Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи [24.05.09]

Тема: Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.67K | Скачано: 308 | Добавлен 24.05.09 в 19:02 | Рейтинг: +9 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


План
Введение 3
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы 5-10
2.Социальная защита семьи 10-11
3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы 12-14
Заключение… 15
Список литературы 16
 
ВВЕДЕНИЕ
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики. Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института
семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения  благосостояния и улучшения их социального самочувствия
 
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы.
Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.
Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.
От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.
Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности.
 В последние годы наблюдается заметная эволюция тех норм, которые традиционно были связаны с качествами "идеального" мужа и "идеальной" жены. Специфика требований, предъявляемых ныне к супругу, определяется столкновением двух противоположных подходов: глубоким проникновением в сознание людей идей равноправия мужчин и женщин в семье и обществе, с одной стороны, и давлением традиционных стереотипов мужа-кормильца и жены хранительницы домашнего очага с другой. Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе почти всеобъемлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей. Нестабильность экономического положения в семье, задержки выплат заработной платы ( на 1.07.02 г. 850,7 млн. руб., в том числе за счет отсутствия собственных средств предприятий и организаций –718,8 млн. руб. ) и другие трудности создают напряженную психоэмоциональную атмосферу. Те семьи, которые не могут справиться с конфликтами, в которых слабы созидательные процессы, распадаются. Сравнительные статистические данные в целом по стране, Дальнему Востоку и Приморью приведены в таблице.
БРАКИ, РАЗВОДЫ И ОБЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ БРАЧНОСТИ И РАЗВОДИМОСТИ в 2005 г.

Территория

Браки

Разводы

На 1000 населения

браков

разводов

Российская Федерация

1001589

763493

6.9

5.3

Дальневосточный регион

48603

42316

6.9

6.0

Приморский край

14775

12264

6.9

5.7
     В 2005 г. в органах ЗАГС Приморского края зарегистрировано 14775 браков и 12264 развода. Рост разводов опережает число вновь образуемых
семей. Даже по сравнению с 2000 г. число разводов увеличилось на 29,8 %, в то время как число браков - только на 17 %. Период реформ в России неблагоприятно сказался на развитии семейно-брачных отношений. Если в 1990 г. на 1000 браков пришлось 487 разводов, то в 2000 г. – 748, а в 2001 г. – уже 830.
   Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем детства зависит будущее России. А проблем этих в России немало. Ухудшилось качество питания детей, обострились проблемы обеспечения их одеждой, общедоступной медицинской помощью. Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, социально-экономическое Положение которых является особенно тяжелым. Постоянно увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей. В последние годы значительно возросло число детей с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
     Сегодня в России насчитывается около 500 учреждений социального обслуживания семей, открытых в основном в республиканских, краевых и областных центрах. Во многих территориях предпочтение отдается многопрофильным территориальным центрам социальной помощи семье и детям. В ряде мест открываются специальные приюты для детей и подростков, центры реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В этом новом деле много проблем, ошибок, нерешенных вопросов. Но оно чрезвычайно важно, так как помогает наладить помощь семьям на профессиональном уровне. Кадровое обеспечение системы социального обслуживания семьи и детства является актуальнейшей задачей современной России. Масштабы и качество подготовки кадров социальных работников, практических психологов и других специалистов сегодня не удовлетворяют потребности формирующейся системы социального обслуживания. Многие социальные службы, оказывающие помощь населению, а также органы государственного управления в значительной степени не укомплектованы профессионалами. По расчетам существующая потребность в кадрах социальных работников системы социального обслуживания составляет примерно 150-200 тыс.человек, в том числе 30-50 тыс. специалистов высшей квалификации.
     Исходя из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, руководствуясь пониманием важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, достижении общественной стабильности и прогресса, признавая необходимость учета коренных интересов семьи и детей и принятия специальных мер их социальной поддержки в период перехода к рыночным отношениям, учитывая общественную потребность в определении идеологии, основных целей и первоочередных мер в области социальной политики в отношении семьи органов законодательной и исполнительной власти и управления, разработана настоящая концепция государственной семейной политики Российской Федерации. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно- пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи. Объектом семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Семья - один из основных объектов социальной политики. При планировании изменений в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, политике доходов и занятости, в аграрной и жилищной политике следует учитывать необходимость обеспечения позитивного воздействия принимаемых мер на семью.
2. Семья автономна в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной политики должны не регламентировать ее поведение, а способствовать самостоятельному развитию семьи, предоставлять ей возможность выбора форм поддержки.
3. Государство обеспечивает разработку правовых основ семейной политики и предоставление семье установленных законодательством Российской Федерации на федеральном уровне социальных гарантий и льгот при их дополнении и развитии субъектами федерации. Государство заинтересовано в максимально широком участии органов местного самоуправления в проведении семейной политики.
4. Государство строит семейную политику на принципах социального партнерства, разделяя ответственность за семью с гражданскими институтами и всеми гражданами на основе сотрудничества с общественными организациями, церковью, благотворительными организациями и предпринимателями, выражающими интересы различных социальных групп населения.
5. Государство признает равенство каждой семьи и всех ее членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.
6. Государственная поддержка должна быть направлена на оказание помощи семьям в осуществлении ими своих функций, а не на подмену семей в выполнении таких функций.
7. Государство осуществляет социальную защиту семьи, исходя из дифференцированного подхода: предоставление гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
8. Государство принимает на себя обязательства по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, природными и технологическими катастрофами.
9. Государственная семейная политика направлена на формирование в семье равноправных отношений между мужчиной и женщиной, на достижение более справедливого распределения семейных обязанностей и возможностей в выборе форм занятости.
10. Приоритетом в семейной политике являются интересы каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Ее меры должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.
 
2.Социальная защита семьи.
   С 1 января 2007 года вступил в силу ряд законов, направленных на социальную защиту семьи и детей. Теперь размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется по-новому: право на получение пособия получают на равных мать, отец, другие родственники, опекун, а также неработающие родители. Для застрахованных (работающих) оно будет составлять 40% среднего заработка, но не меньше 1500 руб. при уходе за первым ребенком и 3000 руб. при уходе за вторым и последующими детьми, при этом максимальный размер пособия - 6000 руб. Для неработающих детское пособие будет выплачиваться в размере 1500 руб. по
уходу за первым ребенком, 3000 руб. - за вторым и последующими детьми.
   Вводится новый вид государственного пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна (попечителя) и приемного родителя в размере 8 тыс. руб. Часть родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) будет компенсироваться: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на второго - 50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы.
   Максимальный размер платы не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в данном образовательном учреждении. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей, то плата не должна быть выше 10% этих затрат. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулезная интоксикация, то плата с родителей взиматься не будет.
   С 1 января вступил в силу закон о материнском (семейном) капитале, который дает право на государственную поддержку при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующих детей. Ее размер составляет 250 тыс. руб., однако этими средствами можно будет воспользоваться, начиная с 2010 г. Предусмотрен ограниченный перечень статей расходования материнского капитала - это приобретение (строительство) жилья, получение платного образования, вложение в накопительную часть трудовой пенсии матери.
 
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы.
   За 10 лет реформ стабильность семьи упала почти в два раза. Каковы причины? Поистине, в каждой несчастливой и распадающейся семье они свои. Однако есть общее, о чем бы хотелось поделиться соображениями. Среди причин разводов называют взаимное неуважение и непонимание друг друга. Почему вдруг после притяжения и страсти наступает столь разительное отчуждение? Ведь при взаимной любви семья сохраняется. Нам видится мотивом создания семьи стремление найти родную, близкую душу, продлить свой род, увидеть себя в потомках. Бездуховность, вседозволенность нравов, как показали исследования американского психолога Дж. Анвина, изучившего историю 88 цивилизаций, неминуемо приводят к падению государства. Ибо слабеет семья, слабеет государство.
   Прочность государству придают мужчина и женщина, их дети, семья, народ. И они - предмет заботы государственной власти, ее приоритетные задачи, а не экономика, которая вторична. Сейчас все чаще молодые пары отказываются от официальной регистрации брака, распространяются добрачные сожительства и гражданские браки. Почему, какое несоответствие видят и чувствуют они в себе и вокруг? Какое знание и сознание утрачено? Тревожны цифры роста внебрачной рождаемости. В Приморском крае в 1990 г. число детей, родившихся вне зарегистрированного брака, составило 18,1 % к общему числу родившихся детей, в 2000 г - 37,3 %, а в 2001 г. – 38,3 %. Положение женщины не защищается брачными контрактами, оно очень не стабильно. Мать-одиночка несет колоссальную нагрузку по воспитанию ребенка, она испытывает неимоверные стрессы, часто не справляется, ибо воспитание ребенка – предназначение двоих, отца и матери. Еще одной социальной проблемой является рождение детей у несовершеннолетних матерей, неготовых к своим родительским обязанностям. В 2001 г. у матерей моложе 18 лет родились 650 детей, из них более трех четвертей пришлось на долю внебрачных детей. Как правило, внебрачные дети страдают больше, чем их сверстники в полных семьях. Они находятся в более сложных морально-психологических и материальных условиях, от них чаще отказываются матери. В 2000 г. в роддомах было оставлено 206 новорожденных или 11,2 из 1000 родившихся детей, а в 2001 г. – 274 или 13,9 из 1000 детей. Это дети – сироты, лишенные с рождения обоих родителей, никогда не знавшие материнской ласки, никогда и никого не называвшие мамой и папой. Это детское сиротство является серьезной социальной проблемой человеческого общества и отражает бездуховность и низкий уровень культурного воспитания подростков в школе и семье. Среди государственных мер решения этой проблемы следует отметить наибольшую эффективность предупреждения таких поступков через образовательные программы для старшеклассников по здоровью и развитию семьи, формирующие чувство ответственности за сексуальные связи и за таинство рождения новой жизни. Это позволит укрепить семью и предупредить многие беды. Многие семьи хотели бы иметь детей, но не могут позволить себе по разным обстоятельствам, в целом, из-за неуверенности в завтрашнем дне. Снова встают вопросы культуры, устойчивости семьи и политики государства, задача которого гарантировать основные права и обязанности граждан, благополучие и процветание семьи, в конечном счете, восполнение численности народа. В России есть законодательная система, которая должна исполняться и совершенствоваться. Но мало ждать и требовать с других, пришла пора изменяться самим, изменяться каждому из нас, увидеть силу в единстве, в соединении созидательных программ во имя возрождения Родины. Именно сейчас необходима последовательная и постоянная помощь семье в решении всех назревших проблем, в ее духовном возрождении, плодотворное сотрудничество граждан, общественных и государственных структур для того, чтобы было будущее. При этом уже сейчас необходимо принять к осуществлению новые образовательные программы в области сохранения здоровья, психологии активности и экологии семьи, основанные на сознании единства, гармонии с природой, ответственности за свои мысли, эмоции и поступки. Возрождение семьи – это возрождение России.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   Проведенные в 90-е годы преобразования оказали неоднозначное воздействие на жизнедеятельность семьи, происходящие в ней экономические и духовные процессы. Следует отметить, что в ходе проводимых в стране реформ права и интересы семьи целенаправленно не учитывались, не решены многие проблемы, возникшие в переходный период. В частности, очевидна недооценка роли семьи в рамках осуществления приватизации, реформирования налогообложения, создания институтов собственности, малого предпринимательства. Кризисное состояние социального института семьи требует от государства неотложных и решительных мер по его фундаментальной поддержке и стабилизации. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной семейной политики.
   В нашей стране политика в отношении семьи до сих пор четко не сформулирована, носит пассивный характер, не охватывает необходимого комплекса практических мер. Семейная политика во многих своих аспектах отождествляется с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. Другие ее направления должного развития не получили.
Положение социального института семьи в обществе, его социально-правовой статус принижены. Семья, как правило, не правоспособна. В реальности ее права подменяются (или отождествляются) с семейными правами граждан. Семья как социальная единица, как правило, не является субъектом и объектом государственной деятельности. Решения, принимаемые на правовом уровне, адресованы не семье как социальной общности, а индивидууму. В целом нарушен баланс прав и интересов в системе “индивидуум – семья – государство”, причем не в пользу семьи.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 2001.
2. Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер: Социальная помощь семье и детям. 2005. Вып. 2. М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2005.
3. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 2006.
4. Социология. Учебник для вузов/под ред. проф. Лавриненко, 2004
5. Социально–экономическое положение России № 10 – М., 2006.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9
Размер: 18.67K
Скачано: 308
Скачать бесплатно
24.05.09 в 19:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе