Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Семейная государственная политика как преодоление институционального кризиса семьи

Семейная государственная политика как преодоление институционального кризиса семьи [06.12.08]

Тема: Семейная государственная политика как преодоление институционального кризиса семьи

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.22K | Скачано: 296 | Добавлен 06.12.08 в 14:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2007


Содержание
Введение 3
Глава I: Подходы к семейной политике в современном мире 5
Цели и задачи семейной политики 7
Президентская программа семейной политики 9
Глава II: Семейная политика и социальна защита семьи в Российской Федерации 14
Понятие социальной защиты 14
Концептуальные подходы к системе социальной защиты в современных ус-ловиях 18
Глава III: Государственная семейная политика – важнейшая политиче-ская стратегия современной России 24
Заключение 26
Список использованных источников 27
 
ВВЕДЕНИЕ
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики. Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения  благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
 
Глава I: Подходы к семейной политике в современном мире
Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.
При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей.
Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений. В ООН предпринимаются усилия систематизировать основные положения, касающиеся семьи и содержащиеся в международных документах, разработать Декларацию о правах и ответственности семьи. Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа "Хартия семьи/права семьи". Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.
На основе анализа "Руководящих принципов по вопросам семьи", разработанных названной рабочей группой, выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:
— утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;
— обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ за счет военных расходов;
— осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);
— оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;
— содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;
— предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;
— предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;
— формирование позитивного для семьи информационного пространства.
Политика материальной поддержки семей с детьми составляет важную составную часть социальной политики во всех странах Европейского Союза, хотя между ними существуют и немалые различия.
Цели и задачи семейной политики
Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций".
Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".
Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:
1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.
2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.
3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.
Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:
— обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
— создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
— содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;
 — формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;
— решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;
— предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.
Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.
В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:
развитие законодательной базы государственной семейной политики;
демографическая политика в отношении семьи;
экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;
социокультурная политика в отношении семьи;
развитие социального обслуживания семьи;
государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;
региональная семейная политика;
взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;
разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.
Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.
Президентская программа семейной политики
В 1996 году президентом России была утверждена программа социального развития "РОССИЯ: Человек, Семья, Общество, Государство". Некоторые, наиболее важные, положения данной программы в области семейной политики:
Материнство и отцовство, права женщин
Помочь семье - значит обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия.
Новая концепция демократии, ориентированная на международные нормы охраны прав человека, подразумевает ликвидацию всех форм дискриминации женщин. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" - это намерение обеспечить фактическое, а не декларативное равноправие между полами.
Материнская и младенческая смертность, количество абортов и состояние здоровья женщин - серьезный показатель состояния общества. Ханжеская традиция нашей жизни позволяла упоенно обсуждать создание танков и космических кораблей, но никогда не говорить вслух о том, в каких условиях появляется на свет российский гражданин. Общество равнодушно к беременной женщине и обустроено так, что она ощущает себя социально неудобной и психологически подавленной.
Одна из самых серьезных проблем здоровья женщин - отсутствие в нашей культуре психологических установок на сохранение здоровья и здорового образа жизни, что связано с темой жертвенности, традиционной для коммунистической морали.
Мы должны создать условия для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы и привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международными правовыми договорами о равенстве возможностей в сфере занятости. Кроме того, необходима разработка законодательных актов, предусматривающих экономические стимулы и льготы, способные повысить заинтересованность работодателя в приеме граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего дня, работы на дому или по гибкому графику.
Защита детства
Долгие годы мы давали усыплять себя мифом о "стране счастливого детства". Между тем технологическая мощь государства накачивала военные мускулы, обделяя самых беззащитных. Накапливалось экономическое отставание, бьющее в первую очередь по самым острым социальным проблемам. Мы не противостояли идеологическому ханжеству, вранью, показухе. Сейчас не до разборок - кто прав, кто виноват. Никакие политические распри не оправдают нашего промедления. Ведь речь идет о детях, о будущем. Здесь надо решать проблемы сообща и только глядя правде в глаза.
Снижение детской смертности. Нельзя мириться с тем, что уже давно в нашей стране показатели, характеризующие детскую смертность, от младенческой до юношеской, превышают аналогичные в экономически развитых странах. Среди причин младенческой смертности, как и в прежние  годы, ведущее место занимают состояние, возникшее в перинатальном периоде, и состояние здоровья и нервной системы родителей. На повышение смертности подростков влияют травмы и детский алкоголизм, неблагоприятная социальная среда. Суть мер, предлагаемых в моей программе, - борьба с причинами, обусловливающими детскую смертность:
реализация проектов, направленных на улучшение репродуктивного и психологического здоровья женщин; разъяснительные кампании для молодежи, связанные с повышением престижа здорового образа жизни, борьбой с алкоголизмом и наркотиками;
развитие инфраструктуры молодежного досуга;
Уже приняты меры по усилению прямой материальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми: введено ежемесячное пособие на каждого ребенка, для одиноких матерей и другие.
В правовом регулировании остаются нереализованными такие требования Конвенции ООН о правах ребенка, как право на неприкосновенность личности, защита чести и достоинства, защита от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе со стороны родителей и воспитателей. Нередко санкции за эти преступления неоправданно мягки, не учитывают морального ущерба, включающего в себя, кроме стресса, и необратимые явления разрушения еще не сформировавшейся психики и еще не сложившегося характера.
Среди всех проблем культурного возрождения проблемы искусства для детей и юношества станут приоритетными.
Утвержденным недавно Указом Президента России "Об Основных направлениях государственной семейной политики" предусмотрена помощь семье в воспитании детей путем:
государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;
распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних.
Помощь родителям. Дальнейшее развитие должна получить система пособий гражданам, имеющим детей.
Основные направления государственной семейной политики, утвержденные недавно Указом Президента России, содержат следующие меры:
распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время по месту работы матери;
усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта), за обеспечением гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому;
Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающиеся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне.
Система денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям будет увязана с уровнем рождаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе.
Мы все должны сделать главным критерием нашего развития уровень жизни и защищенность прав детей. Как сегодня живут наши дети, так завтра будем жить мы сами.
Выполнение этой программы – забота не только Президента и Правительства, – каждого из нас. Только при объединении всех социально–политических сил можно достичь поэтапного выполнения данной программы. В этом мне видится залог развития и процветания российского общества в целом и каждой семьи в отдельности.
 
Глава II: Семейная политика  и социальна защита семьи в Российской Федерации
Понятие социальной защиты.
Системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к анализу его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.
Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения. В зависимости от этого можно выделить несколько видов подходов к формированию механизма социальной защиты:
1.    Политика в отношении семьи рассматривается с точки зрения решения демографических проблем.
2.    Политика в отношении семьи ориентируется на защиту детей (особенно из бедных семей) от материальных решений и перераспределение доходов в пользу семей, имеющих детей.
3.    Политика в отношении семьи предусматривает предоставление широких возможностей выбора и оказания помощи всем видам семей. Она направлена на выравнивании различных уровней жизни в отдельные периоды жизненного цикла.
4.    Политика в отношении семьи рассматривается в увязке с проблемой положения женщин в сфере занятости. Действия механизма могут быть разнонаправленными, включая как стимулирование притока женщин на рынок труда, так и предоставление возможностей оставаться вне рынка рабочей силы.
Общая направленность действия механизма социальной защиты семьи на этапе проведения экономической реформы в стране – адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности. Выделяются два фактора, определяющих этот процесс: внешний и внутренний.
Внешний фактор связан со средой, в которой происходит становление этих механизмов, и определяется происходящими в ней процессами: инфляцией, бюджетным дефицитом, ростом цен, снижением покупательной способности, безработицей. Наиболее остро встает проблема потери дохода и причины приводящие к  этому. Внутренний фактор определяется состоянием самого объекта социальной защиты – семьёй, новыми изменениями и тенденциями в развитии института семьи.
Адекватность механизмов социальной защиты предполагает их встроенность в общую систему общественных отношений и достаточную гибкость в условиях изменения её отдельных параметров.
В условиях проводимой в России экономической реформы выбор механизмов зависит от однозначности и одно направленности её осуществления. В рамках провозглашенного демократического характера преобразований это предполагает преодоление монополии государства  проведении социальной политики, в частности политики в отношении семьи, и расширение возможностей людей влиять на формы и методы социальной защиты (речь идет  о социальном партнерстве).
Другим объективным условием Формирования механизма социальной защиты является ограниченная возможность государства в условиях кризиса оказывать помощь всем нуждающимся (из-за недостатка ресурсов).
Определяющим фактором выбора механизма социальной защиты в настоящие время стало прогрессирующее расслоение общества, массовые объединения населения.
Исходной базой анализа и выбора возможных механизмов социальной защиты являются обозначенные выше и сложившиеся в мировой практике подходы у реализации механизма социальной защиты семьи. При этом основными критериями действительности механизма социальной защиты семьи являются, в первую очередь, агрессивность и целенаправленность.
Нормативно- правовая база, являющаяся основой социальной защиты населения, очень многообразна, и, отражая развитие отрасли, она постоянно расширяется. В настоящее время в нее входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты.
К международным документам относятся Международный билль о правах человека, включающий в себя три документа, принятые Генеральной Ассамблеей ООН; Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и полных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.
Применение Международного билля о правах человека стимулировало создание ряда документов, в которых конкретизируется содержание и пути решения проблем защиты прав человека. Особенно акцентируется внимание на проблемах социального обеспечения граждан; ликвидации голода и недоедания; Брака и семьи; детей и молодежи; трудовой занятости населения; соблюдение прав отдельных лиц и индивидов, организаций самых различных видов; помощи на глобальном, региональном и местном уровнях всем нуждающимся. В 1989 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – один из основополагающих, вместе с Декларацией прав ребенка (1959 год) международных правовых документов, содержащих обоснование и описание основных прав ребенка.
Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. При этом она призывает ратифицировавшие её государства создавать условия, при которых дети могу принимать активное и творческое участие в социальной и политической жизни страны. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а так же обязанность государства в выполнении своих обязательств.
Существующая концепция социальной защиты населения Российской Федерации ориентирована на сценарии трехэтапного развития экономики: кризис, восстановление экономики, экономический подъем.
На сегодняшний день не сложилось единого представления о сущности, содержании, характере социальной защиты как системы, да и само понятие социальной защиты не имеет однозначного толкования. Например, М.И. Лаборакина рассматривает социальную защиту наряду с социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной поддержкой, как функцию социальной сферы. Под социальной сферой автор понимает защиту социальных прав как неотъемлемую часть прав человека.
На мой взгляд, социальную защиту нужно рассматривать как систему принципов, методов, гарантий, предоставленных государством, которые поддерживают жизнеспособность человека. По мнению Красновой, государственная система социальной защиты включает в себя четыре блока:
1.    Первый блок - социальное благосостояние. Это означает, что государство должно создать такие экономические условия для граждан, чтобы они сами могли зарабатывать себе на жизнь, а не быть униженными просителями. Задача правительства должна сводиться не к благотворительности, а к обеспечению устойчивого денежного обращения.
2.    Второй блок – Социальная безопасность. Внебюджетные фонды утратили страховые функции, и назрела необходимость реформирования социально, медицинского, пенсионного и других видов страхований.
3.    Третий блок представляет собой систему выплат пенсий и пособий.
4.    Четвертый блок - социальное обслуживание.
Задачи социальной защиты реализуются через социальную инфраструктуру.
Социальная инфраструктура – это совокупность органов и учреждений, их материальной и нормативно - законодательной базы, которые обеспечивают удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Поиск новых подходов к социальной политике и к одному из её направлений – социальному обслуживанию населения – привел к выводу, что введение в практику разнообразных видов и методов социальной работы может способствовать росту качества социальной защищенности граждан. В настоящее время в России зарождаются, и функционируют различные типы учреждений системы социальной защиты населения. К их числу относятся, например такие как:
-    Центры социального обслуживания (отделения социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной помощи);
-    Комплексные центры социального обслуживания;
-    Дома ( пансионаты) для ветеранов войны и труда;
-    Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.п.
Положение детей в стране – важнейший социальный индикатор. Ухудшение или улучшение показателей, по которым определяется неблагополучие или благополучие, в современных условиях приобретает особую социально-политическую значимость и объективно выступает фактором социальной стабильности или конфронтации населения и правительства.
Практические вопросы защиты детства перешли сегодня в ряд социально –педагогических и стали рассматриваться специалистами с научно-педагогических позиций. Нарушение общественных структур на современном этап, таких, как территориально- экономическая целостность, духовная общность, негативно сказываются на детском населении страны.
Характерной особенностью последних лет явилось положение кризисов: глобального (цивилизационного, общероссийского, секторальных, по отдельным сферам социальной жизни), молодежной популяции 90-х годов, возрастных, индивидуально личностных.
Концептуальные подходы к системе социальной защиты в современных условиях.
Социологи прогнозируют дальнейшее снижение жизненного уровня и социального самочувствия детей и молодежи в результате общероссийского и спектральных кризисов. Рассмотрим понятие детства как социально- психологического феномена социума. С точки зрения известного отечественного психолога, Фельдштейна, в индивидуальном варианте – это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном – это совокупность детей разных, возрастов, составляющих довзрослый компонент общества.
Как особый социальный феномен, детство исторично. На исторических этапах развития общества оно имеет не только разные ёмкости, но и  разным, как известно, было отношение к детству взрослых. В этой связи интересна, на наш взгляд, постановка проблемы взаимоотношения взрослых и детей.
До сих пор этот вопрос недостаточно проработан и четко не поставлен на ученом уровне. Это преодолел психолог Фельдштейн, своими работами последних лет (1997-2000г.). Можно согласиться, что проблема взаимодействия детей и взрослых приобретает особую значимость в диспозиции детство - взрослость - двух особых социальных структур и реальных объектов.
Это пространство между Мирами взрослых и детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться и не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, и т.д., но и соответствующими конструктами: а) обеспечивающие превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога с взрослым б) ставящими детство во всей сложности его внутренних «организаций» в позицию реального субъекта такого диалога.
Однако в современном обществе прослеживается качественно иная картина – картина деформированных взаимоотношений взрослых и детей. Налицо серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку. Во взрослом мире реально  не выработано отношение к Детству как субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это, в частности, проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека в общество. Членам общества он становиться сразу, одновременно, не пройдя весь необходимый путь поэтапного социального принятия, неподготовленный, а освоению психологических, особых отношений в обществе. Сложный процесс социального  развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношества. Между тем, именно в поэтапном принятии ребенка обществом выражается связанность, непрерывность развития детства. Вследствие не реализованности поэтапного принятие ребенка в общество происходит не осознанных обществом разрыв поколений на мотивационно - личностно – социальном уровне, который является результатом противоречия между интересами общества в целом и человека. В условиях разрешения данной проблемы необходима социальная защита детей. Что же это такое? Как свидетельствуют источники, это осознание ответственности взрослых перед молодежью, не достижение социальной зрелости, за качество их жизни. Осознание этой ответственности заключается не только в верной оценке современной ситуации с детьми и молодежью – понимание ее взрывоопасности. Это, прежде всего поиск путей снятия указанного выше противоречия, затушевывание или непонимание которого на официальном уровне выражается в декларативности, социально демографическом, миликтирующем характере всего нормотворчества в детской и молодежной сферах, всех государственных программ социальной защиты детей и молодежи; Это коллективная,  общественная разработка современной парадигмы социальной защиты общества. Парадигма, как совокупность теоретических и методолоческих предпосылок, является основанием выбора проблем, что позволяет сосредоточить внимание на специалистов теоретиков и практиков на разработке научно обоснованной модели социальной защиты детства, конкретизированной в соответствии с назначением и функциями каждого института социализации типа учреждения и каждой педагогической должности.
Противоречия, по сути, и генезису носит социально- педагогический характер и должно рассматриваться в контексте социального образования (социализации детей  в процессе их защиты и примирительно к социальным и общественным условиям). Следовательно, речь должна идти о социально- педагогической парадигме защиты детства. Успешность разработки такой парадигмы связана в большей мере со степенью разработки теоретических основ, раскрывающих закономерности, цели, предмет и функции конкретной развивающейся формы научного знания и его существенные связи с определенной областью практики.
Очевиден вклад С.М. Матского и А.С. Макаренко, разработавших концепцию и внедривших непосредственных опыт по моделированию социально-педагогической защитной деятельности, в основу которых была положена идея взаимообусловленности влияний воспитания социальной сферы. Как пишет Л.С. Никитина, суть этой методологии заключается в целостном процессе социально воспитания, рассматривалось или в качестве важнейших стимулов, интеллектуального, мировоззренческого, нравственного, эстетического и физического развития личности.
В настоящее время происходящие в нашем обществе кризисные процессы не создают условий для позитивного социального развития личности. С точки зрения Д.И. Фельдштейна, под социальным развитием понимается постоянно воспроизводящийся результат социализации, индивидуализации, которые характеризуются не только уровнем освоения, растущим человеком всеобщего социального в своей сложности и широте его определения, но и степенью социальной самостоятельности индивида. В этом плане в процессе социализации, индивидуализации (то есть в процессе социального созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой самости (нового уровня самосознания, самоопределения). Это позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивать соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта.
Именно в таком двуедином воспроизводстве и происходит социальное взросление, проявляется степень социальной зрелости.
Все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.
Многоаспективность и многогранность человека как объекта научного познания, определяющие уникальность профессии социального педагога, настоятельно требует сегодня обобщения, интеграция всех наиболее ценных и конструктивных теоретических положений, выработанных мировой наукой и практикой, а также всех воспитательных компонентов социума. Назначение социального педагога- оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социо-культурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитания, развития и социальной защиты детей.
Подготовка специалистов, способных гуманизировать отношения между людьми, содействовать социальному, духовному, нравственному возрождению России, социальной защите её жителей – новая перспективное направление в профессиональном образовании.
 
Глава III: Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России
я считаю, что семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи.
Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.
От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.
Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности.
Политическая значимость государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию, как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.
В процессе модернизации государственной семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики, популизм, недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.
Однако главной причиной неэффективности современной государственной семейной политики является незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений. Государственная семейная политика должна стать объектом политических стратегий современных политических сил.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.
Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.
Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство – М., 1996.
2.    Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне.- М., 1998
3.    Кравченко А.И. Социология: учебное пособие.- М.,2004
4.    Смирнов С.А. Педагогика : пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов. М ; Издательский центр « Академия » 1998
5.    Савинов Л.И. Семьеведение. Учебное пособие. Саранск, 2000.
6.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриенко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА,2004
7.    Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г.Волков. 2е изд. Ростов Н/Д. Феникс,2006.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 30.22K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
06.12.08 в 14:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе