Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Правовая сфера в жизни общества: сущность и происхождение
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.91K | Скачано: 405 | Добавлен 24.11.10 в 20:06 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность права. Его происхождение и основные особенности развития 4
2. Правовое состояние общества и концепция правового государства 11
3.Взаимосвязь права и политики, права и морали 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
ВВЕДЕНИЕ
Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.
Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.
Идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств, стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 1), Цель контрольной работы – изучить сущность правовой сферы жизни общества, взаимоотношения права и политической власти, усвоить основные подходы к изучению сущности права, объяснить понятие «правовое государство», раскрыть его сущностные характеристики.
1.Сущность права. Его происхождение и основные особенности развития.
ПРАВО – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.1 Право – система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает юридическую регламентацию общества и отношений внутри него.
Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни; главное его назначение – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.
Два подхода в определении сущности права
В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный («запретительный») и либеральный, опирающийся на идею «естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности».
Традиционный подход |
Либеральный подход |
Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. «Запрещено всё то, что не разрешено». |
В праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а его права и свободы. Право – право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения. «Разрешено все то, что не запрещено». |
____________________
1 Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.
Либеральный подход к сущности права возник во второй половине 18 в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. Основой права признаются права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, даже целесообразных требований момента.
Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и полной ответственности за свою судьбу.
Принципиальное методологическое различие традиционной и либерально-просветительской концепций сущности права заключено в исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной личности.
Обе концепции имеют свою «правоту», они взаимодополняемы.
В современных условиях бесспорно преобладающей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции удалось четко выделить понятие правового государства, основные правообразующие признаки.
Происхождение права. Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.
Государства различаются, прежде всего, в зависимости от того, интересы какого класса они защищают, каков экономический базис общества, на котором они зиждутся. Следовательно, тип государства выражает его классовую сущность.
Истории известны три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Любое рабовладельческое государство было диктатурой рабовладельцев. Рабы не участвовали в государственной жизни общества, не имели политических и юридических прав. Лишь в результате острой борьбы, на последней стадии рабовладения, в правовых документах стал появляться запрет на убийство рабов. Право, как и государство, своим главным назначением имело защиту частной собственности от тех, у кого ее не было.
На смену рабовладельческому государству пришло государство феодальное. На ранней стадии развития феодализма территория государства состояла из множества независимых княжеств, герцогств и графств. Постепенно власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики.
Государства эпохи феодализма образуют единый тип, все они — неограниченная власть феодалов. Феодальное государство прикрепляло крестьян к помещичьей земле и жестоко расправлялось с теми из них, кто не хотел работать на помещика. Феодальное право предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения помещика жениться, приобрести имущество, купить землю.
Буржуазное государство являло собой новый, более прогрессивный в сравнении с феодальным тип государства. Буржуазное государство заинтересовано в уничтожении сословности: развитие капиталистического способа производства требует свободной конкуренции и в силу этого — формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руководящие государственные посты.
Ограничение политических прав угнетенных классов при феодализме сменяется в условиях капитализма формальным предоставлением им юридических прав и участием в выборах органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия провозгласила буржуазно демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. Это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и конституции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство. Буржуазное государство характеризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти неповинную на ней эксплуатацию наемной рабочей силы и подавлять революционное движение трудящихся.
Социалистическое государство - принципиально новый исторический тип государства. Оно выступает как орудие уничтожения эксплуатации человека человеком, построении бесклассового общества.
Причины появления института права
Социальный институт права обязан своим появлением процессам разделения труда и развития товарного производства. Они ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимозависимости. Зависимость эта носит совершенно безличный, анонимный характер. Преобладание безличных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека. Тут появляется право, как особая социальная реальность. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив усилия на производство нужного обществу товара или услуги, тот может рассчитывать на удовлетворение своих собственных потребностей. Действия по принципу «ты – мне, я – тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а берутся обществом за основу наведения порядка. Общество пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, когда все члены этого общества будут действовать по одним и тем же правилам. Правила эти действуют не только в сфере производства, ведь взаимозависимость индивидов в обществе проявляется во всех сферах их жизнедеятельности.
Сущность права
Сущность, субстанцию права составляют не правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.
Классовый характер права
Важной особенностью исторического развития права следует признать его классовый характер. Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи является неизбежной. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, неизбежным было принятие людьми факта, выразившегося в формировании достаточно жестких стереотипов поведения.
В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с политическим устройством, именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером, охранителем правопорядка.
Особенность правосознания
Правосознание представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям общественной жизни.
В структурном отношении правосознание представлено в двух формах: 1) в форме правовой идеологии; 2) в форме правовой психологии.
Правовая идеология (система официальных представлений о праве) – совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти.
Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) – совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, связанных с правовыми явлениями в обществе.
В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно выделить три основные функции правосознания:
1)познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом;
2) оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность;
3) регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.
По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов правосознание можно разделить следующим образом:
- обыденное (массовое) правосознание;
- специализированное (профессиональное) правосознание;
- научное (теоретическое) правосознание.
Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Специализированное, профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
Само профессиональное юридическое правосознание с учетом внутри профессиональных различий можно подразделить на внутри профессиональные группы – правосознание ученых-юристов и правосознание юристов-практиков, и подгруппы – правосознание судей, правосознание работников прокуратуры, правосознание работников милиции, правосознание адвокатов и т.д.
Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
По субъектам правосознание можно разделить на следующие виды:
- индивидуальное правосознание;
- групповое правосознание;
- общественное правосознание.
При этом предполагается, что правосознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующих соответствующие группы и общество в целом.
2. Правовое состояние общества и концепция правового государства.
Суть взаимоотношения права и политической власти сводится к трем основным положениям:
- категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;
- верховенство закона;
- разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной).
Государство - результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением разных видов труда и образованием института частной собственности. Дифференциация, усложнение общественной жизни требовали общего органа управления, который обеспечивал бы функционирование экономически разрозненного общества, как единого целого. Для осуществления этих функций требовались определенные органы — административно чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности и представляющие собой государство.
Итак, государство - это организация политической власти экономически господствующего класса.
Важнейшая функция государства – хозяйственно-экономическая. Культурно-воспитательная функция также всегда присуща любому государству.
К основным признакам государства относят наличие публичной власти, т.е. особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны.
Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Существенный признак государства – его неразрывная связь с правом. Отношение между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Таким образом , право – это форма регулирования поведения людей, совокупности норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков; это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Специфику права выражают признаки, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 в. К этим правообразующим принципам были отнесены: равенство, свобода, справедливость.
Равенство, свобода, справедливость составляют суть права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов.
Объективный принцип равенства проявляется (или не проявляется) в том или ином законе. Правовой принцип равенства означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественным, семейном и прочих отношениях) индивидам.
По мнению Гегеля, «система права есть царство реализованной свободы». То есть, правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов. Но свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Значит и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Право поэтому выступает мерой свободы индивидов, оно указывает ее рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а значит, подрывает правопорядок. Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и есть соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.
Закон и право отличаются друг от друга. Одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика.
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима.
Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. видные мыслители 18 – 19 вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышева, А.И. Радищева, П.и. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.
В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине 19 в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.
Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности. Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной.
В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
Признаки правового государства
В юридической литературе, в качестве основных признаков правового государства обычно выделяют следующие:
1. Верховенство права.
В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
3. Гарантированность прав и свобод граждан.
Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность в праве иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
4. Взаимная ответственность государства и личности.
Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ.; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.
Правовое государство это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие, государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Правовое состояние общества в современной России
Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, определяла РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство.
Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80х гг., особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ). В октябре 1991 г. Верховным советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятая Верховным Советом РФ в 1991 г. Декларация прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства, предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.
На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права становление новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
Грубо нарушается принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации феодальных законов.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РФ, Договор об общественном согласии.
3. Взаимосвязь права и политики, права и морали.
ПОЛИТИКА (греч. politike - искусство управления государством) — сфера общественной деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами. Суть политики – определить формы, задачи и содержание деятельности государства. Политика бывает внутренней и внешней. Внутренняя политика охватывает одно государство, внешняя – межгосударственные отношения.
Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.
Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству.
Политика – в высоком смысле этого слова – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал, что «политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа».
Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, коварстве и преступлениях, то она, естественно, превращается в «грязное дело». Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности.
Право и политика - две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонние: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии «право» можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г.Гроцием, что если «предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости», то «предмет политической науки - целесообразность и польза» (цит: История политических и правовых учений, 1997, с. 164-165).
МОРАЛЬ ( лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественною сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.
Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то её нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью.
Общие черты права и морали.
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Что же общего между правом и моралью?
Право и мораль:
- и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую
основу;
- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в
обществе;
- они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю,
т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне
дисциплины и порядка в обществе;
- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции,
обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
- представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;
С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе
уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и
общества, государства.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение
правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить
положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового общества и государства можно прийти к выводу о том, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например, Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, что оно реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становятся на путь демократизации отношений между государством и личностью.
Таким образом, концепция правового общества и государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны, не лишена реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008.
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.
3. Барулин В.С. «Социальная философия». Ч. 1 и П. М., 2002.
4. Гегель Г.В. Ф. Философия права. – М., 1990.
5. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006.
6. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1994.
7. Кант И. Критика практического разума. Метафизика нравов. – СПб., 1995.
8. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 2006.
9. Новгородцев П.И. Введение в философию права. – М., 1996.
10. Соловьев В.С. Оправдание добра// Соч. в 2-х т. Т. 2. – М., 1989.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
12. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1995.
13. Ирхин Ю.В. Взаимосвязь политики, морали и права // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 1999. – № 1. – С. 7–15.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.