Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Семейная государственная политика: основные её принципы

Семейная государственная политика: основные её принципы [25.04.11]

Тема: Семейная государственная политика: основные её принципы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.34K | Скачано: 313 | Добавлен 25.04.11 в 20:18 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2010


Содержание:
Введение 3
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные её принципы 4
2. Социальная защита семьи 9
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 12
Заключение 16
Список литературы 18
 
Введение
Семья - общественный  институт, который имеет  решающее значение, как для индивидуальной  жизни  человека,  так  и  для  социального, экономического культурологического развития  общества. Это уникальная подсистема государства, способная успешно решать  специфические  функции  по воспроизводству населения и социализации новых  поколений.  Именно  по  этим причинам  актуализируется  задача  профессионального  изучения   семьи   как социальной системы, отношений  семьи  и  государства,  концептуальных  основ государственной семейной политики.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее  непреходящая ценность для жизни и развития  человека  и  общества  закреплена  во  многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и  защита  института   семьи   со   стороны   общества,   разработка   всеми государствами  национальной  семейной  политики.  
Государственная семейная политика, объектом  которой  является  семья, формируется на  основе  закономерностей  функционирования  института  семьи. Модернизация  государственной  семейной  политики  связана  с  модернизацией семьи как социального института.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых  подходов  к  решению  многочисленных  проблем  социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства  стало появление семейной  политики,  нацеленной  на  изменение  и сохранение уровня жизни семей,  повышения   благосостояния  и  улучшения  их социального самочувствия.
 
1.    Семейная политика на современном этапе развития России. Основные её принципы.
В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом. По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью». Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики. Часть исследователей придерживается позиции, согласно, которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами». Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.
Традиционно семейная политика была  подчинена  экономическим  целям  и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному  принципу,  как  и  вся социальная  сфера.
Целью семейной политики  является  благополучие  семьи,  укрепление  и развитие семейного образа жизни. При  этом  намеренно  используется  понятие "благополучие", которое в отличие от понятия  "благосостояние"  выражает  не только "материальную обеспеченность",  "имущественное  благополучие",  но  и "счастливую жизнь".
Следует отметить, что при определении цели семейной  политики  нередко допускается отождествление цели со средствами  ее  достижения.  В  Концепции государственной семейной  политики  цели  семейной  политики  сформулированы следующим образом:
1.   Обеспечение   необходимых   условий   для    выполнения    семьей экономической,     репродуктивной,     воспитательной,      психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.
. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.
3. Создание благоприятных условий для рождения и  воспитания  здоровых детей, охраны материнства и детства.
Основные принципы семейной политики:
1. Принцип суверенности (независимости семьи от государства): семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.
ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.
Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.
2. Принцип свободы выбора (тесно связан с принципом суверенности): В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.
В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.
Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.
Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.
3. Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.
Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.
Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении и социализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации.
4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.
Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики.
5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.
В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая технология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия.
 
2.    Социальная защита семьи.
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:
1. Реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Это означает, что выбираются те факторы, на которые можно повлиять хотя бы в перспективе: разрабатывается система льгот, организуется просвещение семьи и обществ.
2. Дифференциация подхода к различным типам семей. В социальной защите принята классификация семей по типам: маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая. В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизации жизненного потенциала семьи. В основе этого принципа лежит английская пословица «Лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить его этой рыбой». То есть социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.
4. Равенство всех семей на поддержку государством. Независимо от типа, к которому относится семья, от существа имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы социальной защиты за помощью.
Государственная семейная политика ориентирована на социальную защиту семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности в современных условиях можно свести к следующему:
1. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и его семьи.
2. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а в государственном секторе экономики — семейный подряд и надомное производство.
. Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые работают на государственных, частных, смешанных предприятиях и в учреждениях.
4. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей — заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на обзаведение домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т. п.
6. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
7. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития.
Семейная политика затрагивает интересы населения, всех слоев общества, она активизирует общественную и политическую деятельность, ее проведение на федеральном, региональном и локально-территориальном уровнях может объединить или расколоть общество, поэтому столь важно, чтобы общественное мнение было готово к преобразованиям подобного рода и поддерживало их. Семейная политика не должна быть делом только отдельных групп и организаций, ее успех прямо зависит от степени вовлеченности в эту деятельность всего общества – прежде всего от степени социального участия населения, в том числе предпринимателей, финансистов, менеджеров, от взаимодействия правительственных и неправительственных учреждений, научных, общественно-политических, профсоюзных, культурных и религиозных организаций, от направленности средств массовой информации, литературы и искусства.
 
3.    Может ли семья стать ключевым фактором в развитии среднего класса и способствовать возрождению России?
Средний класс (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.
Основные признаки и структура среднего класса.
Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В 20 в. понятие «среднего класса» получило очень широкое распространение, поскольку именно в это время наблюдалось его резкое численное увеличение. Анализом среднего класса занимались М.Вебер, Н.Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп и др. Даже марксисты, несмотря на абсолютизацию биполярности классовой структуры (пролетариат – буржуазия), признавали существование среднего класса, относя его к промежуточным социальным группам. Наиболее глубоко и всесторонне проблемы среднего класса рассматриваются в рамках стратификационного (функционального) подхода в социологии.
В начале 20 в. к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий.
Среди ученых постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения – то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.
Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное образование. При этом подчеркивается, что представитель среднего класса имеет более высокий доход и более выгодные условия труда, чем люди из низшего класса, но у него менее выгодные позиции по этим же параметрам, чем у людей, относящихся к высшему классу.
Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Например, согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри его можно выделить две основные категории. Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Данная категория характеризуется непостоянством численности, хотя ее удельный вес в составе населения остается довольно высоким. Это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе. Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса. Эти люди, как правило, имеют высшее образование и являются высококлассными специалистами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие и т.д. Это очень разнородная группа людей, по многим параметрам схожая с рабочим классом.
Четко выраженных границ между этими категориями не существует. Более того, между ними наблюдается интенсивная диффузия. Так, численность «старого среднего» класса (класса собственников) неуклонно сокращается, и, наоборот, увеличивается количество «новых средних» слоев. Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России на сегодняшний день более стабильна. По оценке Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 мая 2010 года составила 141,9 миллиона человек, что говорит о том, что естественная убыль населения в январе-апреле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 24,2 тыс. человек. Миграционный прирост на 61,2 % компенсировал численные потери населения.
Коэффициент рождаемости за последние три года:
2008 — 12,1 на 1000 чел    
2009 — 12,4 на 1000 чел    
2010 — 12,4 на 1000 чел (январь-июнь).
Коэффициент смертности:
2008 год — 14,6    
2009 год — 14,2
2010 год — 14,4 (январь-июнь).
Семья выполняет функцию психологического убежища, служит оплотом стабильности в обществе, наполненном враждебностью, агрессивностью и взаимным недоверием. В семье также решаются острейшие проблемы, связанные с группами социального риска – инвалидами, наркоманами, вернувшимися из тюрем, отказниками и безработными.
Семья как институт могла бы стать катализатором формирования среднего класса, столь необходимого для эффективности экономических реформ. Сильные браки были бы в этом большой поддержкой.
Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия. В семье устойчивы представления о необходимости формирования у молодежи уважительного отношения к определенной профессии, необходимости осуществления будущей трудовой деятельности.
Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.
Таким образом, семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Если государство начнет поиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.
 
Заключение
Семья – ячейка общества, фундамент на котором строится общество. Поэтому в составе социальной политики существует семейная политика, которая поддерживает семью как часть общество в сфере образования, медицины, жилищного строительства, денежных доходов. У семейной политики существуют цели, основные из них были названы в ходе работы, общей целью семейной политики можно назвать благополучие  семьи,  укрепление  и развитие семейного образа жизни. Благополучие не только в материальном, но и в духовном смысле.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
В силу различных причин, таких как, смертность, безработица и т.п. не все семьи могут поддерживать свое состояние на среднем уровне обеспечения. Поэтому, если доход на человека в семье ниже прожиточного минимума (потребительской корзины), то государство готово оказать помощь. Существует социальная защита населения.
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.     
Основные приоритеты социальной защиты семьи
• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Семья, как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации, может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России.
 
Список литературы:
1.    Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI веке. – М., 2000.
2.    Кравченко А.И. и Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов . – СПб, 2007.
3.    Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.
4.    http://wikipedia.org
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 22.34K
Скачано: 313
Скачать бесплатно
25.04.11 в 20:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе