Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Тоталитарный политический режим, переход от тоталитаризма к демократии

Тоталитарный политический режим, переход от тоталитаризма к демократии [14.11.13]

Тема: Тоталитарный политический режим, переход от тоталитаризма к демократии

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.30K | Скачано: 279 | Добавлен 14.11.13 в 12:26 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Вариант №7

Содержание

1.Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитаризма. 3

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации. 9

3. Сравнительный анализ основных типов политических режимов 13

Список литературы 15

 

1.Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитаризма.

 Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения [1].

Значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.

Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство:

Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма [2].

Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его как политического режима [3].

Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал Бенито  Муссолини(1883—1945) - глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 гг., который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...»

Однако самые серьезные теоретические попытки этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время и основывались на описании сложившегося в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики [3].

В частности, Ханна Арендт  утверждала, что нацизм и сталинизм — новая современная форма государства. Тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее. В качестве характерных черт тоталитаризма выделяла единую идеологию и террор.Причинами возникновения тоталитаризма она называла империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европей­ского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.

Элементы тоталитарного режима:

1) сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой господствующая группа «не несет ответственности ни перед каким выборным органом и не может быть лишена власти институциональными мирными средствами». Структура власти в таких режимах имеет пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер (вождь) или группа. Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) фактически сконцентрированы в руках правящей группы или вождя. Непременным условием функционирования пирамидальной структуры власти является сакрализация вождя;

2) монопольная, детализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его неким величием исторической миссии. Значение монопольной идеологии в подобных системах велико, поскольку именно она выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивации индивидов, интегрирует общество вокруг приоритетных целей. С подчинения общества достижению общей для всех идеи, коллективной цели начинает формироваться тоталитарный режим. Сведение всего многообразия потребностей к достижению единой цели не оставляет места для свободы и автономности отдельной личности;

3) активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически душат в зародыше любую форму автономной общественной и политической организации [4].

В обобщенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

— высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;

— формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура;

— существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций;

— демократические права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр.;

— в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства;

— в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются любые средства;

— власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

— власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;

— государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;

— политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;

— государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируют

Признаки тоталитаризма:

  1. Официальная тотальная идеология;
  2. Однопартийная система;
  3. Монополия на СМИ (средства массовой информации);
  4. Система террористического полицейского контроля;
  5. Монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия;
  6. Контроль над экономикой

Разновидности тоталитаризма [4]:

  1. «правый» (национал-социализм – Германия ; фашизм - Италия)
  2. «левый» (коммунизм – СССР)

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества.

Фашизм – Германия, Италия. Для итальянского фашизма характерно было стремление к возрождению Великой Римской империи. Режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал-социализм – вобрал в себя черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Он отличается от них по целям и социальным приоритетам. Его целью было господство арийской расы – высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. В СССР тоталитаризм “стартовал” также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

 

2.Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.

В ХХ веке, в особенности после окончания второй мировой войны, политическая история многих стран связана с переходом к демократическим режимам  от различных форм тоталитаризма и авторитаризма (Греции, Испании, Бразилии, Аргентины и др.). Казалось бы, тема уже далеко не нова, ей посвящено множество научных трудов. Это, например, работы Ф. Хайека “Дорога к рабству” (1944 г.), Х. Арендт “Истоки тоталитаризма” (1951 г.), К. Фридрихса и З. Бжезинского “Тотальная диктатура и демократия”, Р. Арона “Демократия и тоталитаризм” (1958 г.) и многое другое. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе – мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с  общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны [3].

Наша страна осуществила переход от тоталитарного режима к демократическому относительно недавно, и процесс этот еще не завершен. Актуальность проблемы генезиса тоталитаризма особенно наглядно проявилась в наши дни в связи с последними событиями в Австрии. В этой благополучной  европейской стране в правительство вошла партия ультраправых во главе с Йоргом Хайдером, который открыто признается в своих симпатиях к Гитлеру. Это совершенно новый феномен в европейской действительности  - индикатор перемещения электората в лагерь ультраправых сил. В западной прессе стало расхожим приемом сравнение движения ультраправых с приходом к власти нацистов в Германии в 1933 году. Однако такая аналогия неправомерна. И исторические условия совершенно иные, и причина приобщения части населения к крайне правым неадекватна. Там была поверженная Германия, где дурман реваншизма затмил здравомыслие. В нынешней благополучной Европе происходит “разгул демократии”, принимающей порой форму вседозволенности. Это касается буквально всех аспектов западной действительности – эпидемия сектантства (до тысячи всевозможных сект в одной Франции), сексуально-порнографический беспредел (освящаемые церковью и скрепляемые мэрами однополые браки), нашествие наркотиков (открытая продажа “мягких” наркотиков в некоторых странах, попустительство наркомании либеральным законодательством), максималистский индивидуализм, эгоцентризм, достигающие полнейшего абсурда. В атмосфере таких вот “продвинутых” свобод проявляются не только человеческие таланты и добродетели, но и самые низкие инстинкты. Таким образом, движение к ультраправым в Европе является реакцией населения на долгое пребывание у власти в ряде стран Европы социалистов и близких к ним партий. Констатация симптомов “поправения” европейцев приводит к главному вопросу – почему? Есть, по меньшей мере, две взаимосвязанные причины. Первая: программы и обещания левых партий независимо от стран и названий расходятся с их конкретными делами. Это порождает скепсис, разочарование. Люди чувствуют себя просто-напросто обманутыми. Вторая: политически развитое население Европы все отчетливее понимает, что в принципе нет большой разницы между левыми и правыми, когда они дорываются до власти. Короче говоря, приведя социалистов или близких к ним по духу других левых к управлению государством, массы не ощущают разительной перемены в том, как они жили прежде и теперь. К тому же кривая безработицы и при левых идет вверх, а это главный показатель здоровья общества. Добавим к этому постоянно вспыхивающие то в одной, то в другой стране громкие судебные процессы о мошенничестве, хищениях денежных средств, которые по какой-то “странной случайности” фигурируют чаще всего имена левых, что также снижает их общий рейтинг. Экстремистские организации, течения, секты этим ловко пользуются, формируя и эксплуатируя на свой лад изменения в настроениях людей.

Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США [4]. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.

Во второй половине 60-х годов, однако, выявились основные недостатки первых исследований политической модернизации. Более пристальное изучение конкретных политических процессов в развивающихся странах показало, что в ранних концепциях политической модернизации недооценивались внутриполитические факторы борьбы за власть, и абсолютизировалось внешнеполитическое влияние. Попытки преодоления этих недостатков, с одной стороны, и усиление интереса к изучению политического развития европейских стран - с другой, привели к качественно иному пониманию сущности процесса политической модернизации.

В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации [2].

Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.

Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

 

Сравнительный анализ основных типов политических режимов [1].

Критерий

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю над жизнью общества в целом и отдельных личностей в частности.

Государство осуществляет контроль над политической сферой и сохраняет автономию (независимость) других сфер жизнедеятельности общества.

Государство гарантирует человеку соблюдение прав и свобод и позволяет реализовывать свои интересы в политике.

Характер партийной системы

Однопартийная система.

Ограниченный политический плюрализм. Возрастает роль исполнительных органов власти.

Наличие представительных органов власти. Построение государственной власти по принципу разделения властей.Многопартийность.

Развитость гражданского общества

При тоталитаризме нет места для гражданского общества.

Экономическая отсталость и слабость гражданского общества.

Гражданское общество неотделимо от демократизации.

Соблюдение прав и свобод человека

Система террористического полицейского контроля. Контролируются также отдельные личности.

Возможность демократических процедур в случае их полной подконтрольности.

Гарантия прав и свобод человека.

Отношение к рыночным экономическим  механизмам

Контроль над экономикой.

Невмешательство или ограниченное вмешательство в экономику.

Совершенствование экономических механизмов. Интеграция в мировую экономику.

Идеологическая ситуация

Официальная тотальная идеология.

Отсутствие чётко разработанной идеологии.

Равноправие всех граждан перед законом. Воля большинства-источник власти.

 

Список литературы

  1. В. Н. Лавриенко. Политология. 2001 г. с.162-165
  2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.30K
Скачано: 279
Скачать бесплатно
14.11.13 в 12:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе