Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Тоталитарный политический режим: основные признаки

Тоталитарный политический режим: основные признаки [24.04.14]

Тема: Тоталитарный политический режим: основные признаки

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.92K | Скачано: 260 | Добавлен 24.04.14 в 12:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Содержание

Введение 2

Основная часть 3

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима 3

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.

Концепция политической модернизации 6

3. Сравните основные типы политических режимов по критериям 9

Заключение 10

Список литературы 11

 

Введение

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества.

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основных формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный  демократический [3;73].

Словосочетание «политический режим», в отличие от вида и формы государственного устройства, означает конкретный порядок ведения дел в государстве. Режим есть нечто более реальное, чем форма. Режимы нельзя подразделять на монархические, аристократические и демократические, так как форма правления не всегда соответствует конкретному содержанию. Главный вопрос, связанный с режимом, - не кто управляет, а как организовано управление, каковы взаимоотношения между управляющими и управляемыми. Само по себе слово «режим» не несет какой-либо отрицательной смысловой нагрузки. По значению оно близко к слову «порядок» [1;82].

 

Основная часть

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

Важнейшей характеристикой любого государства является политический режим, который представляет собой способ функционирования в нем политической системы.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. Критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. Этот термин стал употребляться применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в ХХ в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности [3;75].

Тоталитаризм – политический режим, предполагающий установление жесточайшего контроля над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Теория тоталитаризма складывалась уже в 1940-50-х гг. Она широко использовалась Западом для критики советской политической системы. В работах политологов Ф. Хайека «Дорога к рабству», Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» была сделана попытка обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и аналогичные ему политические режимы.

Во второй половине 1950-х гг. после разоблачения в СССР культа личности И.В. Сталина теория тоталитаризма претерпела серьезный кризис, так как не могла найти серьезных объяснений эволюции советского политического режима. В 1970-е гг. термин «тоталитаризм» все реже и реже употребляется советологами [4;78].

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В СССР тоталитаризм «стартовал» также в условия глубокого кризиса.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации и установлению всестороннего контроля над личностью. Для этой стадии характерны монополизация и усиление государственного контроля над развитием экономики. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новых массовых партий, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных массовых движений [2;152].

Основными признаками тоталитаризма являются следующие:

1. Массовый государственный террор в советский период не был потенциально направлен на ту или иную политическую или этническую группу. Потенциально его жертвой мог стать любой человек. Принадлежность жертв террора к той или иной группе носила для машины подавления второстепенный характер. Цель террора была связана с особым сообществом, например с реальной оппозицией, но направлялась на все общество, на создание в нем специфической атмосферы. Итоговой целью было сформировать некий идеальный порядок, минимизировать дезорганизацию, принимаемую как отклонение от этого идеального порядка на мысли и деяния всех граждан страны.

2. Самой удивительной особенностью советского террора стало противоречие между отсутствием не только реальной вины жертвы террора (по критериям здравого смысла, не говоря уже о праве и законности), но даже поступка, с одной стороны, и реальной заинтересованности органов в поиске истин – с другой. Обращают на себя внимание попытки власти контролировать вину человека по некоему архаичному мифологическому сценарию, устанавливая тем самым основу для ее взаимопонимания с архаичной частью общества. Стремление к этой интеграции на основе массовой мифологии реализовывалось в официальной идеологии.

3. Мощное влияние в обществе массовой народной мифологии, благоприятной для мифологических конструкций, создаваемых властью. Например, распространение веры в то, что насилие есть повседневный и достаточно эффективный метод решения социально-политических и экономических проблем.

4. На этой основе складывалась массовая поддержка самого фактора террора со стороны как подавляющего большинства населения, так и реальных и потенциальных жертв.

Специфический массовый террор не может быть результатом веры, фантазий немногих идеологов, доктринеров, чиновников. Это –форма проявления и следствие развития массовых представлений, специфики тех реакций, которые общество давало на кризисные ситуации, опираясь на сложившуюся структуру [5;32].

 

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации

Существуют причины, затрудняющие переход разных стран к демократическому режиму. Данный вопрос привлекает внимание многих политологов, философов, историков, политиков. В условиях глобализации и усложнения взаимозависимости между разными странами увеличиваются возможности установления демократических политических режимов. Экономических предпосылок для этого достаточно. Сложным остается вопрос, почему этот  процесс в разных странах затягивается на долгие годы. Философы и социологи считают, что одной из причин задержки перехода отдельных стран к установлению демократического режима являются особенности их развития, роль в этом развитии религии и культуры, оказывающих приоритетное влияние на формирование политического сознания общества. Так, в современной России, где уже сложились зоны постиндустриального развития, достигнут достаточно высокий уровень образования и духовного развития людей, существуют трудности для перерастания авторитарного режима в демократический. Одной из причин тому является сам человек, его сознание, менталитет, характер связей с государством и обществом, проявление личной самооценки. В этих условиях развития России политический режим не может быть иным.

Второй причиной, которую нужно учитывать при переходе к демократическому режиму, является уровень развития политических партий и объединений, их способность влиять на состояние политических процессов в стране.

Третьей причиной, сдерживающей переход стран к демократии, является проводимая в них политика по отношению к политическому режиму конкретной страны. Так, в процессе глобализации некоторые развитые капиталистические страны заинтересованы в сохранении недемократических режимов в интересах движения капиталов, товаров и услуг, которые могут не облагаться высоким налогом, иметь политическую стабильность для реализации своих проектов и т.д.

И еще важно учитывать (четвертая причина) то, что тип политического режима зависит от характера политической борьбы за власть в той или иной стране. Примером тому является возникновение трех разных типов политического режима в России только в одном 1917 г.; монархического режима, режима Временного правительства и режима советской власти.

Образование того или иного типа политического режима зависит от характера политических конфликтов и существующих способов их разрешения со стороны власти. Исторический опыт показывает, что выход из кризисного состояния общество начинает в условиях образования нового типа политического режима [2;156].

Здесь же отметим три основных вида условий демократизации общества: экономические, политические и социальные.

Экономические условия – это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:

Рыночная экономика сама по себе является институтом демократии. Она препятствует концентрации экономической и политической власти в руках немногих, стимулирует развитие свободы, предприимчивости, ответственности и др. Рынок – это «плюрализм» товаров, услуг, потребностей свобода выбора в производстве и потреблении. Кроме того, рыночная экономика способна обеспечить достаточно высокий уровень жизни людей.

Политические условия –это создание правового демократического государства, которое предполагает:

Социальные условия – это формирование гражданского общества, состоящего из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы.

Все названные выше условия тесно взаимосвязаны. Однако их создание  - процесс долгий и трудный. Многим развитым демократическим странам для этого потребовались столетия. Поэтому попытки сделать страну демократической и развитой в сжатые сроки, как правило, терпят неудачу [3;80].

 

3. Сравните основные типы политических режимов по критериям

Критерий

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все поры жизни общества

Отчуждение власти от общества. Политическая власть сосредоточена в одних руках или группы лиц. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая власть

Источником власти в стране является народ

Характер партий-ной системы

Однопартийность. Во главе стоит один лидер

Существует видимость многопартийности. Оппозиционные партии играют незначительную роль в обществе

Политический плюрализм (образование двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий  их влиянии на общественное мнение

Развитость граж-данского общества

Гражданское общество полностью подчинено власти

Неподконтрольность власти гражданскому обществу

Равноправие всех граждан

Соблюдение прав и свобод человека

Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Автономия человека сведена к нулю во всех сферах его жизни

Политические права и свободы ограничены

Высока степень реализации прав и свобод человека. Проблемы прав человека находятся в центре внимания мировой общественности

Отношение к ры- ночным экономи- ческим механиз- мам

Огосударствление экономики. Командно-административная система управления

Огосударствление экономики. Командно-административная система управления

Многообразие форм собственности, рынок конкуренция, экономически независимый человек

Идеологическая ситуация

Функционирует одна официальная идеология, все другие идейные течения запрещены

В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие течения

Политический плюрализм

 

Заключение

По всему вышесказанному можно сделать несколько общих выводов.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля.

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних врагов, периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти [3;75].

 

Список литературы

1. Горелов А. А. Политология. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 312 с.

2. Грязнова А. Г. Политология. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 396 с.

3. Козырев Г. И. Политология. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.

4. Оришев А. Б. Политология. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 288 с.

5. Тинт Ю. С. Политология. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 79 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.92K
Скачано: 260
Скачать бесплатно
24.04.14 в 12:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе