Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Тоталитарный политический режим: условия формирования
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.66K | Скачано: 283 | Добавлен 08.10.13 в 12:58 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Краснодар 2013
Введение стр. 3
Глава 1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима стр.4
Глава 2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации стр.11
Глава 3. Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям стр.18
Заключение стр.20
Список литературы стр.21
Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.
Исходя из темы контрольной работы поставим цель работы: изучить тоталитарный политический режим.
Исходя из цели поставим задачи этой контрольной работы:
1. Рассмотреть сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма, основные признаки тоталитарного режима.
2. Рассмотреть переход от тоталитаризма к демократии. Изучить концепцию политической модернизации.
3. Сравнить основные типы политических режимов.
Одной из существенных черт политической власти выступает роль центра в принятии решений. Используемые способы властвования позволяют выделять различные типы политических режимов.
Если граждане государства полностью подчинены центру, сосредоточившему в своих руках политическую, экономическую, социальную и духовно-информационную власть – это тоталитарный режим.
Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas», означающий «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 1920-1930-е года, использовался для обозначения политических систем в фашисткой Италии, нацисткой Германии и большевистском СССР.
Тоталитаризм – политический режим, предполагающий установление жесточайшего контроля над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
Теория тоталитаризма использовалась Западом для критики советской политической системы. В работах политологов Ф. Хайтека, Х. Арендт, К. Фридриха и З. Бжезинского была сделана попытка обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и аналогичные ему политические режимы. Характерная черта тоталитаризма, - по словам Х. Арендт, - единая идеология и террор. [2,77]
Исторически понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 1920-х годов для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. [3]
Термин «тоталитаризм» в современном его понимании сформулирован лишь ХХ веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни. Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древних времен. Тоталитарные идеи появляются в работах древнегреческих философов; несомненно тоталитарный характере носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения.
Первой в известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии около четырех тысяч лет назад (2112г до н.э. – 2003г. до н.э.). Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесел, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Все хощзяйство страны управлялось чиновниками, были созданы централизованные государственные склады.
Вторым крупным примером тоталитаризма в древней истории является древнекитайская философская школа «Файзя» существовавшая в IVв. до н.э. Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства.
В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956г.) К. Фридрих и З. Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацисткой Германии и фашистской Италии, сформировали ряд признаков тоталитарного общества:
1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
5. Жесткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ за распространение независимой информации.
6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям.
8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
10. Централизованное планирование экономики.
11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооруженными силами и распространением оружия среди населения.
12. Приверженность экспансионизму (территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида).
13. Административный контроль над отправлением правосудия.
14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.
Первые два признака являются наиболее яркими характеристиками. Некоторые из перечисленных черт в разное время были свойственны демократическим режимам. [3]
Названные выше признаки в большей или меньшей мере были присущи всем тоталитарным режимам. Однако можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма:
1. Коммунистический тоталитаризм;
2. Фашизм;
3. Национал-социализм.
Первой формой тоталитаризма стал коммунизм, сформировавшийся в 1918г. Он предполагает полное уничтожение частной собственности, а значит и всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
Вторая форма – фашизм, сформировался в 1922г. в Италии. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению твердой государственной власти, организующей общество. Фашизм претендует на восстановление «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.
Третья форма тоталитаризма – национал-социализм, родиной которого стала Германия в 1988г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много берет у советского коммунизма. В тоже время место класса занимает нация, место классовой ненависти – ненависть национальная и расовая. В коммунизме агрессивность направлена внутрь страны, на граждан собственной страны; а национал-социализм – против других народов.
Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321-185 гг. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 гг. до н.э.) и другие. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным лишь в ХХ веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом. Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер.
Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира.
Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. Фон Мизес и другие) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации – нацизм, государства – фашизм, трудящихся – коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданства. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и так далее.
Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки и психологические корни. К предпосылкам относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап в развитии человечества. К психологическим корням тоталитаризма следует отнести открытый З. Фрейдом механизм инфантилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый человек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку делегировать свои права всемогущей сакральной Власти, отождествляемой им с Вождем-Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору.
Тоталитарный режим чаще возникает в кризисных ситуациях послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.
Социал-демократы объясняют рост тоталитаризма тем, что в период упадка люди ищут решение в диктатуре. Поэтому долгом государства должна быть защита экономического благополучия граждан, балансирование экономики.
Неолибералы придерживаются противоположной точки зрения Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод.
Тоталитаризм обладает не только отрицательными, но и положительными сторонами. Не зря, некоторые историки рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Рассмотрим сильные стороны тоталитаризма:
1. Способность концентрировать ресурсы и мобилизировать массы людей;
2. В короткий срок решать задачи милитаризации, индустриализации и распространения образования;
3. В тоталитарных обществах низкий уровень преступности, особенно организованной, по сравнению со всеми другими обществами и политическими системами;
4. Очень низкий уровень коррупции;
5. Воспитание патриотического духа. Развитие таких чувств, как гордость за свою страну, готовность к самопожертвованию;
6. Минимальное имущественное расслоение.
Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно меняющегося мира. Помимо сильных сторон, тоталитаризм имеет и слабые стороны. Рассмотрим их:
1. Неспособность эффективно функционировать в спокойных естественных условиях;
2. Отсутствие экономических рычагов;
3. Пренебрежение индивидуальными интересами и стимулами.
Таким образом, идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования всех экономических и социальных процессов – важная черта тоталитарного общества. По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость формирования нового общества и человека, взрывает старые порядки и обещает скорейшее переустройство общества на справедливых началах.
Ведущей тенденцией второй половины ХХ века является переход от тоталитарных и авторитарных систем власти к демократии. Этот процесс называют демократизацией.
Демократизация (от греч. demos –народ и kratos – власть) – процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и так далее; а также процесс перехода от недемократических форм правления к демократическим. [3]
Вопрос о причинах перехода стран от диктатуры к демократии остается спорным. Но все выделяют следующие основные причины демократизации:
1. рост богатства граждан страны. ВВП населения коррелирует со степенью демократичности страны;
2. Рост образованности граждан. Более образованные граждане в среднем более либеральны и более склонны поддерживать демократические ценности; [3]
Обычно, процесс демократизации происходит в результате глубоких внутренних кризисов экономических, политических структур общества, краха идеологии и системы ценностей.
Трудность перехода от тоталитаризма к демократии состоит в том, что тоталитарные и демократические силы и мышление – несовместимы. Демократическое общество предполагает не только наличие свобод, но также необходимость и обязанность человека самому заботиться о собственной судьбе и благополучии.
А при тоталитарном режиме гражданину была обязательна выплата пособий, пусть и сравнительно низкой, но она была, вне зависимости от его реального трудового вклада. При демократии это исключается и это не всем нравится. Многие быстро разочаровываются в ценностях демократии, мечтают о возврате к старому, в их понимании – социально обеспеченному обществу.
Существует три основных вида условий демократизации общества:
1. Экономические условия – это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:
- товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
- стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;
- равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности;
- свободную конкуренцию различных форм собственности;
- защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников.
Рыночная экономика является институтом демократии.
2. Политические условия – это создание правового демократического государства, которое предполагает:
- наличие развитого гражданского общества;
- правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;
- всеобщность прав и их распространение на всех граждан;
- взаимную ответственность государства и личности;
- суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти;
-реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Социальные условия – это формирование гражданского общества, состоящего из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защитить свои права и интересы. Такое государство предполагает:
- демократию и плюрализм в политической сфере;
- рыночную экономику;
- наличие среднего класса;
- свободу слова и средств массовой информации. [5,155]
Причины затрудняющие переход к демократическому режиму.
В условиях глобализации и усложнения взаимозависимости межу разными странами увеличиваются возможности установления демократических политических режимов. Экономических предпосылок для этого достаточно. Сложным остается вопрос, почему этот процесс в разных странах затягивается на долгие годы.
Одной из причин задержки отдельных стран являются особенности их развития, роль в этом развитии религии и культуры, оказывающее приоритетное влияние на формирование политического сознания общества.
Второй причиной является уровень развития политических партий и объединений, их способность влиять на состояние политических процессов в стране.
Третьей причиной является проводимая в них политика по отношению к политическому режиму конкретной страны. Так, в процессе глобализации некоторые развитые капиталистические страны заинтересованы в сохранении недемократических режимов в интересах движения капиталов, товаров и услуг, которые могут не облагаться высоким налогом, иметь политическую стабильность для реализации своих проектов и так далее.
И четвертая причина то, что тип политического режима зависит от характера политической борьбы и расстановки политических сил в той или иной стране. [6,156]
В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначается термином «политическая модернизация». Она предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений. [3]
Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е гг. XX века в США. В то время политическая модернизация понималась как заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего в США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу.
Можно выделить составляющие политической модернизации:
1. Приближение к дифференцированной политической структуре с высокой специализацией политических ролей и институтов.
2. Эволюция политической системы в направлении создания современного суверенного государства.
3. Усиление роли государства.
4. Расширение сферы действия и усиления роли законодательного поля, объединяющее государство и граждан.
5. Рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение привлечения к политической жизни социальных групп и индивидов.
6. Возникновения и роста политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля.
7. Ослабление традиционных элит и их легитимости, усиление модернизаторских элит.
Политическая модернизация началась с появлением в Европе первых национальных централизованных государств, углубление политической модернизации в Европе и Америке привело к увеличению количества централизованных государств, установлению конституционного строя, парламентской форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий и движений, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.[3]
В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которого состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба и . Пай. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.
Первый тип – оригинальная модернизация – проходила в странах Западной Европы и США – это переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
Второй тип – вторичная модернизация – характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Например, к этой группе относятся развивающиеся страны.
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отмечающимся нестабильностью и кризисами. Выделяют пять основных кризисов, сопровождающих процесс политической модернизации.
1. кризис идентичности,
2. кризис легитимности,
3. кризис участия,
4. кризис проникновения,
5. кризис распределения.
Общая причина этих кризисов – противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что:
1. происходит не только смена режимов, но и смена общественного строя;
2. политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка;
3. реализация ключевых задач модернизации проходит при одновременном решении двух проблем: изменении старой политической системы и проведении экономической реформы, призванной обеспечить переход к рыночной экономике;
4. отсутствие экономических коней у демократических институтов затрудняет процесс формирования стабильной политической системы;
5. выбран путь быстрой, радикальной модернизации,;
6. правящая элита ориентируется на либерально-американский тип рынка, не вписывающийся в социальную реальность и традиции России.
Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и политической сфере. Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общенационального масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе.
России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
Государство контролирует все сферы общества. |
Контроль государства ослабевает. |
В этом режиме наоборот государство подконтрольно народу. |
Характер партийной системы |
Массовая политическая партия одна |
Правящая партия огосударствлена. |
Наличие свободно формируемых политических партий. Действует многопартийность |
Развитость гражданского общества |
Право используется в качестве жесткого и директивного регулятора общественных отношений, в качестве ограничителя свободы.
|
Власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. |
Государственное вмешательство в общественную жизнь ограничено. |
Соблюдение прав и свобод человека |
Все запрещено |
Разрешено все, что не относиться к политике. |
Наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод. |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
Монопольный контроль государства над производством и экономикой в целом. |
Регулирование экономики осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. |
Государственное вмешательство в экономику ограничено, приоритетной является частная собственность. Преобладает рыночная экономика. |
Идеологическая ситуация |
Господство официальной тотальной идеологии. |
Нет четко сформулированной идеологии. |
Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии. Политический плюрализм. |
Таким образом, можно заключить, что тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм — это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.
Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное возрождение. Ведь многие десятилетия террора сформировали у населения этих стран определенный тип культурных ориентации, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996.
2. Гаджиев К.С., Примова Э.Н. Политология : Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012.
3. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.
4. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.
5. Оришев А.Б. Политология: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2012.
6. Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. – М.: ИМЭМО, 1997.
7. Политология: учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; под ред. Проф. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ, 1999.
8. Политология: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Фирма «Интерпракс», 1998.
10. Компьютерная обучающая программа по дисциплине «Политология» / А.Н. Романов, .Б. Скрипкина, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, Я.М. Васильев, Е.В. Ясеновская. – М.: ГОУ ВПО ВЗФЭИ. Дата обновления: 2010. URL: http//repository.vzfei.ru.
11. www.wikipedia.ru
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.