Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая система общества: типологии политических систем

Политическая система общества: типологии политических систем [20.05.12]

Тема: Политическая система общества: типологии политических систем

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.58K | Скачано: 264 | Добавлен 20.05.12 в 21:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функции 4

2. Типологии политических систем 7

3. Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХ в.) 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение.

Политология – это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властью, с государственно-политической организацией общества и взаимоотношениями между людьми, обществом и государством.

Фундаментальным основанием политики является власть. Американский социолог Т. Парсонс сравнивал роль власти в политике с ролью денег в экономике. На протяжение всей истории человечества политическая власть была главной составляющей существования любого государства. Политическую жизнь нельзя рассматривать как отдельный фактор проявления общественной жизни. Это сложная многогранная сфера со своей структурой, законами, функциями, очень стабильная и вместе с тем достаточно адаптивная к изменениям во внешней среде (культуре, экономике, социальной жизни).

В данной контрольной работе будет изучено понятие «политическая система», дана характеристика ее основных элементов, рассмотрены типологии политических систем. Для более подробного описания мы возьмем самую распространенную типологию, где критерием разделения служат политические режимы: тоталитарный, авторитарный и демократический. Будет отдельно освещен вопрос, касающийся специфики современных политических систем.

Сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской. Поэтому мы рассмотрим, какие отличительные черты, появились в переходный период в политической жизни нашей страны.

В конце работы будут подведены итоги изучения темы «Политические системы общества».

 

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функции

Для того чтобы выяснить, что представляет собой такое сложное понятие как «политическая система общества», остановимся на самом научном термине «система».

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Система обладает следующими свойствами:

В политологии системный подход начал применяться в 1950 – 1960-е гг. Разработчиками его признаны канадско-американский политолог Дэвид Истон и американец Гэбриэл Алмонд. Согласно их концепции, политическая сфера рассматривается как целостное системное образование, находящееся в сложном взаимодействии с «окружающей средой» – экономикой, культурой, социальной сферой и пр.

В настоящее время в науке принято следующее определение «политической системы общества» – это целостная и динамичная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, а также форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.

Главной целью политической системы, как и любой другой, является стремление к самосохранению. Это достигается благодаря основным функциям политической системы:

1) регулятивная,

т.е. управленческие действия по поддержанию стабильности, целостности общественной жизни и объединению различных социальных групп с несовпадающими интересами;

2) экстрактивная,

т.е. возможность черпать необходимые для существования политической системы ресурсы из внутренней и внешней среды;

3) распределительная,

т.е. наличие механизмов перераспределения общественных благ между группами и индивидами;

4) адаптивная,

т.е. реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы, или выявление и реализация интересов различных социальных общностей;

5) политическая социализация,

приобретение человеком знаний, норм и ценностей политической культуры, следование стандартам поведения в обществе;

6) легитимация политической власти,

т.е. обеспечение принятия населением власти, признания ее права управлять и согласия ей подчиняться.

Таким образом, политическая система объединяет и регулирует разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых членов общества.

Фундаментальная основа политической системы – власть, а функционирует как целостность она благодаря взаимодействию составляющих ее компонентов, основных подсистем. При этом каждый компонент имеет свою собственную структуру. Традиционно выделяются следующие подсистемы:

•    институциональная;
•    нормативная;
•    функциональная;
•    коммуникативная;
•    идеологическая.

Институциональная подсистема – это совокупность политических институтов, включающая в себя государство, политические партии и движения, различные политические общественные организации и объединения, трудовые коллективы, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема – социально-политические и правовые нормы (конституция, законы, кодексы), регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, а также традиции и обычаи, моральные нормы.

Функциональная подсистема – это набор тех социальных ролей и функций, которые осуществляет политическая власть, формы и направления политической деятельности; методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема – включает в себя информационные связи и отношения, складывающиеся между субъектами политической жизни по поводу распределения политической власти, а также между политической системой и обществом.

Идеологическая (культурная) – духовный компонент политической жизни. К нему относятся политические взгляды,  теории, идеи/идеологии, ценности и ориентации,– все то, что составляет политическое сознание и политическую культуру.

Структура – важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

 

2. Типологии политических систем

Политические системы многообразны и сложны. Они отличаются социально-историческими, культурными, идеологическими и другими особенностями. Поэтому возникает закономерная необходимость классификации политических систем. Основой типологии могут служить различные критерии, например, в марксистской схеме параметром разделения являются исторически сложившиеся общественно-экономические формации. Согласно такой классификации получается четыре исторических типа политических систем: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.

Наибольшее признание получила классификация политических систем, критерием разграничения которой служит политический режим.

Политический режим (от лат. regimen – управление) – совокупность методов, приемов и форм осуществления политической власти той или иной социальной группой в обществе. Политический режим характеризуется также мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, которое дал Ж.-Л. Кермонн, часто используемое и в работах российских авторов: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период».

Выделяется три основных типа политических систем:

1. тоталитарный;

2. авторитарный;

3. демократический.

Эту политическую систему можно охарактеризовать как осуществление полного (тотального) контроля политической власти над гражданами и обществом в целом.

Такой тип политической системы означает ничем не ограниченную политическую власть при сохранении некоторой свободы граждан и общества во внеполитических сферах.

Эта политическая система предполагает контроль общества (или его большинства) над политической властью.

Рассмотрим подробнее перечисленные типы политических систем.

I. Тоталитаризм

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества, основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего – военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, допускается геноцид. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Признаки тоталитаризма:

Примеры тоталитарных режимов: режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Муссолини в Италии.

II. Авторитаризм

Авторитаризм – наиболее распространенный на сегодняшний день тип политических систем. Он основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Авторитаризм основан на подчинении личности государству или его лидерам, поэтому он часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Признаки авторитаризма:

III. Демократия

Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Признаки демократии:

Демократический режим складывается в правовом государстве. Сущность его двуедина: возможность гражданами реализовать свою политическую волю и ответственность власти за те условия, которые она создает для реализации этой возможности.

Следует также добавить, что каждый из рассмотренных нами типов политических систем имеет различные формы, которые в пределах одного политического режима могут значительно отличаться друг от друга.

Если говорить о современности, то интересна типология политических систем английского исследователя Эндрю Хейвуда. Суть его классификации заключается в попытке учесть три существенные характеристики для каждой страны: экономическую, политическую и культурную. Причем при выделения типов политических систем для него важны не только эти параметры, но и характер их взаимодействия друг с другом. Э. Хейвуд выделяет в современном мире пять политических систем:

  1. западные полиархии,
  2. новые демократии,
  3. восточноазиатские режимы,
  4. исламские режимы,
  5. военные режимы.

Политическая система не может быть статичной, она обязана реагировать на общественные изменения и адаптироваться к ним, при этом ее динамичность не противоречит ее стабильности, равновесию. Если это не так, то общество ожидает непростое, порой очень болезненное радикальное реформирование.

 

3. Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХ в.)

Все мы знаем, какой сложный исторический процесс происходил в нашей стране: гражданские войны, революции, распад СССР, смена политических режимов, полное переориентирование экономической жизни. Время, в котором мы сейчас живем, принято называть переходным периодом. Постараемся увидеть, чем же отличается современная российская политическая система от бывшей советской.

В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены  демократические нормы и ценности. Это стало главным направлением обновления практически всех компонентов политической системы (институционального, нормативного, идеологического и др.).

Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти.

Начиная с октября 1917 г. происходит разработка, изменения и периодические обновления Конституции нашей страны. Основной вопрос решался о создании новой системы высших органов государственной власти.

Сначала высшим органом исполнительной власти стал «Совет народных комиссаров». Чуть позже высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов, но поскольку он действовал на непостоянной основе, то в период между его заседаниями высшей властью в стране становился Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). С этого момента начинается смешение двух ветвей власти – законодательной и исполнительной, между двумя этими органами.

Сегодняшняя российская политическая система предусматривает четкое разделение и независимость трех ветвей власти: законодательная (Федеральное Собрание), исполнительная (Правительство РФ), судебная.

Во времена советского режима ядром политической жизни была Коммунистическая партия, что было закреплено в Конституции СССР и продублировано в конституциях союзных республик.  Результаты выборов народных депутатов в 1989 г., когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 г. привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Сейчас Коммунистическая партия является лишь одной из действующих политических партий.

В настоящее время происходит становление партийной системы в России. Первые парламентские выборы состоялись в 1993 г., в них приняли участие 8 партий. Конечно, нельзя однозначно сказать, что в нашей стране многопартийный тип системы, так как по итогам выборов 2003 и 2007 гг. абсолютное большинство принадлежало партии Единая Россия. Благодаря чему она могла принимать не только законы, но и поправки к конституции РФ. В 2012 г. ситуация изменилась, по итогам прошедших выборов она утратила конституционное большинство.

Следующим важным моментом можно считать закрепление в Конституции 1993 г. основных прав и свобод граждан и провозглашение цели создания правового государства. И хотя далеко не все так идеально с соблюдением конституционных прав, тем не менее, это еще один значительный сдвиг в сторону «реальной» демократии.

 

Заключение

Данная работа была посвящена теме «политическая система общества». Мы разобрали, что политическая система имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами – правовыми и политическими.

Мы изучили типологии политических систем. И подробно рассмотрели самую распространенную типологию, где критерием разделения служат политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

В работе также были обозначены основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от политической системы во времена СССР.

Критерием «качества» любой политической системы можно назвать ее стабильность. Если политические решения и действия отвечают требованиям и ожиданиям общества, то поддержка политической системы усиливается. И общественная жизнь в целом упорядочивается, организуется наилучшим образом. В противном случае, в обществе начинаются дестабилизирующие процессы, которые служат сигналом политической системе вносить коррективы. Поэтому, можно сказать, что политическая система представляет собой важнейший регулятор и «стабилизатор» общественной жизни.

По итогам последних выборов 2012 г. отчетливо выявилась тенденция недоверия и разочарования значительной частью российского населения работой правящей партии «Единая Россия». Будем надеяться, что политическое руководство нашей страны воспримет этот сигнал, и мы в скором времени увидим положительные результаты их деятельности.

 

Список литературы

  1. Валовая М.Д. Политология: Учебник.- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011
  2. Гаджиев К.С., Примова Э.Н. Политология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2012
  3. Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009
  4. Политология: Учебник / Под ред. В.К. Батурина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2006

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.58K
Скачано: 264
Скачать бесплатно
20.05.12 в 21:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе