Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Избирательная кампания: субъекты выборов и этапы

Избирательная кампания: субъекты выборов и этапы [04.06.13]

Тема: Избирательная кампания: субъекты выборов и этапы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.91K | Скачано: 265 | Добавлен 04.06.13 в 20:53 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2013


Содержание

Введение 3

Вопрос №1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы 4

Вопрос №2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 7

Вопрос № 3. Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5 %, за партию С - 77 %, за партию D - 1 %, за партию N - 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему? 13

Заключение 14

Список литературы 15

 

Введение

Избирательная кампания - это особое мероприятие со своими технологиями, законами и практикой. Если сравнивать ее с другими сторонами человеческой деятельности, то, пожалуй, наиболее близкими к избирательной кампании являются антикризисное управление, ведение военных действий и хирургические операции.

По мере изменения политической структуры нашего общества менялась и практика ведения избирательных кампаний. Сейчас избирательная кампания - это, прежде всего, сложный процесс, требующий привлечения большого количества самых разных ресурсов (организационных, финансовых, информационных и кадровых) и состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий, связанный с применением различных дисциплин и знаний. В данной статье описаны некоторые особенности современных избирательных кампаний.

 

Вопрос №1

В российском избирательном законодательстве термин «избирательная кампания» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под избирательной кампанией понимаются все действия по подготовке и проведению выборов. Она включает деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, а также деятельность иных участников выборов. Избирательная кампания в широком смысле осуществляется в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов и до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В узком смысле термин «избирательная кампания» обозначает предвыборную деятельность кандидата (избирательного объединения, избирательного блока). Под избирательнойкампаниейкандидата деятельность кандидата, направленная на достижение определенного результата на выборах. Эта деятельность начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Важнейшей составной частью избирательной кампании является сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), ведение ими предвыборной агитации, различного рода организационная работа, осуществляемая сторонниками (предвыборным штабом) кандидата. Для финансирования избирательных кампаний создаются избирательные фонды. Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» избирательная кампания кандидата, избирательного объединения, избирательного блока завершается представлением итогового финансового отчета в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также уполномоченными ими лицами.

Этапы избирательной кампании:

  1. Назначение выборов – это установление дня голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом.
  2. Выдвижение кандидатов – это формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты).

Существуют различные способы выдвижения кандидатов:

- выдвижение группой избирателей;

- выдвижение политическими партиями;

- самовыдвижение (обычно требует поддержки подписями некоторого числа избирателей).

В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный процент голосов). В других странах предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога.

  1. Предвыборная борьбаэто совокупность действий, предпринимаемых кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа).

Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия избирательной кампании – это ее содержательная часть, а тактика избирательной кампании – это ее техническая сторона.

Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга (изучение общественных запросов, ожиданий); для этой цели привлекают политических технологов, в том числе, для создания оптимального имиджа кандидата, – имиджмейкеров.

Финансирование избирательной компании кандидата (партии) проводится как за счет легальных источников (членские взносы, доходы от издательской деятельности партии, государственное финансирование, добровольные пожертвование), так и за счет нелегальных источников (коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц).

Государство стремится минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов. Для этого в большинстве стран применяется законодательное регулирование финансовых параметров избирательной компании. Оно включает:

- ограничение предвыборных расходов;

- сужение числа источников финансирования;

- государственное финансирование в виде субсидий или компенсации предвыборных расходов;

- тщательный учет используемых средств и гласность источников финансирования.

  1. – кульминационный этап избирательной кампании, прямое волеизъявление граждан. Электоральный выбор граждан мотивируется различными факторами – социальными (принадлежность к определенному классу, этносу, территории, конфессии), психологическими (близость, симпатии к определенной партии, лидеру), рациональными (соответствием кандидата и его программы ожиданиям избирателя) и др. Во многих странах в настоящее время наблюдается снижение электоральной активности граждан, абсентеизм – уклонение граждан от участия в выборах.
  2. Определение результатов выборов – завершающий этап избирательной кампании. Результаты выборов определяются избирательными комиссиями. В случае если в выборах приняло участие меньшее количество избирателей, чем это предусмотрено законом, («порог явки избирателей»), избирательная кампания объявляет выборынесостоявшимися. В этом случае назначаются повторные выборы. Процедура определения результатов выборов заключается в подсчете голосов, поданных за каждого кандидата. (Фальсификация итогов голосования может превратить выборы в фикцию).

 

Вопрос №2.

Субъектами выборов являются избиратели, политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные органы, наблюдатели, СМИ, государство.

  1. Одним из главных действующих лиц в процессе выборов являются избиратели.

Избиратель — это гражданин, который в соответствии с законом обладает правом голоса. При характеристике этого субъекта используется и такой термин, как «электорат».

Электорат, или избирательный корпус — это совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы. Особый статус избирателей в структуре избирательной системы обусловлен, с одной стороны, тем, что, участвуя в формировании властных институтов, они оправдывают смысл демократии как народовластия. С другой стороны, предпочтения, высказанные избирателями в ходе голосования есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа власти или кто займет отдельную выборную должность.

Участие граждан в голосовании на выборах является основной формой их вовлеченности в политику. Именно в ходе выборов большинство граждан становятся субъектами политики. В период же между избирательными кампаниями их участие в политическом процессе крайне незначительно. Поэтому в современной политологии индивид (в особенности рядовой гражданин) как исходный реальный субъект политики практически не берется в расчет. Выборы же представляют собой яркое исключение из этого правила, когда роль обычного индивида — избирателя — становится чуть ли не главной на политической сцене.

В России согласно Закону «Об основных гарантиях избирательных прав...» избирателем признается гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования, достигший 18-летнего возраста, за исключением тех, кто признан судом недееспособным или содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирателями в России могут быть и иностранные граждане, но только на уровне муниципальных выборов, если они постоянно проживают на территории данного муниципального образования.

  1. Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники — политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии — овладение политической властью или участие в ее осуществлении.

Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения.
Важная функция института выборов — представительство общественных интересов. Именно политические партии играют основную роль в ее реализации в рамках политической системы, являясь институтом, связывающим гражданское общество и государство. Они выявляют, формулируют и выражают интересы различных социальных групп, а также согласовывают эти разнородные интересы.

В большинстве современных государств политическим партиям отводится одна из главных ролей в функционировании государственной власти. Это проявляется, во-первых, через закрепление статуса партий в конституциях и специальных законах о партиях, во-вторых, через скрупулезное регулирование их участия на каждом этапе избирательной кампании. Статус политических партий в избирательной системе предполагает наличие у них широкого спектра прав:

• права выдвигать кандидатов;

• права финансировать избирательную кампанию;

• права на финансовую поддержку со стороны государства;

• права осуществлять предвыборную агитацию;

• права контролировать ход выборов.

Кроме того, деятельность политических партий в качестве субъектов выборов сопряжена с определенными ограничениями. Законом могут быть предусмотрены:

• минимальное число членов;

• сроки и порядок регистрации;

• объем и, источники финансирования избирательной кампании;

• условия использования СМИ в целях агитации;

• получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;

• сам факт периодического участия в выборах.

Важнейшая привилегия политической партии как ключевого субъекта выборов сопряжена с рядом обязательных условий, которым она должна отвечать, чтобы считаться партией:

• обязательность участия в выборах (если политическая партия в течение пяти лет подряд не принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации);

• наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации (т.е. не менее чем в 45) с численностью не менее 500 членов регионального отделения;

• численность остальных отделений — не менее 250 членов;

• общая численность членов партии — не менее 50 тыс. Статусом избирательного объединения обладают также и иные общественные объединения (общественные организации или общественные движения), устав которых предполагает участие в выборах. Но участвовать они могут только в муниципальных выборах.

  1. Избирательный блок — это форма политической коалиции, состоящей из двух или более политических партий и созданной в целях выдвижения общего списка кандидатов (общего кандидата). В российском Законодательстве избирательным блоком признается союз двух или трех избирательных объединений.

Избирательные блоки создаются с целью объединения ресурсов политических партий, расширения массы потенциального электората в итоге — увеличения шансов на успех в избирательной кампании. Они создаются в условиях конкретной избирательной кампании и определенной расстановки политических субъектов. Согласно закону избирательный блок может быть создан в любое время со дня назначения выборов (естественно, с учетом сроков выдвижения кандидатов), а основные его полномочия завершаются с окончанием избирательной кампании. По последним изменениям в избирательном законодательстве в выборах могут участвовать только партии, и соответственно участие в выборах избирательных блоков более не предусматривается.

  1. Не менее значимыми, чем политические партии, субъектами выборов являются кандидаты на выборные должности. Конкретный перечень выборных должностей, их число и вес в современных демократиях различны и зависят от специфики формы правления, формы территориального устройства, масштаба государство, политических традиций.

В России выборными являются следующие должности в системе органов государственной власти и местного самоуправления:

• Президент РФ;

• депутаты Государственной Думы;

• депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации;

• главы муниципальных образований;

• депутаты представительных органов местного самоуправления.

Поддержка на выборах со стороны политической партии дает возможность кандидату использовать ее властные возможности, ресурсы, наконец, имя. Кандидат в этом случае присваивает определенную долю популярности партии, упрощает для себя решение информационных задач. Однако степень заинтересованности в поддержке политической партии определяется также наличием у кандидата собственных ресурсов. С этой точки зрения кандидат, обладающий значительным объемом политических ресурсов, прибегает к поддержке политической партии лишь в том случае, если это сулит укрепление его собственных электоральных позиций. Возможности же политических партий в усилении электорального успеха персонально сильных кандидатов зачастую оказываются незначительными.

  1. Средства массовой информации (СМИ) занимают в структуре избирательной системы исключительное положение: они являются ведущим каналом коммуникации, обеспечивая обмен информацией между субъектами выборов.

Действительно, рядовые граждане формируют свои представления о ходе избирательной кампании, кандидатах и политических партиях во многом на основе сообщений СМИ.

Деятельность СМИ по созданию и распространению информации, связанной с выборами, включает:

• информирование избирателей;

• предвыборную агитацию.

Информирование избирателей осуществляется через освещение избирательной кампании, разъяснение избирательного законодательства, распространение информации о сроках и порядке голосований, сообщение сведений о кандидатах и партиях, а также об итогах голосования и результатах выборов.

Информирование избирателей должно быть беспристрастным и достоверным, не нарушать принципа равенства кандидатов и партий. В этом состоит основное его отличие от предвыборной агитации.

Предвыборная агитация — это коммуникативная деятельность субъектов выборов, побуждающая избирателей участвовать в выборах и голосовать за определенных кандидатов (политические партии) или против них.

Предоставление СМИ эфирного времени или печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется на бесплатной или платной основе. Однако в любом случае СМИ должны обеспечить равные условия всем кандидатам.

 

Вопрос №3.

В данном случае к распределению депутатских мандатов допускается федеральный списокС, получивший более чем 60 процентов голосов избирателей, а также список N, поскольку непременным условием получения депутатских мандатов является допуск к их распределению не менее чем двух списков кандидатов.

 

Заключение

Каждая избирательная кампания обладает своей спецификой, своими имеющимися ресурсами, своей первоначальной ситуацией, и победа в избирательной кампании обеспечивается только грамотным (правильным способом, в правильной ситуации и в правильное время) применением теоретических и практических знаний, использованием совокупности организационных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов.

 

Список литературы

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.

2. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2006.

3. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005.

4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51(ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». –

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 29.91K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
04.06.13 в 20:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе