Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая система общества: структура и функция
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 47.42K | Скачано: 356 | Добавлен 30.04.11 в 14:46 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Введение 3
1.Понятие "политическая система общества", ее структура и функции. 4
2. Типологии политических систем. 8
3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХв.). 12
Заключение 16
Список литературы 17
В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.
Понятие "политическая система общества" вошло в российский политологический оборот в конце 70-х годов ХХ в., придя на "смену" понятию "политическая организация общества". Последнее понятие узко институционально и не отражало всю возможную гамму понятий, описывающих интегративность политических отношений. При этом проблема заключалась не только в том, чтобы обозначить элементы политической системы общества, что само по себе представляло заметную сложность, свести их в единое целое, показать организационные связи элементов и самого целого, сколько выявить сами политические отношения субъектов как основы системного выражения политической жизни общества, государства, человека, познать западную литературу по теме.
Предмет работы – политическая система общества, ее структура, задачи и функции.
Цель – дать определение понятию политическая система, охарактеризовать типы политических систем.
Понятие политическая система одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы ХХв. Смысл понятия заимствован из биологии и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами [2, стр.191].
В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:
С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы обычно выделяют следующие:
Каждый из названных компонентов (элементов) является базовой характеристикой организации публичной политической власти в обществе, необходимым и минимально достаточным условием ее функционирования и развития. Эти структурные компоненты в совокупности организуют некую внутреннюю матрицу политической жизни, упорядочивающую все основные проявления политической активности элитарных и неэлитарных слоев.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
Актуальность такой функции политической системы, как поддержание экономического и социального господства одних социальных групп над другими, в большей степени зависит от типа политической системы. Если говорить о демократическом типе, то данная функция будет противоречить другой – прислушивание и защита интересов различного рода меньшинств и национального большинства, именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Если в обществе существует господство, то неизбежны конфликты, а одной из задачей политической системы является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, что уже исключает существование ярко выраженного господства одних групп над другими. А если говорить о тоталитарном типе политической системы, то там уже насколько жесткий контроль всех сфер жизни общества со стороны государства или правящей партии, что уже подразумевает наличие данной функции.
Политическая система общества – сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов [6].
Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих понимание учеными сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем общественного развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических подходов политические системы нередко различают по формальным критериям, например, по характеру государственного правления, по наличию тех или иных институтов власти, по их нормам и функциям. Представители марксистского направления, рассматривая в качестве основного для капиталистической фазы развития человечества противоречие между трудом и капиталом, традиционно выделяют и описывают особенности "буржуазных" и "социалистических" политических систем. Сторонники классово нейтральных учений, как, например, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют "традиционные", "патриархальные", "смешанные" и "современные" политические системы. Приверженцы геополитических подходов, используя в качестве критериев типологизации территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, "островные" и "континентальные" политические системы. Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического [3, стр.246].
Весьма оригинальную точку зрения высказал известный американский теоретик С. Хантингтон. По его мнению, в современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфликтов становится уже не идеология, отражающая социальные (классовые, этнические) групповые конфликты, а культурные компоненты. Причем "наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям" [3, стр.346]. Иными словами, линией разграничения политических систем будут намечающиеся или уже проявляющиеся линии "разломов" между цивилизационными структурами. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических систем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.
Эти цивилизации, представляющие собой самый широкий уровень человеческой общности, безусловно, обладают не только известной целостностью, но и определенной внутренней неоднородностью. И если, как, например, в случае с Японией, цивилизация может охватывать одно государство, то в большинстве других вариантов в такие политические системы могут включаться различные нации-государства. Однако цивилизационная специфика таких государств и народов будет обусловливать наиболее фундаментальные различия в организации их политических порядков [3, стр.247].
На данный момент существует два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная. Промежуточным типом является авторитарная политическая система, которая образуется на конституционной базе демократической системы. Основные типологические (системные) черты демократической и тоталитарной политических систем представлены в таблице 1 [1, стр.127].
Таблица 1
Основные типологические черты демократической и тоталитарной политических систем
Элементы структуры |
Демократическая политическая система |
Тоталитарная политическая система |
Политические институты |
Власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Суд независим и действует в рамках закона. Полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона. Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно; создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации.
|
Интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, "вождя" или диктатора Суд действует по принципу политической целесообразности. Полиция, армия и политическая охрана стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция; принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существует только партия, поддерживающая тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены. |
Политические отношения |
Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона.
|
Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки. |
Политическая культура |
Плюрализм политической жизни и демократические свободы определяют многообразие политических идей, теорий и программ. Политическое сознание раскрепощено и разнообразно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение. |
Единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремится создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное. |
Политические и правовые нормы |
Законодательно определены прерогативы каждой ветви власти. Соблюдаются права и свободы граждан. Большую роль играет общественное мнение и независимые средства массовой информации; Закон о выборах предоставляет право реального выбора кандидата и (или) программы |
Рамки деятельности власти не определены, а если формально определены, то не соблюдаются. Права и свободы не обеспечены судом Единая идеология формирует единое мнение через государственные средства массовой информации; Избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать "нерушимое единство" власти и народа. |
В настоящее время в большинстве современных стран мира установились авторитарные политические порядки. Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.
Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или "ползучей" концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.
Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных ("силовиков") и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению [3, стр.251].
Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но в реальности все не так то и демократично.
Политическая динамика современных политических процессов дает основание для обогащения свойств и качеств политических порядков в различных странах, формирования новых типов политических систем.
Политическая система СССР была, безусловно, тоталитарной. В структурном отношении она представляла собой замкнутую и жесткую конструкцию (рис.1). Ядром политической системы, как гласила конституция СССР, являлась единственная правящая партия. Все население от детей до пенсионеров было "охвачено" официальными организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерировала партия, которая и приводила в движение всю политическую организацию. Таково было положение в СССР до реформ М. Горбачева [1, стр.127].
Рис. 1. Замкнутая политическая система
В процессе реформирования замкнутая политическая система СССР начала "размыкаться". В центр политической системы были поставлены "всевластные" Советы, но разделение властей только намечено.
Политические партии "поставлены в один ряд", но КПСС от роли "организующей и направляющей силы общества" перешла к роли "первой среди главных партий" (рис.2).
Рис.2. Размыкающаяся политическая система
Политические партии не играют большой роли, выборы проводятся на основе индивидуальных программ. Политические связи носят преимущественно центробежный характер, так как партии и общественные организации не обладают пока достаточным влиянием. Это – размыкающаяся система или тоталитарная политическая система в процессе трансформации, который отражает смысл политической реформы М. Горбачева в 1988-1990 гг.
Дальнейшие реформы и, главное, принятие Конституции в 1993г., привели к полному "размыканию" политической системы России. Новые партии не только выровнялись в своем политическом значении с компартией, но и обошли ее. Общественные организации и граждане получили все возможности участия в политическом процессе. Политические отношения между государством и гражданским обществом (партиями и общественными организациями) стали двусторонними. Проведено разделение властей и определены функции каждой ее ветви (рис.3) [1, стр.128].
Политические партии
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||
|
Законодательная власть |
|
|
|||||
Исполнительная власть |
|
|||||||
|
|
Судебная власть |
|
|
||||
|
|
! |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Общественные организации, группы давления
Рис. 3. Разомкнутая политическая система
Правовой основой политической системы демократического государства, как следует из показанной выше ее структуры, является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти.
Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации в качестве демократического раскрывается, прежде всего в том, что единственным источником власти в России является народ.
Демократичность российского государства проявляется и в том что, его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента РФ, глав региональной и местной администрации и т.д.
Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – это государство состоящее, в свою очередь, из государств и (или) образований, близких по статусу к государству. В составе РФ находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Характеристика России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны [1, стр.141].
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений [5].
Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей и осуществляющих власть [4].
Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.