Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии управления »

Переговоры как разновидность общения и манипуляции в общении

Переговоры как разновидность общения и манипуляции в общении [20.01.14]

Тема: Переговоры как разновидность общения и манипуляции в общении

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии управления

Тип: Контрольная работа | Размер: 50.76K | Скачано: 280 | Добавлен 20.01.14 в 06:27 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Переговоры как разновидность общения 3

Глава 2. Манипуляции в общении 8

Тестовое задание 12

Список литературы 13

 

ГЛАВА 1. ПЕРЕГОВОРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем. [4, С. 156]

Несомненно, переговоры – это неотъемлемая часть деловых контактов. И их успех зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров, которая вряд ли может быть представлена в виде некоего исчерпывающего набора готовых рецептов. Чтобы грамотно и уверенно вести переговоры, важно понимать, в чем состоит их специфика, какие цели ставят перед собой участники, какова общая модель переговорного процесса.

Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выбор той или иной стратегии зависит от ситуации, в которой ведутся переговоры, готовности сторон реализовать интересы друг друга, понимания успеха переговоров их участниками. Выделяются две основные стратегии ведения переговоров:

- позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения;

- переговоры на основе взаимного учета интересов; что предполагает партнерский тип поведения сторон.

Каждая обозначенная стратегия имеет свою специфику. При позиционном торге идет спор об определенных позициях. Конфронтационный подход к переговорам – это противостояние сторон, а стол, за которым он ведется, - своеобразное поле битвы, где участники переговоров – «солдаты», их главная задача состоит в «перетягивании каната» по типу «кто-кого». Степень различна: от стремления получить как можно больше до желания не только получить максимально возможное, но и не дать партнерам реализовать свои интересы.

В отличие от позиционного торга, переговоры на основе взаимного учета интересов являются реализацией партнерского подхода. Он реализуется путем совместного с партнером анализа проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше остаются оба участника.

Чтобы достичь успеха на переговорах, необходима тщательная, как долгосрочная, так и краткосрочная подготовка. Подготовительный период может начаться задолго до фактического начала переговоров и включает два основных аспекта: организационный и содержательный.

Вне зависимости от темы предстоящих переговоров в ходе их подготовки стороны должны согласовать ряд вопросов процедурного характера. Прежде всего, необходимо осуществить выбор места и времени встречи. Перед встречей необходимо подготовить помещение: на столах не должно быть никаких лишних документов, на столе должны лежать блокноты и ручки, карандаши, вода, фужеры. Если вы поставили на стол пепельницу, это  является сигналом, что можно курить, однако прежде нужно спросить разрешения у присутствующих женщин. При определение времени начала переговоров обычно исходят из их продолжительности: если переговоры длятся 1,5 – 2 часа, то они, как правило, назначаются на 9.30 или 10.00. Если переговоры проводятся во второй половине дня, то нужно выбрать такое время их начала, чтобы они не закончились позднее 17.00 – 17.30.

Определение повестки дня – не менее важная составляющая в подготовки к переговорам. Она вносит ясность в процедуру проведения заседания, что особенно важно при наличии целого ряда проблем и в ситуациях многосторонних переговоров.

Организационная сторона подготовительного периода связана и с решением такой задачи, как формирование состава участников переговоров. Важно решить вопрос о полномочиях того, кто в них участвует.

Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. На первой же встрече необходимо согласовать процедурные вопросы, основные контуры которых были определены в ходе подготовки к переговорам. К числу вопросов, требующих взаимного одобрения сторон, относятся:

- повестка дня;

- временные рамки как отдельных встреч, так и, предположительно, всего процесса;

- очередность выступления оппонентов;

- порядок принятия решений.

Можно выделить следующие этапы ведения переговоров: взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников, их обсуждение (выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов и предложений, их обоснование), согласование позиций и выработка договоренностей.

Первый этап очень важен, поскольку для выработки договоренностей, прежде всего, необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их. Поспешность здесь крайне нежелательна, так как отношение к самому процессу у деловых людей разное. Кроме того, даже хорошо подготовленные переговоры оставляют ряд неясностей. Вы должны убедиться, что под одними и теми же терминами стороны подразумевают одинаковые понятия, так как, говоря даже на родном языке, собеседники могут в одни и те же слова вкладывать разный смысл.

Второй этап – обсуждение позиций и точек зрения участников – направлен, как правило, на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. Он особенно важен, если стороны ориентируются на решение проблем торга.

При обсуждении позиций особое значение приобретает аргументация. Она может использоваться для жесткого отстаивания своих позиций. В то же время аргументация нужна и для того, чтобы показать партнеру, на что другая сторона не может пойти и почему. В этом случае этап обсуждения является логическим продолжением этапа уточнения позиций.

Выдвигая аргументы в ходе дискуссии, высказывая оценки и предложения, стороны таким образом указывают на то, что, по их мнению, не может войти в заключительный документ, с чем они принципиально не согласны и почему или напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения.

Основным результатом аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности. Таким образом, переговоры вступают в третий этап – этап согласования позиций и разработке итоговых договоренностей.

При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений.  Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться. Область, в рамках которой возможно достижение соглашения называется переговорным пространством. Пределы допустимых для каждой из сторон решений могут располагаться весьма далеко от первоначально заявленных позиций.

В случае успеха переговоры завершаются закреплением решения в итоговых документах или ограничиваются устными договоренностями – в зависимости от степени официальности ситуации. Ясно, что письменное закрепление договоренностей уменьшает возможность их произвольного толкования в дальнейшем. Однако в рамках межличностных отношений такая практика чаще всего отсутствует. Это дает возможность сторонам при желании с большей легкостью нарушать условия договора или вовсе аннулировать его. Следует иметь в виду, что не всегда переговоры ведутся в жестком соответствии с изложенной схемой. По мере продвижения к исходу переговоров их участники могут возвращаться к уточнению вопросов, рассмотренных ранее. Но общая логика последовательности этапов ведения переговоров должна сохраняться. Ее нарушение может привести к затягиванию переговорного процесса или его срыву.

В исследованиях, посвященных переговорному процессу, особое внимание уделяется воздействию на оппонента и использованию при этом различного рода приемов. Кратко остановимся на характеристике основных тактических приемов, применяемых в рамках той или иной стратегии ведения переговоров.

Приемы, относящиеся к переговорам позиционного торга, наиболее известны и многообразны.

«Завышение требований». Суть состоит в том, что оппоненты начинают переговоры с выдвижения значительно завышенных требований, на выполнение которых они и не рассчитывают. Затем оппоненты отступают к более реальным требованиям посредством серии кажущихся уступок, однако при этом добиваются реальных уступок от противоположной стороны. Если первоначальное требование является чрезмерно завышенным, то оно будет расценено как неправомерное и не вызовет ответных уступок.

«Расстановка ложных акцентов в собственной позиции». Заключается в том, чтобы продемонстрировать крайнюю заинтересованность в решении какого-либо малозначительного вопроса, а в дальнейшем снять требования по данному пункту. Такого рода действия выглядят как уступка, что вызывает ответную уступку оппонента.

«Выжидание». Используется для того, чтобы вынудить оппонента первым высказать свое мнение, а затем, в зависимости от полученной информации, сформулировать собственную точку зрения.

«Салями». Выражается в предоставлении информации оппоненту очень маленькими порциями. Эта уловка используется для того, чтобы получить как можно больше сведений от оппонента или затянуть переговоры.

«Преднамеренный обман». Используется либо для достижения, либо для избежания каких-либо последствий и представляет собой: искажение информации, сообщение заведомо ложной информации, отсутствие полномочий для принятия решений по тем или иным вопросам, отсутствие намерений выполнять условия соглашения.

«Выдвижение требований по возрастающей». Если один из участников переговоров соглашается с вносимыми предложениями, другой участник может прибегнуть к выдвижению все новых и новых требований.

«Выдвижение требований в последнюю минуту». Используется в конце переговоров, когда остается только заключить соглашение. В этой ситуации один из участников выдвигает новые требования, рассчитывая на то, что его оппонент пойдет на уступки ради сохранения достигнутого.

«Двойное толкование». При выработке итогового документа одна из сторон «закладывает» в него формулировки с двойным смыслом. Впоследствии такая уловка позволяет трактовать соглашение в своих интересах.

«Оказание давления на оппонента». Цель — добиться от него уступок и вынудить согласиться на предлагаемое решение. Прием может реализовываться через указание на возможность прекращения переговоров, демонстрацию силы, предъявление ультиматума, предупреждение о последствиях, неприятных для оппонента. [4,c.383-384]

Если использование первой группы приемов демонстрирует отношение к оппоненту как к противнику, то вторая группа приемов ориентирована на партнерский подход. Тактические приемы ведения конструктивных переговоров:

«Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов». Суть в том, чтобы начинать обсуждение с тех вопросов, которые вызывают наименьшие разногласия, а затем перейти к более сложным проблемам. Прием позволяет избежать активного противодействия сторон с самого начала переговоров и сформировать благоприятную атмосферу.

«Разделение проблемы на отдельные составляющие». Суть в том, чтобы не пытаться сразу решить всю проблему, а, выделив в ней отдельные аспекты, постепенно достигать взаимного согласия.

«Вынесение спорных вопросов "за скобки"». Используется, если возникают трудности с достижением соглашения по всему комплексу проблем: спорные вопросы не рассматриваются, что позволяет достичь частичных договоренностей.

«Один режет, другой выбирает». Основан на принципе справедливости раздела: одному предоставляется право разделить (пирог, полномочия, территорию, функции и т.д.), а другому — выбрать из двух частей одну. Смысл этого приема заключается в следующем: первый, опасаясь получить меньшую долю, будет стремиться к тому, чтобы разделить максимально точно.

«Подчеркивание общности». Указываются те аспекты, которые объединяют оппонентов: заинтересованность в положительном результате переговоров; взаимозависимость оппонентов; стремление избежать дальнейших материальных и моральных потерь; наличие длительных отношений между сторонами до возникновения конфликта. [4,c.384-385]

 

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ

Основными типами межличностного общения являются императив, манипуляция и диалог. Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

В управленческой практике имеет место ряд манипуляционных технологий:

- психологическое давление – наиболее грубая форма манипуляции. Чтобы быть уверенным в успехе действия, манипулятор старается создать явный перевес сил над партнером, то есть иметь явное преимущество по каком-либо параметру: квалификации, должности, владению информацией, контролю над ситуацией и т.д.

- целенаправленные преобразования информации, которые включают:

а) искажение информации, глубина которого может варьироваться от простой лжи до частичных деформаций: подтасовки фактов, смещение смыслов высказываний и поступков,

б) частичное утаивание информации, избирательная (выборочная) подача материала;

в) способ подачи информации варьируется:  или слишком много «навалом», или в «разбивку» - неудобными мелкими кусками или компоновка тем, наводящая на нужные выводы;

г) момент подачи материала информации дозируется: либо когда на нее не обратят внимания, либо когда ее очень ждут и поверят чему угодно, либо одновременно с какой-то другой, чтобы вызвать нужные ассоциации;

д) подпороговая подача информации на бессознательном уровне – использование зрительного или слухового фона, создающего определенные ассоциации (некоторые виды рекламы или так называемый «25-й кадр» в телепередачах, который законодательно запрещен;

ж) расчет на предварительное  «ассоциативное знание», догадливость адресата и его действия по стереотипу (например, когда неясный намек или неаргументированная просьба сопровождается словами: «мы же с вами умные люди, понимаем что к чему…». Большинство людей не решаются требовать более четких объяснений и попадаются на уловку манипулятора).

- воздействия на специфические мишени – на те психологические структуры, на которые оказывается влияние со стороны манипулятора и которые изменяют поведение собеседника в направлении, соответствующем цели воздействия («струны души»)..

Наиболее универсальные мишени, используемые манипулятором:

а) первичные жизненные потребности в пище, безопасности (своей и близких людей);

б) чувств общности ( человек легче поверит и пойдет навстречу другому, если у них одна специальность, сходный возраст, они из одного города, имеют таких же детей или даже сходные болезни и  т.п.).

в) низменные влечения человека: агрессивность, чувство собственности, секс, враждебное отношение к «ним» (непохожим на «нас»), искушение властью, деньгами, славой, роскошью и т.д.;

Эти манипулятивные технологии используются в двух формах: легкой (мягкой) и тяжелой. К легким формам относятся:

- обольщения или тактика демонстрации дружелюбия, искусственное завоевание расположения. Их цель – воздействовать на личность с помощью восхваления ее достоинств. Опытные обольстители, думая о том, как лучше воздействовать на объект, стараются усилить собственную привлекательность. Эти тактики предполагают корректное обращение, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, то есть манипулятор маскирует соперничество под сотрудничество или даже уступки. К обольщающим тактикам относят: лесть, единство мнений, оказание услуг, самопрезентация. Залог успеха этих тактик – искусное манипулирование мишенью воздействия для того, чтобы ее руками и, используя ее авторство, добиться своих результатов.  К обольщающим тактикам относится и оказание услуг, ибо известно, что люди обычно благосклонно относятся к тем, кто делает им что-то хорошее. Разумеется, тактика провалится, если вторая сторона заподозрит, что в ответ на оказанную любезность от ее что-то потребуют;

-  введение в заблуждение, запутывание. Главная задача этой тактики та же, что и при обольщении: не дать другой стороне догадаться о ваших намерениях. Для этого рекомендуют искусным игрокам утаивать свои заслуги, приоткрываясь удачным стечением обстоятельств. Выигрыш у соперника должен представляться просто удачей, а не вашим умением вести игру. Для эффективного ведения игры главное – найти способ привести противника в состояние смятения, сбить с толку. Вторая возможность смутить, запутать человека заключается в том, что нужно заставить противника почувствовать себя либо безответственным, либо некомпетентным. Но при условии, что у противника не возникнет никаких подозрений и никаких поводов обвинения в чем-то первую сторону;

- скрытые укоры. Под видом безобидных замечаний о реальных фактах они призваны задеть и расстроить жертву воздействия. Залог успеха тактики заключается в том, что вторая сторона, оставаясь в неведении относительно стараний первой, проникается расположением и в результате смягчается и идет на уступки. Чувство вины является чрезвычайно сильным фактором, вызывающим психологический дискомфорт. Задача манипулятора – заставить жертву почувствовать ответственность за ошибки, которых данная сторона не совершала  или   совершала давно и последствия уже несущественны. Каким бы способом не внушала чувство вины первая сторона, вторая в результате будет склонна уступить просьбе. Скрытые угрозы эффективны потому, что заставляют человека винить самого себя в возникшей проблеме.

Обольщение, запугивание, скрытые укоры – это тактики, которые скорее ослабляют сопротивление другой стороны, склоняют ее к снижению своих притязаний, но прямо не воздействуют на них.

Более «тяжелыми» методами воздействия и манипулирования, которые могут достаточно радикально изменить поведение второй стороны, являются обещания и угрозы, причем большинство из них  манипулятор не собирается и не может исполнить (но вторая сторона об этом не догадывается). Чем больше количество информации (как правдивой, так и ложной) содержится в обещаниях или в угрозах, тем скорее  другая сторона будет считать первую сторону сильной и контролирующей ситуацию. Угрозами можно скорее, чем обещаниями добиться того, чтобы другая сторона выполнила требуемое. Потенциальное достоинство угроз заключается  в том, что угрожающие выигрывают даже в тех случаях, когда они отказываются от их выполнения. Не сдержавший обещания почти наверняка будет нужен как лицо, не заслуживающее доверия, в то время  как уклонившийся от выполнения угрозы будет восприниматься как сильный, но благородный человек.

Нейтрализация манипулирования или противодействие манипулированию состоит в том, чтобы делать безуспешными подготовительные действия к нему и не допустить реализации манипуляционных технологий. Для этого необходимо:

- заменить или, по крайней мере, дополнить эмоциональный контакт другим видом контактов

а) знаковыми формами контактов. Это правильное  понимание содержание воспринимаемого сообщения – надо не только смотреть, но и видеть, и слышать ( в том числе наблюдая за поведением партнера по общению, используя методы анализа его состояний по К. Юнгу);

б) операциональным контактом. Имеется в виду открытое стремление к пониманию смысла выполняемых другим человеком действий и возможность адекватной обратной связи, именно этого часто и не хочет манипулятор и провоцирует неверное понимание своих действий, поэтому не надо стесняться задавать прямо вопросы о том, что человек делает, зачем, что хочет от других;

в) предметным контактом. Это открытое стремление к пониманию предмета, истинного содержания сообщения, ибо затуманить истинный предмет сообщения – задача манипулятора;

- быть настроенным на сотрудничество или партнерство, в случае опасности  манипулирования – перейти на позиции соперничества, но не доминирования или манипулирования;

- уменьшить свою зависимость от стандартов поведения и социальных ролей т.е не дать манипулятору возможность «спекулировать» на ролевом поведении, на личностных качествах и свойствах: честность, открытость, терпимость, верность данному слову, обещаниям;

- очень важно не поддаваться на провоцирующие нападки личного характера. Их нужно перевести на рассматриваемую проблему, обратив внимание на то обстоятельство, что именно к этому должны стремиться все участники обсуждения.

 

Тестовое задание

Соотнесите типы общения по признаку классификации:

А) прямое – косвенное

Б) непосредственное – опосредованное

В) межличностное – массовое общение

1) по целям

2) по содержанию

3) по формам

Ответ: По формам проявления - это непосредственное – опосредованное общение. Например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики. Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники. Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

По содержанию бывает межличностное – массовое общение. Например, возьмем ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли выходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает о ней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе и ещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света. Всё это и называется межличностным общением. Но стоит войти в класс Марии Петровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое. Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данном случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) – все, кто присутствует на уроке.

По целям выделяют прямое – косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведение переговоров между враждующими сторонами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2010. – 452 с.

2. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. – СПб: Питер, 2012. – 562 с.

3.  Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. -  М.: ИНФРА-М, 2010. – 345 с.

4. Кабушкин Н Л. Основы менеджмента: Учеб. пособие - 7-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2011. — 336 с. 

5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учеб. пособие. – Ростов - н/Д: Феникс, 2011.

6. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Учеб. пособие. – Ростов - н/Д, 2012. – 425 с.

7. Кузин Ф. А. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2012. – 320 с.

8.  Кукушин В.С. Деловой этикет. – М.: «Март», 2010. – 224 с.

9. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. – 415 с.

10.  Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2012. – 495 с.

11. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога. – М.: Изд-во Книжкин Дом, Изд-во Эксмо, 2010. – 384 с.

12. Чеховских М.И. Психология делового общения: учебное пособие.- М.: Новое знание, 2011. – 421 с.

13. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. Учебник. М.: Академия, 2012. – 436 с.

14. Яромич С. А., Кусик Н. Л., Петриченко П. А. Менеджмент переговоров. Стратегия и тактика. – Одесса, 2009.–140с

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 50.76K
Скачано: 280
Скачать бесплатно
20.01.14 в 06:27 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе