажется невозможным такое политическое действие в общественной сфере, которое было бы полностью пропитано сугубо индивидуальным бытием человека.

Еще в Древней Греции философ Платон считал, что теория политики должна базироваться на изучении человека, так как здоровое общество не может состоять из людей, которых преследуют страх и неуверенность. Ведь все развитие общества, начиная с экономики и заканчивая духовной сферой, направленной на удовлетворение потребности человека, на его всестороннее развитие. Зависит экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как поведет себя человек на производстве, от его трудовой деятельности, добросовестности, честности, заинтересованности, заинтересованности в труде. Социальная сфера и социальные отношения, которые развиваются и действуют в обществе, именно непосредственно и зависят от человека и его способностей реализовать все успехи и обеспечения жизни, быта, условий труда и тому подобное. Развитие политической системы, самоуправление очень зависят от политической зрелости, образования, инициативы человека. Ведь политическая культура демократизма включает организованность, сознательную дисциплину и др. Отсюда человек выступает целью и фактором развития демократического общества, а повышение роли человека допускает осуществление выработанной государством реалистической и действенной программы формирования современной личности - идейно и морально подготовленной, с развитым чувством хозяина, творческим, действительно тщательным и ответственным отношением к делу.

Часто политическими причинами возникновения культа личности является отсутствие государственных органов или их слабое развитие, деятельность. Ведь сколь долго будет развиваться, и существовать государство и общество, столь долго и будет обращаться внимание на функционирование государственно-властных институтов. Особое внимание в аспекте развития и становления культа личности представляет парламент, который является высшим представительным, законодательным органом в каждом государстве. Институт представительной власти, который выполняет одновременно и законодательные функции, занимает важное место в конституционном механизме любого государства. Следовательно, исключением являются государства, в которых такие учреждения имеют только совещательный характер, или формально учреждены, но разрыхлены и не функционируют.

Демократический вектор государств актуализирует исследование роли политических партий как влиятельных субъектов общественно-политических процессов, единого звена, стоящего между государством и обществом. Именно партии взяли на себя функции артикуляции и агрегации интересов социальных групп и слоев, соревнуются за власть, пытаясь влиять на принятие политических решений в государстве. Политические партии активно влияют на деятельность органов государственной власти, экономику, социальные процессы, отношения между странами. Они являются одним из базовых институтов современного общества, без которого невозможно функционирование представительной демократии, требующей развитых и хорошо организованных партий.

При отсутствии политических партий усиливается угроза возникновения авторитарного режима. Демократия обеспечивается участием партий в выборах, поскольку на многопартийных выборах сталкиваются не амбиции личностей, а интересы общественных групп. Партии сейчас является неотъемлемой частью всей демократической системы, особенно парламентской демократии, поскольку парламентская работа осуществляется преимущественно через партии. Развитие демократических институтов, в частности, усиление роли политических партий в политической системе, предъявляет новые требования к механизмам политической ответственности и повышению уровня политической культуры участников политического процесса в целом.

Чаще всего, политическая партия при тоталитаризме отображает интересы самого вождя, существует в единичном варианте и не имеет четкой оппозиции, которая могла бы ей противостоять. То есть сущность таких партий порождена желанием вождя сохранить такой культ личности не только формально, но и подкрепить его законодательно.

Таким образом, политику творят люди, ее субъекты. Это различные социальные общности и сферы, общественно-политические объединения и организации, индивиды - первичные, исходные политические субъекты. Именно индивиды образуют социальные общности, слой, группы, политические партии и политические движения, различные политические институты. В основе всех политических преобразований и стихийных реформ лежит деятельность человека, который обладая харизматичным характером, волевым характером, будучи при этом хорошим психологом и социологом, может всегда стать выразителем общественного мнения, или навязать его.  То есть, нет такой власти в мире, которая в чистом виде обеспечит и свободу, и равенство каждому. Да, и не существуют два эти явления вместе. Уникальность понятий равенства и свободы заключается в их особо крупном содержательном потенциале, который отображается в принципиальном духовно-нравственном значении этих понятий для общества, ибо именно соотношение свободы и равенства является индикатором места каждого отдельного человека в социальной иерархии и его возможностей в собственном развитии.

Стоит отметить, что категории свободы и равенства являются одновременно явлением всеобщим и конкретно-историческим. Доказательность тезисов проиллюстрирована в самой человеческой природе, которая уже с первых этапов своего становления, создавая почву для социальной стратификации в виде орудий труда, распределения общественных функций, руководствовалась принципами неравенства всех членов первобытного общества. В данном случае, мы можем говорить, что уже в первобытном сознании сформировались основы для идентификации себя в социально-неоднородном обществе, со своими собственными критериями неравенства. Несмотря на динамичность и трансформации современной общественной жизни, в которой уже принципиально по-новому соотносятся и функционируют большинство социальных и политических процессов, в отличие от предыдущих исторических периодов, вечными остаются принципиальные для социальной действительности дилеммы. Это проблемы соотношения добра и зла, справедливости и несправедливости, правды и неправды, свободы и равенства. Именно последняя антиномия, по нашему мнению, занимает особое место в общественном сознании на протяжении всего развития человечества, поскольку раскрывает всю сущность и противоречия социальной природы человека.

 

3. Сравнение основных типов политических режимов

 

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Тоталитарное государство активно и прямо вторгается в не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Происходит строгая централизация всей государственной власти. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии.

Государство регулирует соблюдение прав и свобод граждан

Характер партийной системы

Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром.

Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций.

Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ

Развитость гражданского общества

Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Развитое гражданское общество

Соблюдение прав и свобод человека

При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Права человека ограничены максимально.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики.

Экономические составляющие находятся под контролем главы государства и, или его приближенных

Свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности

Идеологическая ситуация

Всеобщая государственная идеология, пропагандируемая единственной правящей партией.

Доминирует роль идеологии. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально- политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности

 

Список литературы

Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю.  Н.  Давыдова.  Под ред.  М. С. Ковалевой, Д. М. Носова.  М.:  ЦентрКом, 1996.

Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990.

Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005.

Семенихин И.А. Российский тоталитаризм: социально-философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 21.64K
Скачано: 217
Скачать бесплатно
18.10.14 в 23:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе