Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Правовая сфера жизни общества: сущность и природа права

Правовая сфера жизни общества: сущность и природа права [27.02.11]

Тема: Правовая сфера жизни общества: сущность и природа права

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.77K | Скачано: 294 | Добавлен 27.02.11 в 16:18 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Содержание:
Введение 3
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы 4
2. Взаимоотношение права и политической власти 8
3. Понятие «правовое государство». Характеристика современного правового состояния нашего общества 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Введение.

    Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, то есть социальное пространство, в пределах которого функционируют социальные отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве. [4, с. 118]

    Ни одна сфера приложения человеческих усилий не в состоянии нормально функционировать без соответствующей правовой базы, поэтому правовая сфера жизни общества оказалась как бы в фокусе многочисленных социальных требований и ожиданий различных общественных групп.

    Цель моей работы – выяснить сущность и природу права, взаимоотношение права и политической власти, охарактеризовать современное правовое состояние нашего общества.

  1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы.

    Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и волеизъявлений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений. [5, с. 157] Таким образом, социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, так как главное его назначение  - это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон. [4, с. 118]

    Право – это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках действия этих норм.

    Гегель утверждал: «Веление права по своему основному определению – лишь запрет». Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных.  

     Наиболее распространённым является определение права как системы общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. [5, с. 157]

    При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, «природа» и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.   

    Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Оно представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено». Здесь на первый план выходит репрессивная функция права. Его принципы и нормы видятся этакими красными флажками, которыми “обложили” людей для их же собственного блага. Внутри этого кольца флажков человеку гарантируются относительная свобода и безопасность, выход же за его пределы угрожает лишением того и другого.

    Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др.. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы.

Иными словами, основой права, его «первоначалом», «первоэлементом» признаются «естественные» права и свобода человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

    Историческую подоплеку такого категорического требования понять нетрудно: буржуазно-просветительская мысль отчаянно боролась с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, в которых право по сути дела являлось возведенной в закон волей правителя, государя. Естественно, что в этих условиях процветали произвол и деспотизм. Если их что и сдерживало, так это чисто физические границы производительных способностей подданных и пределы мощи репрессивного государственного аппарата.

    Стремительно развивающийся капитализм утверждает новые формы поведения людей и соответственно иной тип личности. От человека в возрастающих масштабах требуют и, значит, культивируют такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и необходимость гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.

    Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и не менее полной ответственности за свою судьбу. «Запретительный» дух старого понимания права меняется на «разрешительный»: разрешено все, что не запрещено. .[4, с.118-119]

    Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени. Как только общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, обычаи не могли уже регулировать поведение людей. В праве теперь официально закреплены понятия и нравственные нормы господствующего класса, которые становятся обязательными для всех членов общества, отождествляясь с официальной моралью. Право служит обычно классу-эксплуататору, однако оно обладает и определенной общесоциальной ценностью, так как в принципе противостоит произволу. В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью. Согласно известному афоризму К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. [6, с. 419]

    Таким образом, сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы) а то, что они призваны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Право выступает как совокупность правовых общественных отношений, в которых выражена взаимозависимость индивидов. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма. [5, с. 158]

  1. Взаимоотношение права и политической власти.

Государство и право.

    Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.

    Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов, регулирует общественные отношения в условии цивилизации. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования. [6, c. 419]

    Либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства разработано определенное взаимоотношение  права и политической власти. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям: 1) категорическое соблюдение основных прав и свобод личности; 2) верховенство закона; 3) разделение властей.

Правообразующие принципы.

    Качественную определенность, суть и специфику права выражают принципы, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 веке. Эти принципы: равенство, свобода, справедливость. Они составляют сердцевину права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов. Правообразующие принципы создает не принудительная сила закона, объективные принципы лишь проявляются в том или ином законе.

    Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Равенство, свобода и справедливость как бы образуют три вершины треугольника, лежащего в основании социального института права. Ни одну из них нельзя ущемить без ущерба для двух других. [4, с.123-124]

Правосознание.

    Право, правоотношения, правовая деятельность  отражаются в сознании людей  в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания – правосознание. В нем выражены представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах – государстве, правосудии, законности.

    Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его «нижний» уровень составляют правовые привычки, чувства, эмоции. Это область обыденного, или «практического» сознания. В нем выражено  определенное фактическое знание индивидами права, проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения.

    На теоретико-идеологическом уровне осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов и реальной отдачи правовых норм. Идеологи и теоретики разрабатывают системы правовых наук, научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам, обучение правовым знаниям, навыкам.

    Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического, является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры. [4, с. 126]

3. Понятие «правовое государство». Характеристика современного правового состояния нашего общества.

    В современных условиях превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы, т. е. показать, чем, собственно, право отличается от бесправия.

    Либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства разработано определенное взаимоотношение  права и политической власти. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям:

1) категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

2) верховенство закона; 3) разделение властей. [4, с. 125]

    Один из главных инструментов права – законы, а законы создаются, принимаются  и наделяются принудительной силой  публичной властью, государством. Следует различать понятия права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось ввиду просто действующее право – обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Гегеля, который разделил сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», то есть принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, например, в экономической и других сферах человеческих отношений. Если к этим понятиям подходить исторически, то право значительно древнее закона. У древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов.  

    Закон – общепризнанное и безличное, то есть не зависящее от личных мнений и желаний, выражение права, или, по словам Вл. Соловьева, понятие о должном – в данных условиях и в данном отношении – равновесии между частной свободой и благом целого. По мнению Фихте, закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные.  [5, с. 158]

    Первым принципом правового состояния государства объявляется безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые «выше» любого закона, любого нормативно-принудительного акта. Само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки правовых законов. Государственная власть сама должна быть ограничена законом. В этом смысл принципа верховенства закона. Такое самоограничение государства возможно только при соблюдении принципа разделения властей, исключающего монополизацию власти в руках одного лица или органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного с правом.

    Нерушимость закона закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукос­нительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституцион­ный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое госу­дарство это и конституционное государство.

    К принципам правового государства также относится наличие гражданского общества, устойчивое правовое  сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества. [7]

    Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий правовой порядок. Однако для большей части человечества, в том числе и для нашей страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то, вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.  [4, с.126]

    Формально Российская Федерация является правовым государством. «Российская  Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.»

   Статус правового государства подкрепляется Конституцией, Декларацией прав и свобод человека и гражданина(1991 г.). Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В настоящее время в России, по сути, автори­тарный политический режим: принципы демократии сочетают­ся с элементами личной власти. Законодательная власть пред­ставлена двумя субъектами — Президентом и Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности высту­пает Конституционный Суд.

    Сейчас начинают закладываться принципы правового государства: созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан».

    Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

    Принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Пра­вительства; полномочия Думы в плане законотворчества огра­ничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна.  Неуклонно набирают силу и требуют уча­стия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.

    Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ею обладает.

Поэтому фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовым государством, она находится только на этапе его формирования. [7]

Заключение.

    В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором, как лучи света в фокусе линзы, концентрируются самые животрепещущие интересы различных общественных сил. Самая общая задача государства заключается в том, чтобы охранять основы общежития, без которых человечество не может существовать, и способствовать развитию всех сил человека. [3, с.344]

    Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа. Моральность соответствует природе человека, но ее на нынешнем этапе развития человечества мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование современного общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является  одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна не только распространяться в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношениях единое планетарное целое. [5, c. 161]

    Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий правовой порядок. Однако для большей части человечества, в том числе и для нашей страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то, вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем. [4, с. 126]

Список использованной литературы.

    1. Гегель Г.В.Ф.
       Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и
       В.С. Нерсесянц. – М.: Мысль, 1990. – 524 [2] c., 1 л. Портр.- (Филос.            
        Наследие).
    2. Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева.      
        М.:Фонд   “Правовая культура.”,1996. [с.18]
    3.  Основы философии в вопросах и ответах. Ученое пособие для высших   
   учебных заведений. Издательство «Феникс», 1997. – 448 с. [c. 344]
4.    Социальная философия: Учеб. пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко.- М.:     Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 240 с. [c. 118-127]
5.    Спиркин А.Г.
Философия: Учебник для технических вузов. М.: Гардарики, 2003. – 368 с. [с. 157-170]
6.    Спиркин А.Г.
Основы философии: Учеб. пособие для вузов.- М.: Политиздат, 1988. 592 с. [с. 415-432]

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 20.77K
Скачано: 294
Скачать бесплатно
27.02.11 в 16:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе