Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Правовая сфера жизни общества: правовое государство
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 29.56K | Скачано: 348 | Добавлен 14.05.11 в 11:26 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2011
Содержание
Введение 2
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы 3
2. Взаимоотношение права и политической власти 7
3. Современное правовое состояние российского общества 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение
Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.
Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.
Идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств, стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 1).
Цель контрольной работы – изучить сущность правовой сферы жизни общества, взаимоотношения права и политической власти, усвоить основные подходы к изучению сущности права, объяснить понятие «правовое государство», раскрыть его сущностные характеристики.
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы
Право – это система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает нам юридическую регламентацию общества и отношений внутри него. Внутри своей системы право различается по отраслям: уголовное право, конституционное право, гражданское право, семейное право и т.д. Также выделяют международное право и национальное право. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования и обладает своими специфическими чертами [4].
Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:
Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.
Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».
Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый по -
рядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».
Таким образом, сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы) а то, что они призваны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Право выступает как совокупность правовых общественных отношений, в которых выражена взаимозависимость индивидов. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма [1, с. 158].
Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, так как главное его назначение - это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон [2, с. 118].
Выделяют два подхода к пониманию сущности права: традиционный («запретительный») и либеральный, опирающийся на идею «естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности».
Традиционный подход |
Либеральный подход |
Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. «Запрещено всё то, что не разрешено». |
В праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а его права и свободы. Право – право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения. «Разрешено все то, что не запрещено». |
Традиционный подход фактически приравнивает право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает либеральная концепция. Она возникла во второй половине XVIII в. В рамках просветительской философии и связана и именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др. Либеральная концепция исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты, не ограничения поведения человека, а наоборот, его права и свободы. Термину «право» было возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права. Это, прежде всего, право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения. Другими словами, основой права признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Историческую подоплеку такого категорического требования понять нетрудно: буржуазно-просветительская мысль вела отчаянную борьбу с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, в которых право, по сути дела, являлось возведенной в закон волей правителя, государя. Естественно, что в этих условиях процветали произвол и деспотизм. Если их что и сдерживало, так это чисто физические границы производительных способностей подданных и пределы мощи репрессивного государственного аппарата. Допросветительская правовая мысль также пыталась найти какие-то ограничения тенденции сползания государств к деспотизму, однако особых успехов не достигла. Самым распространенным средством борьбы с этим социальным злом был призыв к разуму правителя, монарха, которому, дескать, много выгоднее заботиться о своих подданных, как доброму отцу о своих многочисленных детях, ведь тогда и самому государю будет обеспечена спокойная жизнь.
Мыслители XVIII в. решительно отбрасывают эти взгляды, но задача остается прежней: найти нормативные ограничения деспотической власти государства, его огромной принудительной силы. Стремительно развивающийся капитализм утверждает новые формы поведения людей и соответственно иной тип личности. От человека в возрастающих масштабах требуются и, следовательно, культивируются такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и требование гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.
Как видим, принципиальное методологическое различие традиционной и либерально-просветительской концепций сущности права заключено в самом исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. Права индивида производны от этого общего правопорядка. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной личности. Считается, что только на основе их категорического соблюдения возможен общий правопорядок, правовое состояние общества в целом.
Логично предположить, что в принципе обе концепции имеют свою «правоту», в известном смысле они «взаимодополнительны». Однако в современных условиях бесспорно превалирующей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся достаточно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие признаки, то есть показать, чем собственно право отличается от бесправия [6].
2. Взаимоотношение права и политической власти
Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Основным средством сохранения установленного порядка является применение органов принуждения. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
Таким образом, всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов, регулирует общественные отношения в условии цивилизации. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования [3, c. 419].
Качественную определенность, суть и специфику права выражают принципы, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 веке. Эти принципы: равенство, свобода, справедливость. Они составляют сердцевину права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов. Правообразующие принципы создает не принудительная сила закона, объективные принципы лишь проявляются в том или ином законе.
Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Равенство, свобода и справедливость как бы образуют три вершины треугольника, лежащего в основании социального института права. Ни одну из них нельзя ущемить без ущерба для двух других [2, с.123].
Право, правоотношения, правовая деятельность отражаются в сознании людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания – правосознание. В нем выражены представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах – государстве, правосудии, законности.
В структурном отношении правосознание представлено в двух формах: 1) в форме правовой идеологии;
2) в форме правовой психологии.
Правовая идеология (система официальных представлений о праве) – совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти.
Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) – совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, связанных с правовыми явлениями в обществе.
В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно выделить три основные функции правосознания:
1)познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом;
2) оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность;
3) регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.
По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов правосознание можно разделить следующим образом:
- обыденное (массовое) правосознание;
- специализированное (профессиональное) правосознание;
- научное (теоретическое) правосознание.
Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Специализированное, профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
По субъектам правосознание можно разделить на следующие виды:
- индивидуальное правосознание;
- групповое правосознание;
- общественное правосознание.
При этом предполагается, что правосознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующих соот-
ветствующие группы и общество в целом.
3. Современное правовое состояние российского общества
В современных условиях превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы, т. е. показать, чем, собственно, право отличается от бесправия.
Либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства разработано определенное взаимоотношение права и политической власти. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям:
1) категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;
2) верховенство закона;
3) разделение властей [2, с. 125].
Один из главных инструментов права – законы, а законы создаются, принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью, государством. Следует различать понятия права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось ввиду просто действующее право – обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Гегеля, который разделил сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», то есть принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, например, в экономической и других сферах человеческих отношений. Если к этим понятиям подходить исторически, то право значительно древнее закона. У древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов.
Закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.
Первым принципом правового состояния государства объявляется безус -
ловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые «выше» лю-
бого закона, любого нормативно-принудительного акта. Само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки правовых законов. Государственная власть сама должна быть ограничена законом. В этом смысл принципа верховенства закона. Такое самоограничение государства возможно только при соблюдении принципа разделения властей, исключающего монополизацию власти в руках одного лица или органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного с правом.
Нерушимость закона закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
К принципам правового государства также относится наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества.
Формально Российская Федерация является правовым государством. «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем».
Статус правового государства подкрепляется Конституцией, Декларацией прав и свобод человека и гражданина в 1991 г.. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопар -
тийная система, которая исключала возможность создания и функциониро-
вания легальных оппозиционных партий. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
В настоящее время в России, по сути, авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами — Президентом и Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.
Сейчас начинают закладываться принципы правового государства: созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан».
Большой шаг на пути установления правового государства в России – уста-
новление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.
Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ею обладает.
Поэтому фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовым государством, она находится только на этапе его формирования [6].
Заключение
Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового общества и государства можно прийти к выводу о том, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например, Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, что оно реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становятся на путь демократизации отношений между государством и личностью.
Таким образом, концепция правового общества и государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны, не лишена реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.
Список используемой литературы
1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Философия: Учебник/ Под ред. проф. Л. Н. Москвичева. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Философии: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Спиркин А.Г.- М.: Политиздат, 2003.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.