Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Понятие, структура и типологии политических систем

Понятие, структура и типологии политических систем [20.01.13]

Тема: Понятие, структура и типологии политических систем

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 636.81K | Скачано: 273 | Добавлен 20.01.13 в 23:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2012


План работы

1.Понятие «политическая система общества», ее структура и функции 3

2.Типологии политических систем 6

3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг. XX в.) 14

Заключение 15

Список литературы 16

 

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функции

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

  • во-первых, тесная ,
  • во-вторых, ;
  • в-третьих, наличие
  • в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями

Политическая система общества представляет собой целостную и динамичную совокупность политических институтов, социально-полити-ческих общностей, а также форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Стержнем политической системы является политическая власть.

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы выделяют следующие подсистемы:

Культурная подсистема - совокупность типичных для данного общества укоренившихся представлений, убеждений, ценностных ориентаций, моделей поведения, проявляющихся во взаимодействии субъектов политики

Институциональная подсистема ­­­­­­­­­­­­­­- совокупность различных институтов (государство, партии, группы интересов, СМИ и т.д.)

Идеологическая подсистема - совокупность политических идей, взглядов, чувств участников политической жизни

Нормативная подсистема - совокупность норм (конституция, правовые акты, политические принципы, нравственные нормы, традиции и т.д.), выступающих в качестве регуляторов политической жизни

Коммуникативная подсистема - совокупность взаимодействий субъектов политики, состоящих в выработке, передаче, получении и переработке информации (путем прямых контактов, через СМИ, опроса общественного мнения, слухи и т. д.)

Политическая система, являясь частью более широкой целостности - общества, выполняет определенные функции:

Актуальность такой функции политической системы, как поддержание экономического и социального господства одних социальных групп над другими, в большей степени зависит от типа политической системы. Если говорить о демократическом типе, то данная функция будет противоречить другой – прислушивание и защита интересов различного рода меньшинств и национального большинства, именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Если в обществе существует господство, то неизбежны конфликты, а одной из задач политической системы является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, что уже исключает существование ярко выраженного господства одних групп над другими. А если говорить о такой социальной группе как политическая элита, то независимо от типа политического режима, она всегда будет поддерживать свое экономическое и социальное господство над другими социальными группами.

 

2.Типологии политических систем

В виду сложности и многомерности политической жизни классификация политических систем может осуществляться по различным основаниям.

Широкое распространение получила классификация политических систем, критерием разграничения в которой выступает политический режим.

Политический режим – это способ функционирования политической системы, отражающий характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности. В соответствии с этим критерием выделяют три основных типа политических систем: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, полный, целый) – тип политической системы, который характеризуется стремлением к всеохватывающему контролю со стороны власти над различными сторонами жизни личности и общества в целом. Термин «тоталитаризм» появился в 1920-х гг. в Италии. Его использовал лидер итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима.

Отличительными признаками тоталитаризма являются:

  • гипертрофированное развитие аппарата власти, срастание государства и правящей партии;
  • сакрализация верховной власти и ее носителей;
  • стирание грани между политической и неполитической жизнью, когда контролируется даже частная жизнь индивида;
  • массовое применение насилия и создание для этих целей мощного аппарата принуждения;
  • полное отвержение политического и идеологического плюрализма
  • идеологизация всех сторон общественной жизни, при этом идеология призвана выполнять консолидирующую функцию;
  • монополия власти на информацию и жесткая цензура;
  • культивирование конформизма.

Выделяют две основные разновидности тоталитаризма:

«левый» тоталитаризм – сталинский СССР, Северная Корея, Албания и др.;

«правый» тоталитаризм – фашистская Италия, нацистская Германия.

Авторитаризм. В настоящее время в большинстве стран существует авторитарный тип политической системы. Авторитаризм (от лат. auctoritas -
власть, влияние) - тип политической системы, характеризующийся монополией на власть одного человека или группы людей, не допускающих политической оппозиции, но сохраняющих автономию личности во внеполитических сферах. Авторитаризм занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией: с первым его объединяет не ограниченный законами диктаторский характер власти, а со второй - невмешательство государства во внеполитические сферы.

Отличительными чертами авторитаризма являются:

  • монополизация власти одним лицом или небольшой группой лиц, неподконтрольных гражданам;
  • соперничество конкурирующих элитарных групп за власть осуществляется, как правило, в форме путчей, переворотов;
  • существенное ограничение полномочий представительных органов власти или их полное отсутствие;
  •  
  • сохранение ограниченного политического плюрализма при полном или частичном запретереальной политической оппозиции;
  • отказ от тотального контроля над обществом;
  • преимущественное использование силовых методов регулирования социальных процессов и силовых структур для удержания власти;
  • использование для удержания и укрепления власти менталитета граждан, религиозных и культурных традиций.

В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Латинской Америки и весьма разнообразны. Выделяют следующие разновидности авторитарных режимов:

  • военные режимы возникают, как правило, в результате государственных переворотов. Предпосылками захвата власти военными выступают отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок, острый конфликт по поводу перераспределения власти между основными политическими силами, низкий уровень легитимности власти. Установление такого режима сопровождается подавлением значительной части гражданских свобод, полным запретом любых оппозиционных сил, внутренней нестабильностью, широким использованием физического насилия. Подобные режимы существовали и существуют во многих странах Африки, Латинской Америки, Азии, а также, например, в Греции (режим «черных
    полковников» 1967-1974 гг.);
  • корпоративные режимы основываются на власти бюрократии, олигархических или криминальных групп. Для таких режимов характерны корпоративное перераспределение ресурсов, резкая социально-экономическая поляризация населения, отсутствие контроля над деятельностью государственных служащих. В качестве примеров такого режима можно привести Чили при Пиночете или Филиппины при Маркосе;
  • национальные режимы возникают в результате доминирования в правящей элите той или иной этнической группы. Для них характерны стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, проведение негласной политики вытеснения инонациональных групп;
  • режимы личной власти отличаются персонификацией политических отношений, приобщением граждан к политике через массовые манифестации, митинги поддержки. Примерами такого режима могут служить Испания при Франко, Румыния при Чаушеску, Египет при Насере.

Демократия. Наибольшее число разнообразных точек зрения связано с характеристикой демократии. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления об этом типе политической системы. В дословном переводе термин «демократия» означает «народовластие» (от греч. demos - народ, kratos - власть). Суть такого понимания демократии выражена в знаменитой формуле американского президента А. Линкольна: «Демократия - это правление народа, избранное народом и для народа». Однако этот подход, по сути, сближает демократию с общественным самоуправлением.
Реальная же политическая практика свидетельствует о том, что в любом обществе к власти причастен лишь небольшой круг людей - политические элиты и политические лидеры. Именно поэтому русский философ В. Розанов определял демократию как «способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством».

Соответственно, изучение демократии опирается на два основных подхода:

  • , который ориентирован на конструирование идеальной модели демократии, на обоснование ее преимуществ по сравнению с другими формами организации политической жизни;
  • , который ориентирован на исследование демократии такой, какой она есть на деле. В 50-х гг. XX в. для обозначения реально существующих государств, называемых демократиями, американский политолог Р. Даль (р.1915) предложил термин «полиархия». Полиархия (от греч. poli - множество, arche - начало) – это правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах.

Демократию отличает ряд универсальных свойств, отражающих ее специфику:

  • равенство прав граждан на участие в управлении делами общества и государства;
  • периодическая выборность основных органов государственной власти
  • широкое распространение институтов самоуправления;
  • признание решающей роли большинства и уважение прав меньшинства;
  • абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти;
  • контроль общественности за принятием важнейших политических решений.

Многообразные теоретические модели демократии и ее реальные формы можно классифицировать в соответствии с различными критериями. Выделяют следующие разновидности демократии:

Социально ограниченная - политическая дискриминация по классовому, демографическому, этническому, имущественному и др. признакам, лишая определенные группы возможностей участвовать в управлении государством;

Индивидуалистическая - народ рассматривается как совокупность свободных индивидов, огражденных от вмешательства в их жизнь со стороны государства или других людей;

Всеобщая - равные политические права для всего взрослого населения;

Плюралистическая - основана на понимании народа как совокупности различных групп, стремящихся к реализации своих специфических интересов;

Охлократия - (от греч. ochlos - толпа, чернь, kratos - власть) основана на понимании народа как простого люда, черни, и представляет собой царство толпы, руководствующейся собственными прихотями и творящей беззаконие

Коллективистская - народ рассматривается как единое целое, у которого доминируют общие интересы;

Прямая - непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации политических решений. В современном обществе имеет место на уровне местного самоуправления;

Плебисцитарная - (от лат. piebiscitum - решение народа) предполагает, как и предыдущая форма, непосредственное волеизъявление народа, однако, возможности политического влияния граждан в этом случае ограничены. Эта разновидность демократии реализуется, прежде всего, в референдумах, на которых граждане посредством голосования могут одобрить или отвергнуть проект того или иного политического решения. При этом референдумы бывают решающими, т.е. вызывающими обязательные юридические последствия (например, принятие на референдуме 1993 г. Конституции РФ), и консультативными, т.е. они могут не иметь правовых последствий (например, референдум 1991 г. о сохранении СССР). В ряде стран (Германия, Греция, США) референдумы на общегосударственном уровне вообще не проводятся, в других, например, в Швейцарии - используются часто и широко;

Представительная - опосредованное участие граждан в процессе принятия решений либо через своих представителей, выбираемых ими в органы власти, либо через посреднические структуры: партии, профсоюзы и т.п.

В политической науке выделяют также и гибридные формы демократии, среди которых отметим делегативную демократию. Этот гибридный режим был описан аргентинским политологом Г. О'Доннеллом, который называет следующие его отличительные черты:

  • регулярные выборыглавы исполнительной власти, который становится выразителем интересов граждан в том виде, как он их понимает;
  • отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы;
  • формальный характер законодательной власти;
  • низкий уровень институализации власти;
  • наличие гражданских прав и свобод;
  • систематическое игнорирование интересов широких слоев населения.

Поскольку делегативная демократия является гибридным режимом, то существуют две альтернативы ее развития: либо трансформация в авторитаризм, либо переход к демократии.

При характеристике демократии особую значимость приобретает вопрос об условиях формирования и функционирования этой политической системы. К их числу можно отнести экономические и социальные предпосылки, существование партийного плюрализма, политическую стабильность, соответствие политической культуре общества, воздействие внешнеполитических факторов. При отсутствии этих предпосылок демократизация общества может привести к хаосу и установлению диктатуры.

Вопрос: «Подумайте, к какому из них можно отнести политическую систему современной России. Аргументируйте свой вывод».

Политическая система современного российского общества – упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Их основные принципы определены в Конституции РФ. Например, институт всеобщего избирательного права создает избирательные комиссии, отвечающие за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партий, обладающих своими особенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе РФ. Например, формы взаимной зависимости института президентства и института законодательной власти заключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, он подписывает и обнародует принятый  Госдумой закон, может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Госдуму в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, если Госдума по прошествии года с момента её избрания в течение трёх месяцев повторно выражает недоверие правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Госдума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении др.тяжкого преступления.

 Российская политическая система ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическаяплюралистическая, правовая.

 

3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг. XX в.)

Современная российская

 политическая система

Советская политическая система

60-80 гг.

Демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров

Единственным источни­ком власти   является народ

Суды были полностью подконтрольны партийным органам и исполнительной власти.

Граждане равноправны и об­ладают широкими правами и свободами

Законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.

Разделение властей

Выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления

Реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных

Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.

Административно-командная политическая система

В организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности

Рынок был ограничен, рыночные механизмы не действовали

многопартийность - признается идеологическое и политическое многообразие

государство во главе с одной партией

 

Заключение

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей и осуществляющих власть.

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесе­ние сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов органи­зации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

 

Список использованной литературы

  1. Политология: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др./под.ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001
  2. Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. — М.: Аспект Пресс, 2003.
  3. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
  4. Формирование политической системы России. — М.: Центр конституц. исслед. Моск. обществ, науч. фонда, 1996.
  5. КОПР: Политология: Политическая система общества.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 636.81K
Скачано: 273
Скачать бесплатно
20.01.13 в 23:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе