Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Курсовая работа: Государственный долг и его социально-экономические последствия

Государственный долг и его социально-экономические последствия [28.09.11]

Тема: Государственный долг и его социально-экономические последствия

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 55.96K | Скачано: 241 | Добавлен 28.09.11 в 23:24 | Рейтинг: +6 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


План.

1. Введение 3

2. Государственный долг и его социально-экономические последствия:

2.1. Причины возникновения государственного долга и его виды 4

2.2. Последствия государственного долга и методы управления им 8

2.3. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России 14

3. Практикум 23

4. Заключение 24

5. Список литературы 25

 

Введение.

Проблема обслуживания государственного долга России привлекла пристальное  внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось в тяжелой экономической ситуации, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных.

Я выбрала эту тему, потому что, на мой взгляд, государственный долг – это одна из наиболее актуальных проблем Российской Федерации.

Государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики России.

В данной работе я рассмотрю сущность, причины возникновения государственного долга, его виды, последствия и методы управления им, а также влияние государственного долга на развитие современной экономики России.

 

2. Государственный долг и его социально-экономические последствия:

2.1. Причины возникновения государственного долга и его виды.

Государственный долг – это сумма, накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета (профицитов).

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно следить за  изменением государственного долга по отношению к изменению ВВП [4, с.199].

Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются:

а) спадом производства;

б) ростом предельных производственных издержек;

в) неконтролируемой эмиссией национальных денежных едини;

г) ростом объемов ВПК;

д) ростом оборота в теневой экономике;

е) усилением влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

ж) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

- увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Различают следующие виды государственного долга: внутренний и внешний. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов – только одного вида – внутреннего долга.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам, банкам и иным держателям правительственных ценных бумаг.

Облигации – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Облигация представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты –  погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация   представляет собой долг, а ее держатель является кредитором. По российскому законодательству облигация – ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

По способу размещения государственные займы делятся на группы:

1)   свободно обращающиеся облигации, размещающиеся по подписке.

2) облигации, свободно размещающиеся на рынке ссудного капитала (обычно через систему коммерческих банков).

К ценным бумагам, используемым для мобилизации денежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В последние годы на рынке ценных бумаг основная роль отводится государственным облигациям, эмитентом которых выступает правительственный орган – Министерство финансов РФ. Наиболее распространенными среди государственных облигаций являются государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и  облигации государственного сберегательного займа РФ.

Внешний долг – государственный долг иностранным гражданам, фирмам и учреждениям (например, банкам).[4, c.448] Внешний долг является  предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют под более высокие проценты с требованием залогов, особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Любое государство стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Иностранные кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства.  Наиболее известны Парижский, Лондонский и Токийский клубы.

Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года..

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформированное в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран регулярно обслуживать внешнюю задолженность. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

При обращении к внешнему долгу происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Государства стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечения новых заемных средств.

 

2.2. Последствия государственного долга и методы управления им.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство   для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга.

·  Перераспределяется доход от частного сектора к государственному.

·  Усиливается неравенство в доходах.

·  Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала  и сокращению производственного потенциала страны.

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов.

·   Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

·  Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.

·   Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Одна из его статей лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. В статьях 102 – 114 более подробно изложены вопросы, касающиеся управления и обслуживания государственного и муниципального долга РФ: ответственность по долговым обязательствам (ст. 102); право государственных внешних заимствований (ст. 103, 104); реструктуризация долга (ст. 105); предельные объемы государственного и муниципального долга и предельные объемы государственных и муниципальных заимствований (ст. 106, 107); создание и изменение программ внешних и внутренних заимствований РФ (ст. 108–110); предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга (ст. 111–113); эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг (ст. 114).

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

· удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

· минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

·сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

Управление государственным долгом можно условно разделить на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

Прежде всего, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают: предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

При этом руководствуются Бюджетным кодексом, где определено, что:

1. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, по представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы определяют: генеральные условия выпуска отдельных займов;  порядок эмиссии и обращения долговых обязательств; время выпуска очередного займа и условия его функционирования; организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг; организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств; организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий; осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

Обслуживание и погашение государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ. Банк проводит свою работу на основе специальных соглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Вопросы обслуживания внутреннего долга освещены в статье 119 Бюджетного кодекса.

Обслуживание и погашение государственного внешнего долга осуществляет Внешэкономбанк. Банк работает на основе специальных соглашений с Минфином РФ.

 

2. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около двух третьих всего рынка.

Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции (в виде прямых и портфельных инвестиций), золотовалютные резервы и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

Воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долгосрочном периоде характеризуют следующие результаты:

а) происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска.

б) усиливается налоговый пресс для обслуживания государственного долга, который подавляет стимулы к труду.

в) возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.

Внутренний государственный долг РФ регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов. К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.

Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги.

Долг Советского Союза

Резкое ухудшение экономической ситуации, обусловленное слабостью, внутренне присущей плановой экономике, и грубыми просчетами в экономической политике, вынуждали советское руководство прибегать к значительным заимствованиям за рубежом. Средства, заимствованные на Западе в 1990-1991 гг., были большей частью использованы для обеспечения населения потребительскими товарами с помощью импорта. По состоянию на 1 января 1992 г. общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась в 107,7 млрд дол. В течение 1993 г. новые  суверенные государства, образовавшиеся после распада СССР, согласились передать Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам. Оказавшись перед необходимостью выплатить более 40 млрд долл. в течение 1992-1993 гг., российское правительство обратилось к государствам и банкам-кредиторам с просьбой о реструктуризации долгов. В результате длительных переговоров с членами Лондонского и Парижского клубов порядок и сроки погашения долгов, унаследованных Россией от Советского Союза, были пересмотрены. В апреле 1996 г. было достигнуто соглашение с правительствами государств-кредиторов, принадлежащих к Парижскому клубу, о том, что 33 млрд долл. из общей суммы долга, равной 38 млрд долл., будут выплачены Российской Федерацией в течение 25 лет. В августе 1998 г. Россия объявила технический дефолт по своим долгам Германии, на которые распространялось соглашение о реструктуризации, достигнутое с Парижским клубом. На протяжении оставшихся месяцев 1998 г. и первых пяти месяцев 1999 г. Россия не выплачивала сумм, которые подлежали выплате кредиторам, принадлежащим к Парижскому клубу.  Сумма пропущенных выплат по реструктурированной задолженности составляет 1,8 млрд долл. Российское правительство провело ряд неофициальных консультаций, однако не выдвинуло никаких официальных предложений.

В мае 1999 г. кредиторы-члены Лондонского клуба решили отложить дальнейшие дискуссии о том, объявлять ли Россию банкротом, до тех пор пока российская сторона не обратится к ним с официальной просьбой о реструктуризации долга. По состоянию на 31 мая 1999 г. общая сумма задолженности членам Лондонского клуба равнялась 26,4 млрд долл., включая 200 млн долл. просроченных выплат по процентам.

В дальнейшем долг Парижскому и Лондонскому клубам был погашен досрочно.

Долг Российской Федерации

В период с 1992 по 1995 г. Россия не имела выхода на международные рынки капитала и получала кредиты в основном из официальных источников. В 1993 г. МВФ и Всемирный банк стали предоставлять России кредиты при условии выполнения ею согласованной экономической программы. Последний раз средства МВФ были выделены России в августе 1998 г., после чего общая сумма долга Российской Федерации международным финансовым организациям достигла 25,4 млрд долл.

Наличие значительных запасов полезных ископаемых обеспечивал постоянный приток валюты в страну. В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ полагают, что данный критерий не является самодостаточным, поскольку правительство также должно иметь возможность направить часть доходов от экспорта на выплату внешних долгов. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадал с долей налоговых поступлений в российском валовом доходе.

Правительством России на 2010-2012гг разработана новая политика в области государственного долга, направленная на:

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; 
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг; 
- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 –2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке. По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году – 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5  млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей. Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет. В 2010 – 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 12,0-13,0% и 13,0-13,5% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году – 487,3 млрд. рублей и в 2012 году – 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году.

В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации основными принципами долговой политики в 2010 – 2012 годах являются: 
- частичное финансирование дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации; 
- полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.

Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах (млрд. долл. США)

 

2010

2011

2012

2010-2012

привлечение

17,8

20,7

20,0

58,5

погашени

1,4

3,1

1,3

5,8

«чистое» привлечение

16,4

17,6

18,7

52,7

В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются:

1) ускоренная реализация большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений о займах. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно;

2) расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций;

3) внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов на основе консультационно-аналитического и экспертного содействия международных финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований.

В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года  составит 5689,3 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 7340,2 млрд. рублей и на 1 января 2013 года - 8564,1 млрд. рублей.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 16,41% ВВП на конец 2012 года. При этом к концу 2012 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 53,2 % при соответствующем снижении доли внешнего долга.

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2010 года
(млн. долл. США)

 

 

1 января 2009 г.

1 апреля 2009 г.

1 июля 2009 г.

1 октября 2009 г.

1 января 2010 г.

1 апреля 2010 г.

1 июля 2010 г.
(оценка)

Всего

480 541

447 531

468 275

477 757

471 591

469 940

464 398

Органы государственного управления

29 478

27 376

30 044

31 182

31 309

31 320

35 596

Федеральные органы управления

28 166

26 170

28 527

29 494

29 475

28 882

33 349

Новый российский долг

23 615

21 736

24 095

25 044

26 286

25 732

30 272

кредиты международных финансовых организаций

4 494

4 256

4 114

3 927

3 788

3 575

3 113

МБРР

3 842

3 621

3 499

3 330

3 210

3 009

2 567

прочие

652

634

614

598

578

566

546

прочие кредиты

1 381

1 210

1 133

1 107

1 000

901

839

ценные бумаги в иностранной валюте

17 253

15 857

18 410

19 438

20 348

19 876

25 011

еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО

1 738

1 413

1 720

1 774

1 786

1 689

6 824

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

15 109

14 040

16 286

17 261

18 135

17 760

17 760

ОВГВЗ - VII транш

406

404

404

404

427

427

427

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

146

77

115

245

811

1 050

1 000

прочая задолженность

341

336

324

326

340

330

309

Долг бывшего СССР

4 550

4 434

4 432

4 451

3 189

3 149

3 077

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

19

19

18

16

11

9

9

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1 427

1 352

1 368

1 391

1 316

1 280

1 251

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 909

1 896

1 861

1 852

1 810

1 809

1 766

ОВГВЗ - III, IV, V транши

2

2

1

1

1

1

1

прочая задолженность

1 194

1 165

1 184

1 191

50

50

50

Субъекты Российской Федерации

1 312

1 206

1 516

1 688

1 834

2 439

2 247

кредиты

1 102

1 032

1 094

1 142

1 120

1 056

956

ценные бумаги в российских рублях

211

174

423

546

714

1 383

1 291

Органы денежно-кредитного регулирования

2 761

2 480

3 937

12 221

14 630

12 226

12 133

кредиты

0

0

864

0

2 370

0

0

наличная национальная валюта и депозиты

2 761

2 480

3 073

3 235

3 365

3 612

3 741

прочая задолженность (распределение СДР)

 

 

 

8 986

8 895

8 615

8 392

Банки

166 280

146 413

141 661

135 851

127 212

129 028

122 801

Прочие секторы

282 022

271 262

292 633

298 503

298 441

297 366

293 869

долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

30 864

31 670

41 458

44 861

45 442

46 175

48 793

кредиты

236 077

225 584

233 709

233 266

232 542

227 328

222 049

долговые ценные бумаги

8 318

7 576

9 089

12 481

13 595

16 781

14 529

задолженность по финансовому лизингу

2 803

2 886

2 858

2 803

2 816

2 738

2 752

прочая задолженность

3 960

3 547

5 519

5 093

4 046

4 345

5 745

 

3.    Практикум

Правительство для реализации инвестиционного  проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.

Ответить на вопросы:

- возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства;

- увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства; почему;

- через сколько лет возможно будет полностью погасить долг.

  1. Да, сумма долга возрастет, так как правительству придется возвращать не только сам заем, но и проценты по нему – 15 млн. долл. в год.
  2. Налоги на граждан не увеличатся, так как при росте ВВП увеличатся налоговые поступления (правительство суммарно соберет больше налогов, не увеличивая их состав).
  3. Ежегодное превышение ВВП над суммой процентов по займу составит 30-15=15 млн. долл. Значит через 20 лет, возможно, будет погасить долг полностью.

 

Заключение.

В своей работе я рассмотрела причины возникновения государственного долга и его виды, последствия и методы управления им, влияние государственного долга на развитие экономики современной России.

Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего развития.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.

Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Это может произойти при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. долл. в год.

 

Список литературы.

  1. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – 448 с.
  2. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидировича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с. – («Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).
  3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Москва: «Издательство ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – М, 2002.
  5. А.И.Добрынин. Экономическая теория./ Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – Спб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000.
  6. Микро-, макроэкономика. Практикум. / Под общ.ред. Ю.А.Огибина. – СПб.: «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994. – 432 с.
  7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
  8. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю.А.Белика и др. – М.: Политиздат, 1987. – 399 с.
  9. Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов II курса всех специальностей. – М: ВЗФЭИ, 2009
  10. - Центральный Банк Российской Федерации
  11. - Вопросы экономики
  12. - Экономика и жизнь

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 55.96K
Скачано: 241
Скачать бесплатно
28.09.11 в 23:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ