Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Правовая сфера жизни общества: сущность права
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.87K | Скачано: 373 | Добавлен 27.05.11 в 14:10 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2011
Содержание
Сущность права: традиционный и либеральный подходы.. 4
Взаимоотношения права и политической власти. 7
Современное правовое состояние российского общества. 11
Список использованной литературы.. 16
Данная работа посвящена теме «Правовая сфера жизни общества». Общество нуждается в успешно функционирующей правовой базе, поэтому изучение данной проблемы является актуальным. Необходимо обращать должное внимание на правовое состояние, выявляя потребности общества при определенных условиях, не ущемляя в правах, либо наделяя полномочиями те или иные слои общества.
Современное цивилизованное общество находится в правовом состоянии. И это не удивительно, так как без правовой сферы не образовались бы нынешние государства, общество было бы анархичным, не поддающимся какому-либо влиянию и не признающим авторитетов.
В нашей стране нередко полагают, что с помощью права можно решить многие проблемы, не понимая, что правовой институт относится всего лишь к регулятивной сфере общественной жизни. Поэтому необходимо влиять на правовое сознание общества.
Цель моей работы заключается в изучении правовой сферы общества в рамках социальной философии.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1) выяснить сущность и природу права;
2) рассмотреть взаимоотношения права и политической власти;
3) охарактеризовать современное правовое состояние российского общества
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, несовпадающими интересами привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. [7]
В современной науке право имеет три источника: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Под обычаем понимается устойчивая социальная норма, принимаемая социальной группой в рамках определенных традиций; он выполнял роль социальных норм, регулировал общественные отношения. На поздних стадиях первобытнообщинного строя и при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, превращались в публично осознаваемые нормы права.
Юридический прецедент получил свое развитие с возникновением государства, когда необходимо было обеспечить максимальную свободу каждого члена общества в рамках закона. Это судебное или административное решение по конкретному делу, закрепленное в правовых актах, которое становится основой для разбирательства аналогичных дел и имеет обязательную правовую силу.
Нормативный акт появляется посредством создания его государством, требует активной правотворческой деятельности, способствует теоретическому
развитию права, является двигателем законодательства, позволяя чутко
реагировать на изменения в социальных отношениях. [3, с. 478-479]
При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссии. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная» трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все, что не разрешено».
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает либеральная концепция, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения человека, а наоборот, его права и свободы. Основой права, его первоначалом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо даже от целесообразных требований момента. [5, с. 438]
Данная концепция возникла на почве борьбы буржуазно-просветительской мысли с деспотизмом феодально-абсолютистских государств, где право отождествлялось с волей правителя. И уже в условиях капитализма возникает потребность в гарантиях защиты от произвола государства, так как от человека требуются такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность за себя, а не за общину. Поэтому необходимо было принудительно ограничить государственную власть. Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости
каждого индивида, его полной самостоятельности и ответственности за свою
судьбу, действует лозунг: «разрешено все, что не запрещено». [5, с. 439-440]
Исторически право значительно древнее закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялись с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознание долга, т.е. с нравственными принципами. Уже Аристотель, определявший право как норму политической справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей ее от деспотии. [4, с. 600]
Социальный же институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развитию товарного производства. Именно они, являясь выражением и способом роста производительных сил общества, ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей зависимости друг от друга, которая носит анонимный характер, т.е. производителя не волнует, кто купит его товар, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел. Но такое положение не гарантирует соблюдение интересов отдельного человека, который должен быть уверен в обмене его ценности на эквивалент. Поэтому общество пыталось составить «баланс» интересов отдельных лиц, которые будут действовать по одним и тем же правилам. [5, с. 440-441]
Важной особенностью исторического развития права является его классовый характер. Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи оказалась неизбежной. В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью. По Марксу и Энгельсу, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. В
правовой системе классово организованного общества преобладают интересы
господствующего права, но интересы других также учитываются. [5, с. 442]
Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и
жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязанность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и во всех существующие общества. Закон – это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права. У него есть отличительные признаки, такие, как публичность, конкретность, реальная применяемость.
Право – необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть правовое отношение. Право является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества.
В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веления власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздержаться. Свод законов – это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Как говорил Цицерон, мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. [4, с. 601-602]
Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и его главным институтом – государством. Без государства институт права не сможет функционировать в нормальном ритме, так как государство является гарантом права.
Государство существовало не всегда. Оно – результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождающегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Усложнение общества требовало особого органа, который осуществлял бы регулирование и управление многообразными функциями общественного целого. Для реализации этих функций требовались административно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т.д.
К основным признакам государства относят наличие публичной власти, определенной территории, узаконенного права, суверенитета. По своему назначению государство выполняет внутренние и внешние функции. Внешние функции связаны с реализацией внешней политики, установление экономических, военных, научных и культурных связей. [4, с. 607-608] К внутренним функциям относятся хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, охранительная и регулирующая функции.
Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. [4, с. 609]
В каждом обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, партии, формируются политические идеи и
теории. [4, с. 611]
Политическая власть – это система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведения других людей и их групп, т.е. подчинять их, опираясь на свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения. Субъектом власти является человек или группа людей, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения, воздействующая на процессы их принятия и осуществления в политической власти. В этой роли выступают не только люди, но и государства, правительства, парламенты и другие корпоративные образования.
Объектом власти являются те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего политического субъекта. Иерархия власти предполагает, что объект власти является таковым по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти. [2, с. 168-169]
Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е. ее юридическая нормативная узаконенность. Антиподом легальной власти является нелегальная, т.е. незаконная, неузаконенная власть. [2, с. 170]
Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Сама идея разделения властей возникла давно из понимания угрозы неразделенной власти. Еще Цицерон говорил том, чтобы небольшая группа людей или один диктатор не захватил всю полноту власти в обществе, чтобы влияние самых сильных не склонило в свою сторону всех избранных в государственные органы, необходимо, чтобы их состав был не единым, а разделенным, т.е. чтобы одна часть контролировала другую.
С теоретической концепцией разделения властей связаны имена двух выдающихся мыслителей XVII – первой половины XVIII вв. – Джона Локка и Шарля Монтескье. Локк доказывал необходимость разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В его понимании законодательная власть имеет право указывать, как должна быть применена сила государства для сохранения сообщества и его членов. Законодательная власть должна была передаваться тем, кто сами или с другими властями создают законы, исполнительная власть – контролировать исполнение законов, а федеративная – отвечать за вопросы войны и мира, участие в коалициях и союзах, внешней политики. По мнению Локка, верховная власть одна, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны
подчиняться. [2, с. 172]
Монтескье внес коррективы в концепцию Локка о разделении властей. Он говорил, что есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. Первая власть призвана создавать законы, вторая – ведет внешние сношения и обеспечивает безопасность, третья – карает преступников и разрешает столкновения между частными лицами, которую иначе можно назвать судебной. Монтескье считал, что исполнительная власть должна находиться в руках монарха, независимо от законодателей, предложил двухпалатную модель парламента, где выборная нижняя палата и представляющая аристократов верхняя палата. Главное в его концепции то, что власть должна принадлежать различным органам государства, сосредоточение власти в руках одного органа недопустимо.
Опыт современных государств доказывает универсальный характер принципа разделения властей, способного действовать в разных политических и социальных условиях – в президентской республике, в парламентских монархиях и республиках, в странах со смешанной формой правления, в развивающихся странах. [2, с. 173-174]
В правовое сознание общества включают систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного. [1, с. 102]
Право как система государственных установлений должно основываться на законе, выражающем интересы большинства членов общества, а закон обязателен для всех: для обычных граждан, для работников госаппарата, для всех учреждений, для высших властвующих лиц. [1, с. 104]
Таким образом, право выполняет функцию регулятора отношений между людьми в обществе, юридически оформляя сложившиеся экономические и политические отношения, а правосознание направлено на подчинение поведения человека нормам, которые отражают социальную природу права. Право и нравственность тесно связаны между собой: право в самом себе имеет и нравственный смысл, правосознание всегда ориентировалось на нравственные оценки, истоки же нравственного начала - в совести человека. [1, с. 107]
Для того чтобы дать характеристику современного правового состояния российского общества сначала рассмотрим сущностные характеристики правового государства. Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. [6]
Одним из главных принципов правового состояния государства является безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые выше любого закона и нормативно-принудительного акта государства. Государство и чиновничий аппарат должны быть поставлены в рамки правовых законов по принципу верховенства закона. [5, с. 445-446]
Следующим по значению является принцип последовательного связывания с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Этот принцип заключается в том, что государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление самого главного принципа. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей, главным требованием которой заключается в обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждений или отдельного лица путем разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. [6]
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, т.е. устранить возможные причины развития преступности и нарушений законности.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути к движению к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.д.
Бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации С.А. Ковалев в своем докладе о процессе формирования правового государства в России сказал следующее: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти. Россия никогда не станет ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятным для каждого рабочим механизмом решения общих задач». [6]
Правовое общество подразумевает, что государство и личность рассматриваются как равные партнеры, но у нас взаимная ответственность только на бумаге. На деле граждане также начинают безответственно относиться к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд на общественном транспорте и т.д.
Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Речь идет, прежде всего, о существенном сокращении громоздкого государственного аппарата, который слабо контролируем, и возложении на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей; о расширении сферы гласности в деятельности президентских структур и исполнительной власти; о трансформировании «суперпрезидентской» республики в нормальную президентскую республику, в которой президент возглавлял бы правительство и в случае неудачи вместе с ним бы уходил в отставку; об «оживлении» института импичмента; о расширении полномочий парламента; о максимальном учете опыта становления правового государства в других странах и т.п. [6]
Для нашей ситуации актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.
Очевидно, что в содержательном плане Россия к правовому государству подойдет не скоро. Поэтому в начальной стадии реформирования политической системы можно говорить только о правовой форме. Во-первых, необходимо создать такое правовое пространство, которое позволило бы при сохранении демократической формы политики развивать рыночное содержание. Вопрос этот для нашей страны будет долго открытым, а к правотворчеству будут предъявляться все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основном декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь пока, по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти.
Во-вторых, существует потребность в правовой ориентации политической элиты. До тех пор пока не заработают правовые институты, необходимы сверхусилия высших субъектов власти, направленные на сохранение начал правовой организации. В настоящее время функции гаранта конституционного права взял на себя Президент Российской Федерации. В то же время он является руководителем исполнительной власти, которая испытывает серьезные трудности в управлении страной. Проблемы исполнительной власти создают предпосылки для абсолютизации власти, сохранения моментов тоталитарной политики. [6]
В-третьих, без гражданского общества нельзя создать правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры.
В целом можно говорить о том, что в России в 90-е гг. появились, формальные предпосылки для движения к правовому государству. К этим предпосылкам относятся элементы демократического политического пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической науки, гласность, свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновении содержательных предпосылок правового государства в виде института частной собственности и элементов рыночных отношений. В то же время содержательные основания недостаточны для упрочения правовых отношений.
Какие шаги можно предпринять для развития правовых отношений? Во-первых, демократия требует более высокого уровня осознания всего процесса реформирования. Во-вторых, движение к правовому государству не может не носить комплексного характера. В-третьих, политическая система России требует не только внутренних воздействий, но, очевидно, более активной политики всего мирового сообщества в соответствии с сегодняшними реалиями и тенденциями развития информационного общества. [6]
Сущность права выражается традиционным и либеральным подходом. Традиционный подход связывает право с законом, либеральный же отстаивает идею естественных прав и свобод личности. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства.
Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества, прежде всего с его главным институтом – государством. В рамках правовой сферы отношения людей выстраиваются через определенные социальные институты, созданные государством для функционирования правовых отношений.
Для характеристики современного правового состояния российского общества, необходимо рассмотреть правовое государство. Правовое государство имеет особенности, такие как соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Современное российского общества еще не скоро подойдет к правовому состоянию, такт как имеется много причин, которые мешают становлению правового государства.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2003 - 256 с.
2. Ирхин Ю.В., Золотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юрист, 2002. – 511 с.
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджан К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2003. – 519 с.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 736 с.
5. Философия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.
6. http://articles.excelion.ru/science/history/world/07034188.html
7. http://enbv.narod.ru/text/pravo/theory/gos_i_pr/st/09.html
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.