Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Понятие, структура и типологии политической системы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 37.64K | Скачано: 282 | Добавлен 11.12.13 в 10:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2013
Введение 3
1.Понятие «политическая система общества», ее структура и функции 4
2.Типология политических систем 8
3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг.XX в.) 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.
Объектом изучения является политическая система общества
Предмет изучения – структура, основные элементы и типологии политических систем.
Цель - дать определение понятию политическая система, охарактеризовать типы политических систем.
Политическая система представляет собой одну из частей общественной системы. Она взаимодействует с другими ее частями или подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее собственное окружение, ее общественные ресурсы наряду с природными, а также внешнеполитическим окружением.
Политическая система общества есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также сложившиеся отношения между ними по поводу власти.
Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов. По сути она есть механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им [4, с. 241].
Политическая система предстает важнейшим регулятором и «стабилизатором» общественной жизни. Приспосабливаясь к меняющимся требованиям среды и оказывая на нее активное обратное воздействие, политическая сфера реализует свою главную цель – самосохранение. Эта двойственность адаптации политической системы(приспособляемость к внешней среде и активное воздействие на нее) позволяет ей также сохранять устойчивость, определенное равновесие. Для того чтобы такое состояние было стабильным, политическая система, по мнению Д. Истона, должна обладать некоторыми свойствами:
-регулятивной способностью, т.е. обеспечивать контроль и координацию действий индивидов и социальных групп;
-экстрактивной способностью, т.е. возможностью извлекать из внешнего окружения ресурсы, необходимые для ее существования;
-распределительной способностью, т.е. иметь механизмы перераспределения общественных благ между группами и индивидами;
-реактивной способностью, т.е. возможностью адекватного «ответа» на воздействие социальной среды.
Описание политической системы предполагает в первую очередь выделение ее основных элементов. В ней традиционно выделяются следующие подсистемы (элементы):
Институциональная подсистема – это совокупность политических институтов, включающая в первую очередь государство и его многочисленные учреждения, политические партии, общественно-политические движения, а также различные организации и объединения.
Нормативная подсистема представляет собой множество правовых норм (конституции, кодексы, законы, указы), а также иные средства регулирования взаимосвязей между участниками политической жизни – сложившиеся традиции, обычаи, этические принципы, и даже политический этикет.
Идеологическая подсистема фиксирует духовный компонент политической жизни. К нему относят политические взгляды, теории, идеологии, ценности, установки, ориентации – в общем все то, что в совокупности составляет политическое сознание и политическую культуру.
Функциональная подсистема – это набор тех социальных ролей и функций, которые осуществляются различными политическими институтами.
Коммуникативная подсистема включает разнообразные отношения, складывающиеся между субъектами политической жизни по поводу распределения власти, выработки и осуществления конкретной политики, реализации политических прав и свобод.
Считается, что эффективная политическая система должна обладать развитой структурной дифференциацией,т.е. относительно высокой степенью разделения полномочий между структурными компонентами по функциональному признаку. Высокий уровень структурной дифференциации является отличительной чертой современных политических систем
[2, с. 400].
Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.
Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы [5, c.195].
Социальная роль политической системы общества выражается в ее функциях. К наиболее существенным из них относятся:
-сохранение целостности общественной жизни, консолидация, объединение различных социальных групп с несовпадающими интересами;
- выявление, агрегирование и реализация интересов различных социальных общностей, нахождение определенного баланса между ними;
- определение долгосрочных целей и задач общественного развития;
-распределение власти и ресурсов;
-мобилизация населения на выполнение поставленных целей;
- поддержание упорядоченности, стабильности общественной жизни;
- легитимация политической власти, т.е. обеспечение принятия населением власти, признания ее права управлять и согласия ей подчиняться;
-политическая социализация, т.е. усвоение всеми участниками политического процесса основных норм и ценностей политической культуры.
Политическая система эффективна только в том случае, если она более или менее успешно справляется с перечисленными функциями.
Актуальность такой функции политической системы, как поддержание экономического и социального господства одних социальных групп над другими, в большей степени зависит от типа политической системы.
Если говорить о демократическом типе, то данная функция будет противоречить другой – прислушивание и защита интересов различного рода меньшинств и национального большинства, именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Если в обществе существует господство, то неизбежны конфликты, а одной из задач политической системы является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, что уже исключает существование ярко выраженного господства одних групп над другими. А если говорить о такой социальной группе как политическая элита, то независимо от типа политического режима, она всегда будет поддерживать свое экономическое и социальное господство над другими социальными группами.
Разработка теории политических систем закономерно привела к постановке вопроса об их типологии. Ведь политические системы весьма многообразны. Их могут отличать социально-исторические, культурные, идеологические и другие особенности. Высокая степень сложности и структурированности политических систем позволяет выбирать основой их типологии самые разнообразные критерии.
Если за основу обсуждаемой классификации взять марксистскую схему формационного членения истории, то получится четыре исторических типа политических систем: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.
Весьма распространенной стала и типология французского политолога Ж. Блонделя, разделившего политические системы по содержанию и формам управления. В итоге у него получилось пять основных типов:
Однако самой популярной стала классификация политических систем по видам политических режимов, позволяющая выделить три основных типа политических систем:
• Тоталитарный;
• Авторитарный;
• Демократический.
Под политическим режимом принято понимать совокупность средств и способов осуществления политической власти в обществе, т.е. то, как и с помощью чего она осуществляется. Данное понятие характеризует то, как устроена и функционирует политическая власть, как ее деятельность влияет на политическую жизнь общества. Политический режим является сложной системой, состоящей из целого ряда элементов, таких как: принцип легитимности, структура институтов, система партий, форма и роль государства[1, c. 74].
Эта категория предназначена для конкретизации достаточно общих понятий, с помощью которых характеризуют формы государственного правления и устройства. Раскрыть различное содержание политической жизни, прячущееся за одинаковостью форм, и позволяет категория политического режима.
Тоталитарный режим характеризуется диктатурой одного лица или группы людей, стремлением государства к полному контролю над всеми проявлениями общественной жизни, подчинением людей интересам политической власти и господствующей идеологии.
Признаками тоталитаризма являются:
-высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все поры жизни общества;
- однопартийность;
- идеологизация всей жизни общества;
- монополия власти на информацию, полный контроль над средствами массовой информации;
-монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы (армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении тоталитарной политической власти);
-функционирование отработанной системы всеобщего государственного контроля за поведением людей и системы насилия.
Авторитарный режим – система властных отношений, возглавляемая диктатором и его окружением, закрепляющих минимум политического участия народа и ограничивающих, кроме политической, вмешательство государства в развитие общественных сфер.
Исторический опыт показывает, что авторитарные режимы возникают, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся острой политической борьбой разных сил; где проявляются затяжные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.
Черты, присущие авторитарным режимам:
-отчуждение власти от общества;
-отсутствие механизма разделения властей;
-ограниченный контроль государства;
-преимущественное использование силовых методов регулирования социальных процессов и силовых структур для удержания власти;
-формирование новой политической элиты по принципу личной преданности главе государства, а не в соответствии с деловыми и нравственными качествами ее членов;
-монопольное право главы государства определять направления внутренней и внешней политики;
- прагматизм в разработке господствующей идеологии [3, c. 154].
Демократия считается одним из великих достижений западной цивилизации и на современном этапе получает распространение на всех континентах.
Термин «демократия» происходит от гр. слов demos- народ иcratos- власть и переводится как народовластие. А. Линкольном предложена формула, считающая одним из лучших определений сущности демократии: «правление народа, избранное народом и для народа». В широком смысле слова классическая демократия есть способ организации любой общности, основанный на равноправном участии ее членов в управлении согласно воле большинства.
Демократию отличает ряд универсальных свойств, отражающих ее специфику:
-равенство прав граждан на участие в управлении делами общества и государства;
-периодическая выборность основных органов государственной власти;
-широкое распространение институтов самоуправления;
-признание решающей роли большинства и уважение прав меньшинства;
-абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти;
- контроль общественности за принятием важнейших политических решений.
Политическая система современной России представляет собой сложное общественное образование, переживающее трудный и противоречивый процесс трансформации всех основных институтов, норм и принципов их взаимоотношений между собой и обществом.
Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская политическая система еще молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.
Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой "доперестроечной" России, можно выделить следующие ее особенности.
Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа ("социалистического", "коммунистического" и т. п.) к другому ("капиталистическому", "раннекапиталистическому" и т. п.).
Во-вторых, выделение (по крайней мере официально, формально-юридически) в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.
В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий. В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации "признается идеологическое многообразие", что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" идеологии.
В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации "в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об "идеологическом многообразии" и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
В данной контрольной работе были рассмотрены политические системы общества, их структурные элементы, функции, типологии политических систем, а так же основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской.
Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет.
Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.
1. Акопов Г.Л. Политология: учебное пособие / под ред. Г.Л. Акопов, С.А. Кислицын. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.-350 с.
2.Батурин В.К. Политология: учебник для студентов вузов /под ред. В.К.Батурина. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 567 с.
3.Грязнова А.Г. Политология: учебник / под ред. А.Г. Грязновой. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.-396 с.
4.Лавриненко В.Н. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.-519 с.
5.Лавриненко В.Н. Политология: Учебник для вузов. / под ред. В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.