Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Избирательная кампания: понятие и основные этапы

Избирательная кампания: понятие и основные этапы [28.05.12]

Тема: Избирательная кампания: понятие и основные этапы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.38K | Скачано: 412 | Добавлен 28.05.12 в 18:02 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Липецк 2012


Содержание

Введение 3

Избирательная кампания: сущность и основные этапы 4

Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 8

Задача 10

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией0 проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С – 77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите, какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

Заключение 11

Список литературы 12

 

Введение

Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными последовательными усилиями, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных же граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются очень разные люди, которых объединяет одна цель – прийти ко власти...

 

1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы.

Термин «избирательная кампания» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под избирательной кампанией понимаются все действия по подготовке и проведению выборов. Она включает деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, а также деятельность иных участников выборов. Избирательная кампания в широком смысле осуществляется в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов и до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В узком смысле термин «избирательная кампания» обозначает предвыборную деятельность кандидата (избирательного объединения, избирательного блока). Под избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, избирательного блока понимается деятельность кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и уполномоченных ими лиц, направленная на достижение определенного результата на выборах. Эта деятельность начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Важнейшей составной частью избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков является сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), ведение ими предвыборной агитации, различного рода организационная работа, осуществляемая сторонниками (предвыборным штабом) кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Для финансирования избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков ими создаются избирательные фонды.  Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения, избирательного блока завершается представлением итогового финансового отчета в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также уполномоченными ими лицами.

Этапы избирательной кампании

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации – по залогу или по подписям.

 Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа – это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

 Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

 Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

 

2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании

Избиратели - одно из главных действующих лиц в процессе выборов. Предпочтения, высказанные в процессе голосования избирателями, то есть гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы называется избирательным корпусом.

Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники - политические партии. Поскольку главная цель деятельности партии - овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

- минимальное число членов;

- получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;

- сам факт периодического участия в выборах.

В России правом самостоятельного участия в выборах до недавнего времени обладали не только партии, но и другие общественные объединения. С принятием в 2001 году Закона «О политических партиях» ситуация изменилась. Согласно статье 36 этого Закона политическая партия признаётся единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно участвовать в выборах. Те же политические партии, которые в течение пяти лет подряд не принимали участия в выборах, ликвидируются.

Также субъекты выборов - кандидаты на выборную должность. То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем государственную должность).

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:

- контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

- регистрация выдвинутых кандидатов;

- распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

- организация голосования;

- принятие решения о действительности бюллетеней;

- определение результатов выборов.

Как видно, возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом, представляющим ещё один важный компонент избирательной системы.

 

Задача

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией0 проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С – 77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите, какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

Решение. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы  с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определенного процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7%.

Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только три основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40%, 25% и 15% голосов соответственно, то оставшиеся 20% голосов, отданные за партии, не прошедшие порог, распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50%, партия Б – 31,25%, а партия В – 18,75% голосов

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели сущность, цели и этапы такого сложного явления функционирования демократического государства, как избирательная кампания.

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

На избирательный процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки организации и проведения выборных компаний, т.е. использование избирательных технологий.

В определенном смысле можно сказать, что "избирательная кампания" является аналогом понятия "комплекс маркетинга", который во время выборов включает в себя самого кандидата ("товар"), его "цену", "место продажи" - избирательные участки и "продвижение товара".

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 1997.
  2. Душин И. и др. Выборы. Технологии избирательных кампаний. — Харьков, РА, 1998.
  3. Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт — М., 1995.
  4. Кузьмин Н. Психотехнологии и эффективный менеджмент — М., 1992.
  5. Самый короткий путь к власти/Сборник современных технологий проведения политических кампаний. — Таганрог, 1995.
  6. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт — М.: Луч, 1993.
  7. Шендеря В. Организация предвыборных кампаний: Учебч. Пособие — М.: Росс. акад. гос. службы, 1995.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 21.38K
Скачано: 412
Скачать бесплатно
28.05.12 в 18:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе