Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Избирательная компания: сущность и основные этапы

Избирательная компания: сущность и основные этапы [21.05.13]

Тема: Избирательная компания: сущность и основные этапы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Реферат | Размер: 64.87K | Скачано: 338 | Добавлен 21.05.13 в 10:47 | Рейтинг: +2 | Еще Рефераты

Вуз: не указан


Содержание

Введение  3

1. Избирательная компания: сущность и основные этапы.  4

2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.  9

3. Задача.  13

Заключение 14                                                                                  

Список использованной литературы.  15                                                                                                      

 

Введение

Избирательная  кампания представляет собой скоординированные, целенаправленные и осуществляемые на протяжении определенного периода времени действия, рассчитанные на решение одной или нескольких задач, которые должны приблизить организатора кампании к стратегической цели, обусловленной его общей социальной миссией. 

Избирательная кампания и непосредственно выборы (голосование) являются одной из форм волеизъявления граждан, важнейшее проявление демократии. 

Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Кандидаты же нацелены на получение власти, представление и защиту интересов определенных групп населения.

Смысл избирательной кампании и непосредственно выборов в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Цель данной работы заключается в изучении сущности, целей и этапов такого сложного и неоднозначного  процесса, как избирательная кампания.

 

Вариант 14. Избирательная кампания

1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы.

Избирательная кампания – это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы.

Избирательная система – развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг руга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь,  включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий.

Основные избирательные этапы:

1. Назначение выборов. Назначение выборов – это установление дня голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом. Именно на этом этапе обеспечивается реализация такого важного принципа выборов, как их обязательность и периодичность. Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в установлении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным.  Однако в большинстве стран такой заранее определенной даты выборов нет, и поэтому  необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

2. Регистрация избирателей. Чтобы прийти в день голосования и проголосовать, недостаточно просто обладать активным избирательным правом. Необходимо, чтобы гражданин  был внесен в списки избирателей.

Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех, имеющих право голос (например, в Германии, Италии, Швеции и др.). Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.).

В России используется обязательная регистрация избирателей.

3. Образование избирательных округов и участков. Регистрация избирателей позволяет в итоге определить их общую численность на той или иной территории. Последнее имеет важное значение для образования избирательных округов и участков.

Избирательный округ – это территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов.

Существуют следующие разновидности избирательных округов:

Избирательные округа подразделяются на избирательные участки

Избирательные участки – территориальные единицы в границах избирательного округа, образуемые для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Реализация пассивного избирательного права начинается с процедуры выдвижения кандидатов.

Существуют различные способы выдвижения кандидатов:

Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения.

В ряде стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Япония и др.) порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение избирательного залога.

Избирательный залог -  это денежная сумма, вносимая на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).

Внесение избирательного залога как условие регистрации кандидатов (список кандидатов)  до недавнего времени использовалось и на российских выборах, за исключением выборов президента РФ. Согласно поправкам от февраля 2009 г., внесение избирательного залога не предусматривается.

5. Предвыборная борьба. На этом этапе кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу. В ее рамках отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата.  Все эти мероприятия в сумме также обозначаются  термином «избирательная кампания», но уже в другом значении – как кампания кандидата или партии.

Избирательная кампания (в узком смысле  слова) – это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами или политическими партиями  для достижения своих предвыборных целей.

Предвыборная борьба предполагает использование возможностей политического маркетинга.

Особую роль в проведении предвыборной кампании играет ее финансирование.

Финансовые средства на ее проведение формируются за счет членских взносов, доходов от издательской деятельности, государственного финансирования, пожертвований,  а также за счет нелегальных источников финансирования (коммерческой деятельности партий финансовой помощи из-за рубежа, превышения пределов пожертвований от  граждан и юридических лиц).

Для того чтобы минимизировать использование нелегального финансирования избирательных кампаний  и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов, в ряде стран существует практика законодательного регулирования финансовых аспектов избирательных кампаний, предусматривающая:

6. Голосование. Голосование представляет собой кульминацию  избирательной кампании. Политический выбор граждан обусловлен целым рядом факторов. Особое место среди них занимают мотивы голосования избирателей. В политологии к их объяснению сформировалось несколько подходов:

Участие в голосовании во многих странах – не только право гражданина, но и обязанность. За уклонение от голосования в ряде стран (например, в Бельгии, Австрии, Италии) налагаются штрафы.

7. Определение результатов выборов.  Завершается избирательная кампания определением результатов выборов, которое осуществляется в зависимости от типа действующей избирательной системы.

 

2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.

1. Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов. Предпочтения, высказываемые в ходе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа  или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы называется избирательным корпусом, или электоратом.

2. Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники – политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности политической партии – овладение политической властью или участие в ее осуществлении.

Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относят:

С принятием в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях» политическая партия признается единственным видом общественного объединения, которое обладает правом участвовать в любых выборах. Исключением из этого правила является возможность участия в выборах и иных общественных объединений.

Важнейшая привилегия  политической партии как ключевого объекта выборов сопряжена с рядом обязательных условий, которым она должна отвечать, чтобы считаться партией:

3.  Не менее значимыми, чем политические партии, субъектами выборов являются кандидаты на выборные должности.

В России выборными являются следующие должности в системе органов государственной власти местного самоуправления;

4.  Организационное руководство всем процессом выборов осуществляют избирательные органы. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширным полномочиями, которыми они обладают:

5. У государства как субъекта выборов – специфическое положение в структуре избирательной системы. С одной стороны, его участие в выборах второстепенно в сравнении с действиями избирателей, кандидатов, политических партий. Но с другой стороны,  избирательная система является компонентом политической системы, в которой центральное место занимает институт государства. И с этой точки зрения оно является определяющим фактором  становления, функционирования  и трансформации избирательной системы в целом. Именно органы государственной власти осуществляют реформирование избирательной системы, принимая соответствующие законы или поправки к ним, и тем самым определяют правила выборов.

Этапы избирательной кампании

Субъекты выборов

Действия субъектов

Назначение выборов

 

Государство

- Принятие законов и поправок, определяющих ход избирательной кампании

Избирательные органы

(комиссии)

- Назначение дня выборов в соответствии с законодательством

Регистрация избирателей

 

Избирательные органы (комиссии)

-  Составление списков избирателей

- Контроль за соблюдением прав избирателей

Образование избирательных округов и участков

 

Избирательные органы (комиссии)

- Образование избирательных округов и участков на основании численности избирателей

- Составление списков избирательных округов и участков

Выдвижение и регистрация кандидатов

 

Кандидаты на выборные должности.

- Выдвижение кандидатов

Политические партии

- Сбор подписей в поддержку кандидатов

Избирательные органы (комиссии)

 

- Регистрация выдвинутых кандидатов

- Доведение до избирателей сведений о кандидатах

- Выявление фактов недостоверности сведений, представленных кандидатами

Предвыборная борьба

 

Кандидаты на выборные должности.

 

- Предвыборная агитация, встречи с избирателями и т.д.

Политические партии

- Предвыборная агитация, встречи с избирателями и т.д.

Избирательные органы (комиссии)

- Распределение финансовых средств, выделенных государством

- Контроль за соблюдением сроков предвыборной агитации

Голосование

 

Электорат (избиратели)

Непосредственный выбор кандидатов

Избирательные органы (комиссии)

 

- Утверждение текста избирательного бюллетеня

- Организация голосования (в т.ч. при необходимости  на дому и т.д.)

- Контроль за соблюдением закона о выборах, недопущение нарушений

Определение результатов выборов

 

Избирательные органы (комиссии)

- Принятие решения о действительности бюллетеней

- Определение результатов выборов

- Опубликование результатов выборов

 

3. Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С – 77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите, какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

Ответ: По нынешнему законодательству к распределению мест в парламенте будут допущены представители партий B, C и N, поскольку они преодолели 5-процентный барьер. На выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1­-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года (эта норма будет задействована только на выборах 2016 года).

Наличие такого барьера необходимо, потому он предотвращает дробление парламента на большое количество фракций и обеспечивает в нем устойчивое большинство. Однако подобная система сильно помогает крупным партиям, потому что на выборах сторонники малых партий, почти не имеющих шансов преодолеть установленный барьер, нередко начинают голосовать не за свою партию (полагая, что та все равно не пройдет в парламент), а за одну из лидирующих. Так не должно быть – это не честно. В итоге в парламент не попадают партии, представляющие интересы довольно многочисленной части населения, включая целые социальные слои. 

Стало быть, чем ниже процентный барьер, тем шире будут представлены в парламенте партии, выражающие интересы разных слоев общества. Такой парламент трудноуправляем, добиться согласия депутатам сложнее, зато это действительно демократично.

 

Заключение

Одной из главных частей  любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, в высшие органы, а также выборы высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти.

Избирательная кампания и непосредственно выборы (голосование) позволяют осуществить наибольшее влияние на власть: сохранять или иметь парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Недостатком избирательной кампании является передача гражданами своим представителям слишком больших полномочий.

Достоинство избирательной кампании состоит в том, что  периодические кампании заставляют государственную  власть прислушиваться к общественному мнению.

Избирательная кампания – является важнейшей частью функционирования демократического государства. И главная ее функция – выражение интересов граждан.

 

Список использованной литературы

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 64.87K
Скачано: 338
Скачать бесплатно
21.05.13 в 10:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе