Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Семейная государственная политика: главные цели

Семейная государственная политика: главные цели [21.01.12]

Тема: Семейная государственная политика: главные цели

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.93K | Скачано: 308 | Добавлен 21.01.12 в 12:48 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Её принципы 4
2. Социальная защита семьи 11
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 17
Заключение 22
Список литературы 23
 
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена ролью государственной семейной политики как инструмента сохранения и дальнейшего развития социального института семьи, её значением в укреплении и развитии государства, демократизации общества и обеспечении устойчивости его политической системы. Вопросы изучения семейной политики в контексте устойчивого развития России всё же остаются вне должного внимания политологов, что и определяет актуальность проблемы.
Объект исследования – государственная семейная политика на современном этапе развития России и социальная защита семьи.
Предмет исследования – государственная семейная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи и как условие устойчивого развития России.
Цель - выявить сущность и основные направления государственной семейной политики, а также принципы социальной защиты населения.
Достижение цели требует решить следующие задачи:
- охарактеризовать существующие подходы к определению социальной политики в целом;
- сформулировать главные цели семейной политики;
- назвать и охарактеризовать основные принципы семейной политики России.
- назвать и охарактеризовать принципы, на которых  базируется социальная защита семьи.
- охарактеризовать основные направления социальной защиты семьи.
 
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Её принципы
Социальная политика и социальная защита являются важнейшими категориями социологии социальной сферы и привлекают к себе немалый интерес исследователей. Существуют разные подходы к определению социальной политики. Классификация определений социальной политики или подходов может вестись по разным основаниям: в зависимости от обозначенных объектов, субъектов, целей, функций, механизмов и ценностей. Даже из простого перечисления критериев классификации определений социальной политики становится понятно, насколько широк спектр самих конкретных трактовок, ведь количество сочетаний различных составляющих понятия огромен. Обязательными элементами определения социальной политики должны быть объект и сущностная составляющая, желательными – субъект и целевая установка, а остальные компоненты могут и должны рассматриваться отдельно.
Социальная политика – это «концептуальные подходы и деятельность государства и других социальных институтов по регулированию социальной сферы общества и её развития», [8, с. 23].
В настоящее время различают два подхода к определению социальной политики: «широкий» и «узкий».
Широкий подход обосновали Циммерман и Кауфман, определяющие семейную политику как все действия правительства, которые затрагивают семью непосредственно или косвенно. По их мнению, целью семейной политики является семейное и индивидуальное благосостояние. В этом случае, семейная политика включает в себя стратегии образования, занятости, страхования, здравоохранения. Таким образом, в широком смысле семейная политика тождественна социальной политике.
Узкий подход к сущности семейной политики предлагают М.-Т. Летабли и Л. Хантрайз. Согласно их точки зрения, семейная политика – это все специализированные меры государства в отношении семьи: налоговые льготы, выплаты пособий и прочее.
Государственная семейная политика – «система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты и институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования её отношений с государством», [7, с. 49]. Её социальная значимость обусловлена специфическими проблемами семьи, необходимость обеспечения взаимной адаптации государства и семьи, оптимизации деятельности других социальных институтов в интересах семьи.
Объект семейной политики – «сама семья, а также другие социальные институты и общественные подсистемы (например, экономическая), функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи», [4, с. 33].
В качестве субъекта семейной политики могут выступать государство и его органы, различные общественные организации и социальные институты (профсоюзы, церковь, партии), отражающие воззрения и интересы различных слоёв и групп населения.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки. Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи. После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный статус. В указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика – это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.
Особенностью современной государственной социальной политики является недооценка роли семьи, как важнейшей политической ценности, обеспечивающей устойчивость политической системы, гармонизацию интересов государства и индивидов, комфортность среды обитания.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики. В связи с этим долгосрочные цели семейной политики должны быть ориентированы на преодоление кризиса семьи, обеспечение гарантированного выполнения семьей ее социальных функций по рождению, обеспечению и воспитанию детей. Основные цели государственной семейной политики заключаются в:
- обеспечении государством необходимых условий для реализации семьёй её функций (культурно-психологической, репродуктивной, воспитательной и экономической) и повышении качества жизни семьи;
- обеспечении прав детей на полноценное всестороннее развитие: интеллектуальное, нравственное, физическое и социальное;
- создание благоприятных условий полного и равноправного участия женщины-матери в культурной, экономической, политической, социальной жизни общества, для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей мужа и жены;
В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены:
1) Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.
2) Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.
3) Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.
4) Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.
5) Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
6) Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.
7) Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.
8) Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
9) Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.
Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных принципов.
Принцип автономности и свободы выбора означает наличие в обществе подлинной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения.
Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины выражается  в том, что муж и жена имеют равные права при решении вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т.д.).
Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов вытекает из содержания Конвенции о правах ребёнка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделённую соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Российская Федерация как участник Конвенции о правах ребёнка приняла на себя обязательства привести действующее законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемирную защиту прав и интересов ребёнка. В Семейном кодексе закреплён целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные  и имущественные права), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию людей). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребёнка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Именно семейное воспитание в семье, насколько это возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройств детей, оставшихся без попечения родителей, отдаёт приоритет их семейному воспитанию (опека, попечительство, усыновление).
Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной помощи и поддержки. Причём такая помощь как с нравственной, так и с правовой позиции должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишённым по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим н только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста, но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа. Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в семейном кодексе), то они могут быть принуждены к её исполнению в судебном порядке.
Эффективность мер семейной политики определяется степенью безопасности семей, их экономическим статусом и демографическими показателями (рождаемость, смертность, миграция). Показателем эффективности современной семейной политики может также стать наличие механизмов социального взаимодействия в структуре ее реализации, за счет участия в ней новых субъектов.
В современном российском обществе усиливаются тенденции к сокращению брачности, увеличению количества разводов, неполных семей, повышению доли нуклеарных и уменьшению доли сложных семей, их малодетности. Это приводит к превалированию смертности по отношению к рождаемости, к негативным демографическим и политическим последствиям. Сбережение российского народа, преодоление кризиса, повышения рождаемости невозможно без проведения государственной семейной политики, ориентированной на повышение престижа семьи, материнства и отцовства, создание семьи с двумя и более детьми, возрождение духовных и нравственных устоев семьи. Сложившаяся ситуация диктует необходимость разработки и реализации долгосрочной социальной политики государства, составной частью которой должна стать тщательно продуманная семейная политика.
 
2. Социальная защита семьи
Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения.
Социальная защита – «это комплекс мер, направленных на устранение социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ. Естественно, эти меры и действия должны вписываться в систему общественных отношений, социальную политику государства, осуществляться определенными социальными институтами, в том числе специализированными учреждениями, направляться на обеспечение людей социальными гарантиями, быть условием реальности прав и свобод», [6, с. 75].
Объект социальной защиты – это «все члены общества без исключения, так как каждый гражданин, каждый человек (даже самый «благополучный») существует в обществе, жизнь которого регулируется определенными законами, нормами и традициями, предусматривающими регулирование всех видов отношений, в том числе и в области социальных прав, гарантий, свобод», [3, с. 55]. Естественно, что ряд категорий населения требует к себе повышенного внимания, дополнительных защитных мер, но это не значит, что другие «выпадают» из общей системы социальной защиты. При необходимости можно и нужно отдельно определять социальную защиту для уязвимых слоев населения – бедных, инвалидов, детей.
Субъектом социальной защиты является всё общество в целом. Если в качестве субъекта рассматривать только государство и его органы из поля социальной защиты выпадают её неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые играют важную, а порой и решающую роль в защитных процессах.
Цель социальной защиты состоит в обеспечении людей определенным уровнем и качеством жизни, посильными для общества и законодательно закрепленными в качестве правовых гарантий и свобод, должна помочь в разрешении проблемных жизненных ситуаций.
Функции социальной защиты:
- препятствует неблагоприятным воздействиям среды на человека;
- охраняет от неблагоприятного воздействия социальных, экономических, социальных, демографических, экологических и прочих факторов;
- защищает от социальной, экономической и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от человека причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал;
- предохраняет от сползания уровня и качества жизни людей ниже предела, минимального в данном обществе в данное историческое время.
В целом социальная защита должна охранять от социального неравенства, делающего одних людей более уязвимыми (в морально-психологическом, в правовом, в политическом, в экономическом или ином смысле), нуждающимися по отношению к другим.
Приоритетными направлениями государственной защиты семьи в Российской Федерации являются:
1) обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;
2) установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;
3) создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;
4) гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
5) обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
6) обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;
7) оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;
8) обеспечение материальной и социальной поддержки семей
9) формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;
11) профилактика социального сиротства;
12) проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения  семьи
13) предупреждение насилия в семье.
Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
Обоснование и проведение семейной политики не должно быть монополией государства. В выработку её стратегии должны включиться общественные движения, выражающие интересы основных групп общества и институтов гражданского общества, потому что ни государство, ни общественность, ни бизнес не могут “в одиночку” преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить семьям равные возможности для достойной жизни.
В соответствии с положениями федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ) действует система пособий, которая «включает пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву», [7]. Для поддержки семей, имеющих двух и более детей, один из которых рожден не ранее 1 января 2007 года предоставляется материнский капитал. Материнский капитал в 2012 году увеличится до 387 тысяч рублей. 7 июля 2011 года Владимир Путин на заседании Правительства заявил, что «к 2014 году размер материнского капитала составит 430 тыс. рублей», [5].
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации относятся:
- установление основ государственной семейной политики в Российской Федерации;
- определение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и реализации государственной поддержки семьи в Российской Федерации;
- формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную поддержку семьи в Российской Федерации;
- разработка и реализация федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной семейной политики в Российской Федерации;
- финансирование федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации;
- выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной поддержки семьи в Российской Федерации.
На региональном уровне также осуществляется поддержка семей, имеющих детей, в виде выплаты пособий и предоставления мер социальной поддержки. Порядок и условия этих выплат устанавливаются регионами самостоятельно.
Государственная система поддержки семьей с детьми включает не только пособия и компенсационные выплаты, но и создание социальных условий (поликлиники, детские сады, школы, учреждения культуры и спортивные сооружения). Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи.
В реализации семейной политики все активнее выступают гражданские организации, которые способны оказывать ощутимое воздействие на эффективность проведения реформ, на консолидацию общественности для решения социально-значимых проблем. Приоритетными направлениями взаимодействия, непосредственно влияющими на семейную сферу, являются: объединение усилий и ресурсов в достижении общенациональных целей, согласование интересов по горизонтали и вертикали, инициирование консенсусных технологий, толерантных диалоговых форм взаимодействия, формирование культуры гражданского участия.
Общественные объединения и иные некоммерческие организации участвуют в обеспечении государственной поддержки семьи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами. Они осуществляют гражданский контроль за обеспечением государственной поддержки семьи.
«В 2011-2013 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности», [2]. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
Принципы социальной защиты семьи – это принцип патернализма, принцип заявительности и принцип поощрительности», [4, с. 67]. Охарактеризуем их:
- принцип патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.
- принцип заявительности, в соответствии с которым, меры социальной поддержки и социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
- принцип поощрительности,  суть которого заключается в том, что  властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных  важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов.
 
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?
Сформировавшийся кризис имеет в своей основе неадекватное, не соответствующее исторической потребности, отношение к семье и духовно-нравственной составляющей в семейной жизни со стороны ущербно развивающегося общества.
Очень долгое время в нашей стране происходила подмена семейных ценностей ценностями коммунистических идеалов, никем никогда не виданных, и потому еще более абстрактных. В результате мы имеем сегодня то, что имеем: дети забывают своих родителей, вырастая они не ценят счастья появления собственных детей и оставляют их в детском доме, очень часто эти дети так никогда и не попадут снова в семью, и вырастают, не зная что такое семейные ценности. В последние годы это стало еще большей проблемой, т.к. из-за снижения уровня жизни все больше брошенных детей, а детей в полных семьях редко больше одного-двух. Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, а не только призывая возрождать семейные ценности. Ещё 100-150 лет назад русская семья была оплотом государства. Высокая рождаемость, нравственность, глубокие основы Православной Веры были залогом государственного строительства, прочности вооружённых сил, духовного единства нации. Понять механизмы русской семейной культуры прошлого, традиционного уклада и быта рядовой русской семьи - значит найти решение сегодняшних проблем по экономическому и духовному возрождению России.
Сегодня в результате государственного пренебрежения к серьёзному изучению семьи и её проблемам мы и имеем одну из самых низких рождаемостей в мире, десятки тысяч малолетних беспризорников, и сотни тысяч молодых бездельников, идущих прямым путём к наркомании, спиду, алкоголизму, проституции, бандитизму и тому подобным антиобщественным проявлениям, угрожающим сегодня самой нашей государственности.
Остановить это движение к пропасти можно только сделав решительное усилие к восстановлению престижа семьи, создав необходимые моральные и экономические стимулы и обеспечив социальные гарантии здоровой семье. Безусловно, делать это нужно разумно, направляя усилия по главным направлениям, согласно программам, разработанным специалистами по долгосрочной семейной политике. Методологически здесь должен быть применён, сегодня широко распространенный, системный подход и выявлена естественная системность в тех духовных взаимосвязях, которые обеспечивают целостность и семьи и общества в целом. Было бы весьма плодотворным рассмотреть институт семьи с позиции исторического системного подхода к развитию отдельных форм самоорганизации материи. В принципе, необходимо поработать на стыке сравнительно старых наук - социологии и истории с молодой, отпочковавшейся от биологии, наукой - синергетикой. Здесь мы увидим, что исторический путь совершенствования самоорганизующихся целостных объектов естественным образом приводил к объединению последних в целостные общности, имеющие особые своеобразные механизмы самосохранения. Сами сложнейшие общности социумы, вырабатывая в процессе эволюции сложнейшие механизмы самовозобновления, остановились на семье, как целостном самоорганизующемся объекте представляющем элементарную общность и являющимся, вместе с другими такими же, содержанием общности более высокого порядка. Исследования в данном направлении должны стать весьма продуктивными.
Между тем наша наука с трудом, слишком медленно разворачивается в сторону семьи. Это находит отражение и в уровне управленческих решений государственного масштаба: они редко выходят за границы экономической колеи, а подчас и вовсе неадекватны исходным фундаментальным потребностям человека, семьи и общества. Знание механизмов самоорганизации семьи и общества прежде всего состоящего из семей, позволило бы оптимизировать государственные решения и, надо полагать, даже снизить общие затраты при решении ключевых задач по государственному строительству. Сегодняшние метания от одной "горящей" проблемы к другой даёт мизерный результат, но требует максимального приложения сил и весьма значительных финансовых затрат. Обратившись же лицом к проблемам семьи, государство нашло бы не только оптимальный путь к возрождению общества, но и получило бы значительную поддержку со стороны населения, которое несмотря ни на что было, есть и ещё долго будет организовано в естественные семейные ячейки, которые являются не только "механизмами самовозобновления", но и генераторами духовности всего общества.
«К среднему классу принято относить людей с ежемесячной зарплатой в размере $1000, имеющих автомобиль, жилье и банковские сбережения», [1].
Сейчас средний класс в России составляют люди, связанные с финансовым сектором, нефтегазовым комплексом и с такими естественными монополиями, как энергетика и железнодорожный транспорт. А те, кто занят интеллектуальным трудом, образованием и здравоохранением, либо не относятся к среднему классу, либо находятся на его нижней границе.
Минэкономразвития подсчитало, как вырастет средний класс в России через десять лет. По их словам, «доля среднего класса в России при сохранении сырьевого характера экономики увеличится с 20-25% до 30%, а при модернизационном развитии – до 35-40%», [1]. Это люди с зарплатой в 30 000 рублей, квартирой и машиной. Критерий среднего класса – это размер не зарплат, а доходов на члена семьи и ему удовлетворяет уровень жизни не более 10 % населения.
Даже 35% среднего класса через 10 лет – это немного: в некоторых развитых странах его доля достигает 60%, при этом разрыв между бедными и богатыми не столь значителен, как в России. Около 30% среднего класса при инерционном развитии экономики – это мало. Это означает, что в России не будет такого количества высокооплачиваемых мест, которое давало бы достаточные доходы и позволяло бы населению не бояться раскрывать их», – говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Главный критерий среднего класса – это уровень не зарплаты, а уровень дохода на человека в семье свыше шести прожиточных минимумов (в 2010 году – 34 тысячи рублей). Но в таком случае в России не насчитывается 25% граждан, относящихся к среднему классу. «В апреле 2011 года 12,9% российских трудящихся имели зарплату ниже 6600 рублей, то есть не дотягивали до прожиточного минимума (6473 рубля в первом квартале 2011), а зарплату свыше  30 тысяч имело лишь 19,7% работников, выше 35 тысяч – 14,5%», [1].
Значительная часть трудящихся содержит на свою зарплату не только себя, поэтому семьи большинства получателей даже высоких зарплат не попадают по уровню доходов на средний класс. Критерию «доход на человека в семье свыше шести прожиточных минимумов» удовлетворяет не более 10% населения.
Впрочем, жители России скромно с материальной точки зрения оценивают понятие среднего класса: к этой категории уже сегодня себя относят 35% респондентов. Они считают, что основной признак среднего класса не только довольно высокий уровень доходов и определённый характер работы. Каждый пятый уверен, что принадлежность к классу определяется наличием высокого уровня образования. Таким образом, в него попадают учёные, врачи и учителя, которых Минэкономразвития по материальным соображениям туда не включает.
 
Заключение
После изучения темы « Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи» можно сделать сделать следующие выводы:
1. Сущность государственной семейной политики в современной России состоит в том, что это составная, относительно обособленная часть социальной политики, разрабатываемая и осуществляемая государством совместно с институтами гражданского общества, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивидов (отца, матери, супругов, родителей, детей, родственников) как носителей семейных ролей.
2. Государственная семейная политика должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе взаимодействия и сотрудничества с государством, гражданскими объединениями, что позволит повысить статус семьи в обществе и увеличить долю успешных семей. Достижение целей семейной политики основывается на оказании адресной поддержки социально и экономически активным семьям. Именно с ними государство сможет строить партнерские отношения, сменить иждивенческие настроения на политику, призванную раскрыть потенциал семьи, готовой к постоянному духовному и профессиональному росту. Взаимодействие и партнерство современных политических институтов – стратегии развития семейной политики.
Основные направления преодоления институционального кризиса семьи таковы: повышение ценности семьи и семейного образа жизни, что будет способствовать минимизации доли «гражданских» браков; повышение уровня рождаемости; рост уровня жизни молодой семьи; преодоление беспризорности и детской подростковой девиантности; развитие семейных форм воспитания; увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей.
 
Список литературы
1. Журнал «Чайка», 2011, № 9. Эмма Тополь. «Средний класс в России».
2. Журнал SPERO, 2011, № 5, с. 33-69. Захаров С.В. «Социальная политика: Экспертиза, Рекомендации, Обзоры».
3. Каунова С.Н., Вартумян А.А. Семейная политика в современной России: сущность, принципы, перспективы – Армавир: Изд-во Армавирск. гос. пед. ун-та, 2010.
4. Морозова Е.А. Социальная защита населения: системное изучение. Новосибирск, 2006, 287с.
5. Российская Бизнес-газета, 2011, № 11. Суходолов А.Н. «Социальная поддержка семьи».
6. Семьеведение: [учеб, пособие]. / Н. Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с. – (Краткий курс лекций для вузов).
7. Социальная политика. Учебник (под общей ред. Волгина Н.А.). Издательство «Экзамен». – М. – 2008.
8. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.93K
Скачано: 308
Скачать бесплатно
21.01.12 в 12:48 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе