Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая система общества: структура и функция

Политическая система общества: структура и функция [30.04.11]

Тема: Политическая система общества: структура и функция

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 47.42K | Скачано: 356 | Добавлен 30.04.11 в 14:46 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1.Понятие "политическая система общества", ее структура и функции. 4

2. Типологии политических систем. 8

3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХв.). 12

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

Понятие "политическая система общества" вошло в российский политологический оборот в конце 70-х годов ХХ в., придя на "смену" понятию "политическая организация общества". Последнее понятие узко институционально и не отражало всю возможную гамму понятий, описывающих интегративность политических отношений. При этом проблема заключалась не только в том, чтобы обозначить элементы политической системы общества, что само по себе представляло заметную сложность, свести их в единое целое, показать организационные связи элементов и самого целого, сколько выявить сами политические отношения субъектов как основы системного выражения политической жизни общества, государства, человека, познать западную литературу по теме.

Предмет работы – политическая система общества, ее структура, задачи и функции.

Цель – дать определение понятию политическая система,  охарактеризовать типы политических систем.

 

1.Понятие "политическая система общества", ее структура и функции.

Понятие политическая система одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы ХХв. Смысл понятия заимствован из биологии и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами [2, стр.191].

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

В качестве основополагающих структурных компонентов полити­ческой системы обычно выделяют следующие:

  1. институциональный, раскрывающий наиболее характерные для данного общества способы артикуляции и агрегирования социальных интересов; тип формирования политических ассоциаций, партий, групп интересов; набор институтов, структур и организаций, уча­ствующих в конкурентной борьбе за власть; особенности электораль­ной системы, государственного строя и т.д.;
  2. нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений; господствующие методы политического принуж­дения; формы государственного контроля за принятыми решениями; технологии контроля общественности за властью; особенности кон­ституционной и судебной систем; принципы и нормы политической этики и т.д.;
  3. информационный, демонстрирующий принятый в обществе тип культурного языка; традиции, обычаи, символы, ритуалы, исполь­зуемые для обеспечения политического процесса; особенности по­литической семантики, форм межличностного и межгруппового об­щения и т.д. [3, стр.238].

Каждый из названных компонентов (элементов) является базо­вой характеристикой организации публичной политической власти в обществе, необходимым и минимально достаточным условием ее функционирования и развития. Эти структурные компоненты в сово­купности организуют некую внутреннюю матрицу политической жизни, упорядочивающую все основные проявления политической активности элитарных и неэлитарных слоев.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  1. Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.).
  2. Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  3. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
  4. Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  5. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  6. Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  7. Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  8. политической власти (т.е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам) [4].

Актуальность такой функции политической системы, как поддержание экономического и социального господства одних социальных групп над другими, в большей степени зависит от типа политической системы. Если говорить о демократическом типе, то данная функция будет противоречить другой – прислушивание и защита интересов различного рода меньшинств и национального большинства, именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Если в обществе существует господство, то неизбежны конфликты, а одной из задачей политической системы является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, что уже исключает существование ярко выраженного господства одних групп над другими. А если говорить о тоталитарном типе политической системы, то там уже насколько жесткий контроль всех сфер жизни общества со стороны государства или правящей партии, что уже подразумевает наличие данной функции. 

Политическая система общества – сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов [6].

 

2.Типологии политических систем.

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесе­ние сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов органи­зации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих понимание учеными сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем обществен­ного развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических под­ходов политические системы нередко различают по формальным кри­териям, например, по характеру государственного правления, по на­личию тех или иных институтов власти, по их нормам и функциям. Представители марксистского направления, рассматривая в качестве основного для капиталистической фазы развития человечества про­тиворечие между трудом и капиталом, традиционно выделяют и опи­сывают особенности "буржуазных" и "социалистических" политичес­ких систем. Сторонники классово нейтральных учений, как, напри­мер, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют "традиционные", "патриархальные", "смешанные" и "современные" политические системы. Приверженцы геополитических подходов, ис­пользуя в качестве критериев типологизации территориально-про­странственные факторы, выделяют, к примеру, "островные" и "кон­тинентальные" политические системы. Очень широкое распростране­ние получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического [3, стр.246].

Весьма оригинальную точку зрения высказал известный амери­канский теоретик С. Хантингтон. По его мнению, в современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфлик­тов становится уже не идеология, отражающая социальные (классо­вые, этнические) групповые конфликты, а культурные компоненты. Причем "наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к раз­личным цивилизациям" [3, стр.346]. Иными словами, линией разграничения политических систем будут намечающиеся или уже проявляющиеся линии "разломов" между цивилизационными структурами. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических си­стем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, ис­ламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Эти цивилизации, представляющие собой самый широкий уро­вень человеческой общности, безусловно, обладают не только изве­стной целостностью, но и определенной внутренней неоднороднос­тью. И если, как, например, в случае с Японией, цивилизация мо­жет охватывать одно государство, то в большинстве других вариантов в такие политические системы могут включаться различные нации-государства. Однако цивилизационная специфика таких государств и народов будет обусловливать наиболее фундаментальные различия в организации их политических порядков [3, стр.247].

На данный момент существует два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная. Промежуточным типом является авторитарная политическая система, которая образуется на конституционной базе демократической системы. Основные типоло­гические (системные) черты демократической и тоталитарной политических систем представлены в таблице 1 [1, стр.127].

Таблица 1

Основные типологические черты демократической и тоталитарной политических систем

Элементы структуры

Демократическая политическая система

Тоталитарная политическая система

Политические институты

Власть конститу­ционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Суд независим и действует в рам­ках закона.

Полиция и армия выполняют свои функции под контро­лем закона.

Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно; создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации.

 

Интегральная, безраздель­ная, конституционно неограниченная власть партии, "вождя" или диктатора

Суд действует по прин­ципу политической целесообразности.

Полиция, армия и поли­тическая охрана стоят над обществом и обес­печивают защиту поли­тической системы

Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция; принцип едино­мыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существует только партия, поддерживающая тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены.

Политические отношения

Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона.

 

Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контроли­рует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социаль­ную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки.

Политическая культура

Плюрализм поли­тической жизни и демократические свободы определяют многообразие полити­ческих идей, теорий и программ. Полити­ческое сознание раскрепощено и разно­образно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение.

Единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремится создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное.

Политические и правовые нормы

Законодательно определены пре­рогативы каждой ветви власти.

Соблюдаются права и свободы граждан.

Большую роль играет общественное мнение и независимые сред­ства массовой инфор­мации;

Закон о выборах предо­ставляет право реального выбора кандидата и (или) программы

Рамки деятельности власти не определены, а если формально определены, то не соблюдаются.

Права и свободы не обеспе­чены судом

Единая идеология формирует единое мнение через госу­дарственные средства массовой информации;

Избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать "нерушимое единство" власти и народа.

В настоящее время в большинстве современных стран мира установились авторитарные политические порядки. Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тота­литаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных от­личительных черт этих политических порядков.

В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик систе­мы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных со­циальных процессов. В силу этого важнейшими политическими ин­ститутами в обществе являются дисциплинарные структуры государ­ства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильно­сти (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция ис­ключается не только из сферы принятия решений, но и из полити­ческой жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.

 Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или "ползучей" концентрации власти в руках ли­деров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся та­ким образом тип формирования и отправления власти показывает, что ре­ально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизмати­ческого, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой орга­низации авторитарных порядков.

Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных ("силовиков") и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи на­селения с властью. Образующаяся в результате дистанция между ре­жимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению [3, стр.251].

Современная политическая система России определена Консти­туцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но в реальности все не так то и демократично.

Политическая динамика современных политических процессов дает основание для обогащения свойств и качеств политических по­рядков в различных странах, формирования новых типов политических систем.

 

3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХв.).

Политическая система СССР была, безусловно, тоталитарной. В структурном отношении она представляла собой замкнутую и жест­кую конструкцию (рис.1). Ядром политической системы, как гла­сила конституция СССР, являлась единственная правящая партия. Все население от детей до пенсионеров было "охвачено" официальны­ми организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерировала партия, которая и приводила в движение всю политическую органи­зацию. Таково было положение в СССР до реформ М. Горбачева [1, стр.127].

 

Рис. 1. Замкнутая политическая система

В процессе реформирования замкнутая политическая система СССР начала "размыкаться". В центр политической системы были по­ставлены "всевластные" Советы, но разделение властей только намечено.

Политические партии "поставлены в один ряд", но КПСС от роли "организующей и направляющей силы общества" перешла к роли "первой среди главных партий" (рис.2).

 

Рис.2. Размыкающаяся политическая система

Политические партии не играют большой роли, выборы проводят­ся на основе индивидуальных программ. Политические связи носят преимущественно центробежный характер, так как партии и об­щественные организации не обладают пока достаточным влиянием. Это – размыкающаяся система или тоталитарная политическая сис­тема в процессе трансформации, который отражает смысл политичес­кой реформы М. Горбачева в 1988-1990 гг.

Дальнейшие реформы и, главное, принятие Конституции в 1993г., привели к полному "размыканию" политической системы России. Новые партии не только выровнялись в своем политическом значении с компартией, но и обошли ее. Общественные организации и гражда­не получили все возможности участия в политическом процессе. По­литические отношения между государством и гражданским обществом (партиями и общественными организациями) стали двусторонними. Проведено разделение властей и определены функции каждой ее ветви (рис.3) [1, стр.128].

Политические партии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная власть

 

 

Исполнительная власть

 

 

 

Судебная власть

 

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественные организации, группы давления

Рис. 3. Разомкнутая политическая система

Правовой основой политической системы демократического госу­дарства, как следует из показанной выше ее структуры, является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти.

Современная политическая система России определена Консти­туцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического раскрывается, прежде всего в том, что единственным источником власти в России является народ.

Демократичность российского государства проявляется и в том что, его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента РФ, глав региональной и местной администрации и т.д.

Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – это государство состоящее, в свою очередь, из государств и (или) образований, близких по статусу к государству. В составе РФ находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Характеристика России в качестве правового госу­дарства означает, что в организации и деятельности государства пре­валируют принципы права, а не мотивы политической целесообраз­ности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма прав­ления предполагает также, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти са­мостоятельны [1, стр.141].

 

Заключение

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений [5].

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей и осуществляющих власть [4].

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесе­ние сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов органи­зации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

 

Список литературы

  1. Исаев Б.А., Барабанов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.–395с.: ил.
  2. Политология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, А.С.Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001.– 367с.
  3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:Учебник для студентов вузов. –М.: Аспект Пресс, 2000.-559с.
  4. ://ru.wikipedia.org/wiki/политическая система
  5. ://www.interlaw.dax.ru/student/15/G8.htm/государство и право/тема8. Политическая система общества

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 47.42K
Скачано: 356
Скачать бесплатно
30.04.11 в 14:46 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе