Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Правовая сфера жизни общества
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 19.08K | Скачано: 321 | Добавлен 04.10.12 в 18:55 | Рейтинг: +2 | Еще Рефераты
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2012
Содержание
Введение 3
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы 4
2. Взаимоотношение права и политической власти 8
3. Современное правовое состояние российского общества 11
Заключение 14
Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество остро нуждается в гибкой и стабильно функционирующей правовой базе. Каждому члену общества жизненно необходимо уделять внимание правовой сфере, на всех уровнях, начиная от действий «старших по подъезду» и заканчивая легитимностью выборов президента страны. Правовые отношения сегодня затрагивают все сферы жизни общества.
Цивилизованное общество, по определению, находится в правом состоянии. Так как отсутствие правой составляющей не привело бы первобытные общины к современной цивилизации, образованию государств.
Всё вышеперечисленное ярко отражает актуальность данной темы. И подчёркивает своё место, данной темы, в курсе философии в целом.
Целью данной работы является изучение правовой сферы жизни общества, в рамках социальной философии.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
Право, как система общеобязательных социальных норм, возникает в истории развития общества, по тем же естественным причинам что и государство. Все сферы жизни общества нуждаются в определенных нормах и правилах деятельности людей. А особенно затрагивающие производство, распределение и потребление материальных благ. Это достигается при помощи социальных норм. В первобытном обществе их заменяли обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, развитие товарного производства, установление между людьми определённых интересов приводит общество к тому, что обычаи не справляются с ролью универсального регулятора. Новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых институтом государства.
Сущность права — это основополагающая его характеристика, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Сущность права составляют не сами нормы, выраженные в сводах законов. А отношения людей, их взаимные притязания к друг-другу, то есть то, что регулирует закон. Понимание этого основывается на исследовании социальных ценностей. Так как право представляет собой сложное явление, его необходимо исследовать с различных точек зрения. История правовой мысли представлена широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его сути. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы.
Современная наука определяет три источника права: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Под обычаем понимается устойчивая социальная норма, принимаемая социальной группой в рамках определенных традиций. На поздних стадиях первобытнообщинного строя и при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, превращались в публично осознаваемые нормы права.
Юридический прецедент получил свое развитие с возникновением государства, с важной необходимостью обеспечить максимальную свободу каждого члена общества в рамках закона. Это судебное или административное решение по конкретному делу, закрепленное в правовых актах, которое становится основой для разбирательства аналогичных дел и имеет обязательную правовую силу.
Нормативный акт появляется посредством создания его государством, требует активной правотворческой деятельности, способствует теоретическому развитию права, является двигателем законодательства, позволяя чутко реагировать на изменения в социальных отношениях [2,с.278].
Несмотря на всю очевидность, сущность права по-прежнему остаётся предметом острой дискуссии. В современном обществе обсуждаются два подхода к пониманию сущности права: традиционный - «запретительный» и либеральный, имеющий в основе идею неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход, к пониманию сущности права, своей основой имеет отождествление права с законом. Под правом понимается система общеобязательных норм поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. Фактически это выражено в законе, то есть в определённом своде запретов и карательных санкций за их нарушение. Смысл данного понимания сущности права выражается принципом: «запрещено все то, что не разрешено».
Кардинально иную концепцию к пониманию сущности права выражает либеральный подход, который возник во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связан с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Он базируется на убеждении, что в праве первичны не запреты и не ограничения человека, а совсем наоборот, его права и свободы, данные ему от рождения. Первоосновой права признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически.
Данная концепция возникла на почве борьбы буржуазно-просветительской мысли с деспотизмом феодально-абсолютистских государств, где право отождествлялось с волей правителя. И уже в условиях капитализма возникает потребность в гарантиях защиты от произвола государства, так как от человека требуются такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность за себя, а не за общину. Поэтому необходимо было принудительно ограничить государственную власть. Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и ответственности за свою судьбу. Это наглядно выражается в принципе: «разрешено все, что не запрещено» [5,с. 153].
Исторически право возникает значительно раньше закона: у первобытных племён имели место естественные нормы правового поведения, но, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялись с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и осознания долга, т.е. с нравственными принципами. Уже Аристотель, определявший право как норму политической справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей её от деспотии.
Социальный институт права появляется благодаря процессам разделения труда и развитию товарного производства. Всё это ставит отдельных индивидов в положение всеобщей зависимости друг от друга, т.е. продавцу необходимо продать товар нуждающемуся, в свою очередь, в товаре покупателю. Но это не гарантирует соблюдение интересов отдельного человека, которому необходимо быть уверенным в обмене его ценности на эквивалент. Следовательно общество пытается уравнять интересы отдельных лиц, которые будут действовать по одним и тем же правилам.
Важной особенностью исторического развития права является его классовый характер. Разделение общества на классы в определенное время оказалось неизбежным. Для обеспечения нормального функционирования общества необходим принудительный закон: принудительная обязанность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не в пределах одного класса, а пронизывать общество, целиком распространяясь на него. Закон – это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права.
Право – необходимое условие осуществления свободы граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть правовое отношение. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веления власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздержаться [3,с. 108].
Таким образом, что бы стать свободным – человеку необходимо соблюдать закон.
Одной из главных особенностей правовой сферы жизни общества является связь с политическим устройством общества, в целом, и с его главным институтом – государством, в частности. Государство обеспечивает материальную силу праву, контролирует и охраняет правопорядок. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти.
Политическая власть – это система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведения других людей и их групп, т.е. подчинять их, опираясь на свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения. Субъектом власти является человек или группа людей, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения, воздействующая на процессы их принятия и осуществления в политической власти. В этой роли выступают не только люди, но и государства, правительства, парламенты и другие корпоративные образования. Объектом власти являются те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего политического субъекта. Иерархия власти предполагает, что объект власти является таковым по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти [2,с.283].
Таким образом, всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов, регулирует общественные отношения в условии цивилизации. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона взаимоотношения права и политической власти.
Взаимоотношение права и политической власти затрагивает ещё один не менее важный аспект в жизни общества, а именно разделение властей.
Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Сама идея разделения властей возникла давно из понимания угрозы неразделенной власти. Еще Цицерон говорил том, чтобы небольшая группа людей или один диктатор не захватил всю полноту власти в обществе, чтобы влияние самых сильных не склонило в свою сторону всех избранных в государственные органы, необходимо, чтобы их состав был не единым, а разделенным, т.е. чтобы одна часть контролировала другую. Опыт современных государств доказывает универсальный характер принципа разделения властей, способного действовать в разных политических и социальных условиях – в президентской республике, в парламентских монархиях и республиках, в странах со смешанной формой правления, в развивающихся странах [2,с.287]..
Так же в понимании взаимоотношения права и политической власти, не малое место уделяется правосознанию членов общества. Право, правоотношения, правовая деятельность людей естественно отражаются в их сознании в виде определённого набора знаний, оценок, которые, в свою очередь составляют правосознание, каждого конкретного члена общества.
Правосознание – это система представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Оно является идейным выражением правовых отношений, отражающее в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства. Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его фундамент составляют правовые привычки, чувства, эмоции. Это область обыденного, или практического, правосознания. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права, которое проявляется в стремлении следовать правовым стандартам поведения. При этом индивид может даже и не подозревать, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе правила поведения (соблюдение договоренностей, предоставления взаимных услуг и т. п.) индивид демонстрирует практическое знание правовых нормативов. Такие навыки, знания, по сути, несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей [4,с.94].
Кроме того, там, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей определенных социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия), необходим теоретико-идеологический уровень правосознания. На этом уровне идет осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности институтов. Это сфера действий теоретиков, идеологов, к компетенции которых относятся разработка системы правовых наук, обучение правовым знаниям, навыкам.
В целом следует отметить, что степень развитости как практического, так и теоретического правосознания является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.
Высшей формой развития общества, где закон является мерой свободы человека является правое государство. Современное российское общество находится на пути к нему. Потому что одним из основополагающих принципов правового состояния общества, является безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые выше любого закона и нормативно-принудительного акта государства. Государство и чиновничий аппарат должны быть поставлены в рамки правовых законов по принципу верховенства закона. К сожалению, в нашей стране не все чиновники осуществляют свою деятельность в рамках закона. Не мало важным по значению является принцип последовательного связывания с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Этот принцип заключается в том, что государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина. Среди мер ограничивающих право особое место занимает проблема разделения властей, главное требование которой заключается в обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждений или отдельного лица, путем разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Что так же не везде наблюдается в нашей стране.
Принцип разделения властей в его современном западном варианте в России не наблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.
Сегодня все же начинают закладываться принципы правового государства; созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране.
Для нашей страны актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.
Вполне очевидно, что Россия ещё не скоро придёт к правовому состоянию государства. Для этого необходимо создать такое правовое пространство, которое позволило бы при сохранении демократической формы политики развивать рыночное содержание. Вопрос этот для нашей страны будет долго открытым, а к правотворчеству будут предъявляться все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основном декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь пока, по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти. Так же следует отметить, что без гражданского общества нельзя создать правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры. В современном российском обществе вышеперечисленное, на сегодняшний день, не реализовано в полной мере [2,с.321]..
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, т.е. устранить возможные причины развития преступности и нарушений законности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность права выражается традиционным и либеральным подходом. Традиционный подход связывает право с законом, либеральный же отстаивает идею естественных прав и свобод личности. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства.
Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества, прежде всего с его главным институтом – государством. В рамках правовой сферы отношения людей выстраиваются через определенные социальные институты, созданные государством для функционирования правовых отношений.
Современное правовое состояние российского общества не отвечает в полной мере требованиям правового государства. Правовое государство имеет особенности, такие как соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Современное российского общество, еще не скоро подойдет к правовому состоянию, так как имеется много причин, которые мешают становлению правового государства, но определённые шаги в этом направлении ведутся в нашем государстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.