Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Правовая сфера жизни общества: взаимосвязь права и власти

Правовая сфера жизни общества: взаимосвязь права и власти [14.05.11]

Тема: Правовая сфера жизни общества: взаимосвязь права и власти

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.57K | Скачано: 293 | Добавлен 14.05.11 в 14:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2011


Содержание
1. Введение 3
2. Сущность права: традиционный и либеральный подходы 4
3. Взаимоотношение права и политической власти 7
4. Современное правовое состояние российского общества 10
5. Заключение 15
6. Список литературы 16

Введение

В юридической литературе, трудах философов и мыслителей много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) общества и государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и веков эта проблема подверглась детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы, требующие дополнительного изучения.

Идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 1), хотя это явно не соответствует действительности. Россия находится на пути к созданию правового общества и государства, и путь этот будет долгим и тернистым. Формально же получается, что мы живем в правовом государстве.

Порой правовое общество отождествляется с любым человеческим обществом или государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого правового общества, путей его становления и потенциальных возможностей.

Цель данной контрольной работы: рассмотреть правовую сферу жизни общества.

Задачи:

1. Раскрыть сущность права: традиционного и либерального подходов.

2. Проследить взаимосвязь права и политической власти.

3. Рассмотреть современное правовое состояние российского общества.

Сущность права: традиционный и либеральный подходы

Начнем с того, что право – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Право – система общеобязательных социальных норм. Оно обеспечивает юридическую регламентацию общества и отношений внутри него.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни; главное его назначение – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

Сущность, субстанцию права составляют не правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.

Выделяют два подхода в определении сущности права: традиционный и либеральный.

Традиционный подход: право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. «Запрещено всё то, что не разрешено».

В либеральном подходе право – право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения. «Разрешено все то, что не запрещено». В праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а его права и свободы.

Либеральный подход к сущности права возник во второй половине 18 в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др. Основой права признаются права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, даже целесообразных требований момента.

Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и полной ответственности за свою судьбу.

Принципиальное методологическое различие традиционной и либерально-просветительской концепций сущности права заключено в исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной личности.

В современных условиях бесспорно преобладающей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции удалось четко выделить понятие правового государства, основные правообразующие признаки.

Социальный институт права обязан своим появлением процессам разделения труда и развития товарного производства. Они ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимозависимости. Зависимость эта носит совершенно безличный, анонимный характер. Преобладание безличных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека. Тут появляется право, как особая социальная реальность. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив усилия на производство нужного обществу товара или услуги, тот может рассчитывать на удовлетворение своих собственных потребностей. Действия по принципу «ты – мне, я – тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а берутся обществом за основу наведения порядка. Общество пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, когда все члены этого общества будут действовать по одним и тем же правилам. Правила эти действуют не только в сфере производства, ведь взаимозависимость индивидов в обществе проявляется во всех сферах их жизнедеятельности.

Важной особенностью исторического развития права следует признать его классовый характер. Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи является неизбежной. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, неизбежным было принятие людьми факта, выразившегося в формировании достаточно жестких стереотипов поведения.

В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с политическим устройством, именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером, охранителем правопорядка.

Взаимоотношение права и политической власти

Политика (греч. politike - искусство управления государством) — сфера общественной деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами. Суть политики – определить формы, задачи и содержание деятельности государства. Политика бывает внутренней и внешней. Внутренняя политика охватывает одно государство, внешняя – межгосударственные отношения.

Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию).

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству.

Суть взаимоотношения права и политической власти сводится к трем основным положениям:

Государство - результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением разных видов труда и образованием института частной собственности. Дифференциация, усложнение общественной жизни требовали общего органа управления, который обеспечивал бы функционирование экономически разрозненного общества, как единого целого. Для осуществления этих функций требовались определенные органы — административно чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности и представляющие собой государство.

Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Существенный признак государства – его неразрывная связь с правом. Отношение между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Т.о., право – это форма регулирования поведения людей, совокупности норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков; это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.

Правосознание представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям общественной жизни.

По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов правосознание можно разделить следующим образом:

Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Специализированное, профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Правосознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующих соответствующие группы и общество в целом.

Современное правовое состояние российского общества

Специфику права выражают признаки, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 в. К этим правообразующим принципам были отнесены: равенство, свобода, справедливость.

Равенство, свобода, справедливость составляют суть права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Закон и право отличаются друг от друга. Одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяют:

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов.

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином.

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство.

Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права. Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80х гг., особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ). В октябре 1991 г. Верховным советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом РФ в 1991 г. Декларация прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства, предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права становление новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативноправовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации феодальных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РФ, Договор об общественном согласии.

Таким образом,  основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должно сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

Заключение

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового общества и государства можно прийти к выводу о том, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например, Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, что оно реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становятся на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Концепция правового общества и государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны, не лишена реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

Таким образом, цели и задачи контрольной работы достигнуты.

Список литературы

  1. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч.1 и П. М., 2002.
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
  3. Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.57K
Скачано: 293
Скачать бесплатно
14.05.11 в 14:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе