Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Менеджмент как тип рыночного управления. Классификация общей функции управления

Менеджмент как тип рыночного управления. Классификация общей функции управления [03.10.12]

Тема: Менеджмент как тип рыночного управления. Классификация общей функции управления

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 55.72K | Скачано: 296 | Добавлен 03.10.12 в 17:15 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Вариант № 12

Оглавление

Введение 3

1. Менеджмент как тип рыночного управления 5

2. Классификация общих функций управления, их содержание 9

Задача 13

Тест 14

Заключение 15

Использованная литература 17

 

Введение

Тема, предложенная для написания моей контрольной работы, одновременно оказалась и интересной и трудной: трудной по причине  большого объема материала; интересной по тому, что роль менеджмента сейчас очень сильно возрастает, а его прикладной (практический) характер становится всеобъемлющим. Мне, как будущему специалисту финансово-кредитного профиля важно изучение менеджмента именно в этой сфере, так как сейчас в банках и финансовых организациях исчезают такие названия профессий, как экономист, бухгалтер и операционист – все становятся менеджерами. И это не просто дань моде, а потребность времени, т.к. изменились функции этих работников, а главное цель их деятельности. Если раньше, в плановой экономике, понятия кредит, обеспечение, просроченная задолженность и т. д. не имели большого значения для достижения конечной цели, ведь все участники экономической жизни находились под жестким директивным руководством, а финансовые операции были перекладыванием денег из одного кармана в другой, то сейчас, и в производстве и в финансах, перешедших в частные руки любой из участников этого процесса считает свои собственные деньги и хочет иметь положительный финансовый результат. Если взять конкретнее, то раньше работа кредитного инспектора называлась выдачей кредитов, а теперь менеджер коммерческого банка осуществляет продажу кредитов.

Менеджеры сейчас появляются в штате государственных и полугосударственных образовательных, медицинских учреждений и учреждений культуры, т.к. там наряду с бюджетным финансированием появилась статья расходов с названием «иная, приносящая доход деятельность».

Такое положение вещей укладывается в общую концепцию развития взглядов на менеджмент, в противовес тем, которые существовали долгое время, определяя менеджмент как управление предприятием или бизнесом. Один из виднейших теоретиков и практиков менеджмента П. Друкер, в последних своих трудах писал, что «…важно заявить, причем как можно громче, что менеджмент не есть управление бизнесом – так же, как, к примеру, вся медицина не есть акушерство. Следовательно, управление бизнесом – одно из разновидностей менеджмента, а сам менеджмент, в свою очередь, - один из видов общего управления».

Из предыдущих курсов мы знаем, что история управленческой мысли уходит своими корнями вглубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи. Уже Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 до н.э.) писал о юридических нормах управления, контроле и ответственности. Ассирийский царь Навуходоносор II (605 – 562 гг. до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля.

Известный древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. Великий Сократ (470– 399 гг. до н.э.), говорил  –  главное состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об общем характере управления. Далее во все времена взгляды на эту тему развивались нарастающим потоком, пропорционально развитию процессов в обществе.

Думаю, что рассмотрение мной одной из огромного количества тем по менеджменту будет иметь как чисто познавательный характер, так и прикладную составляющую для моей дальнейшей практической работы и жизни.

 

  1. Менеджмент как тип рыночного управления

Учитывая сказанное во введении и с целью раскрытия темы контрольной работы,  не будем углубляться в теоретические споры специалистов о глубине и широте понятий менеджмент и управление. Будем считать что, термин «менеджмент» фактически является аналогом термина «управление», с той лишь разницей, что «управление», в сущности, относится ко всем объектам, процессам, системам и применимо к любой области исследования (кибернетика), тогда как «менеджмент» относится лишь к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам.

Современный менеджмент – это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка. Другими словами управление предпринимательского типа.

Менеджмент в рыночной экономике представляет сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций, например:

Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции и услуг, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.

На мой взгляд, рыночный менеджмент – это особый тип гибкой организационной системы управления коммерческими организациями и негосударственными предприятиями, связанный с условиями и особенностями рыночной экономики. Рыночный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту в рыночной экономике. Он представляет собой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.

Нельзя не отметить, что современный рыночный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения.

Сердцевиной современного рыночного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская экономика. Поэтому одна из главных задача менеджмента в рыночной экономике — сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

 Управление персоналом – важнейшая часть менеджмента. Как говорил И.В. Сталин, а до него – Наполеон Бонапарт, император Франции: «Кадры решают всё».

В современном обществе интеллектуальные ресурсы рассматриваются как самые главные ресурсы, даже по сравнению с такими ресурсами, как материалы и энергия. Причем вклад в формирование и развитие интеллектуальных ресурсов вносят все работающие на предприятии – от директора до рабочего. Именно поэтому требование компетенции, подготовки и вовлеченности играют первостепенную роль в подборе персонала.

 В последнее время в силу острой конкуренции между предприятиями и перенасыщенности рынков, в стиле руководства предприятиями происходят существенные изменения. Если ранее отличным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создаст новые рынки, который не только реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. П. Друкер говорил, что «…Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сде­лать сегодня, дабы это «завтра» состоялось».

 Следует заметить, что в настоящее время в России от менеджеров компаний зависит очень многое. Данные исследований ясно показывают, что абсолютное большинство банкротств предприятий, случаев возникновения у них кризисных ситуаций является следствием, прежде всего, некомпетентного руководства.

И все же наличие трудовых ресурсов необходимой квалификации, наличие интеллектуальных ресурсов необходимой компетенции и их развитие в соответствии со стратегическими планами предприятия является необходимым, но не достаточным условием реализации стратегического плана.

Процесс менеджмента представляет собой многогранный и многофакторный феномен. Поэтому его невозможно исчерпывающе описать и охарактеризовать с одной точки зрения, а «…Значимость теоретических рекомендаций менеджмента…  …можно определить лишь в реальных условиях. Многие принципы менеджмента, в сущности, являются гипотезами, требующими дальнейших исследований и проверки».

На практике же менеджмент силен тем, что в комплексе использует все свои составляющие элементы и функции, часть из которых мы и рассмотрим ниже.

 

  1. Классификация общих функций управления, их содержание

«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу».

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, которые направлены на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале ХХ века выделил пять исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В течение ХХ столетия содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файоля, думаю, это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

-        планирование

-        организация

-        контроль

-        мотивация (координация)

-        стимулирование (активизация)

Основные функции управления

Схема 1. Основные функции управления.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Координация - это функция, призванная обеспечивать согла­сованность и взаимосвязь между элементами системы управле­ния организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев органи­зации (по горизонтали и вертикали) путем установления рацио­нальных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих свя­зей может быть самым различным, так как зависит от координи­руемых процессов.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Считаю, что важным здесь является комплексность использования всех вышеперечисленных функций и необходимость постоянного мониторинга их выполнения.

 

Задача

Необходимо расположить стадии контроля в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

а) фиксирование состояния объектов (мониторинг);                       

б) выбор объекта контроля;

в) выявление характера отклонений;

г) оценка возможных последствий отклонений;

д) выявление причин отклонений.

Ответ: б, а, в, д, г

Комментарий:

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. 

Для достижения быстрого и эффективного устранения возникших проблем, на мой взгляд, необходимо сначала выбрать объект контроля, затем провести полное исследование (мониторинг) состояния возникшей ситуации, далее определить характер отклонения, его причины и возможные последствия их масштаб и степень влияния.

 

Тест

Выберите факторы косвенного влияния на состояние организации:

  1. Изменение содержания косвенного влияния на состояние организации
  2. Изменение состояния мировой экономики.
  3. Изменение конъюнктуры рынка.
  4. Изменение состояния национальной экономики.
  5. Изменение условий постановки ресурсов.

Ответ: 2,3,4

Факторы косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

На мой взгляд, изменения в состоянии мировой экономики, национальной экономики и конъюнктуры рынка относятся к факторам косвенного воздействия.

 

 

Заключение

Заканчивая работу, хочу отметить, что полученная мной, при ее написании информация действительно уже приносит пользу мне, как экономисту, т.к. в убыточной сфере муниципального коммунального хозяйства на сегодняшний день менеджмент находится на зачаточном уровне, а вернее – его просто нет. Если же учитывать, что в 2011 г. планируется кардинальная перестройка всего управления муниципальными предприятиями, то мне эти знания пригодятся еще больше, т.к. я согласна с тем, что «…Рыночная экономика характеризуется взаимосвязью и степенью использования потенциалов как смешанного, государственного, так и частного, негосударственного, секторов. Поскольку потенциал рыночной экономики — это сумма различных потенциалов экономики, то важно знать закономерности перехода от государственных форм собственности к частным, коммерческим, негосударственным и смешанным».

Так же я уяснила себе, что Россия и в менеджменте, как и во всех областях, всегда претендует на свой особый путь, ведь она является евроазиатской страной и,  поэтому «…российские менеджеры различных форм собственности обязаны знать суть западной и восточной культур. Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать наиболее благоприятные условия по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности и экономического лидерства».

Соглашусь с мнением, что «…Менеджмент выступает одновременно и как наука, и как искусство…  …самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством…». Тем интереснее и полезнее нам, настоящим и будущим специалистам изучать, развивать и применять на практике знания в области менеджмента, в области в которой нет предела совершенству, ведь недаром гениальный Генри Форд  говорил, что «…Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».

 

Список использованной литературы:

  1. Байбекова А.Р., Яловецкий Г.М., Менеджмент в условиях рыночной экономики., //Вестник КАСУ №4 - 2006
  2. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого состава. - М.: МНИИПУ, 1996- 326.
  3. Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  4. Друкер П. Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.
  5. Михайлова Н.В., Федорова Л.А., «Современный менеджмент и кадры»., http://quality.eup.ru/
  6. Непомнящий Е.Г., Экономика и управление предприятием., Электронная библиотека, http://polbu.ru/nepomn_economy/ch08_i.html
  7. Переверзев М.П.,Шайденко Н.П., Басовский Л.В., Менеджмент: Учебник - 2-е изд.,доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2008. — 330 с.
  8. Семенов А. К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник – 5 изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. – 556 с.
  9. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с.
  10. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Разу. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. — 504 с.
  11. Сущность и содержание теории менеджмента., Микулаш Седлак, //Менеджмент и маркетинг., 5/1997.
  12. Электронная энциклопедия менеджмента., http://besonus.narod.ru/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 55.72K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
03.10.12 в 17:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе