Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Тоталитарный политический режим: сущность, причины
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.34K | Скачано: 414 | Добавлен 09.10.11 в 16:57 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2009
Содержание
Введение 3
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима 4
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации 11
3. Сравнение основных политических режимов по данным критериям 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.
Человечество постоянно ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества - форму правления, устройства общества, политического режима.
Понятие политического режима появилось в западной политической науке в XIX веке и происходит от латинского 'regimen' (порядок управления). Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas – целостность) появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Существует немало видов тоталитарного режима в диапазоне между авторитарным и демократическим - крайними полюсами политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах, но при любой его форме государственная власть в реальности не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.
В своей работе я постараюсь более подробно раскрыть сущность, признаки и исторические условия формирования тоталитаризма, а также сущность его политической модернизации.
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма
Основные признаки тоталитарного режима
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) - это политическая система, при которой осуществляется полный (тотальный) контроль государства над всеми сторонами жизни общества. Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х годов для характеристики режима Муссолини в Италии, для которого были характерны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.
Еще в античную эпоху в традиционных формах государства древнегреческие философы отмечали жесткие, тоталитарные тенденции. И даже совершенному государству, по идее Платона, должны быть присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида государству, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни - вплоть до определения распорядка дня и ночи; единая и обязательная для всех граждан религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам посещать другие страны по частным надобностям, а лицам до 40 лет вообще выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания.
Значительно обогатил идею совершенного государства с тоталитарными признаками французский философ Ж. Ж. Руссо. При этом он исходил из желания вывести народ к новой, счастливой жизни путем преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Он считал, что добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создадут «из тупого, ограниченного животного... разумное существо - человека», а из отдельных людей - политический организм. При этом «частный интерес не только согласуется с общим благом», но они даже «взаимно исключают друг друга». Носителем выражаемой гражданами общей воли должно быть государство. Лишь оно должно обладать абсолютной и неделимой властью. В случае же неподчинения граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода должна проявляться в соответствии с общей волей.
В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи
были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т.
Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко
называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких отличительных черт их тоталитарной мысли - требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывал «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан», а для достижения равенства он призывал революционным путем установить диктатуру трудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия.
Тоталитарные идеи получают дальнейшее развитие в творчестве Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Массовое распространение тоталитарные идеи получают в ХХ веке - в идеологии массовых социальных движений – коммунистического и социалистического, фашистского и национал-социалистического.
Прогресс цивилизации (просвещение, развитие демократии, давшее возможность выбора в политике и выхода на политическую арену оппозиции) нес в себе и свое отрицание. Были созданы условия для пропаганды человеконенавистнических, антигуманных идей, была подготовлена почва для «нового средневековья» (термин Н.Бердяева) – добровольно принимаемого людьми духовного рабства, подчинения деспотическим режимам.
Тоталитарной можно признать любую идеологию, которая обосновывает исключительную роль какой-либо общности (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения) и связывает с данной общностью выполнение своей особой миссии по обеспечению «справедливого» общества. К примеру, стремление к развитию национальных культур, к восстановлению в своих правах ранее угнетенной нации легко трансформируется в воинствующий национализм, доходящий до провозглашения той или иной нации «высшей», призванной руководить другими нациями. Гуманизм, стремление улучшить жизнь угнетенных, при определенных условиях выливается в призывы к «классовой войне» против всякого богатства, за навязывание уравнительных принципов распределения. Религиозная идея обладает способностью превращаться из проблемы веры отдельного человека в оправдание нетерпимости к исповедующим иные религии, атеистам. Провозглашение приверженности идеалам демократии может быть совместимо с запретами на деятельность иных политических сил - под предлогом их «недемократичности».
Историческое развитие в XX в. породило два политических движения, в наибольшей степени продемонстрировавших предрасположенность к толитаризму – национал-социализм (фашизм) и коммунизм.
Первое с самого начала выступило как тоталитарное. Основой идеологии нацизма были расовые теории – со ссылкой на антропологию, историю, мистические источники, доказывание «исключительности» одной нации, якобы призванной выполнить особую миссию, чему мешают многочисленные враги, внешние и внутренние. Нации предлагалось сплотиться под руководством одной партии, возглавляемой одним вождем («фюрером»), изменить свой образ жизни и в полном единении начать выполнять свою миссию руководства миром. Несколько сложнее, чем с национал-социализмом, дело обстояло с определением коммунизма, как тоталитарного режима. Теорию К. Маркса и Ф. Энгельса вряд ли изначально можно характеризовать тоталитарной. Предложив соединить теорию с практикой и сделать человека подлинным творцом истории, хозяином своей судьбы, не только сознающим внутренние причины общественных изменений, но и управляющим ими. К.Маркс и Ф.Энгельс начали искать силу для создания справедливого общества. Увидели они ее в слоях, наименее удовлетворенных своим положением и наиболее склонных к бунту против существующих порядков - в пролетарии - наемных работниках физического труда.
Большинство исследователей соглашается с тем, что вероятность прихода к власти тоталитарных политических сил определяется как исторической ситуацией, так и культурными и политическими традициями общества. Определяющую роль играет при этом неразвитость, слабость демократической культуры. Это происходит потому, что власть долгое время поддерживает систему неравенства; институты гражданского общества (религия, образование, средства массовой информации, профессиональные и политически объединения граждан) или слабы, или не пользуются доверием. Если эти условия усугубляются социально-экономическими проблемами внутри страны, антагонизмом с другими странами, то велика вероятность прихода к власти тоталитарного политического движения. При этом специфика установления тоталитарного режима накладывает свой определенный отпечаток на облик возникающего общества, в чем нетрудно убедиться на примерах Италии, Германии и СССР.
Причины тоталитаризма
Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям: династия Маурья в Индии (321—185 гг. д. н. э.), династия Цинь в Китае (221—206 гг. д. н. э.), правление в Южной Африке Чака над зулу (1816-1828) и др. Они не пользовались массовой народной поддержкой и были повержены.
Осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке - благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь через пропаганду). Эти средства вполне способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности, если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на это, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) полагал, что возникновению тоталитаризма может предшествовать глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением личности к самореализации и преобладанием влияния на нее внешнего мира. Ряд исследователей рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму коллективизма и считают, что для всех видов тоталитарных систем характерна государственная поддержка коллективных интересов в ущерб частным интересам личности.
Социал-демократы объясняют рост тоталитаризма тем, что в период упадка люди ищут решение в диктатуре, которая должна быть защитой их экономического благополучия. Поэтому сторонники социал-либерализма полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма является экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами. Неолибералы при этом считают, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, что привело к потере политических и гражданских свобод. Поэтому они считают опасным ведение плановой экономики.
Согласно работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества:
Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарному. В то же время некоторые из перечисленных черт в разное время были свойственны и демократическим режимам. Однако первые два признака являются его наиболее яркими характеристиками тоталитаризма.
Отличительная особенность тоталитарного режима в том, что здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как инструмент управления массами. Террор развязывается без причины и предварительной провокации, его жертвы совершенно невиновны даже с точки зрения того, кто этот террор осуществляет. Так обстояло дело в нацистской Германии, где террор был развязан против евреев. Особенность тоталитарного режима еще и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые партийным руководством или фюрером-вождем: обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальной цели, все сводится к одной истине. Наука и искусство, экономика и политика, философия и промышленность, мораль и отношения одной ключевой идеей. Поэтому в тоталитарном государстве речь идет не просто о науке, а о "немецкой", "арийской", "социалистической", "марксистской" или другой.
По мнению Линца, политическую систему можно считать тоталитарной при условии, если в ней представлены следующие черты:
1. Сложился единый (но не обязательно монолитный) центр власти, определяющий рамки допустимого плюрализма в деятельности различных структур и групп, чаще сам создающий их с целью выявления оппозиции и контроля над ней.
2. Функционирует одна, целостная и более или менее интеллектуально обоснованная идеология, со служением которой связывает свою легитимность правящая группировка, лидер или партия; идеология, на основе которой определяется политика или которой манипулируют, чтобы оправдать проводимую политику. Устанавливаются пределы, за которыми критическое отношение к господствующей системе взглядов воспринимается как ересь, подлежащая наказанию.
3. Партия и многочисленные контролируемые ею вспомогательные структуры поощряют, вознаграждают и направляют активное участие граждан в выполнении политических и социальных функций. Пассивное повиновение и апатия, согласие людей с ролью отверженных и управляемых, к чему стремятся многие авторитарные режимы, здесь рассматриваются правителями как нежелательные.
Большинством современных ученых общеприняты такие характеристики тоталитаризма, как наличие механизма власти, стремящегося к установлению полного контроля над обществом, опирающегося на определенную идеологию, постоянно или периодически прибегающего к репрессиям.
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии
Концепция политической модернизации
Модернизация (от греч. moderne - новейший) – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Теория модернизации сформировалась в процессе описания судеб стран, освободившихся от колониальной зависимости в 50-60-х гг. XX столетия и вставших на путь дальнейшей трансформации. Она основывалась на понимании необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные.
Первые теории модернизации возникли, когда приоритет западных стран, и прежде всего США, в области управления и потребления был бесспорен. Поэтому прообразом «современного» государства поначалу признавалось «свободное» американское общество, а модернизация понималась как копирование западных образцов во всех областях жизни.
Главным средством модернизации тогда считалась экономическая помощь западных государств. Предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения вызовет такие же, как на Западе, изменения в социальной и политической системах общества, создаст новые социальные технологии, ценности, демократические институты и тем самым будут побеждены низкие стандарты потребления, уничтожены нарушения прав человека, деградация культуры и т.д.
Этого не произошло. Фактически в африканских и латиноамериканских странах внедрение либеральных стандартов запада обернулось не повышением эффективности государственного управления, а коррупцией и произволом бюрократии, расслоением населения, нарастанием напряженности в обществе.
В 70-80-х гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена. Стали полагать, что страны могут идти тремя путями:
- воспроизводить свое состояние, не продвигаясь к целям современности;
- идти по пути модернизации ;
- начав с преобразований, впоследствии свернуть к установлению еще более жесткого политического режима.
В результате расширилось число моделей модернизации: «догоняющая», «частичная», «форсированная», «рецидивирующая», «тупиковая» и т.д.
Главным в переходных преобразованиях был признан социокультурный фактор - тип личности с ее национальным характером, обусловливающий степень восприятия перспектив развития, а также то, что модернизация может осуществиться только при условии изменения ценностных ориентаций широких социальных слоев.
Многие ученые настаивали на необходимости определенной последовательности преобразований. Одни полагали, что начинать реформирование необходимо с индустриализации общества; другие – с реформ в сельском хозяйстве; третьи - на интенсивной помощи развитых стран; четвертые - на развитии политических коммуникаций и на урбанизация поселений.
В основном проблема выбора путей модернизации решалась в споре либералов и консерваторов. Ученые либерального направления (Р. Даль, Г, Алмонд, Л. Пай) говорят о четырех основных вариантах развития событий при модернизации:
- при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан создаются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;
- при повышения роли элит и при низкой (и отрицательной) активности основной части населения формируются предпосылки установления авторитарных режимов правления и торможения преобразований;
- доминирование политического участия населения над соревнованием свободных элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) способствует ужесточению форм правления и замедлению преобразований;
- одновременная минимизация соревновательности элит и масс ведет к хаосу, что может провоцировать приход третьей силы и установление диктатуры.
В русле либерального подхода американский политолог Р. Даль выдвинул теорию полиархии. Она отличалась от демократии ограничениями свободы для создания организаций, выражения гражданами своих мнений, избирательных прав, ограничивала альтернативные источники информации, не гарантировала честных и свободных выборов. В то же время она выступала как более реальная модель организации власти, так как обеспечивала соперничество лидеров и элит, политическую активность населения, создавая этим условия для осуществления реформ.
По мнению теоретиков - консерваторов главным источником модернизации является конфликт между населением и «институциализацией» - механизмами для осуществления интересов граждан. Но поскольку массы в этот период не подготовлены, а государство не может оперативно реализовать ожидания граждан, возникает дестабилизация режима и коррумпированность власти. И здесь модернизация вызывает не развитие, а политический упадок.
Консерваторы также указывали на наличие альтернативных вариантов модернизации:
- авторитарные режимы могут осуществлять частичную либерализацию, на основе определенного перераспределения власти в пользу оппозиции, сохранить ведущие рычаги управления в своих руках;
- авторитарные режимы могут пойти на либерализацию в силу интересов правящих элит;
- режим правления может развиваться по пути «тупиковой либерализации», когда жесткое правление сначала заменяется политикой, предполагающей диалог с оппозицией с целью введения выражаемого недовольства в законное русло, а затем проведение репрессий против оппозиции с установлением еще более жесткой диктатуры, чем прежде.
- вариант эволюции авторитарного режима - связанный с революционным развитием событий или военной агрессией других стран.
Несмотря на подтверждение в ряде стран целесообразности установления авторитарных режимов (например, в Южной Корее, Чили, на Тайване), отрицание демократизации несло в себе серьезную опасность произвола элит. Как показал опыт, в большинстве стран Тропической Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии авторитарное правление устанавливалось без широкого общественного мнения и перерастало в откровенные диктатуры.
В целом опыт преобразований продемонстрировал наличие универсальных норм и требований модернизации: формирование рыночных и товарно-денежных отношений, увеличение затрат на образование, повышение роли науки, формирование социальной структуры с неограниченной мобильностью населения, плюралистическая организация власти, соблюдение прав человека, консенсусные технологии реализации управленческих решений и т.п. Однако средства, темпы и характер осуществления данных преобразований целиком и полностью зависят от внутренних национальных и исторических факторов.
Сравнение основных политических режимов по критериям
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
Навязывание обществу ценностей и образа жизни правящего касса любыми методами, вплоть до произвола. Тотальный (полный) контроль госорганами всех сфер жизни общества.
|
Усиление монополизации власти, защита интересов правящей элитарной группировки (партии, хунты) или лидера. |
Вовлечение населения в процессы государственного управления, в решение важнейших социально-экономических проблем. Обеспечение в обществе принципов равноправия, |
Характер партийной системы
|
Однопартийная система |
Однопартийная система или отсутствие партии |
Многопартийная система |
Развитость гражданского общества |
Уровень развития может быть и высокий, но общество пассивно, в основной массе действует согласно идее, навязываемой правящей элитой. |
Высокий уровень развития имеют правители и низкий уровень – основное население |
Высокий уровень развития индивидов. Каждый имеет возможность развиваться согласно личным способностям и интересам |
Соблюдение прав и свобод человека |
Права и свободы подчинены государству. Законы, нормы провозглашаются формально.
|
Права и свободы индивидов отсутствуют. Законы и нормы провозглашаются в интересах правящей элиты или монарха. |
Полное соблюдение прав и свобод человека |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
Негативное. При социалистической ориентации главным условием развития считается плановая экономика, при др. формах - сосредоточение основных ресурсов в частной собственности правящей элиты. |
Негативное, т.к. это связано с предоставлением свободы выбора индивидам. |
Рассматриваются как один из основных факторов развития общества |
Идеологическая ситуация |
Пропаганда и утверждение привилегий правящего класса, элитарной группировки, внедрение в сознание общества маниакальных идей (нацизма, коммунизма или др.) Непримиримость к другим идеологиям.
|
Все подчинено идеологии, отражающей взгляды правящего монарха, элитарной группировке. |
Свобода выбора во всем, плюрализм мнений. |
Заключение
В своей работе я рассмотрела сущность, признаки и исторические развития тоталитаризма, а также сущность его политической модернизации.
За последние 20 лет множество тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, поэтому тоталитаризм – это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.
И так, тоталитарный режим – это полный контроль государства над обществом. Только в условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданский характер Государство подминает под себя общество, все стороны его жизнедеятельности. Данный режим не приемлем в современном цивилизованном, демократическом обществе. Но не стоит забывать и о «человеческом факторе». Пока живы воспоминания и знания об условиях тоталитаризма, и до тех пор Россия будет нести в себе социальные «гены» тоталитаризма.
Поэтому, отстаивая идею сильной государственной власти, политики обязаны позаботиться о создании системы сдержек, которые не позволили бы стране скатиться в сторону тоталитаризма.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.