Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Концепция А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке»

Концепция А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке» [14.11.12]

Тема: Концепция А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке»

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.22K | Скачано: 247 | Добавлен 14.11.12 в 09:20 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2012


Вариант 7

Содержание

Введение 3

1. Концепция об «экономическом человеке» и «невидимой руке» 4

1.1. Принцип laissez faire 6

2. Разделение труда 9

2.2. Теория производительного и непроизводительного труда 10

3. Основной и оборотный капитал 13

Заключение 14

Список литературы 15

 

Введение

Экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой. И хотя экономическая наука начинается действительно не с этого автора, но именно он, как сказал известный историк экономической мысли Марк Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки» «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Особое значение для Смита имело знакомство с выдающимся французским философом-материалистом Гельвецием, который считал эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества, и естественное стремление каждого человека к своей выгоде ограничивается только таким же стремлением других людей. Гельвеций сравнивал роль своекорыстного интереса в обществе с ролью всемирного тяготения в природе. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. А. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношение человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие ''homo oeconomicus'' (''экономический человек'') возникло несколько позже, но его изобретали, опираясь на Смита. Знаменитая формулировка о ''невидимой руке'', может быть, является чаще всего цитируемым местом из ''Богатства народов''.

 

  1. Концепция об «экономическом человеке» и «невидимой руке»

Предметом и главной задачей политической экономии, по мнению Смита, являются увеличение богатства и могущества каждой страны и  выбор для этого наиболее подходящих средств, путей экономического развития. Но, в отличие от меркантилистов, для которых источником богатства была внешняя торговля или физиократов, которые видели главным источником богатства сельскохозяйственное производства, для Смита богатство — это не деньги, а материальные ресурсы, которые составляют годичный труд каждого народа, говоря современным языком ВНП. Сущностью и источником богатства является труд, а основной сферой приложения капитала — сфера производства, а продукт совокупного труда всех сфер производства и есть богатство.

Центральное место в методологии Смита занимает концепция экономического либерализма, которая основывается на идеях «естественного порядка», «экономического человека» и «невидимой руки».

«Невидимая рука» — это стихийное действие объективных экономических законов, действующих помимо, а часто и против воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным порядком.

Для обеспечения естественного порядка необходимо создание «системы естественной свободы» (laissez faire), которая должна заменить существующие системы поощрения отечественной промышленности и торговли, с одной стороны, и стеснения частной инициативы – с другой. «Всякий человек, — говорит автор, — пока он не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанному ему его личным интересом, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал…». Основой свободы выступает право экономического человека на собственность (капитал, имущество, труд и т.д.). Только в этом случае человек становится независимым, свободным в выборе своей деятельности и заинтересован в увеличении собственности с помощью производительного труда.

Анализируя мотивы и стимулы хозяйственной деятельности, побуждающие человека к поиску своей выгоды, Смит приходит к выводу, что «естественный порядок» — это рыночные отношения, в условиях которых «экономический человек» основывает свое поведение на личном, частном, корыстном интересе и сумма частных интересов образует интересы общества.

Однако, чтобы «система естественной свободы» функционировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции, т.е. через механизм конкуренции устанавливается порядок в рыночной экономике. Если растет спрос, объем производства увеличивается, и рынок будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене. В условиях свободной конкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует объемы, распределение ресурсов, движение рабочей силы. Будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперничать без привилегий и монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, так как позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке.

Регламентирующая деятельность государства, считает Смит, также является преградой для функционирования «естественного порядка». Ограничения нарушают «естественное и наиболее выгодное распределение капитала», которое возможно достичь в условиях рынка. Смит считал, что при свободе передвижения товаров и денег, капитала и труда ресурсы общества будут использоваться самым рациональным, оптимальным образом.

Если экономическая деятельность каждого человека ведет в конечном счете к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять и государство должно создавать условия для развития конкуренции, проводя политику без протекционистских мер, регламентирующих деятельность промышленников и торговцев.

 

1.1. Принцип laissez faire

Конкретно laissez faire у Смита означает следующее:

1) отмена всех мер, ограничивающих, выражаясь современным языком, мобильность рабочей силы. Прежде всего, речь идет о таких феодальных пережитках, как обязательное ремесленное ученичество и закон о поселении.

2) полная свобода торговли землей. Смит был противником крупного землевладения и предлагал отменить законы, препятствующие дроблению наследственных земель. Он был за то, чтобы земли переходили в руки собственников, способных использовать их более экономично или склонных пускать землю в оборот. Все это направлено на развитие капитализма в сельском хозяйстве.

3) отмена остатков правительственной регламентации промышленности и внутренней торговли.

4) Смит подверг детальной критике всю внешнеторговую политику Англии и разработал программу свободы внешней торговли. Это важнейшее его требование, и оно наиболее непосредственным образом направлено против меркантилизма. Так родилось фритредерство (от английского ''free trade''), ставшее в ХIХ в. знаменем английской промышленной буржуазии.

Но мнение, будто экономическая концепция Смита отрицает активную роль государства в экономике, является ошибочным. Согласно Смиту функции государства должны заключаться в следующем:

• во-первых, нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но ее нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность — основа стабильности общества, постольку на страже собственности граждан и их объединений стоит государство (которое и само может быть собственником).

• во-вторых, нужно честно выполнять взятые на себя обязательства, исполнять контракты, иначе разрушится самое главное, сколь экономическое, столь же и этическое, основание рыночных связей - взаимное доверие участников сделок. За соблюдением этого принципа тоже следит государство.

• в-третьих, каждый человек должен быть свободным в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать так или иначе: человек в принципе свободен. Но у его свободы есть одно мощное ограничение — свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе другого, то и в этом случае в действие вступают силы государства.

Таким образом, суть позиции Смита действительно проста. Торговля и промышленность не могут процветать в государстве, где нет известной степени доверия правительству, где население не чувствует уверенности в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом и где нет убежденности в том, что государство регулярно применяет свою власть, чтобы вынудить уплатить долги всех, кто платежеспособен. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; оно должно поддерживать режим естественной свободы; наконец, должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Однако этим и ограничиваются функции государства.

Все остальные отношения регулируются посредством "невидимой руки" рыночных законов, конкуренцией, в ходе которой отдельный участник рыночного процесса преследует исключительно эгоистические цели. Но, реализуя свои частные интересы, каждый товаропроизводитель и продавец невольно должен удовлетворять потребности других людей - потребителей и покупателей. В результате рыночное общество становится обществом взаимных услуг вполне эгоистичных людей.

Стремление к достижению личного интереса, трезвый денежный расчет ведут в итоге к развитию производства и прогрессу в обществе. Преследуя свои собственные интересы, «экономический человек» «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

 

2. Разделение труда

А. Смит не первым обратился к проблеме разделения труда, об этом писали еще такие древнегреческие философы, как Платон и Аристотель. Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда — от простых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разделение труда со снижением издержек. Разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Смит  увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если рынок невелик, специализация занятий мало распространена. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на продаже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации производства, что, в свою очередь, повышает производительность труда. Т.к. это самое разделение  увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от операции к операции. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным. Так развивается разделение труда, ставшее предпосылкой роста богатства.

Глубокое разделение труда делает труд более производительным, снижает трудоемкость единицы продукта. Поэтому выгоднее делать что-то одно, получая остальное необходимое посредством обмена. Оба участника меновой сделки, таким образом, на получаемое в обмене тратят меньше времени и сил, чем им пришлось бы использовать, попытайся они сами производить все потребляемые изделия. Наши деньги и товары избавляют нас от лишних тягот труда.

Большое внимание Смит уделял категории «стоимость». Он утверждал, что труд – это единственное мерило стоимости. Всякая вещь, утверждал Смит, которую мы хотим добыть, сделать, найти, заполучить, стоит нам каких-то телесных и душевных тягот, жертвы какой-то доли своего досуга, свободы и удовольствия. Это и есть действительная цена данного предмета. Если добытую такой ценой вещь мы можем обменять на что-то другое, эта вещь приобретает для нас меновую стоимость. В примитивном обществе ее определение возможно трудом, затраченным на производство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. Использование обоих способов допустимо, так как при простом товарном производстве нет принципиальной разницы между количеством первого и второго видов труда. В капиталистическом обществе в производстве существуют капитал и наемный труд, предприниматель получает большую стоимость, чем платит за труд наемных рабочих, следовательно, количество второго вида труда меньше количества первого, значит, нарушается принцип эквивалентности — основа трудовой теории стоимости.

Чем больше других вещей человек может выменять за свою вещь, тем выше ее меновая ценность. Обмен, следовательно, не эквивалентен, а взаимовыгоден. В обмене человека не интересует, сколько труда затрачено было на покупаемый им товар. Его интересует, сколько своего труда он может сэкономить посредством обмена. Покупаемый товар воплощает для него тот труд, какой ему пришлось бы затратить, не будь обмена. В норме это больше, чем он затратил на то, что отдает. Разница между трудом получаемым и отдаваемым составляет выгоду каждого товаровладельца.

 

2.2. Теория производительного и непроизводительного труда

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще­ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи­тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Если же труд не создает стоимости (например, труд в домашнем хозяйстве, результат которого потребляется самим производителем), то такой труд (для рыночного хозяйства!) является непроизводительным. В капиталистическом обществе ситуация усложняется фактором наемного труда. Каждый труд достоин уважения и должен оплачиваться. Однако если труд наемного работника обменивается на капитал (оборотный) и приносит прибыль капиталисту, то для капиталиста этот труд производителен. Если же труд обменивается на доход и не приносит прибыли (например, труд домашнего слуги), то такой труд не является производительным и ничего не прибавляет к богатству общества. "Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой ценности… Например, государь со своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта деятельности остального населения… К тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий -- священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр." Конечно, со времен Адама Смита много воды утекло. Сейчас экономисты с должным уважением относятся к работникам сферы услуг, но пафос Смита тоже надо понять, ведь он жил и творил на заре индустриальной эпохи. И как хорош его знаменитый афоризм: "Там, где преобладает капитал, господствует трудолюбие, где преобладает доход, там господствует леность".

Смит, таким образом, хорошо понимал и ценил вклад капитала в создание общественного богатства, но он не опускался до апологии капитала и его персонифицированных носителей — капиталистов. Он видел, как часто интересы капиталистической прибыли могут противоречить интересам общества. Уже современные Смиту крупные предприниматели стремились ограничить конкуренцию и установить монополию с целью извлечения сверхприбыли. И ученый прекрасно понимал, что обуздать такие стремления можно только с помощью государства.

 

  1. Основной и оборотный капитал

А. Смит разделял капитал на два вида:

• основной капитал не вступает в процесс обращения и остается в руках владельцев; он состоит из и орудий труда, доходных построек, усовершенствованной земли, врожденных или приобретенных способностей членов общества.

• оборотный капитал постоянно уходит от владельцев в одной форме и возвращается в другой; он включает в себя продовольствие, материалы, готовые изделия и деньги. Первые три составляющие оборотного капитала постоянно переходят в основной капитал либо в фонд потребления; все, что идет в фонд потребления, составляет часть чистого дохода. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносят прибыль: основной — в производстве, оборотный  — в обращении.

Такой подход к проблеме делал деньги одной из составляющих капитала, а не отождествлял с ним, как было принято у меркантилистов. Деньги, по Смиту, техническое средство, обеспечивающее ход экономических процессов и возникшее в результате договоренности людей. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной, ученый считал последнюю из них. Деньги — это «колесо обращения», и общество заинтересовано, чтобы издержки обращения были как можно меньше.

 

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что богатство народов понималось ученым в динамике. Рост производства предметов потребления на душу населения напрямую зависит от увеличения объема занятого в национальной экономике производительного труда и повышения его производительности; последнее, в свою очередь, связано с растущим накоплением капиталов и эффективностью их употребления. Смит считал основным средством роста богатства любой нации технический прогресс, для развития которого необходим естественный порядок, о котором говорилось ранее. Ученый утверждал, что чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем благотворнее условия хозяйственного развития.

 

Литература

1. Ядгаров Я.С.// «История экономических учений», учебник, 4-е изд.//ИНФРА-М, Москва, 2009, 481 с.

2. Бартенев С.А.// «История экономических учений. В вопросах и ответах»// ЮРИСТЪ, Москва, 1998, 139 с.

3. http://www.istoriya.org/economy/86-classic/302-uslovia.html

4. http://youcapital.ru/index.php?do=files&op=read&fileid=1394&p=6

5. http://ampl77.spb.ru/publications/7-model-ekonomicheskogo-cheloveka-i-ee-kritika

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.22K
Скачано: 247
Скачать бесплатно
14.11.12 в 09:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе