Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Тоталитарный политический режим: условия формирования

Тоталитарный политический режим: условия формирования [21.10.13]

Тема: Тоталитарный политический режим: условия формирования

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.53K | Скачано: 325 | Добавлен 21.10.13 в 17:29 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


Содержание

Введение 3

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима ..4

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации 9

3. Сравнение основных типов политических режимов 14

Заключение 15

Список литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Человечество  уже   тысячелетия   ищет   наиболее   совершенные   формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием  самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим –  это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно. 

Понятие политического режима появилось в западной политической науке в XIX веке и происходит от латинского 'regimen' (порядок управления).  Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas – целостность) появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Существует немало видов тоталитарного режима в диапазоне  между авторитарным  и демократическим - крайними   полюсами   политических методов власти.

Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Политический режим в узком смысле понимается как система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. 

Целью контрольной работы - является более подробно раскрыть сущность, признаки и исторические условия формирования тоталитаризма, а также сущность его политической модернизации.

 

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования

политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

Любой форме государственной власти присущи определенные методы, с помощью которых осуществляется внутренняя и внешняя политика. Совокупность этих методов создает и определенный политический режим, который определяется наличием отношений, применяемых властями средств и методов сложившимися отношениями государственной власти и общества, господствующими формами идеологии, социальными и классовыми взаимоотношениями, политической культурой. Одной из таких форм политического режима является тоталитаризм [4,c.130-131].

Тоталитарный режим (тоталитаризм; от лат. – «totalis» - целый, полный) характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества их жесткой регламентацией и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения [2,c.222].

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие.

1. Высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, ее проникновение во все поры жизни общества.

2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность.

Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели которая оправдывает все средства.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей; системы насилия. Для этих целей создаются трудовые и концентрационные лагеря, гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Таковы основные общие черты тоталитарных политических режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу.

Вместе с тем есть и специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма, известных истории. Это коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества.

Тоталитаризм второго типа - это фашизм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Германия и Италия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал-социализм - третья разновидность тоталитарных политических режимов. Он утвердился в Германии в 1933 г., вобрав в себя черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Вместе с тем отличался от них по целям и социальным приоритетам. Целью национал-социализма было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская [5,c.113-122].

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов и особенностей различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условий и путей возникновения тоталитарных режимов, принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало многих выдающихся ученых - политологов, экономистов, историков, психологов, социологов и др.

Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства», олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов», Л. Троцкого. Параллельно представители «евразийского» течения (Н. Трубецкой, П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы», освещавшую установление сильной и жестокой по

отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности, Платона с его характеристикой

«тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.

Однако самые серьезные теоретические попытки концептуальной интерпретации этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время и основывались на описании сложившихся в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики.

Впоследствии на базе все более широкого включения в анализ тоталитаризма разнообразных исторических и политических источников в науке сложилось несколько подходов к его трактовке. Ряд ученых, занявших наиболее радикальные позиции, не относили тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем пусть и новую, но всего лишь метафору для отображения диктатур. Иными словами, они рассматривали тоталитаризм как средство художественного отражения хорошо известных в теории явлений. Другие ученые, как, например, Л. Гумилев, разделяя сходные представления, не считают тоталитаризм какой-то особой политической системой, и даже системой вообще, усматривая в нем «антисистемные» качества или свойства антигомеостатичности, т.е. наличие способности к сохранению своей внутренней целостности только под влиянием систематического насилия.

И все же большинство ученых полагало, что концепт тоталитаризма все же теоретически описывает реальные политические порядки. Однако ряд ученых видели в нем лишь разновидность авторитарной политической системы. Американский историк А. Янов представил тоталитаризм как проявление универсальных, общеродовых свойств государственной власти, которая постоянно пытается расширить свои полномочия за счет общества, навязывания ему своих «услуг» по руководству и управлению. Наиболее яркие исторические примеры такой экспансии государства, его стремления к всевластию виделись в поползновениях персидской монархии на захват греческих республик, в наступлении Оттоманской империи (XV-XVI вв.), в расширении абсолютизма в европейских монархиях XVIII столетия и т.д. Данный подход в целом позволял рассматривать гитлеровский и сталинский режимы как обычные формы проявления тенденции к перманентной тирании государства [1,c.43-44].

Выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы – важнейшая черта тоталитарного общества. По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость формирования нового общества и человека, взрывает старые порядки и обещает скорейшее переустройство общества на справедливых началах.

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации

В современном обществе с его сложнейшими социальными связями и отношениями, бесконечной переменчивостью и развитием тоталитаризм с его строго регламентационным, репрессивным подходом, неизбежным подавлением свобод и инакомыслия исторически себя не оправдал, так как он не только не способствует развитию и проявлению личности, но и служит тормозом развития самого общества.

Говоря об исторических перспективах и особенностях перехода от тоталитаризма к демократии, можно отметить следующее. Общеисторическая тенденция перехода от тоталитарного государства к демократическому политическому режиму очевидна. Однако на практике такой переход часто бывает затруднен рядом обстоятельств.

Попытка введения в тоталитарном обществе набора стандартных, демократических норм и принципов может быть не воспринята значительными слоями населения, привыкшими едва ли не на генетическом уровне жить по строго регламентированным нормам.

Демократическое общество предполагает не только наличие свобод, но также необходимость и обязанность человека самому заботиться о собственной судьбе и благополучии. Выделение, как при тоталитарном режиме, гражданину обязательной, хотя сравнительно низкой, доли (пайки) социальных благ от государства, порой вне зависимости от его реального трудового вклада, исключается. Это не всем приходится по душе. Не все граждане в состоянии приспособиться к новым, достаточно жестким условиям свободного, рыночного общества. Многие быстро разочаровываются в ценностях демократии, мечтают о возврате к старому, в их понимании – социально обеспеченному обществу.

Все эти обстоятельства требуют от власти, реформаторов крайне осторожного, постепенного, осмысленного перехода от тоталитаризма к демократии, диалектического отрицания прежнего. Переход от тоталитаризма к демократии, особенно при попытке его поспешного введения, чреват возможным отторжением и даже активным сопротивлением части населения, а при слабости власти – откатом, возвращением к старому.

С другой стороны, власть должна обладать способностью, реальными рычагами для защиты завоеваний демократии. Поэтому ряд политологов склоняется к мысли о том, что переход от тоталитаризма к демократии вполне возможен (допустим) через этап авторитаризма, концентрирующего в своих руках все основные рычаги власти. Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности перехода от одного типа политического режима к другому, прямо противоположному [2,c.223-224].

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, осно­ванный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.

Понятие «модернизация» используется для характеристики как социально-экономического, так и в целом общественного развития. Необходимо учитывать, что термин модернизация отражает, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции и процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.

Первый этап развития теории политической модернизации

Теория модернизации сформирова­лась в процессе описания  судеб стран, осво­бодившихся от колониальной зависи­мости в 50-60-х гг. XX столетия и вставших на  путь дальнейшей трансформации. Она основывалась на пони­мании необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные.

Первые теории модернизации возникли, когда приоритет западных стран, и прежде всего США, в области управления  и  потребле­ния был бесспорен. Поэтому прообразом «современного» государства поначалу признавалось «сво­бодное» американское общество,  а модернизация по­нималась как копирование западных образцов во всех областях жизни.

Главным средством модернизации тогда счита­лась экономическая помощь западных государств. Предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения вызовет такие же, как на Западе, изменения в социальной и полити­ческой системах общества, создаст новые социальные технологии, ценности, демократические институты и тем самым будут побеждены  низкие стандарты потребления, уничтожены  нарушения прав человека, деградация культуры и т.д.

Этого не произошло. Фактически в африканских и латиноамериканских странах внедрение либеральных стандартов запада обернулось не по­вышением эффективности государственного управления, а корруп­цией и произволом бюрократии, расслоением на­селения, нарастанием напряженности в обществе.

 Второй этап развития теории политической модернизации

В 70-80-х гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена. Стали полагать, что страны могут идти тремя путями:

- воспроизводить свое состояние, не продвигаясь к целям современности; 

- идти по пути модернизации ;

- на­чав с преобразований, впоследствии свернуть к установлению еще более жесткого политического режима.

В результате расширилось число моделей модернизации: «догоняющая», «частичная», «форсированная», «рецидивирующая», «тупиковая» и т.д.

В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России.

Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.

Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов. [6]

Осуществляя переходные преобразо­вания, российское общество                  по-своему решает возникающие проблемы, дает собственные ответы на вызовы времени. Универсальные параметры нестабильности и несбалансиро­ванности переходных процессов не дают возможности детально про­гнозировать события, определять результаты идущей трансформации. В то же время можно сказать, что характер и темпы проводимых преобразований непосредственно зависят от решения обществом основ­ных конфликтов и противоречий модернизации.

Высокая конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, снижения влияния на процессы демократиза­ции стереотипов традиционалистской политической культуры, а глав­ное – повышение роли правящих и оппозиционных элит, их способ­ности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосно­вения. В данном отношении российское общество испытывает определенные трудности, поскольку для него характерно не идеоло­гическое (побуждающее элиты воплощать интересы широких соци­альных слоев), а корпоративное размежевание элит, свидетельствую­щее о преобладании во власти интересов кланов, олигархических группировок и т.д. Преодоление этого типа внутриэлитарных связей и обусловливает основные пути укрепления демократических тен­денций в развитии нашей страны [3,c.192].

 

3. СРАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:

Критерий

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

 

 

Роль государства

Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти.

Строгая централизация всей государственной власти.

Соблюдение прав и свобод граждан регулируется государством.

Характер партийной системы

Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером.

Политическая монополия одной партии.

Политический плюрализм – образование двух- или многопартийной системы.

Развитость гражданского общества

При тоталитаризме начинается формироваться гражданское общество.

Государство дифференцировано от общества.

Развитое гражданское общество, признание народа в качестве субъекта власти

Соблюдение прав и свобод человека

Доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор.

Власть, подчинение,

порядок.

Высокая степень реализации прав человека. К ней относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Командно-административная система управления экономикой, практически полное огосударствление экономики

Ограниченное вмешательство в экономику.

Свобода экономической деятельности. Многообразие и равноправие различных форм собственности.

Идеологическая ситуация

Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни;1 массовая партия, возглавляемая лидером.

Политический лидер определяет идеологию

Политический плюрализм предполагает наличие различных политических структур.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе  рассмотрены:  сущность, признаки и исторические развития тоталитаризма, а также сущность его политической модернизации.

За последние 20 лет очень много недемократических - тоталитарных и авторитарных - режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей.

В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Поэтому,  отстаивая идею  сильной  государственной  власти, политики обязаны позаботиться о  создании  системы сдержек, которые  не позволили бы  стране  скатиться  в  сторону тоталитаризма. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. 2009. № 2.
  2. Лавриненко В.Н. Политология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, А. С. Гречин, В. Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2011. – стр. 367.
  3. Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  4. Утенков В.М. Политология. Учебник\\ Отв. ред. В. М. Утенков. – М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ, 2010, - стр.320.
  5. Цыганков. А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие / А. П. Цыганков. – М.: «Интерпракс», 2010. – С. 298.
  6. Интеренет-ресурс http://www.politnauka.org.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 35.53K
Скачано: 325
Скачать бесплатно
21.10.13 в 17:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе