Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Понятие, структура и типологии политических систем общества

Понятие, структура и типологии политических систем общества [21.05.13]

Тема: Понятие, структура и типологии политических систем общества

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.55K | Скачано: 242 | Добавлен 21.05.13 в 18:42 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: 2013


Содержание

Введение 3

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функции 4

1.1. Понятие «политическая система общества 4

1.2 Элементы (подсистемы) политических систем 6

1.3. Функции политической системы 9

2. Типологии политических систем 13

3.Основные параметры,по которым российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг.ХХв.) 18

Заключение 19

Список литературы 21

 

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

 

1.Понятие «политическая система общества»,  ее структура и функции

1.1 Понятие «политическая система общества»

Категория "политическая система", наряду с категорией "власть", занимает центральное место в политической науке. Понятие "политическая система" получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века и открывает новые перспективы анализа политической сферы.

Прежде чем перейти к раскрытию содержания понятия «политическая система», выделим основные признаки термина «система» как таковая. Во-первых, система подразумевает определенную целостность, обладающую структурным строением. Во-вторых, в системе имеют место регулярно повторяющиеся процессы. В-третьих, элементы системы находятся во взаимозависимости: изменение одного из них не остается без последствий для системы в целом.[2, c.99]

Для активного использования понятия «политическая система» при анализе политики обществоведы применяли термин «система правления», который позволял выходить за рамки простого описания структур власти, описывать не только систему политических институтов, но и процессы, протекающие в них и между ними.

Французский политолог М.Дювержье так определяет политическую систему: «Политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, с идеологией и системой ценностей, с культурными традициями. Эта совокупность образует политическую систему каждой страны, систему, в которой различные элементы не отделены друг от друга».[3, c.157]

В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти. 

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.[8]

Данное понятие показывает взаимоотношения между обществом и государством, а также между различными социальными силами на государственном и негосударственном уровне. Понятие «политическая система» напрямую связано с сутью политики. Как известно, политика есть способ заставить людей поступать определенным образом по возможности без длительного применения силы. То есть это процесс достижения конкретных целей, а не фиксация конечного результата. Указанную подвижность феномена политики легче представить и понять в рамках системного подхода.

Известно, что любой объект социального исследования (общество, экономика, политика, культура, социальная группа и т.д.) рассматривается, прежде всего, как система взаимодействия индивидов. Политическая система охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью – гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительный признак политической системы составляет то, что посредством ее властным путем утверждаются ценности, нормы поведения, регулирующие действия социальных групп.

В современной политической науке нет универсального определения понятия «политическая система», так как существуют разные подходы к анализу власти и политики, с которыми непосредственно связана данная категория. Представляется, наиболее приемлемым следующее краткое определение: «Политическая система есть совокупность субъектов политики, механизма и идеологической направленности политической жизни общества».[1, c.88]

 

1.2 Элементы (подсистемы) политических систем

Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, идеологическая. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.[5, c.203]

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку.

Институциональный подход, который применяют некоторые политологи, рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие.[7,c.73] Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Политическое поведение при институциональном подходе анализируется в тесной взаимосвязи с существующими политическими институтами – учреждениями и установлениями. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, партии, общественные организации и движения. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

  Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы.

1. Собственно политические:

Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти являются непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий.[4, c.96]

2. Несобственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринима-тельские союзы, экологические движения, СМИ и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.

3. Неполитические организации представлены обществами различного любительского типа (культурные, спортивные и др.).[6, c.53] Незначительный политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.

В нормативной подсистеме политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяю­щие и регулирующие политическую жизнь общества, состав­ляют нормативную подсистему политической системы обще­ства. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций рег­ламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в тек­стах правовых актов, большое значение имеют неписаные обы­чаи и традиции.

   Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ори­ентиров, как честь, совесть, благородство.

  Идеологическая подсистема политической си­стемы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое созна­ние субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны. В идеологической под­системе особое место занимает политическая культура, пони­маемая как комплекс типичных для данного общества укоре­нившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

   Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором со­единены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

 

1.3 Функции политической системы

Пожалуй, центральной функцией политической системы является защита основных политических ценностей. В современных обществах можно выделить несколько групп ценностей, вокруг которых так или иначе вращается вся политическая жизнь:

Г. Алмонд разделил функции политической системы на два вида:

"Входящие" функции:

"Исходящие" функции:

В осуществлении этих функций, по мнению ученого, проявляется механизм саморегуляции системы, позволяющий ей сохранить устойчивость и единство.

Существуют и другие подходы к классификации функцийполитической системы.

Выделяют следующие функции политической системы:

К важнейшим латентным (нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента) функциям  политической системы, в основном, относятся:

Через социально значимые и латентные функции политическая система общества реализует свои цели и задачи, структурирует и упорядочивает жизнедеятельность общества.

 

2. Типологии политических систем

В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.[5, c.204]

В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода. Соответственно выделяются системы:

•    рабовладельческие;
•    феодальные;
•    капиталистические;
•    социалистические.

Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.[7, c.75]

Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы.

В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура "подчинение-участие". В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися.[6, c.55]

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

Это позволило Д. Алмонду и С. Вербе выделить следующие типы политических систем:

В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

Таблица 1

Сравнительная характеристика политических режимов:

Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодатель­ство

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Полномочия
главы государ-­
ства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Марионеточны

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Разделение вла­стей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формально широ­кие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что
не запрещено законом

Карательные органы

Проводят массо­вые политическиерепрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:

власти

индивида

 

 

Всемогущество

Энтузиазм, кон­формизм

 

 

Компетентность

Профессионализм, послушание, бес­правие

 

 

Соблюдение закона

Соблюдение законов

Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

 

3. Основные параметры, по которым российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг. ХХ в.)

Критерий

Современная российская политическая система

Советская политическая система 60-80 гг.

Форма правления

Республика

Советская Республика (основу составляют особые представительные органы — Советы)

Принцип разделения властей

Чёткое разграничение полномочий (законодательная,  исполнительная и  судебная)

Не признается (советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы)

Экономика

Рыночная

Плановая, тотально регулируемая государством, полное устранение частной собственности

Наличие партий

Многопартийная система

Государство во главе с одной партией

Идеология

Идеологический плюрализм

Господство единой обязательной для всех идеологии

По характеру взаимодействия с внешней средой

Открытая система

Закрытая система

 

Заключение

Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. «В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства».

 В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

 

Список литературы

  1. Акопов Г.Л. Политология/ Г.Л. Акопов, С.А. Кислицын. - Ростов н/Д:Феникс, 2009. - 350 с.
  2. Буренко В.И. Политология: учебник для вузов/ В.И. Буренко 2-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2013. - 392 с.
  3. Грицианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки. – М.: "Рудомино", 1976.- 657 с.
  4. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). -М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
  5. Лавриненко В. Н.Политология: учебник для высших учебных заведений 3-е изд., переработанное и дополненное-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009-591 с.
  6. Муштук О.З. Политология.-М.: ЕАОИ, 2008. - 384 с.
  7. Огородников В.П. Политология. /В.П.Огородников, Н.М. Сидоров- СПб.: 2009. - 272 с.
  8. http://ru.scribd.com  11.05.2013.-Загл.с экрана.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 27.55K
Скачано: 242
Скачать бесплатно
21.05.13 в 18:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе