Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Понятие, структура и типология политических систем

Понятие, структура и типология политических систем [20.09.12]

Тема: Понятие, структура и типология политических систем

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 177.43K | Скачано: 239 | Добавлен 20.09.12 в 11:22 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: 2012


Содержание

Введение 3

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функции 4

2. Типология политических систем 9

3. Основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг. ХХ в.) 14

Заключение 16

Список используемой литературы 17

 

Введение

Данная контрольная работа посвящена теме «Понятие, структура и типологии политических систем».

Политической системой именуется механизм, которым политически  оформлено всякое классовое общество, это механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

 

1. Понятие «политическая система общества»,ее структура и функции

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества[5. стр.17 ].

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы выделяют следующие подсистемы [4. стр.17 ]:

 

Рис. 1 Структурные компоненты политической системы общества

  1. Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни, в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
  2. Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
  3. Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
  4. Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
  5. Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.

Основные признаки политической системы:

  1. выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
  2. урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти.

К политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы.

Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах:

1. участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов;

2. участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс.

Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

 

Рис. 2 Функции политической системы.

Данные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась, находится в переходном состоянии (как, например, нынешняя российская), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических.

 

2. Типология политических систем

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

1.    тоталитарные;
2.    авторитарные;
3.    демократические.

Характерные черты тоталитаризма:

- Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — партии.

- Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

- Легальная политическая оппозиция отсутствует.

- В стране признается право на существование только одной правящей партии.

- Строгая цензура, запрещено критиковать представителей власти.

- Полиция, армия, спецслужбы выполняют доп.функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

- В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

- Власть держится преимущественно на насилии. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

- Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

- Несмотря на жесткий контроль, государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».

- Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

- Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.

Характерные черты авторитаризма:

- Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

- Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства.

- Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия.

- В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль.

- Существует цензура над всеми СМИ, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики.

- Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил.

- В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

- Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление.

- Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

- При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей.

- Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

- Права национальных меньшинств существенно урезаются.

Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Демократическая. Характерные черты:

- Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган - парламент. Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

- Граждане обладают большим объемом прав и свобод. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».

- Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

- Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

- СМИ полностью свободны от цензуры.

- Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом.

- В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

- Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции.

- Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

- В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности

- Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти.

- Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

  1. открытые системы;
  2. закрытые системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса.

В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода. Соответственно выделяются системы:

1. рабовладельческие;
2. феодальные;
3. капиталистические;
4. командно-административные.

4. командно-административные.

Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

Выделяют политические системы переходного типа , включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

Существуют различные типологии политических систем, предназначенных по типу политической культуры , доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы является еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.

 

3. Основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской

(образца 60-80-х гг. ХХ в.)

Современная российская

 политическая система

Советская политическая система

60-80 гг.

Демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров

Единственным источни­ком власти   является народ

Суды были полностью подконтрольны партийным органам и исполнительной власти.

Граждане равноправны и об­ладают широкими правами и свободами

Законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.

Разделение властей

Выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления

Реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных

Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.

Административно-командная политическая система

В организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности

Рынок был ограничен, рыночные механизмы не действовали

многопартийность - признается идеологическое и политическое многообразие

государство во главе с одной партией

 

Заключение

В данной контрольной работе были рассмотрены политические системы общества, их структурные элементы, функции, типологии политических систем, а так же Основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской.

Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства”[3. стр.17 ].

 В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

 

Список используемой литературы

  1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  2. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М.: Агентство«Инфомарт», 1996
  3. Политология. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянов. Москва, МосковскийКоммерческий Университет.
  4. Компьютерная обучающая программа (КОПР) - http://repository.vzfei.ru/catalog.php

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 177.43K
Скачано: 239
Скачать бесплатно
20.09.12 в 11:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе