Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Избирательная кампания: тип и этапы

Избирательная кампания: тип и этапы [31.10.12]

Тема: Избирательная кампания: тип и этапы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.43K | Скачано: 269 | Добавлен 31.10.12 в 16:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Омск 2012


План работы

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы 3

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 7

3.Задача 12

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5 %, за партию С – 77 %, за партию D – 1 %, за партию N – 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?

Список литературы 13

 

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы.

Избирательная кампания представляет собой особый вид полити­ческого управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, поли­тические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми зада­чами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практи­ка, далеко не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориен­тируются на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти пред­варительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.

Каждая избирательная кампания ведется ее инициаторами в усло­виях жесткой борьбы с политическими соперниками. Ведь избира­тельный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам.

В широком плане избирательной кампанией называют регламентированный законом и организуемый избирательными комиссиями набор мероприятий по организации свободного волеизъявления граждан. Например: «Избирательная кампания по выборам президента находится в самом разгаре». В более узком плане избирательная кампания - это действия кандидата (партии) и его команды, направленные на обеспечение желательного результата выборов. Избирательная кампания, понимаемая в широком плане, включает в себя, помимо кампаний всех кандидатов, также действия власти, избирательных комиссий и вообще всех лиц и организаций, так или иначе задействованных в выборном процессе.

Избирательная кампания кандидата (партии) заканчивается с подсчетом голосов избирателей и установлением результатов выборов. А вот определить момент ее начала довольно трудно. Часто кандидаты начинают предпринимать действия, направленные на их избрание, задолго до официального старта выборов. Политические же партии находятся в процессе подготовки к выборам постоянно. Поэтому к избирательной кампании относят все действия кандидата (партии) и его команды с момента официального объявления выборов, а также все мероприятия по подготовке к указанным действиям: разработку проекта кампании, образование штаба, аккумуляцию ресурсов и т.д. Такие подготовительные мероприятия носят обеспечивающий характер и не предполагают какого-либо непосредственного воздействия на массового избирателя. Агитацию же избирателей, проводимую до начала выборов, принято называть предвыборной кампанией. В отличие от избирательной, сроки предвыборной кампании никак не связаны с датой выборов; она может вестись практически непрерывно, превращаясь на момент выборов в избирательную.

Избирательные кампании различаются по таким параметрам, как уровень, масштаб и тип.

Уровень кампании определяется административной территорией, на которой проводятся выборы. В этом плане можно говорить о кампаниях федерального уровня (выборы президента и голосование по партийным спискам в Государственную Думу), уровня региона (выборы губернаторов), района, города, округа и т.д.

Масштаб кампании характеризуется количеством избирателей, принимающих участие в голосовании. Хотя масштаб и уровень обычно связаны между собой (чем выше уровень, тем больше масштаб), иногда здесь случаются довольно значительные несовпадения. Например, по масштабу выборы депутата Московской городской думы близки к выборам глав некоторых субъектов федерации.

Тип кампании определяется порядком установления результатов выборов. В России проводятся кампании следующих типов:

- выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через абсолютное большинство (голосование в два тура). По этой системе избирается президент РФ, мэры городов и т.д.;

- выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через относительное большинство (голосование в один тур). Эта система распространяется на выборы депутатов части региональных и местных парламентов и на выборы глав муниципальных образований;

- выборы по многомандатным округам. Эта система иногда используется при выборах региональных законодательных органов и органов местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации;

- выборы по пропорциональной системе партийных списков. Так выбираются депутаты Государственной Думы;

- выборы по смешанной системе: часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – по одномандатным (или многомандатным) округам. До недавнего времени так выбиралась Государственная Дума, сегодня по этой системе избираются региональные парламенты.

Несмотря на такое разнообразие параметров, методологическая основа проектирования и проведения избирательных кампаний является единой. Случаи, когда построение стратегии и тактики избирательной кампании существенным образом зависят от ее параметров, будут отмечаться и оговариваться по ходу изложения.

Существуют технологии, охватывающие одновременное проведение избирательных кампаний на двух и более уровнях, - так называемые параллельные кампании. Почва для организации таких кампаний возникает, когда партия или одновременно участвует в выборах нескольких уровней: например, выдвигает региональный партийный список на выборах в законодательный орган региона и одновременно выставляет своих кандидатов в одномандатных округах. В этом случае появляется возможность реализации параллельной кампании, т.е. объединение кампании за список и кампаний кандидатов партии в округах в некое целое. Суть параллельной кампании заключается в стратегической и тактической сшивке (стыковке) кампании регионального уровня и кампаний в отдельных округах с тем, чтобы эти кампании, проводимые на разных уровнях, взаимно дополняли и максимально усиливали друг друга.

Реализация параллельных кампаний является одной из наиболее актуальных проблем в современных российских политических технологиях.

Традиционно все вопросы, решаемые в рамках избирательной кампании, относят либо к стратегии, либо к тактике. Проведение разделительной линии между стратегией и тактикой во многом является делом вкуса. Наиболее логичным представляется отнести к стратегии содержательную часть избирательной кампании, а к тактике – коммуникативную часть. Другими словами, стратегия отвечает на вопрос: что нужно сказать избирателям, какую информацию необходимо довести до них, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата (партию), а тактика – как сказать, в какой форме, в каком объеме и в какой временной последовательности довести необходимую информацию.

Избирательная стратегия – это совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет подчинена вся избирательная кампания.

Формирование стратегии избирательной кампании включает в себя решение следующих вопросов.

1.Сбор информации об избирателях округа и конкурентах. Применительно к федеральным избирательным кампаниям можно говорить об анализе состояния общества в целом.

2.Оценку конфигурации (расстановки сил) избирательной кампании: выделение групп избирателей, которые склонны голосовать за своего кандидата (партию), за каждого из конкурентов (базовые электораты), а также колеблющейся (подвижной) части избирателей.

3.Определение основных проблем предстоящей кампании.

4.Определение ключевой идеи кампании, определение адресной группы (части избирателей, к которой будет обращена ваша агитация).

5.Формирование и расширение положительного образа кандидата (партии), компенсация отрицательного образа кандидата (партии).

6.Определение собственных действий по отношению к конкурентам.

7.Формулировка агитационных тем кампании.

Тактика избирательной кампании охватывает следующий круг проблем.

1.Определение тактического рисунка кампании: ее основных направлений, этапов и распределение ресурсов между направлениями и этапами.

2.Определение и реализация мероприятий кампании в рамках каждого из ее направлений и этапов.

3.Создание структуры управления кампанией.

Избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий.

Основные этапы избирательной кампании:

 

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.

Субъект политического процесса – это активно действующий актор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики.

Субъектами   выборов  являются избиратели, политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные органы, наблюдатели, СМИ, государство.

1.Избиратели - одно из главных действующих лиц в процессе  выборов.

Избиратель - это гражданин, который в соответствии с законом обладает правом голоса.

Предпочтения, высказанные в ходе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа власти или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы называется избирательным корпусом, или электоратом.

2.Важное место среди  субъектов   выборов  занимают их коллективные участники — политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии — овладение политической властью или участие в ее осуществлении.

Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения.

В большинстве современных государств политическим партиям отводится одна из главных ролей в функционировании государственной власти. Это проявляется, во-первых, через закрепление статуса партий в конституциях и специальных законах о партиях, во-вторых, через скрупулезное регулирование их участия на каждом этапе избирательной кампании.

3.Не менее значимыми, чем политические партии,  субъектами   выборов  являются кандидаты на выборные должности. Конкретный перечень выборных должностей, их число и вес в современных демократиях различны и зависят от специфики формы правления, формы территориального устройства, масштаба государства, политических традиций. Так, в США в рамках трех ветвей власти их насчитывается около 18 тыс. Во Франции список выборных должностей включает президента, депутатов Национального собрания и сенаторов, а также их заместителей, членов муниципальных, генеральных и региональных советов, депутатов Европейского парламента.

В России выборными являются следующие должности в системе органов государственной власти и местного самоуправления:

4.Организационное руководство всем процессом выборов осуществляют избирательные органы. Ясно, что возможности влияния избирательной комиссии на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

5. Контроль за ходом выборов осуществляют наблюдатели. В Руководстве по наблюдению за выборами, различаются такие понятия, как «долгосрочное наблюдение» и «краткосрочное наблюдение». Долгосрочные наблюдатели работают в течение всех стадий выборов, в то время как краткосрочные присутствуют в основном в день выборов. В России деятельность наблюдателей законодательно ограничена контролем лишь на стадиях голосования и определения результатов выборов. В качестве наблюдателя выступает гражданин России, который уполномочен проводить наблюдение кандидатом или избирательным объединением.

6. Средства массовой информации (СМИ) занимают в структуре избирательной системы исключительное положение: они являются ведущим каналом коммуникации, обеспечивая обмен информацией между  субъектами   выборов. В современных электоральных исследованиях уже не ставится вопрос о том, влияют ли СМИ на установки и предпочтения избирателей, — дискутируется лишь степень этого влияния. Действительно, рядовые граждане формируют свои представления о ходе избирательной кампании, кандидатах и политических партиях во многом на основе сообщений СМИ.

Деятельность СМИ по созданию и распространению информации, связанной с выборами, включает:

 - информирование избирателей;

 - предвыборную агитацию.

7.У государства как субъекта выборов - специфическое положение в структуре избирательной системы. С одной стороны, его участие в выборах второстепенно в сравнении с действиями избирателей, кандидатов, политических партий. Но с другой стороны, избирательная система является компонентом политической системы, в которой центральное место занимает институт государства.

Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом.

Выясним, какие субъекты выборов являются основными действующими лицами на каждом из этапов избирательной кампании, и в чем заключается их деятельность. Данные представлены в форме таблицы.

Этапы избирательной кампании

Субъекты выборов

Действия субъектов выборов

Назначение выборов

Президент РФ

 

 

 

назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

 

 

Совет Федерации

 

назначает выборы Президента Российской Федерации

 

законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

назначают выборы высшего должностного лица субъекта РФ, а в большинстве субъектов РФ также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ; назначают выборы органов местного самоуправления

 

представительные органы местного самоуправления

назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы

глава местного самоуправления

назначает досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

 

избирательные комиссии

в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

 

СМИ

 

Опубликовывают официальное решение о назначении выборов: опубликовывают дату выборов

Регистрация избирателей

избирательные комиссии

Составление списков избирателей, выдают документ, подтверждающий прием документов (кандидата или политической партии) с указанием даты и времени приема

Глава местной администрации муниципального района, городского округа

Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования

Кандидат, уполномоченные представители партий

Представляют документы для регистрации, подписные листы

Образование избирательных округов и участков

избирательные комиссии

Определяют схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы,

 перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований,

 или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ,

 номер  и  центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе.

представительный орган государственной власти (местного

 самоуправления).                                   

утверждается схема образования избирательных округов

глава муниципального образования

Образование избирательных участков по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3  тысячи избирателей на каждом участке.

руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ 

Образование избирательных участков за пределами РФ

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии

Выдвижение кандидатов

Кандидат

Самовыдвижение

Избиратели

Выдвижение кандидатов

Избирательные комиссии

Регистрация выдвинутых кандидатов

Предвыборная борьба

СМИ

Предоставляют эфирное время, печатную площадь  для осуществления предвыборной агитации

Кандидат, политическая партия

Осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на достижение желаемого результата

Государство

Финансирование в виде субсидий или компенсации предвыборных расходов

Избирательная комиссия

Распределение финансовых средств, выделенных государством, и бесплатных эфирного времени и печатной площади в СМИ между кандидатами и партиями (если таковые предусмотрены)

Голосование

Избирательная комиссия

Организация голосования, предоставляют открепительное удостоверение, контроль за соблюдением избирательного законодательства,  оповещение избирателей о месте и времени голосования заранее (через СМИ, наглядную агитацию, лично,  в ходе обхода мест жительства и т.д.), распоряжаются об изготовление бюллетеней

Наблюдатели

Осуществляют контроль за ходом выборов

Избиратели

Голосование за выдвинутых кандидатов

Определение результатов выборов

Избирательная комиссия

Подсчет голосов, составление протокола об итогах голосования по результатам подсчета голосов, определение результатов выборов, составление протокола о результатах выборов, объявление результатов выборов

Наблюдатели

Осуществляют контроль за определением результатов выборов

СМИ

Объявление об итогах голосования и результатах выборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Задача.

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5 %, за партию С – 77 %, за партию D – 1 %, за партию N – 6 %. Какие партии  из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?

Для полноценного представительства в Государственной  Думе  партиям было необходимо преодолеть 7-процентный  барьер, однако в результате изменений в законодательстве, партии, набравшие от 5 до 6 %, имели возможность получить по одному мандату в Госдуме, а набравшие от 6 до  7 % — два мандата. Это означает, что из данного перечня к распределению мандатов будут допущены представители партий B, C и N.

19 октября 2011 года был принят закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом снижается для политических партий проходной барьер с 7% до 5%.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Это значит, что первые парламентские выборы по новым правилам состоятся в 2016 году.

 

Список литературы

1.Зеленков М.Ю.Политология (базовый курс). – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302с.

2.Зотова З.М.Избирательная кампания политических партий в схемах. Вып.1. – М.:РЦОИТ, 2007. – 224 с.

3.Малкин Е., Сучков Е. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. – М.: «Русская панорама», 2006. – 680 с.

4.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 576 с.

5.Выборы в Государственную думу (2011): http://ru.wikipedia.org

6.Конституционное право России: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/index.htm

7.Российская газета: http://www.rg.ru/2011/10/21/barer-site.html

8.Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.43K
Скачано: 269
Скачать бесплатно
31.10.12 в 16:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе